| Сервис: |
| |
Экспорт
На фоне общей стагнации экономики Японии в 1998 г. низкий курс иены на протяжении первых трех кварталов года во многом способствовал сохранению высоких темпов роста и объемов экспорта Японии в США и страны Зап. Европы. Однако, с падением экспортной активности в отношениях со странами Азии из-за разразившегося здесь валютно-финансового кризиса, общий объем экспорта сократился на 0,6% в иеновом исчислении и на 7,9% в долларовом. В то же время в силу отмеченных выше причин, импорт по сравнению с предыдущим годом сократился значительно - на 10,5% (в долларах - на 17,2%) Это объясняется и тем, что существенно изменилась в целом ситуация на мировом рынке сырья, в частности, минерального топлива, включая нефть, и продовольствия, в частности, зерна. Валютный кризис в странах Азии и последовавшая за ним депрессия с середины 1997 г. полностью изменили прежнюю тенденцию роста японско-азиатской торговли, в частности японско-китайской, более того, привели к резкому сокращению как импорта, так и экспорта с традиционными партнерами в Азии. Так, японский экспорт в Индонезию сократился на 54,5% ; в Ю. Корею - на 36,4%; в Малайзию - на 30,8%. Значительно уменьшился и импорт из этих стран: на 20,1% из Индонезии; на 16,9% - из Гонконга; на 17,4% - из Малайзии. Именно резким падением товарооборота со странами Азии и было вызвано общее сокращение внешнеторгового оборота страны впервые за 5 лет. По данным минфина Японии, в 1998 г. внешнеторговый оборот страны составил 87,3 трлн.иен (сокращение на 5% по сравнению с предыдущим годом). В долларовом выражении внешнеторговый оборот составил 666,2 млрд.долл., т. е. сократился на 12,1% (здесь и далее показатели в долл. рассчитаны по среднегодовому курсу $1=130,6 иен). Несмотря на абсолютное сокращение объемов как импорта, так и экспорта, Япония по-прежнему сохраняет значительное положительное сальдо внешнеторгового баланса. Более того, это активное сальдо выросло в 1998 г. на 40,2% (Здесь и далее анализ структуры внешней торговли Японии приводится на базе иеновых показателей). Абсолютное падение импорта в течение 1998 г. оказалось значительно большим, чем сокращение экспорта. Это и привело к существенному увеличению объема положительного сальдо внешнеторгового баланса, что объективно создает основу для возникновения новой вспышки противоречий в отношениях с основными торгово-экономическими партнерами. Ими в 1998 г. продолжали оставаться США (доля во внешнеторговом обороте - 27,8%), КНР (8,5%), Тайвань (5,3%), Германия (4,4%), Ю. Корея (4,1%). Экспорт Японии в 1998 г. впервые за последние 5 лет сократился на 0,6% до 50,6 трлн.иен. В долларовом выражении экспорт сократился на 7,9% до 386,5 млрд.долл. По новой классификации, принятой минфином Японии в 1998 г., в статистике учета внешнеторговых операций нет деления стран на развитую зону и развивающуюся. С 1998 г. исследование географической направленности внешней торговли ведется по регионам и крупным группам стран. Так, доля США в общем объеме японского экспорта выросла с 27,8% в 1997 г. до 30,5% в 1998 г. Доля стран ЕС увеличилась с 15,6% в 1997 г. до 18,4% в 1998 г.; доля стран Азии сократилась с 42% в 1997 г. до 37,9% в 1998 г.; доля России выросла с 0,2% до 0,3%. Наиболее высокие темпы роста экспорта приходятся на страны Западной Европы (16,5%) и Ближний Восток (28,6%). Незначительно вырос экспорт в Латинскую Америку (на 6,8%). В Азии обращают на себя внимание высокие темпы роста экспорта в Индию (17,4%), Монголию (29,3%) и Вьетнам (12,2%). В товарной структуре экспорта существенных изменений не произошло. Наиболее заметный рост отмечен именно по номенклатуре отдельных товаров машинотехнической группы. Япония по-прежнему занимает прочные позиции в экспорте аудио и видео-техники. Рост экспорта товаров этой группы в 1998 г. составил 14,3%. Прежде всего это видеомагнитофоны, экспорт которых вырос на 83,4%. Рост экспорта двухколесных транспортных средств составил 22%, телевизоров 18,4%, судов 14,2%, автомобилей 9,6%. Вместе с тем сократился экспорт видеокамер на 41,6% и тканей из синтетических волокон на 9,5%. Экспорт полупроводников и прочего электрооборудования снизился на 8,9%, периферии для персональных компьютеров и оргтехники - на 4,6%, автозапчастей - на 8,5%. Импорт Японии в 1998 г. сократился по сравнению с 1997 г. на 10,5% до 36,6 трлн.иен впервые за пятилетний период. В долларовом выражении произошло сокращение на 17,2% до 279,7 млрд.долл. Доля ввозимых промышленных товаров в общем объеме импорта достигла рекордной величины в 62,1%. (не более 30% в начале 80-х гг.). Доля США в общем объеме японского импорта увеличилась с 22,3% в 1997 г. до 23,9% в 1998 г., несмотря на уменьшение его стоимостного объема, что связано с резким сокращением (на 10,5%) общего объема импорта. Доля стран ЕС увеличилась незначительно: с 13,3% в 1997 г. до 13,9% в 1998 г. На страны Азии в 1998 г. пришлось 46,2% против 37,0% в 1997 г. Доля России сократилась с 1,2% до 1%. В число основных торговых партнеров по импорту входят США (доля в общем объеме импорта - 23,9%), КНР (13,2%), Австралия (4,6%), Ю. Корея (4,3%), Германия и Индонезия (по 3,8%), Тайвань (3,6%). Наиболее высокие темпы роста импорта отмечаются с Францией (7,2%). Одновременно резко - на 25,8% в 1998 г. по сравнению с 1997 г. - упали темпы роста импорта из стран Бл. Востока. Это объясняется тем, что в условиях депрессии и отсутствия спроса в Японии резко сократился стоимостной объем закупок минерального топлива, на которые приходится более половины общего объема японского импорта из этих стран. В товарной структуре наиболее заметно вырос импорт овощей и фруктов (на 5,3%), железной руды (на 0,7%). Одновременно резко - на 23,3% - сократился импорт автомобилей. Импорт сырой нефти снизился на 30,5% в стоимостном выражении, т. к. цена за баррель упала на 27% в сравнении с предыдущим годом. Из-за уменьшения жилищного строительства в Японии значительно сократился и импорт лесоматериалов (на 41,4%). Положительное сальдо внешнеторгового баланса страны в 1998 г. существенно выросло - на 40,2% в иеновом выражении и на 30% в долларовом выражении, составив 14 трлн.иен (106,8 млрд.долл.). Наиболее существенно сальдо выросло в торговле со странами ЕС (69%), с США (33,4%), с НИС Азии сохраняется положительное сальдо, но оно сокращается (падение на 18,9% в 1998 г. по сравнению с 1997 г.). Увеличилось сальдо и в торговле со странами Латинской Америки (на 30,8%). С увеличением объемов прямого инвестирования производство японских корпораций за рубежом стало расти и в итоге сравнялось с экспортом продукции. Еще в 1988 г. японский экспорт в разные регионы превышал объемы зарубежного производства японских корпораций в этих же регионах. Уже к 1995 г. ситуация радикально изменилась, и объемы производства за рубежом превзошли экспорт продукции в США, ЕС и страны АСЕАН. Рост зарубежного производства привнес существенные сдвиги в структуру внешней торговли. На экспорт в зарубежные филиалы приходится до 25% всего внешнеторгового оборота Японии (для сравнения, 18% в США), тогда как на импорт из этих же филиалов - всего 10% (в США 14%). Правительство Японии серьезно обеспокоено резким увеличением положительного сальдо в торговле с США, которое выросло на 33,4% в 1998 г., составив 6,7 трлн.иен, и уже приготовилось к возможным "репрессалиям" со стороны США, пригрозивших Японии возобновить применение против нее торговых санкций по статье Super 301 banner, которая предусматривает процедуру наложения санкций на те страны, которые торговые наблюдатели из США определяют как несправедливого торгового партнера. Несмотря на незначительный откат в декабре, экспорт японской стали в США в 1998 г. увеличился более, чем в два раза. В целом, экспорт в США увеличился на 9,2% и составил 15,47 трлн.иен, в том числе за счет роста экспорта стали на 91% в стоимостном выражении и на 166,6% по объему. Экспорт японских автомобилей в 1998 г. вырос на 17,7%. Импорт из США снизился на 4,1% и составил 8,7 трлн.иен. Это первое сокращение импорта за последние 5 лет. Связано оно и со снижением спроса на лесоматериалы и электронику (в том числе полупроводники). Помимо разногласий из-за возросшего экспорта стали, трения между двумя странами возникают еще на почве неприятия введенных в апреле 1999 г. японских тарифов на рис (350 иен за килограмм, что делает калифорнийский рис неконкурентоспособным на японском рынке), наличия барьеров для импорта в Японию листового стекла, а также слабого прогресса в процессе дерегуляции страховой сферы. Сальдо торгового баланса со странами Азии сократилось впервые за последние 2 года на 36%, составив 3,98 трлн.иен. Впервые за последние 12 лет экспорт снизился на 17,9% до уровня в 17,56 трлн.иен. Импорт сократился на 10,4% и составил 13,58 трлн.иен. Импорт из Китая в Японию в 1998 г. снизился на 11,4%, составив 37 млрд.долл. Экспорт японских товаров в Китай сократился на 7,8%, достигнув 20,1 млрд.долл. Сальдо торгового баланса Японии с 15 государствами ЕС выросло на 68,1% в 1998 г., составив 4,221 трлн.иен (32,3 млрд.долл.), демонстрируя тем самым устойчивый рост на протяжении последних 2 лет. Экспорт в страны ЕС вырос на 17,5% (9,32 трлн.иен). В долларах экспорт в эти страны увеличился на 8,8% (71,З млрд.долл.). Впервые за последние 5 лет импорт из этих стран сократился на 6,2% до уровня в 5,1 трлн.иен. В долларах - на 13,1%, составив 39 млрд.долл. В то же время импорт алкоголя (особенно вина) увеличился на 36,8%.
