|
|
Новые статьи : |
|
Ассирийское государство -
История Ассирии делится на три основных периода:
- Староассирийский (20-16 века до н.э.)
- Среднеассирийский (15-11 века до н.э.)
- Новоассирийский (10-7 века до н.э. )
В староассирйский период государство занимало небольшую территорию, центром котрой был Ашшур
подробнее..
|
|
Аккадское царство -
Основателем Аккадского царства стал Саргон (Шаррумкен), имя которого переводится как "Истинный царь". Предполагается, что он был не царского и даже не аристократического происхождения. По-видимому, он пришел к власти в результате дворцового переворота. Захватив вла
подробнее..
|
|
Блочно модульная насосная станция производство блочно модульных станции. |
| Сервис: |
| |
Наука в США
Основные показатели научно-технической сферы. Более четверти века национальный научный совет (National Science Board) на регулярной основе (1 раз в два года) выпускает отчеты, содержащие основные показатели научно-технической сферы страны, а также анализ происходящих в ней изменений. Очередной документ Science & Engineering Indicators-1998 раскрывает наиболее значимые тенденции развития науки и технологии на рубеже третьего тысячелетия: растущая глобализация науки, техники и экономики - большинство стран вкладывают финансовые и человеческие ресурсы в развитие науки и техники, отчетливо сознавая, что эти вложения являются фундаментом будущего экономического и социального благополучия; больший акцент на научно-техническое образование и обучение; структурные изменения национальной научно-технической базы и переоценка приоритетов; возрастающее воздействие науки и техники на повседневную жизнь. В отчете отмечается, что существенно изменились принципы финансирования научных исследований и разработок. Основной прирост ассигнований достигается за счет промсектора экономики (частных фирм и корпораций). 2/3 суммарных расходов на НИОКР приходятся на долю частного бизнеса, который осуществляет 3/4 общего объема исследований и разработок (151,4 млрд.долл. в 1997 г.). При этом подавляющая часть НИОКР проводится компаниями в сфере прикладных наук. Относительная величина госассигнований сократилась, хотя роль федерального бюджета остается ведущей в области фундаментальных исследований и образования. В 1997 г. бюджетное финансирование науки составило 68 млрд.долл. и снизилось на 12% по сравнению с 1989 г. Данная тенденция стала следствием снижения военных расходов, а также попыток сокращения дефицита бюджета Доля Пентагона в общих ассигнованиях на НИОКР уменьшилась с 2/3 в середине 80-х гг. до 48% в 1997 г., что отразилось на объеме федеральных средств, попадающих в сферу НИОКР частного сектора экономики. Между 1987 и 1997 гг. процент промышленных НИОКР, проведенных за счет отчислений из госбюджета, резко упал - с 32% до 14%. Аналитики отмечают замедление роста бюджетных ассигновании на университетские научные исследования и разработки. В 1997 г. такие расходы составили 23,8 млрд.долл., или 12% от общего объема. Из федерального бюджета финансируется до 60% всех производимых в стране университетских НИОКР, однако госотчисления в данную сферу постоянно уменьшаются, начиная с 1975 г. Наибольшее сокращение наблюдается в области социальных наук, наименьшее - в сфере компьютерных наук и экологии. В этой связи усиливается кооперация академических исследований с промышленностью. Поддержка университетской науки фирмами и корпорациями в последние 20-25 лет растет более быстрыми темпами, чем финансирование из всех других источников, однако пока она не превышает 7% от общего объема ассигнований. Вместе с тем взаимодействие компаний с университетами не ограничивается только финансовой поддержкой, но включает также проведение совместных исследований, количество которых постоянно возрастает. Максимальный рост объема промышленных НИОКР приходится на отрасли экономики, успешное финансирование которых напрямую связано с научно-техническим прогрессом. Так, расходы на НИОКР фармкомпаний за 10 лет (с 1985 по 1995 гг.) утроились. Наиболее яркой тенденцией в данной области стало усиление внимания к биотехнологическим исследованиям, доля которых составляет более 1/3. США, как и многие другие страны, сопровождают прямое финансирование НИОКР налоговыми льготами и другими косвенными действиями, направленными на увеличение реальных ассигнований и стимулирование промышленных исследований и разработок. Важным средством развития и оптимального использования научно-технических ресурсов являются совместные НИОКР. Наблюдается значительное увеличение количества таких работ на внутриотраслевом и межотраслевом уровнях, а также в рамках международной кооперации. Более заметную роль стал играть непроизводящий (обслуживающий) сектор научно-исследовательской сферы, что во многом связывают с внедрением информационных технологий и современных средств связи. На данный сектор приходится до 25% всех ассигнований на НИОКР. По прогнозам минтруда США, занятость населения в сфере информационных технологий за период 1986-2006 гг. должна увеличиться в 2 раза. Новые рабочие места будут создаваться главным образом для обеспечения сервиса компьютерной техники и систем обработки информации. Новый отчет национального научного совета США содержит подробные многоаспектные статистические данные и количественные оценки, необходимость которых для принятия тех или иных политических решений как никогда высока. О новом подходе к оценке критических технологий. В планах закрепления лидирующей роли США на мировой арене приоритетное место занимают вопросы ускорения научно-технического прогресса, которым администрация Б.