История/ Древний мир/ Страницы истории/ Япония/ История Древней Японии/ Период древних курганов/
Древний мир
Страницы истории
Карты
Даты и события
Средние века
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новое время
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новейшая история
Парадоксы истории
Страницы истории
Карты
Даты и события
Общие разделы
День в истории
Загадки истории
История истории
Исторические личности
Историки
Археология
Организации
Занимательные
исторические факты

История религий
Рефераты по истории
Новые статьи :
Династия Цинь - К концу III века до н. э. усилилось циньское княжество (провинция Шаньси), которое вело успешные войны с другими княжествами, а затем уничтожило династию Чжоу и образовало первую централизованную деспотию. подробнее..

Структура армии Древнего Китая - Китайское войско в VI-V веках до н. э. имело четкую организационную структуру. Мелким подразделением было 'У' (пятерка), пять 'У' составляли 'лян' (25 воинов), четыре 'лян' - 'цзу' (100 воинов), пять 'цзу' - 'люй' (500 воинов), пять 'люй' - 'си' (2500 воинов), пять 'си' - 'цзюнь' (12500 во подробнее..

Сервис:
Новости
Служба рассылки
Открытки
Исторические личности
Социологические опросы
Лучшие тесты
  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


Период древних курганов





Культура древних курганов (кофун) датируется второй половиной III в.-VII веком. Это были захоронения, где гроб из дерева или камня помещался в яму типа татэана, которая затем засыпалась. Наибольшее распространение курганов зафиксировано в районе Кинай, в окрестностях современных городов Осака, Киото и Нара.

Для раннего курганного периода (III-IV вв.) характерны квадратно (спереди)-круглые (сзади) курганы, напоминающие в плане замочную скважину. На квадратной части приносились жертвы, а сам курган насыпался над могилой. Курганы этого типа помимо района Кинай обнаружены в провинциях Оми, Киби и Сануки (совр. префектуры Сига, Хиросима и Окаяма - на о-ве Хонсю, Кагава - на о-ве Сикоку). Их распространение совпадает с районами обнаружения зеркал, являвшихся символом царской власти. Погребальный инвентарь типично религиозно-магический, жреческий, кроме того, встречаются земледельческие орудия и мечи.

Квадратно-круглый курган Цукинова, расположенный в современной префектуре Окаяма, оказался парным погребением мужчины и женщины со сходным погребальным инвентарем: бронзовые зеркала, железные мечи и кинжалы свидетельствуют о религиозных и военных функциях, присущих в равной степени и мужчине, и женщине.

Для раннего курганного периода характерно наличие металлических орудий для обработки земли, прежде всего, железных серпов и других сельскохозяйственных орудий, но продолжали еще существовать и орудия из дерева.

Развитие производительных сил обусловило численный рост населения.

Продолжалась борьба между земледельческими общинами. Побежденных облагали данью, а вождей, которые добровольно признали контроль центральной власти, стали именовать "общинными царскими рабами" (куни-но мияцуко). Эти "царские рабы" в действительности продолжали занимать главенствующее положение в своей земледельческой общине и являлись "рабами" лишь номинально, причем уже в середине III в. в написании термина "мияцуко" иероглифы "царский раб" упраздняются и заменяются иероглифом "делать", "создавать" (цукуру) при сохранении прежнего фонетического чтения, что лишний раз подтверждает номинально "рабское" положение глав подчиненных общин.

К середине IV в. складывается второй племенной союз, называвшийся Ямато и расположенный уже определенно в центре о-ва Хонсю. В этой связи существуют три гипотезы: о влиянии Северного Кюсю на образование племенного союза Ямато, о "восточном походе" и о завоевании Центрального Хонсю иным народом с материка.

Первые две гипотезы связаны с объективно имевшим место процессом миграции населения Японских островов с юго-запада на северо-восток. Восточный поход отождествляется с именем легендарного основателя японского государства Дзимму, правление которого, по мнению некоторых историков, относится к 271-307 гг. или к 311 г., а сам поход - к 295-300 гг.