Тарифное регулирование. Основными нормативными актами в области тарифного регулирования ВЭД являются: Таможенный закон (закон ? 61 от 2 апр. 1954 г., в редакции 1996 г.), Закон о таможенных тарифах (закон ? 54 от 15 апр. 1910 г., в редакции 1996 г.), Закон о временных тарифных мерах, международные соглашения, участницей которых является Япония. Таможенным законом установлено, что таможенной пошлиной облагаются все импортируемые товары за исключением случаев, предусмотренных международными договорами. Таможенная пошлина уплачивается импортером товара. Более детально основные принципы тарифного регулирования изложены в Законе о таможенных тарифах, который регулирует следующие вопросы: определение таможенной стоимости, тарифные квоты, чрезвычайные тарифные ставки, антидемпинговые пошлины, компенсационные пошлины и ответные тарифные меры. Все указанные выше вопросы решаются, как правило, минфином, в структуру которого входит Таможенно-тарифное бюро. Однако некоторые вопросы, такие, в частности, как установление и отмена антидемпинговых и компенсационных пошлин, решаются им совместно с МВТП. К компетенции МВТП относятся также вопросы внешнеторговой политики, связанные с тарифным регулированием, а также вопросы статучета экспорта, для чего один экземпляр экспортной таможенной декларации (форма С-5010) через таможню направляется в МВТП. Таможенный тариф, в основу которого положена Гармонизированная система описания и кодирования товаров, содержит четыре колонки ставок: общие, ГАТТ/ВТО, преференциальные, временные. Общие (базовые) ставки (адвалорные, специфические или комбинированные) установлены Законом о таможенном тарифе с разбивкой всех товаров на 21 раздел, 99 групп и 1010 позиций (в ряде случаев и с более детальной разбивкой на подсубпозиции). Базовые ставки практического применения почти не имеют, поскольку в соответствии с Законом о временных тарифных мерах ежегодно или по мере необходимости устанавливаются временные ставки, которые и применяются в случае их расхождения с базовыми. Временные ставки устанавливаются в зависимости от конкретной ситуации на рынке определенного товара и в экономике Японии в целом. Преференциальные тарифные ставки установлены для наименее развитых стран в рамках классификации ЮНКТАД (ставки устанавливаются странами самостоятельно). Существует в тарифе также колонка ставок, применяемых в рамках ГАТТ/ВТО. Если каким-либо международным договором Японии предусматриваются более низкие ставки, то к импорту из всех стран-участниц ГАТТ/ВТО применяются эти более низкие ставки. В то же время ставки ГАТТ/ВТО применяются и к импорту из тех стран, которые не участвуют в ГАТТ/ВТО, но с которыми Япония имеет соглашения о взаимном предоставлении режима наиболее благоприятствуемой нации в торговле. Например, к импорту из России также применяются ставки, предусмотренные для системы ГАТТ/ВТО. Статья 9-3 Закона о таможенных тарифах предусматривает возможность установления так называемых тарифных квот. В соответствии с этой нормой низкий тариф (первичная ставка) применяется к товарам до достижения определенного объема импорта данного товара, а импорт сверх этого объема (квоты) облагается по повышенной ставке (вторичная ставка). Объем квоты определяется как разница между полной потребностью внутреннего рынка и внутренним производством, т. е. как объем импорта, необходимого для достижения полного удовлетворения потребности внутреннего рынка в данном товаре. Эта система имеет целью защиты национальных производителей. Статья 9-2 Закона о таможенных тарифах предусматривает возможность введения чрезвычайных тарифов в случае неожиданного роста импорта данного товара в Японию вследствие резкого падения цены на этот товар в стране его производства или вследствие изменения условий, которые нельзя было предвидеть, и тем самым внутренним производителем этого или аналогичного товара наносится серьезный ущерб или возникает угроза такого ущерба. При наличии необходимых критериев минфин может вводить чрезвычайный тариф. Максимальный размер этого тарифа равен разнице между стоимостью импортируемого товара и надлежащей оптовой ценой такого же или аналогичного товара, продаваемого внутренними производителями, минус ставка обычного тарифа. Таким образом чрезвычайный тариф устанавливается в дополнение к обычному тарифу. В соответствии со статьей 9-2 Закона минфин может также "отозвать" тарифные льготы, предоставленные на основе межправительственных переговоров, и восстановить прежний уровень таможенных пошлин. Статья 7 Закона о таможенных тарифах предусматривает возможность установления "карательных" тарифов в качестве ответных мер в отношении товаров, импортируемых из какой-либо страны, если эта страна применяет дискриминационные меры в отношении японского экспорта или японских судов и самолетов. Максимальный размер такого тарифа равен стоимости импортируемого товара. По данным Японской тарифной ассоциации средний уровень ставок таможенного тарифа Японии является одним из самых низких в мире. Следуя решениям Уругвайского раунда ГАТТ/ВТО, импортные пошлины на многие с/х товары были уменьшены. Пошлины на автомашины, автозапчасти, программное обеспечение, компьютеры, промоборудование равняются нулю. Вместе с тем таможенные пошлины на некоторые готовые продтовары и готовые изделия остаются высокими. Наиболее характерным примером использования тарифного регулирования для защиты интересов отечественных производителей является новая система тарифов при импорте риса, одобренная правительством 17 дек. 1998 г., о чем Япония официально информировала ВТО. Данное решение было принято после проводившихся с апр. 1998 г. консультаций между тремя заинтересованными сторонами: Либерально-демократической партией, Министерством сельского хозяйства, рыболовства и земледелия и "Дзэнтю" ("Центральный союз сельскохозяйственных кооперативов" - самая влиятельная организация, лоббирующая интересы отечественных производителей риса). По новой тарифной системе, которую планировалось ввести с апр. 1999 г. и которая заменит систему импортных квот, действующую с апр. 1995 г., импортная пошлина на рис составит 351 иену за кг., что сделает его неконкурентоспособным, поскольку оптовая цена на отечественный рис на рынке Японии составляет около 180 иен за кг. Например, при средней цене на рис на рынке США 100 иен за кг., его стоимость на рынке Японии составила бы минимум 450 иен за кг. Данное решение вызвало недовольство со стороны США и других стран-импортеров риса, которые (в первую очередь США) сразу начали оказывать сильное давление на Японию, в т.ч. угрожая передать соответствующую жалобу в ВТО, с тем чтобы она снизила уровень таможенной пошлины на рис. Законодательство Японии по вопросу применения антидемпинговых процедур и пошлин, а также компенсационных пошлин в 1980 г. было приведено в соответствие с положениями Международного антидемпингового кодекса, участницей которого Япония является. Закон о таможенных тарифах регулирует и процедурные вопросы взимания импортных пошлин, а также методы оценки импортируемых товаров.