Клинтона и законодатели уделяют большое внимание. С 1991 г. конгресс США на регулярной основе запрашивает обзоры состояния и перспектив развития технологической базы страны и прежде всего технологий, отнесенных к разряду критических. В дек. 1998 г. Rand Critical Technology Institute по заказу Управления научно-технической политики Белого Дома (Office of Science & Technology Policy) завершил подготовку четвертого по счету из серии указанных обзоров New Forces at Work: Industry Views Critical Technologies. В отличие от всех предыдущих, данный отчет отражает точку зрения основных действующих лиц технологической сферы - частных фирм и корпораций. Структурно он состоит из трех основных частей. В первой рассматриваются собственно критические технологии сегодняшнего дня и ближайшего будущего Во второй анализируется роль частного капитала, научного сообщества и федеральной власти в развитии критических технологий. В третьей обсуждаются новые методы оценки критических технологий. Подготовка документа осуществлялась на основе анкетного опроса руководителей ряда компаний, представляющих различные сектора промышленности. По итогам анкетирования был составлен список критических технологий. Его анализ показывает, что основной перечень критических технологий 1990-91 гг. не претерпел изменений. Однако отношение к нему становится иным. За истекшее десятилетие существенно изменились как внутренние, так и внешние условия функционирования экономики, и в частности, ее промсферы. США укрепили свои позиции в качестве лидирующей в технологическом отношении страны. На сегодня у американских производителей уже отсутствуют опасения по поводу конкурентоспособности их товаров на мировом рынке, и главную задачу они видят в том, чтобы, учитывая последние достижения ученых и исследователей, совершенствовать действующие технологические процессы без отставания от быстрых темпов научно-технического прогресса. Здесь важная роль принадлежит государству, призванному обеспечить поддержку как фундаментальных и высокорискованных разработок, так и создание условий, способствующих общему росту экономической активности. Сопоставление мнений представителей фирм по поводу критических технологий позволило авторам обзора выявить некоторые примечательные закономерности. Во-первых, удалось определить категории технологий, вызывающие наибольший интерес в различных секторах промышленности. К ним, в частности, отнесены: программное обеспечение; микроэлектроника и телекоммуникации; перспективные производственные технологии; новые материалы; сенсоры и формирование изображений. Во-вторых, отчетливо проявилось повышенное внимание к ряду процессов, которые выходят за рамки привычной классификации и являются вспомогательными, но могут рассматриваться как важные самостоятельные технологические сферы деятельности. Среди них названы: ремонтно-восстановительные технологии; повышение качества разделения и очистка компонентов смесей с целью оптимизации технологических и экономических параметров промпроцессов, а также снижения отходов производств; объединение усилий технических специалистов различного профиля и улучшение их координации в процессе производства сложных продуктов. В-третьих, установлено, что приоритетность критических технологий имеет непосредственную связь с масштабностью поставленных целей. Так, например, технологии живых систем были отнесены к разряду критических только фирмами, непосредственно связанными с биотехнологией. Однако при определении важнейших технологий в контексте решения крупных общенациональных или социальных задач на первом плане оказались биотехнология, энергетика и охрана окружающей среды. По мнению экспертов, новый документ может рассматриваться в качестве пилотного проекта исследования, направленного на поиск оптимальных подходов к процессу оценки критических технологий и путей взаимодействия правительства и промышленных кругов в осуществлении политики в области науки и техники. В формировании национальной инновационной системы США, совершенствовании механизмов ее функционирования, стимулировании научных исследований и разработок, направленных на создание перспективных продуктов и технологий, решающая роль принадлежит федеральному правительству. На основании оценок представителей промфирм и корпораций в документе анализируются возможные направления деятельности исполнительной и законодательной власти, нацеленной на достижение прогресса в развитии критических технологий. По мнению аналитиков, однои из важных функций администрации является разъяснение и популяризация целей и задач программ НИОКР, обеспечение их общественной поддержки. С другой стороны, подчеркивается необходимость улучшения обмена информацией и укрепления связи между отдельными