| Сервис: |
| |
Архитектура в период архаики
Рост городов в Греции вызывает расширение строительства. В этот период происходит складывание системы архитектурных ордеров, которая легла в основу всей античной архитектуры. Ещё ранее был создан тот тип здания, который в дальнейшем воплотил мир чувств и идей свободных граждан греческого полиса. Таким зданием стал храм, посвящённый богам или героям, центр всей политической и культурной жизни города. Храм был хранилищем общественной казны и художественных сокровищ, площадь перед ним часто являлась местом собраний и празднеств. Храм воплощал идею единства гражданского коллектива города, незыблемость его общественного уклада.
Архитектурные формы греческого храма сложились не сразу и в период архаики претерпели значительные изменения. Греки считали храм жилищем божества и при его сооружении исходили из главного помещения царского дворца - мегарона. Храм возводился в центре городской площади или на акрополе, занимая подчёркнуто господствующее место среди построек города; причём, главным фасадом он был обращён на восток к восходящему солнцу. Греческий храм посвящался тому или иному божеству - покровителю города, но носил общественный, человеческий характер. И это не удивительно, учитывая то, что развитие греческой религии шло к всё большему очеловечиванию её образов.
Простейший и древнейший тип каменного архаического храма состоял из небольшого помещения, называемого "наос" ("жить, обитать"), который был прямоугольным в плане и открытым на восток, покрыт керамической или мраморной черепицей. На его фасаде были помещены две колонны. Такой тип храма был рассчитан на восприятие с одного фасада: позднее он использовался лишь для небольших сооружений, таких как, например, сокровищницы в священном и почитаемом всеми греками городе Дельфы.
Более совершенным типом храма был так называемый "простиль", на переднем фасаде которого были размещены уже не две, а четыре колонны.
Классическим типом греческого храма стал "периптер" (оперённый) - храм, имевший прямоугольную форму в плане и окружённый со всех сторон колоннадой. Его художественный строй отмечен торжественной строгой простотой и гармонической законченностью.
Основные элементы храма были просты и органично связаны с самой конструкцией здания. Они происходят от деревянных построек с глинобитными стенами. Отсюда - двускатная крыша и балочные перекрытия. Прообразом колонны были деревянные столбы. Разумеется, это не значит, что конструкция греческих храмов была механически перенесена с деревянных сооружений. Архитекторы древней Греции были способны учитывать свойства строительных материалов в применении к особенностям конструкции здания.
В результате весьма длительной эволюции здесь сложилась ясная и цельная архитектурная система, которая позднее, уже у римлян, получила название "ордера" (строй, порядок). В более узком смысле ордер - это порядок соотношения и расположения колонн и лежащего на них перекрытия или антаблемента.
В архаическую эпоху греческий ордер сложился в двух основных вариантах - дорическом и ионическом. Дорический ордер был связан, по преимуществу, с областями материковой Греции, тогда как ионический - с культурой островной и малоазийской Греции.
Дорический ордер, по мнению самих же греков, воплощал идею мужественности, гармонию силы и строгости. Ионический ордер, напротив, был лёгок, строен и наряден. Не случайно впоследствии иногда в дорическом ордере колонны заменялись или дополнялись мужскими фигурами (атлантами), а в ионическом ордере - женскими (кариатидами). Важнейшей частью ордера была колонна как основная несущая его часть. В дорическом ордере колонна не имела базы и стояла непосредственно на основании храма. Её пропорции обычно приземисты и мощны. Колонна ионического ордера выше и тоньше по своим пропорциям, чем дорическая колонна. Она имеет базу, а на верхнем своём окончании, соприкасающемся с перекрытием, имеет два изящных завитка или волюты.
Позднее, ближе к классической эпохе, получил развитие третий ордер - коринфский, близкий к ионическому и отличавшийся от него еще большей стройностью, вытянутостью и лёгкостью колонн, увенчанных пышной корзино-образной капителью из растительного орнамента.
Ранние архаические храмы имели грузные пропорции, иногда были слишком вытянуты в длину. Со временем они становятся более гармоничными и пропорциональными. Как дорические, так и ионические храмы, строившиеся в период архаики часто из известняка, раскрашивались в основном красной и синей красками, что придавало большую праздничность всему храму, выделяя основные элементы его архитектуры.
|
|
| |