Нетарифные методы регулирования. Система специального лицензирования внешнеэкономической деятельности в Японии отсутствует. Регистрация участников ВЭД производится на общих основаниях как субъектов предпринимательской деятельности. Общие правила о регистрации предпринимателей содержатся в главе III Торгового кодекса. Регистрация осуществляется в Торговом реестре Бюро регистрации по месту осуществления предпринимательской деятельности (по месту нахождения головной конторы). Информация о регистрации публикуется в официальном издании. Только после регистрации и публикации данные о предпринимателе приобретают юридическую значимость (например, для защиты торгового наименования коммерсанта и т. п.). Что касается иностранных юридических лиц, то в соответствии со ст. 479 Торгового кодекса, если иностранная компания намеревается осуществлять коммерческие сделки в качестве способа продолжительного осуществления предпринимательской деятельности в Японии, она должна назначить представителя в Японии и создать контору по месту жительства такого представителя или в другом месте, которое он укажет. При этом инокомпания обязана осуществить регистрацию по месту нахождения своей конторы и дать об этом публичное объявление. Госконтроль за внешнеэкономической деятельностью главным образом осуществляется в рамках экспортной и импортной процедур. Подавляющая часть японского экспорта осуществляется свободно. Но при экспорте определенных товаров и в определенные страны и регионы необходимо разрешение (лицензия) МВТП. Группы таких товаров: стратегические товары; материалы и оборудование для производства ракет; материалы и оборудование для производства химического оружия; оружие и вооружение. Необходимо одобрение МВТП на экспорт товаров, подпадающих под следующие градации: товары, на которые внутренний спрос остается в данный момент напряженным (список таких товаров по мере необходимости объявляется МВТП); товары, по которым имеет место чрезмерная конкуренция между экспортерами (с целью ее пресечения) или в отношении которых существуют импортные ограничения в стране-импортере; товары, экспорт которых регламентируется международными соглашениями; вce товары, запрещенные к вывозу в данный период времени в определенные страны в качестве санкций ООН (например, в Ирак); экспорт в рамках спецсоглашений, например для поручительской переработки в зарубежных странах. Кабинет министров принял распоряжение, которое, наряду с пакетом других подготовленных МВТП актов, вступило в силу с 13 сент. 1996 г., о внесений изменений в действующие постановления правительства об экспортном и валютном контроле, связанные с вступлением в действие в июле 1996 г. Вассенаарских договоренностей - нового международного режима контроля за внешней торговлей обычными вооружениями, а также товарами и технологиями двойного назначения, переговоры о создании которого велись со времени роспуска КОКОМ в марте 1994 г. Указанный пакет документов внес существенные изменения в систему японских экспортных ограничений. В частности, в соответствии с Вассенаарскими договоренностями, они действуют в отношении всех стран и регионов в отличие от существовавшего в рамках КОКОМ контроля над экспортом в страны "коммунистического блока". Запрещение на экспорт товаров и технологий, подпадающих под Вассенаарские договоренности, установлено в отношении Ирана, Ирака, Ливии и КНДР. Одновременно были пересмотрены и приведены в соответствие с согласованными в рамках Вассенаарских договоренностей товарными списками 10 из 15 имеющихся разделов японских ограничительных списков на подпадающие под контроль экспортируемые товары. В основном ограничения изменены в сторону их смягчения и через уменьшение номенклатуры "чувствительных товаров" (количество товарных групп этой категории сокращено до 11). Основными нормативными актами, регулирующими импорт в Японию, являются: Закон о валютном обмене и внешней торговле с изменениями и дополнениями от 1997 г. (Закон ? 260); Постановление Правительства от 29 дек. 1949 г. ?414 "О контроле за импортной торговлей" с последующими изменениями; инструкция МВТП от 29 дек. 1949 г. "О контроле за импортной торговлей" - с последующими изменениями; циркуляр МВТП от 30 апр. 1966 г. ?170 по вопросам импорта - с последующими изменениями. Подавляющая часть импорта осуществляется свободно. Однако в отношении ряда товаров существуют количественные ограничения. Для некоторых случаев установлен разрешительный порядок импорта. Конкретные перечни устанавливаются МВТП и публикуются в "Официальном вестнике МВТП". Существуют следующие виды и формы импортных ограничений: требование о получении предварительного одобрения МВТП; требование о получении предварительного подтверждения отраслевого министерства; требование о представлении специальных документов на стадии таможенной очистки; запрет на импорт ряда товаров; установление специальных требований в отношении ряда товаров. 1. Одобрения МВТП требуются в случаях: квотируемых товаров; импорта из определяемых МВТП регионов (по стране происхождения или отгрузки - например, шелковые ткани из Китая, Тайваня и Ю. Кореи); установления иных требований к импорту. Квотирование устанавливается в отношении, главным образом, нелиберализованных в рамках ГАТТ/ВТО товаров, таких как вооружения и материалы для их производства, наркотические вещества. Япония также жестко квотировала импорт сельхозпродукции, причем квоты по некоторым видам были равны нулю, что означало полный запрет (например, рис). Однако по результатам Уругвайского раунда ГАТТ/ВТО Япония вынуждена поэтапно отойти от запрета к тарификации импорта этих продуктов. Система квот применяется для обеспечения выполнения обязательств, вытекающих из международных многосторонних и двусторонних соглашений и конвенций. Система охватывает, в частности, растения и животных, импортируемых из стран, которые не являются участницами Вашингтонской конвенции, посвященной вопросам охраны животного и растительного мира, а также международных соглашений, направленных на ограничение промысла китов и защиту озонного слоя (ограничения на импорт фреонов). В соответствии с резервацией своих прав на ограничение импорта в рамках ОЭСР Япония квотирует импорт ряда сельхозпродуктов (рис, пшеница, рисовая мука), некоторых видов продукции рыболовства, кожи и изделий из кожи. Квоты публикуются МВТП дважды в год (по полугодиям) в форме официальных "импортных уведомлений". На отдельные товары при их импорте из определенных стран и регионов необходимо предварительное одобрение МВТП. Это китовая продукция из стран, не являющихся членами международного договора по китобойному промыслу; красная рыба и продукция из нее, поставляемая из Китая, Тайваня и Сев. Кореи; рыба, выловленная за пределами японских территориальных вод иностранными судами и переданная в море на японские суда для ее ввоза в Японию; все товары из Ирака; пряжа и ткани из натурального шелка и некоторые другие. В соответствии со ст. 18 постановления кабинета министров "О контроле за импортной торговлей", полномочия по осуществлению практического контроля за импортными операциями возложены на таможню. Импортер подает в таможню импортную таможенную декларацию (форма С 5020) с указанием количественных и качественных характеристик товара, страны происхождения и т. д. Таможня проверяет поданные импортером документы, определяя (среди прочих условий), является ли товар квотируемым и если да, то получена ли импортером квота от МВТП и ввозится ли товар в соответствии с квотой. При отсутствии замечаний и при оплате импортером всех таможенные платежей и сборов, взимаемых при импорте товаров, таможня разрешает их выпуск на таможенную территорию страны. 