секторами промышленности, инициирования проведения совместных конференций и семинаров для осознания общих и прежде всего общенациональных интересов, а также содействие объединению разнопрофильных компаний в консорциумы (в том числе и для достижения коммерческих целей). Правительство призвано организовать функционирование индустриальной сферы в рамках единых стандартов. Оно обязано обеспечить их своевременную разработку, при этом стандарты должны служить стимуляторами, а не тормозами технологического развития. Еще одним приоритетом в деятельности федеральных органов является создание фундамента и предпосылок для осуществления прорывов в различных областях науки и техники. Речь идет о финансировании расширения научно-технической инфраструктуры, увеличении ассигнований на НИОКР. При распределении бюджетных средств на НИОКР предпочтение должно отдаваться сфере фундаментальных исследований, высокорискованным исследовательским проектам, имеющим важное значение для страны, а также целевым программам, реализуемым в интересах всего общества или являющимся ключевыми для достижения качественных перемен в целом ряде отраслей промышленности. В обзоре отмечается, что администрация США уже имеет значительный опыт работы по сокращению риска больших инвестиций путем расширения сотрудничества и кооперации с фирмами в рамках общегосударственных программ (Partnership for the Next Generation Vehicle, Internet, Flat-Panel Display и др.). Этот опыт положительно оценивается представителями промышленности. Действенным механизмом влияния правительства на развитие критических технологий является совершенствование законодательной базы, которая должна обеспечить в первую очередь гарантии защиты интеллектуальной собственности. Особая роль государства заключается в приумножении и воспроизводстве интеллектуального потенциала нации. Требуется постоянная поддержка системы общего образования и высшей школы, осуществление мер по улучшению их деятельности, повышению уровня подготовки специалистов, особенно квалифицированных научных кадров, являющихся движущей силой инновационных процессов. Соотнося результаты анализа с практическими действиями федеральной власти в последние годы, эксперты отмечают, что в целом администрация Б.Клинтона не упускает из поля зрения вышеперечисленные задачи и оказывает разностороннее позитивное воздействие на процесс совершенствования технологической сферы страны, которое в конечном счете способствует ускорению темпов научно-технического прогресса в США. Об иноинвестициях в американские НИОКР. Инвестиции зарубежных фирм в осуществляемые в США исследования и разработки за последние 8-10 лет увеличились почти в 25 раз. Если в 1987 г. их объем оценивался в 700 млн.долл., то в 1995 г. он уже превысил 17 млрд.долл., составляя более 15% от общей суммы ассигнований на НИОКР. Наибольший вклад пришелся на долю немецких корпораций - 22,5%, капитал швейцарских предпринимателей достиг 17,5%, английских - 14%, японских - 10,6%, французских - 9,3%, канадских - 7,9%, голландских - 4,7%, шведских - 4,6%, южнокорейских - 2,1%, других стран - 6,8%. В ряде секторов промышленности США иноинвестиции в научно-исследовательскую сферу возросли до значительных размеров. Так, в области создания новых лекарственных препаратов средства зарубежных фирм составляли 52% от общего объема ассигнований, химпродуктов - 48%, оборудования связи и телевидения - 38%, аппаратуры для научных исследований - 9%, компьютеров и офисного оборудования - 10,5%, электронных компонентов - 3%. Возрастающее число компаний из других стран, реализующих программы НИОКР в США, отражает мировую тенденцию глобализации инновационных процессов. ТНК уже давно осуществляют свою производственную деятельность по всему миру, теперь такой же подход применяется и в отношении промисследований и разработок. Американские корпорации, например, инвестируют около 15 млрд.долл. в исследовательские проекты за границей, т.е. почти 10% их общих расходов на эти цели. В странах ЕС иноинвестиции в данную область возросли за последние 10 лет на 50% и оцениваются в 7% от суммы общих расходов. Указанная тенденция не всеми специалистами в США оценивается одинаково. Часть из них считает, что подобная "экспансия" зарубежного капитала поддерживает и развивает национальную научную и технологическую базу. Другие придерживаются иной точки зрения, утверждая, что такая практика дает возможность иностранцам получать в реальном масштабе времени доступ к самым последним достижениям американских ученых и использовать их в собственных интересах. Возникает также вопрос, должны ли налогоплательщики в США оплачивать существование лабораторий и других научных центров, которые увеличивают доходы инофирм. Проблема изучалась экспертами Carnegie Mellon University, которые пришли к выводу, что НИИ, работающие по заказам (и на средства) зарубежных предпринимателей, приносят несомненную пользу своей стране, приумножают ее экономический и технический потенциал. Зачастую такие организации функционируют эффективнее аналогичных образований, финансируемых американцами. В частности, первые регистрируют 7,3 патента на каждые вложенные 10 млн.