История/ Новейшая история/ Страницы истории/ Соединенные Штаты Америки/ Военное искусство США в Новейшее время/ Армия США/
Древний мир
Страницы истории
Карты
Даты и события
Средние века
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новое время
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новейшая история
Парадоксы истории
Страницы истории
Карты
Даты и события
Общие разделы
День в истории
Загадки истории
История истории
Исторические личности
Историки
Археология
Организации
Занимательные
исторические факты

История религий
Рефераты по истории
Новые статьи :
"Оттепель" - Политическую "оттепель" связывают прежде всего с XX съездом КПСС (февраль 1956 г.). Однако еще раньше руководство страны предприняло шаги по разоблачению преступлений сталинского режима (в марте 1953 г. Маленков заявил: "Считаем обязательным прекратить политику культа личности"). Амнистия 1953 г. ос подробнее..

Преобразования в экономике - В 50-е годы советская экономика развивалась довольно эффективно. Это выразилось в приросте ресурсов, в их лучшем использовании. Производительность труда возросла на 62%, фондоотдача - на 17%, при том что материалоемкость снизилась на 5%. Гармонично развивались все отрасли народного хозяйства. Уси подробнее..

Сервис:
Новости
Служба рассылки
Открытки
Исторические личности
Социологические опросы
Лучшие тесты
  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


Армия США





О стратегических ядерных силах.
Согласно американской военной доктрине, ядерные силы США являются жизненно важным элементом обеспечения безопасности государства, "гарантом ответных действий" на возможные акты агрессии со стороны недружественных стран. Исходя из этого, США намерены и впредь поддерживать свои стратегические ядерные силы (СЯС) на максимально высоком боевом уровне. Количество стратегических ядерных боеголовок составляло в февр. 1999 г., также как и в прошлом году, 7200 единиц.

МБР.
Сухопутный компонент СЯС США состоит из 550 МБР: 200 ракет "Минитмен-3" размещены на базе в Малмстром (шт. Монтана); 150 ракет "Минитмен-3" - на авиабазе Минот (шт. Север. Дакота); 150 ракет "Минитмен-3" и 50 ракет MX - на авиабазе Уоррен (шт. Вайоминг).

При вступлении в силу Договора СНВ-2 на всех 500 ракетах "Минитмен-3" количество боеголовок будет сокращено с 3 до 1. 300 ракет снабжены боеголовками W78 и 200 ракет - W62.

Рассматривается несколько вариантов использования снимаемых с МБР РГЧ: 1) 500 более мощных боеголовок W87, демонтируемых с подлежащих к списанию 50 ракет МХ, предполагается поставить на ракеты "Минитмен-3" ; 2)оснащение моноблочными головными частями W78 всех 500 ракет "Минитмен-3" ; 3) оснащение 150 ракет "Минитмен-3" боеголовками W78, а остальных 350 ракет боеголовками W87 (снятыми с MX). Боеголовки W87 имеют более надежные системы безопасности - противопожарные предохранители, ядерные детонаторы и инертные взрывчатые вещества (W78 имеют только ядерные детонаторы).

Предполагается проведение программы по совершенствованию ракет "Минитмен" в три этапа: а) модернизация центра управления пуска ракет; б) совершенствование систем наведения ракет (в марте 1998 г. компания "Боинг" получила контракт на производство 652 таких систем); в) внедрение более совершенных технологий (твердотопливные ускорители).

ПЛАРБ.
18 подводных лодок класса "Огайо" составляют флот стратегических ядерных ракетоносцев. В шт. Вашингтон (г.Бангор) дислоцируются 8 подлодок, каждая с 24 ракетами "Трайдент-1" (С-4) и 10 подлодок в штате Джорджия (г.Кингс Бэй), каждая с 24 ракетами "Трайдент-2" (D-5).