2. Заявка на получение сертификата предварительного подтверждения подается в соответствующее отраслевое министерство. Перечень товаров насчитывает 17 позиций и, в частности, включает в себя бобовые семена для выращивания овощей, шелковые коконы и пряжу, морскую капусту и др. 3. Требование о представлении специальной документации в момент таможенной очистки распространяется на квотируемые и лицензируемые товары (таможне необходимо предъявить соответствующие лицензии, срок действия которых ограничен, как правило, четырьмя месяцами с даты выдачи), а также на ряд специфических товаров. Так, например, для таможенной очистки семян опиума необходимо получить сертификат Бюро по контролю за наркотическими веществами, подтверждающий, что эти семена не могут прорастать и давать всходы. Для таможенной очистки растений и животных, охватываемых Вашингтонской конвенцией, требуется экспортное разрешение органа, обеспечивающего соблюдение этой конвенции. Под это требование подпадают также шелковые ткани и одежда из шелка, импортируемые из определенных регионов и стран, некоторые виды птиц и их яйца и т. д. При импорте кофе и какао также необходимо представить специальные дополнительные документы, оговоренные соответствующими международными соглашениями. 4.Запрещен ввоз в страну: наркотиков и средств для их употребления, психотропных веществ (без специального разрешения Минздрава); фальшивых ценных бумаг и денежных знаков; книг, журналов, рисунков и гравюр, имеющих аморальное содержание; печатной продукции и прочих материалов, подрывающих общественные порядок и мораль; товаров, наносящих ущерб интеллектуальной собственности (нарушающих патентные и авторские права, права на дизайн и товарный знак/торговую марку); некоторых животных, растений и изделий из них, для которых существует угроза их уничтожения, если импорт осуществляется в коммерческих целях (запрет на ввоз которых устанавливается Законами "О предотвращении инфекционных заболеваний домашнего скота" и "О карантине растений"). Ввоз холодного и огнестрельного оружия возможен только по специальному разрешению, выдаваемому Комиссией по общественной безопасности. В соответствии с существующим законодательством частным лицам под угрозой уголовного преследования запрещено владеть оружием (кроме охотничьего и спортивного, на владение которыми необходимо получить специальное разрешение /сертификат/). В определенной мере доступ иностранных товаров на японский рынок ограничивается и такими мерами, как: предъявлением законодательно установленных технических и санитарных требований к товару, к его упаковке (ввоз в страну товаров, для упаковки которых использованы "ненадежные" материалы, запрещен), маркировке (законодательно установлено, что следующие четыре категории товаров в обязательном порядке должны иметь ярлыки: текстиль, электроприборы и электроаппараты, изделия из пластмассы и некоторые виды бытовых/потребительских товаров), нормам санитарного или ветеринарного контроля и т. д. Основное внимание при этом обращается на качественные характеристики продукции, такие как экологическая чистота, уровень потребления энергии (для машино-технических изделий), дозировка компонентов (для продуктов питания и фармакологической продукции) и т. д. В соответствии с японским Законом об измерениях все импортируемые товары и отгрузочная документация должны указывать вес и результаты измерений в метрической системе мер и весов. Для импорта товаров ввоз которых не ограничен не требуется предварительного одобрения, подтверждения или выполнения каких-либо других процедур. К данной категории относятся товары, перечисленные в приложениях 1 и 2 к статье 14 постановления правительства "О контроле за импортной торговлей", а также арендуемые товары. Согласно приложению 1 свободно могут импортироваться товары на общую сумму менее 5 млн. иен, предметы для личного пользования, товарные образцы в определенных количествах и др. При этом не имеет значения, предназначены ли указанные товары для коммерческого или бесплатного распространения. Согласно приложению 2 свободно пропускаются: багаж, одежда, книги и другие личные вещи, перевозимые или пересылаемые лицом отдельно, личные вещи, перевозимые при перемене места жительства, предметы, признанные в качестве необходимых для ведения бизнеса и др. 5. Международные контракты проходят проверку и с точки зрения соответствия их требованиям антимонопольного законодательства. С этой целью установлено требование о представлении в Комиссию по справедливым сделкам (КСС) уведомлений (в течение 30 дней с даты заключения контракта) в следующих случаях: - контракты на передачу технологий (лицензионные соглашения сроком действия свыше одного года), контракты на длительные запродажи, контракты, предусматривающие предоставление исключительных прав (как на использование технологий, так и дистрибьюторских) в случае, если японская компания является влиятельной на японском рынке, либо если такой контракт содержит положения, которые могут повлечь за собой ограничение цен; - контракты на совместный менеджмент, за исключением случаев, когда японское предприятие-партнер является малым или средним предприятием; - контракты, предусматривающие взаимные ограничения импорта или экспорта, а также совместные закупки или совместные продажи. Если результаты расследования КСС указывают на наличие нарушения, она может: а) рекомендовать нарушителю воздержаться от незаконных действий и, если рекомендации КСС принимаются, то соответствующее решение принимается самой КСС без судебного разбирательства; б) осуществить формальное судебное разбирательство против нарушителя. Существуют три типа принятия КСС решения: (1) рекомендации; (2) формальное принятие решения; (3) согласительное решение. С точки зрения законодательства между этими тремя подходами принципиальной разницы нет и отказ от действий в соответствии с принятым решением наказуем по закону. Все решения КСС должны исполняться добровольно, и они не требуют судебного подтверждения. В зависимости от существа нарушения, резолютивная часть решения КСС может иметь различное содержание. Она имеет право вынести решение (при запрете деятельности при нарушении), имеющее форму приказа о запрете или прекращении деятельности. Может быть вынесено решение о наложении административного штрафа. Соответствующей компании может быть указано на необходимость принятия мер относительно ее конкретных сотрудников, вплоть до их отставки, а сама компания может быть ликвидирована по решению КСС. Только Верховный суд Токио имеет исключительное право пересмотреть решение КСС. Как правило, при рассмотрении таких исков суд ограничивается рассмотрением вопросов о достаточности и обоснованности доказательств, на основании которых КСС вынесло свое решение.