долл., а вторые - 4,7. Финансируемые из-за границы коллективы разработчиков заметно увеличивают приток новых научно-технических знаний, помещая информацию о своих открытиях в специализированных изданиях, выступая с докладами на семинарах и коллоквиумах. Кроме того, инокапитал, вложенный в американские НИОКР, обогащает национальную научно-техническую инфраструктуру, предоставляет возможность реализовать свой потенциал свыше 100тыс. ученых и исследователей США. Поэтому госполитика СШАдолжна стимулировать приток зарубежных средств в сферу науки и техники, а не ограничивать их. В ходе реализации такой политики, по мнению экспертов Carnegie Mellou University, ключевыми задачами являются следующие: 1. Госдеятели и бизнесмены должны поддерживать усилия ОЭСР (Organization for Economic Cooperation and Development) и других заинтересованных сторон по созданию глобального пространства для инвестиций в исследования и разработки. Способ решения этой задачи уже существует в виде проекта Многостороннего соглашения об инвестициях (Multilateral Investment Agreement). В рамках данного договора будет положено начало устранению барьеров в зарубежном инвестировании НИОКР, в том числе и тех, которые финансируются американцами. 2. Министерствам и ведомствам США необходимо расширять совместные работы с инофирмами в области науки и техники. 3. США должны развивать международное сотрудничество, вовлекая в него крупных зарубежных инвесторов (в т.ч. японские и европейские компании) для совместного финансирования общих исследовательских программ. Такая кооперация поможет преодолеть изъяны сегодняшней ситуации, когда в разных странах ассигнуются средства на выполнение одних тех же научных работ. В выводах ученых подчеркивается, что у США нет иного выбора, кроме как возглавить процесс формирования глобального инновационного пространства. И не только потому, что эта страна обладает самой развитой экономикой, производственной инфраструктурой, наукой и техникой, но и потому, что именно США (в силу названных причин) получит от создания такого пространства наибольшие дивиденды. О прогнозе воздействия новых технологий на окружающую среду. В предстоящие 10 лет совершенствование ряда технологий может привести к существенным изменениям в производстве и потреблении энергии, использовании полезных ископаемых и сырья, способах обработки материалов и изготовления конечных продуктов. Результирующим эффектом станет снижение техногенного воздействия на окружающую среду и сокращение затрат на природоохранные мероприятия. К таким выводам пришли специалисты Тихоокеанской северо-западной национальной лаборатории минэнергетики США (Pacific Northwest National Laboratory), впервые подготовившие в 1998 г. обзор перспективных разработок в различных областях науки и техники, способных оказать серьезное влияние на улучшение экологии к 2008 г. Во время работы над документом эксперты сосредоточили свое внимание только на тех технологиях, которые в указанный срок действительно будут реализованы на практике, а их воздействие на окружающую среду окажется заметным. К числу десяти наиболее значимых с экологической точки зрения технологий отнесены следующие:
1. Агрогенетика. Использование методов генной инженерии для культивирования растений с повышенной сопротивляемостью заболеваниям приведет к сокращению объемов применения пестицидов и снижению количества токсичных веществ, попадающих в почву и воду в процессе с/х производства.
2. Технологии очистки воды. В этом направлении большое будущее принадлежит так называемым "умным" мембранам (smart membranes), с помощью которых установки для очистки воды смогут автоматически настраиваться и перенастраиваться на извлечение определенных нежелательных примесей. Фильтры на основе пористых материалов позволят освобождать воду от нитратов и тяжелых металлов, что, в свою очередь, повысит ее качество и степень пригодности для питья.
3. Возобновляемые источники энергии. Специалисты прогнозируют появление перспективных установок для накопления энергии. Экономически конкурентоспособными должны стать инерционные устройства, в которых накопление энергии происходит с помощью вращающегося маховика. Данные устройства создадут условия для аккумулирования электроэнергии солнечных электростанций в течение светового дня и последующего ее использования в ночное время. Широкое применение фотоэлектрических установок для выработки электроэнергии повлечет за собой уменьшение вредных выбросов в атмосферу, которыми неизбежно сопровождается работа ТЭЦ. Указанные технологии обеспечат выполнение экологических обязательств США перед мировым сообществом, согласно которым выбросы в атмосферу в 2008-12 гг. должны быть сокращены на 7% по сравнению с 1990 г.
4. Микротехнологии. Промсектор, будет шире использовать возможности перспективных микрочипов и микромеханических устройств в различных производственных процессах и конечных продуктах. Это позволит создать энергосберегающие миниатюрные насосы для эффективного обогрева помещений, микропредприятия по выпуску необходимого в данный момент количества химикатов, что исключит экологически опасные операции хранения и транспортировки этих веществ, и мн. др.