Проблема "императора" Дзимму связана с одним из основополагающих тезисов японской историографии об "основании империи" в 660 г. до н. э. И хотя еще Араи Хакусэки (1657-1725) усомнился в правомерности этой даты и отнес поход Дзимму на 600 лет позднее, а японской исторической наукой уже давно отвергнут домысел об "основании империи" в 660 г. до н. э., в настоящее время японские правящие круги пытаются вдохнуть новую жизнь в этот миф с целью повышения престижа императорского дома.

Именно этот "факт" положен в основу декрета от 9 декабря 1966 г. о ежегодном праздновании даты "основания государства" 11 февраля, что, по существу, восстанавливает довоенный праздник "основания империи". В современных официальных изданиях 660 год до н. э. снова фигурирует как достоверная дата. Дзимму преподносится как "основатель государства", и указываются даже годы его "жизни" (711-585). Доцент Осакского университета Наоки Кодзиро высказал предположение, что предание о Дзимму смоделировано не с событий "восточного похода", а с воцарения царя Кэйтай (507-531). Наоки и его единомышленники (Сёдзи Хироси, Уэда Масааки) аргументируют свою гипотезу тем, что согласно "Кодзики" и "Нихон секи" Кэйтай - местный правитель в провинции Этидзэн (совр. префектура Фукуи), - воспользовавшись отсутствием наследников после смерти царя Бурэцу в 506 г., провозгласил себя царем и, миновав три столицы, прибыл в Ямато в местность Иварэ. Дзимму, якобы выступив из Хюга (совр. префектура Миядзаки на о-ве Кюсю), также миновав три столицы, прибыл в Ямато, где его стали именовать Иварэхико. В пути следования и Кэйтай, и Дзимму останавливались дважды: в первый раз - на семь лет, во второй - на восемь. Кэйтай правил в Ямато б лет, а в "биографии" Дзимму, который, по преданию, дожил до 76 лет, ежегодные записи в летописях охватывают лишь последние 6 лет. Далее, одновременно умерли Кэйтай и наследник престола, а после смерти Дзимму его старший сын был убит. После Кэйтай трон не замещался 2 года, после Дзимму - 3. Помощь "императорам" и в первом, и во втором случае оказывали семейные группы Отомо и Мононобэ.

Гипотеза о завоевании Хонсю народом-всадником аргументируется японским исследователем Эгами Намио археологически: в ранний курганный период характер царской власти был аналогичен власти Химико, что подтверждается погребальным инвентарем, имевшим заклинательско-шаманский, земледельческий характер, а затем он приобрел черты воинственности североазиатского типа народов-всадников. Такое существенное различие раннего и позднего курганного периодов могло быть следствием завоевания. Кочевники завоевали Южную Корею и Японию, поэтому японская и континентальная культуры всадников идентичны.

Во второй половине III в. продолжался процесс завоевания соседей и дань (мицуги) с побежденных племен стала взиматься дифференцированно: мужчины должны были поставлять добычу с охоты, а женщины - "изделия своих рук" - ткани. Цари Ямато подчиняли местных глав земледельческих общин, учреждая на завоеванных землях свои владения (агата), переименовывая глав общин в "глав агата" (агата нуси), причем археологически установлено единство между порайонным распределением курганов раннего периода и административных единиц "агата". Можно говорить о процессе "агатизации" более мелких земледельческих общин, о превращении их во владения, в своеобразные провинции племенного союза Ямато.

У царя-шамана появляется собственная земля в виде "священных полей" (мита), которые огораживались "священной" веревкой из рисовой соломы. Возникает и собственность царя на урожай, который хранился в "священных" амбарах (миякэ).

Жертвоприношения рисом постепенно превращались в постоянно взимаемый налог сельскохозяйственными продуктами (тати-кара), кроме того, члены общины платили налог изделиями ремесла (мицуги) и несли трудовую повинность (этати). Трудовая повинность широко использовалась при сооружении могильных курганов и в ирригационных работах. При царе Суйнин (год его смерти - 295 - считается достоверным) было создано 800 прудов, что способствовало определенному подъему земледелия. В это время из Китая завозится дикий апельсин.