Налоговое регулирование. Для современного этапа развития японской экономики не характерно применение каких-либо специальных мер по стимулированию и поддержке экспорта готовой продукции, которые активно использовались в 50-х-начале 60-х гг. в период послевоенного восстановления экономики и построения индустриально-экспортоориентированной модели ее развития. В Японии нет специальных экспортных налогов, в том числе на машины и оборудование. За нижеуказанными исключениями, доходы от экспортных операций облагаются налогами в общем порядке, предусмотренным налоговым законодательством для налогообложения предпринимательской деятельности. Наряду с этим, экспортные операции (под которыми понимаются: экспорт товаров, международные грузовые перевозки, международные телекоммуникационные операции, передача в аренду судов, осуществление ремонта, погрузка, разгрузка, фрахтование иностранных судов, продажа товаров на сумму более 10 тыс. иен иностранцам через магазины беспошлинной торговли) освобождены от уплаты потребналога в размере 5% (4% - общегосударственный потребительский налог + 1% местный потреб. налог). Однако это распространяется исключительно на собственную продукцию предприятий-экспортеров и не распространяется на товары, получаемые ими от субпоставщиков, а также на те предприятия, которые продают свои готовые изделия компаниям, непосредственно участвующим в экспортных сделках.
Японские экспортеры спиртных напитков, табачных изделий, бензина, нефти и нефтепродуктов также освобождаются от уплаты таких налогов, как: налога на спиртные напитки, потребительского налога на табак, налога на бензин, налога на нефть и нефтепродукты соответственно. Освобождается от налога часть дохода японской компании, полученного от конкретной сделки с партнером, осуществляющим свою деятельность в развивающихся странах, при продажах патентов, ноу-хау, технологии, технической документации (7%) или оказания таких услуг, как планирование, консультирование, надзор при сооружении промышленных объектов или организации производства, в т. ч. в области сельского хозяйства, рыболовства и лесоводства (12%). В любом случае, однако, такое освобождение не может превышать 25% от общего дохода компании. Что касается налогообложения японских импортеров, то при декларировании импортируемого товара одновременно с уплатой таможенной пошлины импортер уплачивает вышеуказанный потребительский налог в размере 5% от цены CIF товара + таможенная пошлина. Один экземпляр оформленной импортной таможенной декларации (форма С-5020) остается у импортера для ее использования в качестве официального документа, свидетельствующего об уплате им как таможенной пошлины, так и потребительского налога. Импортер освобождается от уплаты потребительского налога, если его таможенная стоимость не превышает 10 тыс. иен, за исключением изделий из кожи, некоторых видов трикотажных изделий и ряда других товаров. Наряду с уплатой этого налога японские импортеры спиртных напитков, табачных изделий, бензина, нефти и нефтепродуктов обязаны уплатить соответствующие косвенные налоги (налог на спиртные напитки, потребительский налог на табак, налог на бензин, налог на нефть и нефтепродукты).
Валютное регулирование. Базисным юридическим актом, регулирующим практически все области внешнеэкономической деятельности, в т. ч. и движение валют и внешние расчеты по торговым сделкам и инвестициям, является "Закон о валютном обмене и внешней торговле". Наиболее принципиальные и фундаментальные изменения были внесены в Закон в апр. 1997 г. Декларируя цели и характер вносимых в Закон изменений, которые вступили в силу с 1 апреля 1998 г., законодатель отметил, что в целях либерализации осуществления международных сделок до уровня соответствующего мировым стандартам и для дальнейшего оживления японского как финансового рынка, так и рынка капиталов был осуществлен фундаментальный анализ действующей в стране системы контроля над валютным обменом, в результате которого было решено отменить в принципе (1) систему разрешений и предварительных уведомлений о сделках с капиталом, (2) систему уполномоченных работать в сфере валютного обращения банков и (3) систему обмена национальной валюты на иностранную. В практическом плане эти изменения привели к тому, что с 1 апр. 1998 г.: - японские банки утратили монополию на осуществление конвертации валюты, в связи с чем любые другие компании, включая крупные магазины и супермаркеты, получили право участвовать в бизнесе, связанном с обменом иновалюты, включая покупку и продажу дорожных чеков; - банкам, работающим с иновалютой, и обменным пунктам валют не требуется разрешение властей на занятие такой деятельностью. Одновременно с этим ликвидирована система допуска фирм к осуществлению деятельности на рынке ценных бумаг; - упразднено требование о получении разрешений (лицензий) на получение платежей и осуществление "особых методов платежа", в связи с чем разрешается свободное осуществление международных расчетов; - ушла в прошлое система фиксированных курсов обмена валюты, таких как курсы продажи и покупки иновалюты, вместо нее государство будет предпринимать усилия в целях стабилизации обменного курса инвалют при помощи таких действий как покупка или продажа средств платежа; - любое лицо, намеревающееся экспортировать или импортировать средства платежа, вместо получения специальной лицензии на это должно сделать предварительное уведомление о деталях сделки, за исключением случаев, указанных в постановлении правительства; - юридические и физические лица могут свободно открывать за границей депозитные счета, при помощи которых физические лица имеют право оплачивать в инвалюте свои покупки, осуществляемые через систему почтовых заказов по каталогам, а японские материнские компании в праве осуществлять платежи по контрактам со своими заграничными дочерними компаниями с учетом зачета встречных требований, минуя японские банки; - приобретение у нерезидентов ценных бумаг, выпущенных нерезидентами, подлежит отражению в счетах для специальных международных финансовых операций (счета для осуществления офшорных международных операций); - экспортеры (торговые компании) не обязаны осуществлять конвертацию полученной выручки в инвалюте в иены, а могут рассчитываться с производителями непосредственно инвалютой, а последние могут оплачивать этой валютой свои импортные закупки, т. е. экспортерам и импортерам предоставлена возможность избежать расходов в виде банковской комиссии за конвертацию инвалюты; - без каких-либо ограничений со стороны соответствующих госорганов японские компании могут приобретать акции иностранных банков или учреждать банки за границей; - инвесторам не требуется представлять предварительное уведомление о прямых иностранных инвестициях в Японию (за исключением случаев осуществления инвестиций в некоторые отрасли промышленности), при этом в последнем случае для компетентных госорганов ограничены основания для рекомендации или требования о необходимости приостановления или изменения инвестором предполагаемых ПИИ; - для осуществления финсделок отпала необходимость как в получении лицензии на их проведение, так и в предварительном уведомлении; - система предоставления соответствующими юридическими лицами последующих отчетов ограничивается представлением следующих отчетов: (1) отчет о платежах; (2) отчет об идентификации банком или другим финансовым институтом; (3) отчет о финансовых сделках; (4) отчет о прямых инвестициях в Японию; (5) отчет о соглашениях об импорте технологии; (6) отчет об операциях с иновалютой; (7) отчет по прочим вопросам. При этом в целях создания условий для отказа от предоставления письменных отчетов, соответствующие министры обязаны принять необходимые меры, в том числе и через принятие правительственного постановления, позволяющие предоставлять отчеты и выполнять другие специальные процедуры с использованием средств электронной обработки данных; - магазины, рестораны, бары вправе при желании принимать платежи в иновалюте как от иностранцев, так и от резидентов (на практике этим правом воспользовались в основном мелкие и средние магазины и рестораны, расположенные как правило в местах компактного проживания иностранцев); - физические лица могут между собой обменивать привезенную ими из-за границы валюту на иены; - физические лица (японские граждане и иностранцы) получили право без каких-либо ограничений перемещать иены и инвалюту через госграницу, однако в случае вывоза/ввоза более 1 млн.