5. Безбумажные технологии. Тенденция к сокращению использования бумаги в информационных и бюрократических целях получит дальнейшее развитие благодаря внедрению перспективных технологий, а, следовательно, уменьшится степень загрязнения окружающей среды фирмами-производителями бумаги и чернил. Комбинация беспроводных средств связи, Интернета, электронной почты, наличие плоских и гибких дисплеев окажут решающее воздействие на ускорение этого процесса. 6. Молекулярное конструирование (molecular design). Изучение природы взаимодействия веществ на молекулярном уровне ускорит разработку новых материалов и более эффективных солнечных батарей. Молекулярное конструирование катализаторов и сенсоров позволит существенно увеличить полноту проведения химических реакций и обеспечить точное соблюдение требований технологического регламента в производственных процессах, в результате чего возрастет качество продукции и снизится уровень вредных отходов. 7. Биотехнология. Новые процессы производства топлив, химикатов, лекарственных препаратов с применением биотехнологии способны серьезно уменьшить техногенное воздействие на окружающую среду. 8. Снижение веса автотранспорта. Интенсивное использование легких металлов, композиционных материалов и пластмасс в конструкциях автомобилей должно привести к снижению их веса и, вследствие этого, расхода топлива, что приведет к сокращению выбросов выхлопных газов в атмосферу. 9. Биоразлагаемые материалы. Фирмы перейдут к выпуску биоразлагаемых или легко поддающихся вторичной переработке продуктов. Это касается как упаковочных материалов и различной тары, так и автотранспорта и электронной техники. 10. Экологические сенсоры, работающие в реальном масштабе времени. Производство данных сенсоров сделает возможным определение наличия патогенной микрофлоры в пищевых продуктах непосредственно в местах их продажи, позволит повысить качество контроля загрязнений окружающей среды в целях предупреждения инфекционных заболеваний. Указанные датчики могут быть также использованы для предотвращения актов биологического терроризма. Международная конкуренция в сфере высоких технологий. В мае 1999 г. в Лондоне были опубликованы данные сравнительного анализа (используется т.н. индекс затрат на исследования и развитие, ИРС 1991 г. ежегодно подводятся итоги для 300 ведущих промкомпаний мира Министерством торговли и промышленности Великобритании в целях мониторинга и оценки позиций национального бизнеса. На данном этапе складывается следующая картина. Совокупные расходы на ИР увеличились в 1998 г. на 11,9% и достигли 254 млрд.долл., по сравнению с ростом на 12,8% в 1997 г. Эти показатели закрепляют сложившуюся в последнее пятилетие тенденцию, которая, в свою очередь, отражает фундаментальный сдвиг в сторону научно-технического измерения процесса глобализации. Ее прямым следствием является неуклонно возрастающий удельный вес затрат на ИР в общем объеме продаж: 4,4% - в 1996г., 4,6% - в 1997г. и 4,9% - в 1998 г. Лидирующие позиции со значительным отрывом от конкурентов - особенно в области электроники, инжениринга, информационных технологий и медисследований - занимают США. Они представлены в докладе 130 компаниями. Их общие затраты на ИР увеличивались опережающими темпами: в 1997 г. - на 19%, а в 1998 г. - на 15%, составив 109 млрд.долл., т.е. почти 40% указанных совокупных расходов. Последнее пятилетие ознаменовало стремительный прорыв американского высокотехнологичного сектора ("хай-тэк" ), который до середины 90-х гг. уступал наиболее динамично развивавшимся тогда "молодым азиатским тиграм" . Спровоцированный паевыми фондами США в 1996-97 гг. острый финансовый кризис в ЮВА нанес им весьма чувствительный удар и позволил американскому "хай-тэку"занять доминирующее положение в мире. Теперь компании США имеют преимущество не только над азиатскими, но и европейскими конкурентами. В Японии, учитывая затянувшийся спад производства, темпы роста расходов на ИР вдвое отставали от среднемировых - 6%. В Европе в целом тот же показатель, но в ней есть свои лидеры. В частности, у немецких, итальянских и французских компаний затраты увеличились, соответственно, на 24, 22 и 14%, чтo предопределяет их крепкие позиции в области экспорта товаров, услуг и капитала, в т.ч. на американский рынок. Великобритания представлена 16 компаниями с показателем 8%. Другое независимое исследование, которым было охвачено 560 британских фирм, дает несколько меньшую цифру - 6%. Удельный вес затрат на ИР в общем объеме продаж составляет, соответственно, 2,9 и 1,9%, что значительно ниже среднемирового уровня. В обоих докладах делается вывод, что "существенное отставание" стало уже хроническим, поскольку оно прослеживается с 1991 г. Причем это относится не только к объемам вложений в ИР, но и их эффективности. Главную причину такого положения дел здесь видят в недостаточно современной структуре британской экономики, сравнительно низком удельном весе как самой промышленности (за счет сектора услуг), так и в ее рамках - передовых отраслей, среди которых только фармацевтика и биотехнологии "успешно" выдерживают международное сравнение. К тому же значительная часть (37%) осуществляемых в Соединенном Королевстве расходов на ИР приходится на компании, контролируемые иностранным капиталом. Об антарктической деятельности в 1997/98 ф.