Барбара Зукова (1950), немецкая актриса ("Лола", "Роза Люксембург", "Джонни Мнемоник")
ЗУКОВА (Sukowa) Барбара (р. 02. 02. 1950), немецкая актриса. Училась в Берлине в актерской школе Макса Рейнхардта, дебютировала в пьесе Петера Хандке "Верхом через Боденское озеро" (1971). Затем работала в театрах Дармштадта, Бремена и Франкфурта. В Гамбурге сыграла ряд классических ролей, благодаря которым ее заметили. В 1977 снялась в телефильме "Женщины в Нью-Йорке" (Frauen in New York) Райнера Вернера Фассбиндера, который потом пригласил актрису на роль подружки Франца в телесериале "Берлин, Александерплац" (Berlin Alexanderplatz, 1980). Зукова играет женщину-ребенка, которая безуспешно требует преданности. А в "Лоле" (Lola, 1981) она расчетливая до холодности певичка из ночного клуба. В отличие от Лолы, сыгранной Марлен Дитрих в "Голубом ангеле" (1930), фильме, с которым, естественно, сравнивали "Лолу" Фассбиндера, героиня Зуковой более рациональна, она злее и одновременно пошлее в своих попытках осуществить представление о мещанском счастье. Но лишь склонная к феминизму Маргарете Фон Тротта сделала из Зуковой звезду, открыв в ней новый женский тип. Актриса играет в ленте "Свинцовые времена" (Die Bleirne Zeit, 1981) одновременно и жестокую до фанатизма террористку, и необыкновенную женщину, ставшую живой легендой. В картине "Роза Люксембург" (Rosa Luxemburg, 1985) она создала образ идеалистки-политика, твердо убежденной в неизбежности победы идей разума в истории. Но пафос просветительства и воинствующий рационализм не помешали Люксембург испытать иррациональное чувство ревности к любимому. И гибель многих героинь Зуковой - закономерный финал такой раздвоенности. После участия в проходной ленте "Сицилиец" (The Sicilian, 1987) Майкла Чимино актриса появилась в таких престижных кинопроектах, как "Европа" (Zentropa, 1991) Ларса фон Триера, "Хомо Фабер"/"Странник" (Homo Faber, 1991) Фолькера Шлендорфа и "М. Баттерфляй" (M. Butterfly, 1993) Дэвида Кроненберга. Но эти роли лишь подтвердили ее амплуа склонной к решительным действиям женщины вне зависимости от того, играет ли она жертву или преступницу, святую или шлюху. Тип, созданный Зуковой - это героини, не способные прощать, для них внутренняя и социальная стороны жизни несоединимы. Облик актрисы как бы высечен из мрамора и кажется цельным, лишенным тайны объектом. Поэтому ее присутствие на экране всегда очерчено четким контуром, Зукова безупречно одета, словно и этим подчеркивая границу между собой и внешним миром. В ней нет ничего от мистического идеала женщины в представлении современного мужчины. Образы этой актрисы настолько пропитаны немецким духом (внешность, жестикуляция, речь), что никогда не могут восприниматься как иронические воплощения имиджа немецкой женщины. Это является своеобразным знаком немецкой культуры, склонной к излишней серьезности.
Виталий Трофимов
|
|