иен или эквивалента этой суммы в инвалюте (наличными, в виде чеков или ценных бумаг), а также золотых слитков весом более 1 кг. с содержанием золота от 90% они обязаны будут заполнять таможенную декларацию; уклонение от заполнения в указанных случаях декларации, в т. ч. указание в ней недостоверных сведений, влечет наказание в виде тюремного заключения сроком до 6 месяцев, либо уплаты штрафа в размере 200 тыс. иен. Свободные экономические зоны (СЭЗ). Внешнеторговая инфраструктура Японии не содержит в себе такого понятия как "свободные экономические зоны" (в общепринятом значении этого термина), однако важными элементами этой инфраструктуры являются существующие в Японии и получившие заметное развитие в последние годы "зоны интенсивного технологического развития" - технополисы, а также т. н. "зоны иностранного доступа" (Foreign Access Zones - FAZ) по существу являющиеся "зонами развития импорта". Проект "Технополис", спонсируемый МВТП, доступен как для японских, так и для иностранных фирм. По закону "Об ускорении регионального развития через высокотехнологичные индустриальные комплексы" МВТП и местные власти префектур могут предоставлять помощь в различных формах (например, льготная амортизация и предоставление льгот по налогу на земельную собственность) тем компаниям, которые находятся в регионах, обозначенных как "технополисы". Цель этой программы - создать условия для роста относительно неразвитых сельских областей путем формирования высокотехнологичных индустриальных комплексов и более равномерное размещение промпредприятий, в том числе с иноучастием. В целях содействия развитию промышленности в "технополисах" создана правительственная Корпорация регионального развития Японии (КРРЯ). Корпорация, действуя совместно с главами местных органов власти, участвует в финансировании проектов обустройства и создании всей необходимой инфраструктуры "индустриальных парков" и "научных городов-технополисов", создаваемых на специально отводимых для этих целей участках земли, организуя их последующую продажу, в том числе и иностранным инвесторам, по льготным ценам. Уже создано и действует 19 таких парков. Широко рекламируя их как наиболее перспективные точки развития современных видов производства, КРРЯ осуществляет льготное кредитование проектов, связанных с переводом отдельных производств из центральных районов на периферию, предоставляет иноинвесторам информационные и другие консалтинговые услуги по вопросам размещения предприятий, а также организует проведение с их участием семинаров в Японии, странах Зап. Европы и США. Аналогичные услуги для инопредприятий и их филиалов в Японии оказывает и Японский центр размещения производства. Этот центр, в деятельности которого главное место занимает подготовка соответствующих обзоров и проведение исследований, предоставляет также вторичные гарантии для Организации развития технополисов, которая осуществляет кредитование предприятий, планирующих развернуть свою деятельность в одном из 28 технополисов Японии. Создание и успешное функционирование FAZ базируется на основе "Закона о валютных операциях и внешней торговле" и "Закона о чрезвычайных мерах по содействию импорту и привлечению прямых иностранных инвестиций в Японию" (принят парламентом страны в июле 1992 года и зачастую именуется для краткости "Законом о FAZ"). По этому закону иностранные инвесторы могут попасть под преференциальный режим налогообложения. В 1995 ф.г. японский парламент продлил срок действия этого закона на 10 лет, начиная с даты истечения срока в 1996 г. до мая 2006 года включительно. Также правительство внесло поправки в разделы этого закона, касающиеся финансовых потерь при вложении инвестиций, позволяющие переносить суммы потерь, полученных в первые 5 лет работы фирмы, в счет будущих возможных убытков (сроком не более 10 лет). При этом "эволюционно" проводимые в Японии реформы (административная, налоговая, социальная) непосредственно воздействуют на становление таких региональных зон и их растущую экономическую эффективность. Основное назначение зон FAZ (зон иностранного доступа) - исправление серьезного торгового дисбаланса, вызванного растущим положительным сальдо торгового баланса Японии, путем увеличения импорта и привлечения иностранных инвестиций в Японию. Зоны по развитию импорта создаются для того, чтобы посредством его товарной региональной концентрации на конкурентной основе в районах морских и авиационных портов оптимизировать издержки обращения и последующего товародвижения к конечному потребителю. По состоянию на 1998 г. в стране учреждены, функционируют, а также находятся в стадии организационной проработки следующие 22 импортные зоны префектурального или городского подчинения: в префектурах Кумамото, Оита, Нагасаки и в г.Китакюсю - на о.Кюсю; в префектурах Эхиме и Коти - на о.Сикоку; в префектурах Ямагути, Хиросима, Тоттори, Окаяма, Осака, Киото, Исикава, Сидзуока, Ниигата, Аомори, Мияги и в г.г. Кобэ, Осака, Кавасаки, Иокогама - на о.Хонсю; вокруг аэропорта "Нью Титосэ" - на о.Хоккайдо. Завершаются законодательные и конкретно-практические вопросы учреждения зоны свободной торговли на о.Окинава. В соответствии с государственной концепцией зон FAZ предусмотрены следующие меры для содействия развитию этих регионов. 1. Помощь организациям, занимающимся внешнеторговой деятельностью: займы Японского банка развития под низкие проценты; займы Фонда содействия малым и средним предприятиям под низкие проценты. 2. Помощь предприятиям, работающим в местах складирования импортных грузов: дифференцируемое налогообложение недвижимости и приобретаемого оборудования; амортизация оборудования предприятий транспортной сферы, производства, оптовой и розничной торговли. 3. Освобождение от специальных налогов на землю предприятий транспорта, оптовой торговли, производства: долговые гарантии Фонда формирования производственной базы; льготная страховка мелких и средних предприятий. 4. Помощь Ассоциации развития внешней торговли: предоставление информации и консультации по разным вопросам импорта; проведение выставок и ярмарок. В каждом из регионов после проработки планов по содействию импорту и одобрения последних центральным правительством были предприняты специальные меры для открытия зон FAZ. Наиболее динамично развивается "Хоккайдо FAZ", формирующаяся вокруг аэропорта "Нью Титосе" и тесно связанная с расположенным в 5,1 км. от него индустриальным комплексом "Титосе Ринку" (где на 214 га. разместилось 82 фирмы, из которых 60 уже активно работают) и функционирующим в его рамках научным парком Титосе (Chitose Science Park), где на площади в 8,9 га работают 5 венчурных компаний, специализирующихся на высоких технологиях. Меры по развитию FAZ на Хоккайдо включают в себя также следующее: открытие рынка для импорта (Корпорация развития воздушных сообщений Хоккайдо); строительство помещений, готовых к сдаче в аренду под офисы; обеспечение ПК, уже подключенными к Интернет; оказание содействия при проведении ТЭО при строительстве объектов переработки и транспортировки импортных товаров. Правительство Хоккайдо руководит госинститутами, занимающимися исследованиями в различных областях, включая обрабатывающую промышленность, геологию, агропром, экологию и т.д. При университете Хоккайдо были созданы исследовательские центры для координации совместных работ промышленности и университетов. При университете Хоккайдо действуют 2 крупных НИИ: низких температур и квантовой электроники, где осуществляются наиболее продвинутые в мире исследования. При Институте науки и техники в Титосе был открыт Международный консорциум "Фотон", в котором реализуются совместные исследования промышленных, академических и правительственных кругов. Именно этот центр играет ключевую роль в создании "Фотоновой долины", вокруг которой должны сосредоточиться международные исследования в области оптических коммуникаций. Еще одним примером успешного развития зоны FAZ может служить порт Сакаиминато (префектуры Тоттори и Симанэ), который впервые среди регионов на побережье Японского моря получил в марте 1995 года одобрение правительства как регион развития импорта (зоны FAZ). Зона FAZ Сакаиминато расположена очень близко к странам бассейна Японского моря: КНР, Ю. Корее, Сев. Корее, России. Кроме того, обладая наземными, воздушными и морскими путями сообщения, порт является наиболее оптимальным транзитным маршрутом, связывающим районы Кансай, Сикоку, Санъин с миром. В районе Кансай действуют сразу 4 зоны FAZ: в префектуре Осака, в г. Осака, в г. Кобэ и префектуре Киото. В 1995 г. на долю Кансая приходилось 18,2% (937 млрд.