|
|
Новые статьи : |
|
Лев Бакст (1866), русский художник ("Послеполуденный отдых фавна", "Дафнис и Хлоя", "Жар-птица") -
БАКСТ (наст. фам. Розенберг) Лев Самуилович (1866-1924), российский живописец, график, театральный художник. Член "Мира искусства'. С 1909 жил главным образом в Париже. Как декоратор Русских сезонов стилизовал античные и восточные мотивы, создавая утонченно-декоративное фантастическое зрелище
подробнее..
|
|
Жюль Верн (1828), французский писатель-фантаст ("20 тысяч лье под водой", "Таинственный остров", "Дети капитана Гранта", "Властелин мира", "Вокруг света в 80 дней") -
ВЕРН (Verne) Жюль (1828-1905), французский писатель, один из создателей жанра научной фантастики. Автор многочисленых (ок. 70) научно-фантастических, приключенческо-географических и социально-утопических произведений, в т. ч. романы "С Земли на Луну" (1865), "Дети капитана Гранта" (1867-68),
подробнее..
|
|
|
| Сервис: |
| |
Первые испанские броненосцы
Батарейный броненосец 'Нумансия', Испания, 1865 г. Спущен на воду в 1863 г. Водоизмещение - 7190 т, длина - 96,1 м, ширина - 17,4 м, углубление - 8,2 м. Мощность машины - 3700 л. с., скорость хода - 10 узлов. Бронирование (железо): пояс по ватерлинии - 140 мм, батарея - 127 мм. Первоначальное вооружение: сорок 68-фунтовых пушек. Практически однотипный броненосец 'Витория', спущенный на воду в 1865 г. в Англии, имел водоизмещение 7135 т и скорость хода 12 узлов.
Батарейный броненосец 'Тетуан', Испания, 1866 г. Спущен на воду в 1864 г. Водоизмещение - 6200 т, длина - 85,0 м. Мощность машины - 5000 л. с., скорость хода - 10 узлов. Бронирование (железо): пояс по ватерлинии и батарея - 127 мм. Вооружение: сорок 68-фунтовых пушек.
Деревянный батарейный броненосец 'Арапилес', Испания, 1866 г. Спущен на воду в 1864 г. Водоизмещение 5700 т, длина - 85,4 м, ширина - 16,5 м, углубление-8,1 м, скорость хода - 12 узлов. Бронирование (железо): пояс по ватерлинии - 120-110 мм. Вооружение (на 1870 г.): два 254-мм, пять 203-мм и десять 200-мм дульнозарядных нарезных орудий.
Уже сразу после гражданской войны в США, вслед за которой заокеанская республика стала резко наращивать свой экономический потенциал, стало ясно, что рано или поздно Испании, владевшей колониями, лежащими у границ Соединенных Штатов, придется иметь дело с новым грозным противником. Без флота защитить заморские владения невозможно, и испанская монархия бросила последние силы и средства на постройку новомодных кораблей. В короткий срок, между 1863 и 1870 годами, было построено 7 броненосцев - частично в Испании, частично по заказам за рубежом.
Противники в бою у Картахены - 'Витория' и 'Нумансия', - хотя и были практически однотипными кораблями (наиболее существенное различие заключалось разве что в числе труб), но строились на верфях двух главных участников морского соперничества - Англии и Франции. Они имели вполне солидное бронирование; однако состоявшее из 68-фунтовых устаревших пушек вооружение не отличалось эффективностью, и к 1890 году оба корабля были полностью перевооружены. 'Нумансия' получила два 254-мм, семь 203-мм нарезных дульнозарядных английских орудий и одно 200-мм казнозарядное орудие с завода Гонториа - новой фирмы, созданной в Испании специально для производства собственной артиллерии. На 'Витории' появились восемь 229-мм, две 203-мм британские пушки и один 200-мм испанский 'первенец'. Модернизация оказалась своеобразной: к моменту установки всей этой артиллерии на испанских броненосцах сами англичане уже полностью избавились от дульнозарядных пушек! Поэтому уже через несколько лет была предпринята более существенная попытка вернуть хоть какую-нибудь ценность этим двум боевым единицам. Они подверглись полной перестройке на французских верфях; были заменены машины, котлы и все оборудование, сняты тяжелые мачты и парусное вооружение.
В результате на испытаниях 'Нумансия' показала скорость 13 узлов - на четверть больше, чем в дни своей молодости. Вместо британских дульнозарядных 'монстров' броненосцы получили совершенно новые скорострельные орудия, хотя их калибр соответствовал скорее крейсеру ('Витория' - шесть 164-мм и восемь 138-мм скорострелок, а ее бывший противник - четыре 164-мм, восемь 138-мм и три 120-мм). Боевое значение их сильно не увеличилось, и вскоре после несчастливой для Испании войны с США они были переведены в ранг учебных кораблей.
Остальных представителей броненосного флота Испании ждала еще более незавидная судьба. Все они были построены их дерева, что и определило их недолгий век, укороченный еще более гражданской войной и недобросовестностью строителей. 'Тетуан' был взорван все в той же Картахене через два месяца после сражения с королевской эскадрой, в последний день 1873 года, когда восстание уже было обречено. У деревянного броненосца 'Арапилес' корпус оказался настолько слабым, что он также не пережил рокового 1873 года и был разобран 'на дрова'.
Несколько дольше просуществовал заложенный в Испании в качестве 100-пущечного трехдечного парусного линейного корабля 'Сагунто'. Он в 1885 году успел получить на вооружение полную коллекцию английских 229-мм и 203-мм дульнозарядных орудий, но к тому времени его корпус был уже совершенно ветхим. На 15 лет больше находился в строю 'Сарагоса', также перевооруженный в 1885 году четырьмя 229-мм английскими пушками, тремя 180-миллиметровками Гонториа и шестью 164-мм французскими орудиями. Но на рубеже XX века настал и его черед: в 1899 году последний деревянный броненосец был исключен из списков испанского флота.
Увы, материал корпуса и низкие боевые качества испанских броненосцев предопределили их короткий век. В итоге королевство на Пиренеях не только не смогло развить свой изначальный кораблестроительный успех, но и осталось к концу века вообще без главной силы флота, окончательно выйдя из числа великих морских держав.
|
|
| |