г. Координация антарктической деятельности США полностью возложена на Национальный научный фонд США (ННФ), который отвечает за реализацию национальной Антарктической программы (USAP). Ресурсы Антарктической программы могут быть использованы исключительно на деятельность в рамках программы и не могут предназначаться для частных и неправительственных экспедиций в Антарктику, независимо от того, будет это национальная или иностранная экспедиция. В то же время ННФ допускает осуществление исследовательских проектов в Антарктике совместно с определенными национальными программами других стран-участниц Договора об Антарктике на согласованной и равноценной основе, в случае если такие проекты представляют взаимный интерес. Всего на осуществление полярных исследовательских программ как в Арктике, так и в Антарктике, в бюджете на 1997/98 ф.г. предусматривалось 166 млн.долл., 62 млн.долл. для осуществления антарктических перевозок и транспортного обеспечения программы, а также 25 млн.долл. на модернизацию станции на Южном полюсе. Научные исследования в рамках USAP осуществляются учеными и специалистами американских университетов, колледжей, правительственных агентств, а также частных компаний, которые в финансовом отношении обеспечиваются за счет системы грантов и контрактов, заключаемых под общим руководством ННФ. Эта система включает ежегодный конкурс для поддержки исследований американских ученых, а также строгий отбор кандидатов, основанный на оценке их научных заслуг. ННФ включает в программу USAP максимальное количество научно-исследовательских предложений, которые отвечают возможностям существующих операционных ресурсов и транспортной поддержки. Операционная и транспортная поддержка программы USAP осуществляется ННФ при помощи частных компаний на контрактной основе, а также минобороны, Береговой охраны и Геологической службы США по отдельно заключаемым договорам. Общая ответственность за выполнение программы USAP возложена на Главного представителя США в Антарктике, назначаемого ННФ. В соответствии с планом антарктической деятельности США на 1997-98 гг. в рамках программы USAP предусматривается задействование 5 кораблей (ледокола, сухогруза, танкера и двух исследовательских судов), пяти транспортных самолетов ВМС США, четырех вертолетов (базируются на станции МакМэрдо). Для транспортной поддержки дополнительно используются воздушные суда ВВС и Национальной гвардии, а также ВВС Новой Зеландии. Открытие и начало работы основных антарктических станций и лагерей определяется наступлением астрального летнего периода (ориентировочно с конца октября). Исследовательская деятельность Антарктики была сконцентрирована на трех постоянно действующих круглогодичных станциях - "МакМэрдо" и "Палмер", а также станции Амундсена-Скотта "Южный полюс". Кроме того, на летний астральный период были открыты полевые лагеря "Сипл доум" и нижний лагерь "Браво". Всего на сезон в рамках программы USAP предусматривалось осуществление 17 научных проектов в области биологии и медицины, 23 проектов исследований в районе океанских потоков, 7 океанографических проектов, 5 проектов, связанных с изучением и защитой окружающей среды, 24 - в области геологии и геофизики моря и суши, 16 - в области гляциологии и ледниковой геологии, 6 проектов изучения климата, 3 исследований озонового слоя, а также 22 научных проектов в области астрономии, аэрономии и астрофизики. Общее количество работающих в сезоне 1997/98 ф.г. на антарктическом материке ученых и специалистов (без учета экипажей и команд судов и авиатранспортных средств) составило: станция "МакМэрдо" - 1258 чел., из них военный персонал - 540, гражданский - 718 чел.; станция "Южный полюс" - 183 чел.; станция "Палмер" - 152 чел.; летние лагеря - 143 чел. Станции и летние лагери оснащены научным оборудованием для проведения исследований в области астрофизики, биологии, геологии и геофизики, геомагнетизма, гляциологии, метеорологии, сейсмологии и др. Кроме того, в зависимости от необходимости, экспедиции снабжены различными видами транспортных средств, медицинским и прочим вспомогательным оборудованием. В план антарктической деятельности ННФ включает также организуемые различными коммерческими организациями США посещения материка круизными судами с туристическими целями (по плану с ноября 1997 г. по март 1998 г. - 6 круизных судов выполнили 41 рейс). О проблемах захоронения и использования радиоактивных материалов. Проблема захоронения радиоактивных отходов, включая использование высвобождаемого в ходе уничтожения ядерного оружия плутония, все острее выдвигается в число первоочередных национальных задач США. В стране накоплены огромные количества радиоактивных материалов: в хранилищах коммерческих АЭС содержится более 32 тыс.метр.т. использованного топлива; в целом по стране хранится 2 млн.куб.м. радиоактивных отходов всех видов; в местах расположения ядерных объектов содержится около 3,7 млн.куб.м. загрязненной почвы и водных резервуаров; на объектах минэнерго хранится 600 тыс.т. материалов ядерного производства, включая высокообогащенный уран и плутоний; 17 тыс. радиоактивных источников используются в медицине, промышленности и исследовательских учреждениях. Существенную проблему представляет оружейный плутоний, высвобождаемый в ходе уничтожения ядерного оружия, объемы которого по подсчетам специалистов, могут достигнуть 52 т. Правительство предусматривало захоронение основной массы радиоактивных отходов в создаваемом хранилище "Юка Маунтин" (шт. Невада). Однако в 1997-98 гг. в ходе экспериментов выяснилось, что скорость проникновения дождевых вод через скальные породы в хранилище значительно превышает (в 15 раз) предполагаемые расчетные параметры, и размещение в нем радиоактивных отходов может привести к заражению грунтовых вод в регионе. Данное обстоятельство вызвало серьезные возражения против строительства хранилища со стороны ученых, экологических организаций представителей от шт. Невады в конгрессе США и властей штата. Эксперты прогнозируют ожесточенную борьбу вокруг проекта, в которой не последнюю роль будут играть политические