долл.) всего ВВП Японии. Кансай является наиболее развитым промышленным районом страны. Сегодня промышленность этого района претерпевает серьезные структурные изменения, направленные главным образом на развитие таких высокотехнологичных отраслей, как биотехнология, электроника, новые материалы. В Кансае насчитывается около тысячи частных НИИ при университетах и колледжах, имеющих солидную исследовательскую базу. В Японии, как уже было отмечено, отсутствуют зоны свободной торговли как таковые, однако существуют "бондовые зоны" (таможенные склады, на которых хранятся товары, не оплаченные пошлиной), пяти категорий: а) бондовые зоны: в введении Минфина. В этих зонах, расположенных вблизи портов ввоза, иностранные грузы (включая партии грузов, подлежащие экспорту/импорту или проходящие транзитом) могут быть выгружены, транспортированы и храниться в течение месяца. Эти "временные" территории используются для заполнения таможенной декларации и растаможки. Ими может воспользоваться любой участник ВЭД за установленную плату; б) бондовые ангары в ведении директора таможни, выполняют те же самые функции, что и бондовые зоны; с) таможенные склады, где иностранные грузы могут храниться в течение 2 лет (и более при наличии специального разрешения). В течение всего времени, пока груз находится на таможенном складе, он не облагается таможенной пошлиной; в) бондовые предприятия, позволяют производить товары из иностранных материалов, не оплачивая таможенные пошлины за эти материалы; г) бондовые выставочные зоны: специально отведенные территории для проведения международных выставок. Находятся в ведении директора таможни. Эта система была задумана для упрощения процесса управления и координации международных выставок и экспозиций иностранными правительствами. Иностранные грузы могут быть использованы или выставлены на экспозицию с заполнением таможенной декларации по упрощенной схеме. В последние годы местные власти демонстрируют огромный интерес к привлечению иностранных инвесторов в свои регионы, в основном по причине "индустриального исхода", когда японские производители выносят свои предприятия за рубеж. Большинство администраций префектур сейчас предлагают целый набор мер, поощряющих инвестиции. Они включают в себя прямое субсидирование, помощь в форме дотаций и займов на строительство помещений, оплаты стажировок для рабочих, а иногда и выплат зарплаты для рабочих. Хотя в международном сравнении такое стимулирование инвестиций со стороны местных властей выглядит весьма скромным. Как правило, даже если потенциальная инвестиционная фирма соответствует всем критериям, выдвинутым администрацией префектур, максимальная сумма "помощи", на которую может рассчитывать такая фирма, не превышает 10 млн.долл. Особая система льгот существует для предприятий, занятых осуществлением венчурных проектов. Этими льготами могут пользоваться иностранные инвесторы, желающие обосноваться на японском рынке и обладающие технологиями, которые либо отсутствуют, либо не имеют широкого распространения в Японии. Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП). Образовано в 1949 г. Штат постоянных служащих - 12,6 тыс. чел. (в т. ч. 9,9 тыс. чел. в центральном аппарате). Основные подразделения расположены в Токио, однако имеется ряд региональных подразделений в Японии и разветвленная международная сеть в рамках представительств государственных и полугосударственных организаций в большинстве стран мира. МВТП - один из ведущих органов госуправления, разрабатывающий и координирующий промышленную и внешнеторговую политику страны. Осуществляет свою деятельность в тесной связи с многочисленными организациями делового мира Японии, является связующим звеном между правительством (государством) и частным сектором. При участии МВТП разрабатывались и успешно проводились в жизнь планы послевоенного восстановления экономики, развития тяжелой и химической промышленности, создания мощного экспортного потенциала и развития экспорта. МВТП играет ключевую роль в планировании и осуществлении структурной перестройки экономики Японии в сторону приоритетного развития внутреннего рынка, высокотехнологичных и непроизводственных отраслей, увеличения импорта при одновременном росте зарубежных инвестиций, расширения производства за рубежом, создания высоко конкурентоспособной информационноемкой экономики, сокращения внешнеторгового дисбаланса и уменьшения зависимости от импорта сырьевых товаров и энергоресурсов. В послевоенный период основным методом управления, использовавшимся МВТП, являлись административные меры на основе принятия соответствующих законодательных и подзаконных актов. По мере роста экономики страны и укрепления позиций японских фирм МВТП стало все больше прибегать к использованию экономических и полуадминистративных (рекомендательных) методов управления в тесном сотрудничестве с деловым миром страны. МВТП связано сложной системой взаимоотношений с деловыми кругами страны, служит координатором и выразителем их обобщенных долговременных интересов. Эти взаимоотношения включают в себя личные связи (многие бывшие работники министерства работают советниками на крупных фирмах), внутрипартийные и внутрипарламентские связи, постоянный обмен информацией с организациями деловых кругов и узаконенную систему "советов" и комиссий - совещательных органов при министре и руководителях ряда подразделений МВТП, в состав которых входят эксперты, лидеры делового мира, финансисты, правительственные чиновники. При МВТП действует 35 таких постоянных совещательных органов, в состав которых входят многочисленные комиссии и подкомиссии по отдельным вопросам. Как правило, рекомендации, разработанные такими советами, ложатся в основу планов и практической политики МВТП и зачастую, в конечном итоге, правительства Японии. Кроме того, к системе МВТП относится около 20 т. н. госкорпораций, таких как Японская организация содействия развитию внешней торговли (ДЖЕТРО), Организация развития новых видов энергии (НЕДО), Японское международное кооперативное агентство (ДЖИКА), Японская национальная нефтяная корпорация и другие, функционирующих на хозрасчетных и полухозрасчетных началах, а также ряд других государственных и полуправительственных организаций. Секретариат министра планирует и координирует деятельность министерства, осуществляет общий контроль за кадровыми и социальными вопросами, бюджетом министерства, связями с общественностью и прессой, аккумулирует и обрабатывает статистическую информацию. Управление внешнеторговой политики. Занимается разработкой и координацией внешнеторговой политики страны в целом и в регионально-страновом аспекте, вопросами международных экономических организаций. В Управлении разрабатывается таможенная политика, а также вопросы оказания экономической помощи и технического содействия. Готовит ежегодно "Белую книгу по внешней торговле Японии и по проблемам международного экономического сотрудничества". Вопросы развития экономических связей с Россией и другими странами СНГ входят в компетенцию департамента Европы, Среднего Востока и Африки, в который входит отдел стран бывшего СССР и Центральной Европы (начальник отдела - С. Кусаокэ). Управление внешней торговли. Ведает конкретными вопросами экспортно-импортных операций, осуществлением экспортного и импортного контроля, финансированием и страхованием внешнеторговой деятельности, зарубежными инвестициями, контролирует валютные операции, проводит инспекцию в портах. В функции этого управления входит и работа по подготовке рекомендаций японским фирмам, в частности распределение квот на рынках, где Япония взяла на себя "добровольные" ограничения по экспорту отдельных групп товаров, а также импортных квот на японском внутреннем