Летопись "Кодзики" сообщает, что Суйнин однажды услышал вопли закапываемых в землю людей: тогда существовал обычай хоронить вождя вместе с его живыми спутниками. Это якобы так потрясло царя, что он отменил закапывание живых людей и повелел впредь хоронить их глиняные изображения - ханива.

Ханива в миниатюре воспроизводили людей и реальные предметы: седла, сбрую, лодки, а также лошадей, животных - все, что сопровождало умершего в реальной жизни. Однако вряд ли с введением ханива прекратились человеческие жертвы: сохранились сведения об императорском указе 642 г., который отменял принесение в жертву людей.

В японо-корейских отношениях вторая половина III в. характеризовалась почти непрерывными набегами японцев на Корейский полуостров. Японцы облагали побежденных данью, создавая там специальные склады для ее хранения, но сообщение японских летописей о длительном (250-летнем) господстве на юге Корейского полуострова в Мимано в настоящее время подвергается сомнению, главным образом корейскими учеными.

В 300 г. в японо-корейских отношениях наступил перелом: произошел обмен посольствами, а спустя 12 лет японцы попросили прислать невесту для сына правителя. Началась иммиграция корейско-китайских переселенцев, вызванная падением в 280 г. царства У в Южном Китае под натиском кочевников и продолжавшимися их набегами на Китай с запада. Переселенцы основали в 320 г. в дельте реки Иодо город Нанива, переименованный в XVI в. в Осака. Иммигранты начали сооружение в дельте реки отводного канала для защиты земель от наводнений, создали оросительную систему, улучшили судоходство. Более высокий уровень производства и технических навыков, а также более совершенная обработка земли у переселенцев способствовали подъему производительных сил на Японских островах.

В 313 г. на Корейском полуострове была ликвидирована китайская провинция Лолан, образованная в 108 г. до н. э., и на севере возникло государство Когурё, на востоке - Силла, а на западе - Пэкче.

В середине IV в. царь Тюай продолжил завоевательные походы своих предшественников против эбису на северо-востоке и кумасо на юго-западе. В 345 г., порвав дипломатические отношения с Кореей, он предпринял поход против Силла, нанес корейцам поражение и обложил побежденное государство данью. 80 кораблей было сооружено для вывоза этой дани. Пленные силланцы основали в Центральной Японии четыре поселения кузнецов, которые принадлежали царю. Грабительская политика японцев в Корее вызвала большое недовольство. В стране вспыхнул мятеж, для подавления которого в 364 г. японцы предприняли новый поход, но на этот раз потерпели от силланцев сокрушительное поражение.

Около 370 г. японцы решили установить связь с западным государством Пэкче, рассчитывая с его помощью победить Силла. Высказывается предположение, что Тюай был против нового похода в Корею, за что и был убит в 389 г. по приказу своей жены Дзингу.

Официальная версия японских летописей повествует о походе Дзингу-шаманки в Корею, однако достоверность этого сообщения оспаривается уже с 1888 г. Считается, что Дзингу в качестве местной правительницы Кюсю если и совершила поход на Корейский полуостров, то потерпела поражение. Как свидетельствует надпись на стеле "Расширителя земель", воздвигнутой в 414 г. сыном покойного правителя Когурё Хотэвана, последний "...разбил и прогнал японцев, вторгшихся во владения племени кая, обитавшего по нижнему течению реки Нактонган". Иными словами, стела свидетельствует о сокрушительном разгроме японцев в Корее. Возможно, что после поражения в Корее Дзингу изменила направление похода, пошла на северо-восток, покорила местное население долины Ямато и перенесла свою резиденцию в район современного города Нара. Родившийся у Дзингу сын Одзин, который по времени не мог быть сыном Тюай, стал основателем новой династии корейского происхождения. Мать была при нем регентом. Впоследствии Одзин был обожествлен и слился с образом бога войны Хатиман (по мнению некоторых ученых корейского происхождения).

 Copyright RIN 2003 -
  Обратная связь