соображения. Принятие окончательного решения о "Юка Маунтин" ожидается в 2001 г., однако администрация США в лице минэнергетики уже начала поиск возможных альтернативных путей решений проблемы радиоактивных материалов. В частности, наблюдаются некоторые изменения в подходах к использованию оружейного плутония. До недавнего времени американская сторона, в отличие от России, планировала полностью захоронить оружейный плутоний после его иммобилизации. Ливерморской национальной лабораторией совместно с Технологическим центром "Саванна Рива", "Аргонской и Пасифик Нортвес" национальными лабораториями разработаны различные технологии иммобилизации и захоронения плутония и других высокорадиоактивных материалов, которые можно применять уже в промышленных масштабах. В то же время, минэнергетики США в нояб. 1998 г. объявил тендер на проект по использованию в ядерных коммерческих реакторах смешанного оксидированного топлива (mixed oxide fuel МОХ, изготовляемого из оружейного плутония. Как минимум две компании "Дьюк Энерджи" (шт. Сев. Каролина) и "Вирджини Пауэр" примут участие в тендере. Планом предусматривается создание технологической цепочки, в ходе которой плутоний будет извлекаться из боеголовок на госпредприятии в Техасе, далее перевозиться на перерабатывающий завод, который скорее всего будет построен на территории, принадлежащей минэнергетики в Саванна Рива (шт. Юж. Каролина), откуда МОХ будет поставляться на коммерческие ядерные реакторы. Осуществление данного проекта потребует нескольких лет; первое использовали топлива МОХ в реакторах возможно не ранее 2007 г. Российская сторона с самого начала планировала использовать высвобождаемый оружейный плутоний в качестве ядерного топлива для АЭС, у нас в стране накоплен опыт и создана технологическая база для данного направления. В случае осуществления американцами намечаемого плана, у которого остается очень много противников во всех эшелонах власти, можно будет использовать совпадение интересов для налаживания совместной работы в этой области. О национальной природоохранной и инженерной лаборатории (НПИЛ)в Айдахо. Является из немногих объектов федерального значения в штате Айдахо. Она находится под оперативным управлением и финансируется минэнергетики США. Это второй по значимости НИИ и полигон минэнергетики. Занимает площадь около 1600 кв.км. В фев. 1949 г. комиссия по атомной энергии США приняла peшение о строительстве в отдаленной пустынной местности вблизи г. Айдахо-Фоллс Национальной станции испытания реакторов. Построенный объект и проводившиеся на нем исследования были строго секретными. В 50-е гг. на этой станции проводились работы по созданию самолетов с атомным двигателем. Здесь был создан прототип первой американской атомной подводной лодки "Наутилус". В 1951 г. на станции впервые в результате цепной реакции деления атомного ядра было получено электричество. В июле 1955 г. созданный на станции атомный реактор "Борэкс-III" начал снабжать электроэнергией г. Арко с населением 1 тыс.чел. Ученые станции разработали способы добычи обогащенного урана-235 из ядерных отходов. На станции работало 52 ядерных реактора, некоторые из которых используются до сих пор. На протяжении 50 лет работы профиль и решаемые объектом задачи несколько изменились. В настоящее время лаборатория имеет статус Национального исследовательского парка по проблемам окружающей среды. Основным видом деятельности лаборатории является хранение и перереработка различных радиоактивных отходов. Центр ядерных и инженерных технологий располагает значительными мощностями для хранения радиоактивных отходов. Сейчас здесь имеются 3 хранилища, которые используют различные технологии хранения РЯО (сухая и с заполнением водой). За время существования центра сюда было доставлено 58,5 метр.т. отходов урана. Более 50% складских помещений уже заполнено. Планируется строительство новых хранилищ. В общей сложности до 2035 г. сюда предполагается осуществить еще 1133 поставки радиоактивных материалов, что составит еще 95 метр.т. высокорадиоактивных соединений урана. На объекте работает более 1000 чел. Комплекс оперативного сокращения отходов осуществляет paботы с разбавленными и низкорадиоактивными отходами. Всего здесь складировано 50 тыс.куб.м. такого рода отходов. Намечается увеличить запасы до 89 тыс.куб.м. Перед комплексом ставятся задачи совершенствования технологий хранения и переработки трансурановых отходов, полученных в результате реализации национальных оборонных программ. Мощности по переработке - 40 тыс.куб.м. в год. Начиная с 1994 г., НПИЛ вступила в период серьезной реорганизации, вызванной изменениями в ее финансировании. Определен бюджет лаборатории на 1999 г., который составляет 700 млн.долл., тогда как в начале 90-х гг. на НИОКР выделялось порядка 1,5 млрд.долл. Сокращения затронули более трети персонала лаборатории. В этом научном центре собраны высококвалифицированные кадры научных работников и технического персонала. Имеется разветвленная научно-исследовательская и материально-техническая база, позволяющая реализовывать широкий спектр программ исследований в области ядерной и обычной энергетики, биотехнологий, и т.