рынке. Управление промышленной политики. Планирует и осуществляет меры по совершенствованию структуры промышленности, развитию торговли и сферы обслуживания, привлечению иноинвестиций. Управление по размещению промышленности и защите окружающей среды. Ведает вопросами рационального размещения производительных сил, развития региональных экономических комплексов, охраны природы, безопасности в промышленности. Управление базисных отраслей. Занимается вопросами развития и обеспечения сырьем и энергией металлургии и химической промышленности, развитием производства новых материалов, биотехнологии и др. Управление машиностроительных и информационных отраслей. Обеспечивает приоритетное развитие наукоемких и информационноемких отраслей передовой технологии и машиностроительного комплекса, определяющих научно-технический прогресс, включая электронику, информатику, космическую промышленность. Управление отраслей потребительского профиля. Ведает вопросами развития легкой, целлюлозно-бумажной, полиграфической промышленности, производством товаров ширпотреба, ремеслами, жилищным строительством. Агентство по природным ресурсам и энергетике. Занимается вопросами обеспечения экономики минеральным сырьем и энергией, разработкой и внедрением альтернативных источников энергии, энергосбережением, атомной энергетикой, нефтяной, газовой и угледобывающей промышленностью, электроэнергетикой. Патентное управление. Ведает регистрацией и защитой прав промышленной собственности, накоплением и распространением патентной информации. Агентство по науке и технике в промышленности. Занимается планированием, организацией и осуществлением прикладных научных исследований, программ НИОКР, международным научно-техническим сотрудничеством, промышленными стандартами. Имеет 16 подведомственных НИИ. Агентство по делам мелких и средних предприятий. Содействует развитию мелких и средних предприятий, играющих важную роль в экономике страны, кооперации между ними. Все вышеописанные основные подразделения МВТП имеют 2-3-ступенчатую структуру, включающую в себя департаменты, отделы и сектора. Различными подразделениями МВТП издается ряд периодических статистических и обзорных материалов, накапливается и распространяется экономическая информация на магнитных носителях и через информационные сети на японском и английском языках. Представительство внешнеэкономических интересов Японии за рубежом в 184 странах осуществляется через японские посольства, которые подчинены МИД Японии. Для осуществления этой деятельности в посольствах имеется специальный аппарат (группа) сотрудников, численность которого зависит как от важности для Японии отношений со страной пребывания посольства, так и от уровня развития и видимых перспектив внешнеэкономических отношений. Наряду с "карьерными" дипломатами внешнеэкономическими вопросами в посольствах занимаются и кадровые сотрудники МВТП, которое, являясь центральным органом государственного управления и принимая участие в разработке и координации промышленной политики страны, имеет разветвленную сеть и в рамках дипломатических представительств. В этой связи МВТП по существу курирует этот участок работы посольств. Существенную помощь посольствам в сборе и анализе внешнеэкономической и коммерческой информации оказывает весьма значительная сеть представительств японских фирм в стране их пребывания. В большинстве случаев количество профессиональных сотрудников таких представительств в десятки раз превышает аппарат соответствующей службы посольства (в ряде случаев в представительствах японских фирм работает до 100 сотрудников, из которых лишь 15-20 являются гражданами Японии: например, "Ниссё Иваи" и "Марубени" в КНР). Вышеизложенное в полной мере относится и к России. Вместе с тем, многие задачи развития ВЭД, наряду с посольствами, решаются с помощью ДЖЭТРО, имеющего представительства в 80 странах, включая Россию. Структура государственных органов регулирования ВЭД Японии весьма представительна, эффективна и разнообразно диверсифицирована. При этом центральным органом, курирующим проблематику ВЭД, является МВТП. Наряду с ним регулированием ВЭД по вопросам, отнесенным к их компетенции, занимаются МИД, Минфин, Комиссия по справедливым сделкам, Банк Японии. Управление экономического планирования (УЭП) является одним из ключевых ведомств государственной власти Японии. УЭП предоставлены полномочия в сфере разработки и осуществления перспективных средне- и долгосрочных экономических планов, регулирования процедуры их разработки, составления объединенных планов, связанных с экономическими мероприятиями более чем двух министерств. Задача деятельности УЭП состоит также в изучении основных целей и направлений экономической политики правительства и ее корректировок, а также в изучении экономических возможностей Японии, путей развития зарубежной экономики. В административном плане УЭП является сравнительно небольшим (около 500 человек) плановым органом: в его структуре имеется секретариат генерального директора и пять департаментов (планирования, координации, социальной политики, цен и экономических исследований). При этом Секретариат ведает общими вопросами деятельности УЭП, бюджетом, составлением перспективных планов работы, развитием базы данных, прежде всего статистической, и информационной компьютерной сети. Эти макроэкономические объективные информационные ресурсы, широко и практически безвозмездно доступные, являют собой надежный базис развития общенационального маркетинга Японии. "Японская организация развития внешней торговли" (ДЖЕТРО - Japan External Trade Organization) - некоммерческая, полностью финансируемая правительством организации (государственная корпорация). Является самостоятельным юридическим лицом, функционирующим на "полухозрасчетных" началах и подведомственным МВТП (общему отделу Департамента внешней торговли). При штате в 1300 человек и годовом бюджете около 22,5 млрд.иен имеет 80 зарубежных отделений в 60 странах (300 человек японского персонала плюс 400 человек местных специалистов), а также 30 отделений в крупных городах Японии (600 человек) и во всех 50 префектурах страны - центры, которые служат основой содействия импорту и интернационализации местной экономики. Законодательно ДЖЕТРО была учреждена в 1958 г. и первоначально деятельность ее была подчинена цели развития японского экспорта путем изучения зарубежных рынков, проведения выставок, формирования за границей благоприятного общественного мнения с тем, чтобы информационно-консультационно содействовать японским экспортерам. В 70-х годах деятельность ДЖЕТРО существенно видоизменилась и расширилась, адекватно изменениям в промышленной и торговой политике Японии. Отсюда - все более активное содействие импорту, промышленному, техническому и инвестиционному сотрудничеству, помощь развитию внешнеэкономических связей мелких и средних предприятий Японии, а также периферийных районов страны. Организационно ДЖЕТРО структурирована в 13 департаментов, имеющих по несколько отделов, и "группы по разбору иностранных претензий к японскому рынку". Департаменты экономической информации, зарубежных исследований и информационных услуг объединены в Центр международной экономики и внешнеторговой информации. Помимо этого в ДЖЕТРО существует институт "членов", насчитывающий свыше 5800 японских фирм и филиалов инокомпаний в Японии, пользующихся преимущественным правом получения информационных и консультационных услуг в обмен на уплату членских взносов, ставших одним из источников внебюджетного финансирования ДЖЕТРО. Основными направлениями деятельности ДЖЕТРО являются сбор, переработка и распространение экономической информации, в том числе и на магнитных носителях, издательская деятельность, консультационные услуги, прием и направление экспертов, стажеров и делегаций, организация симпозиумов и выставок в Японии и за рубежом. Большинство подобных мероприятий организуется на бесплатной либо льготной основе, что сделало услуги ДЖЕТРО популярными среди инофирм и организаций (включая и некоторые российские), заинтересованных в расширении экспорта в Японию. В действующей долгосрочной программе развития деятельности ДЖЕТРО (принята в июле 1988 г.), предусмотрено к 2010 г. расширить штат до 2900, количество зарубежных представительств.
|
|
| |