д. Западный филиал Национальной лаборатории Аргона (по имени местности), расположенный в НПИЛ, задействован в национальной ядерной программе и является по сути ведущим испытательным центром, решающим задачи повышения эффективности использования ядерного топлива, проблемы хранения, переработки высокорадиоактивных отходов и утилизации оружейного плутония, занимается разработкой технологий и методик контроля, направленных на снижение угрозы распространения ядерного оружия. Филиал располагает реактором на быстрых нейтронах мощностью 62,5 мвт. На Комплексе судовых реакторов ведутся разработки научных и технических проблем ядерных реакторов, установленных в основном на военых судах (авианосцы, ракетные крейсеры и подводные лодки). Специалисты комплекса принимают участие в подготовке к хранению и утилизации использованного в реакторах морских судов ядерного топлива. Кроме того, они имеют опыт работы по извлечению топлива из атомных силовых установок. Деятельность НПИЛ вызывает озабоченность экологических организаций на национальном и региональном уровне. Практически каждая поставка очередной партии отходов на хранение сопровождается акциями протеста. Особо остро ставится вопрос о прекращении завоза использованного радиоактивного топлива из стран Лат. Америки и Азии, с которыми имеются соответствующие долгосрочные соглашения о приеме на захоронение отработанного топлива и оборудования. Лаборатория вовлечена и в политическую борьбу. Вопрос о необходимости свертывания программ хранения радиоактивных отходов на территории штата активно используется партийными лидерами в ходе избирательных компаний на посты губернатора, сенаторов, мэров и членов палат представится законодательные органы США и на местном уровне. Однако в контексте нарастания финансовых трудностей в шт. Айдахо в политических кругах происходит трансформация подходов к этой проблематике. Сейчас здесь складывается консенсус в пользу принятия решения о расширении работ в НПИЛ с радиоактивной компонентой. Губернатор штата Д.Кемпторн усиленно лоббирует в федеральных органах вопрос о создании на территории этого центра и установки по переработке оружейных расщепляющихся материалов в МОКС (смешанное оксидное) - топливо для АЭС. Не исключено, что в случае организации здесь такого производства может использоваться и плутоний, высвобождающийся при демонтаже боеголовок российских ракет. Руководство НПИЛ работает также над проблемой расширения профиля лаборатории. На ее территории планируется создание комплекса по запуску и приему космических объектов многократного использования, которые будут задействованы в госпрограмме VentureStar. В администрации высказывают опасения, что инициаторы этой программы могут не остановить свой выбор на кандидатуре НПИЛ в силу сильной конкуренции со стороны других штатов. Отдаленные сроки реализации VentureStar и неясные перспективы участия в ней НПИЛ тем не менее не останавливают сторонников использования северных территорий США для космических программ. В Айдахо объявлено о создании корпорации NorthStar Spaceport для строительства пускового комплекса, ориентированного на коммерческие запуски ракет по заказам телекоммуникационных компаний. Первый запуск планируется осуществить в 2002-03 гг. Проект в настоящее время испытывает трудности с финансированием. Кроме того, сложным вопросом будет получение согласия канадского правительства на выделение участков своей территории под поля для падения отработавших ступеней ракет. О совершенствовании производства микроэлектрических систем. По прогнозам американских экспертов, МЕМS очень скоро станут многомиллиардным ежегодным бизнесом, т.к. во всем мире фирмы совершенствуют технологии производства сенсоров, переключателей, микронасосов и других устройств. По оценкам национального исследовательского совета (National Researi Council-NRC), первоочередной задачей является разработка промстандартов на процессы сборки, упаковки и тестирования MEMS. Ситуация такова, что интегрирование микроэлектромеханических систем в используемые приборы и оборудование зачастую приводит к радикальным отходам от обычной практики, имеющей место в производстве электроники. Компоненты MEMS в ряде случаев должны выдерживать воздействие яркого света, агрессивных сред, высокого давления, чтобы не стать причиной вывода из строя всего прибора и сопутствующих электронных устройств. Удовлетворение этих условий требует специальных подходов в каждом конкретном случае к сборке, упаковке и испытаниям, что затрудняет организацию поточного производства и не позволяет добиться снижения себестоимости. Создание стандартизированных, модульных схем сборки, упаковки и тестирования для разных классов MEMS могло бы существенно ускорить темпы их практического использования. Для решения данной задачи NRC рекомендует сконцентрировать усилсия исследователей и разработчиков на следующих приоритетных направлениях: расширение круга имеющихся и поиск новых материалов, которые могут быть использованы в производстве MEMS для нужд различных отраслей науки и промышленности; изучение свойств кремния и кремнийсодержащих материалов с точки зрения их пригодности в производстве MEMS (эксперты подчеркивают, что еще многое неизвестно о специфических деталях долговременной надежности подверженных механическому воздействию полисилоксанов, налицо явный недостаток фундаментальных знаний о тонкопленочных материалах на основе нитрида кремния, двуокиси кремния и др.); исследование поверхностных эффектов на микроуровне, взаимодействия газообразных веществ и твердых тел, влияние давления, температуры и агрессивных сред на структуру материалов, предполагаемых для использования в производстве MEMS; разработка передовой технологии травления, позволяющей осуществлять контроль процесса с целью достижения заданых свойств и точных параметров изделия; подготовка стандартных методик испытаний механических свойств микроэлектромеханических устройств для контроля качества и оценки надежности; разработка стандартизированных протоколов для САПР, призванных способствовать становлению литейной индустрии для производства MEMS, которая, в свою очередь, обеспечит конкурентоспособность изделий и доступность их использования небольшими фирмами и исследовательскими организациями.
|
|
| |