ВМС США продолжают осуществлять плановую модернизацию 4 подлодок (замена ракет "Трайдент-1" на "Трайдент-2"). Из запланированного на закупку ракет бюджета Пентагона на 1999 ф.г. (24 млрд.долл.) сразу были приобретены 5 ракет "Трайдент-2" (стоимость каждой ракеты около 60 млн.долл.), а также еще 28 ракет на проведение НИОКР. В случае вступления в силу Договора СНВ-2 у США останется 14 подлодок с ракетами "Трайдент-2" .

В 1998 г. на постоянном боевом патрулированиии находилось от 9 до 10 подлодок, что сравнимо с ситуацией периода "холодной войны" . Причем около половины из них поддерживались в состоянии повышенной боевой готовности; остальные подлодки следовали к базам дислокации или к зонам боевого дежурства и могли быть приведены в боевую готовность в считанные часы.

Стратегические бомбардировщики.
На начало 1999 г. парк стратегических ядерных бомбардировщиков состоял из 21 самолета В-2 (авиабаза Уайтмэн, шт. Миссури, к 2000 г. все они будут перепрофилированы под обычные вооружения), 94 самолета В-52 (из них 58 на авиабазе Барксдейл, шт. Луизиана и 36 на авиабазе Минот, шт. Сев. Дакота) и 93 самолета В-1 (согласно Договору СНВ-2 все бомбардировщики В-1 будут переоборудованы и выведены из категории стратегических).

СЯС США придерживаются уровня, предусмотренного Договором СНВ-1. Если Договор СНВ-2 (с учетом решений, принятых на саммите в Хельсинки, а также Нью-йоркских договоренностей 1997 г.) вступит в силу, то количество стратегических боеголовок будет сокращено к 2007 г. до уровня 3-3,5 тыс. едениц, из которых 1,7 тыс. будут размещены на подлодках. Дальнейшая судьба всех ядерных боеголовок, как считают американские эксперты, будет зависеть от содержания последующих Договоров по СНВ, которыми, возможно, будет определяться и механизм их уничтожения.

Об использовании результатов "революции в военном деле" в сухопутных силах.
Военно-политическое руководство США рассматривает использование результатов "революции в военном деле" как инструмент достижения вооруженными силами США подавляющего военного превосходства над любыми потенциальными противниками в XXI столетии.

Одним из наиболее наглядных примеров применения результатов "революции в военном деле" являются сухопутные силы ВС США.

В обнародованном в сент. 1998 г. докладе министерства армии США (Report on the Plan for Fielding the First Division and First Digitized Corps. Presented to the Committee on Aimed Services. U.S. Senate. Second Session, 105-th Congress. June 1998. 68 p.) основное внимание уделено использованию продвинутых цифровых информационных технологий (Digitization) во всех звеньях и структурах сухопутных сил.

По замыслу военного руководства, это позволит войскам и отдельным военнослужащим хорошо ориентироваться в ситуации на ТВД, радикально улучшить систему управления войсками. Главная цель - достижение американскими и союзными им войсками потенциала гарантированного боевого опережения любых ответных действий противника.

Новые подходы военного руководства к перспективному строительству ВС сформулированы в документах "Совместное видение 2010", "Видение сухопутных сил 2010", "Силы XXI" . На их основе проводятся экспериментальные мероприятия в войсках ("Battle Laboratory and Advanced Warfighting Experiments", "Advanced Concept Technology Demonstrations", "Functional Area Assessments" ), которые предполагают объединение усилий организаторов программы, военнослужащих и гражданских подрядчиков по соответствующим контрактам. Считается, что этот процесс должен обеспечивать т.н. "спиральное развитие" новых технологий, предполагающее ускоренную проработку их внедрения. В качестве основного экспериментального формирования (The Task Force XXI Advanced Warfighting Experiment, TFXXI AWE) сейчас используется оснащенная информационными технологиями бригада, состоящая из двух "тяжелых" батальонов, одного "легкого" пехотного батальона, подразделений боевой поддержки и обеспечения.

Продолжается отработка четырех новых стратегических принципов - доминирующего маневра, точной вовлеченности, полноформатной защиты в мирное время, в ходе войны и кризиса, причем на любой стадии конфликта, акцентированного внимания на сферу материально-технического обеспечения. Реализация этих принципов должна привести к обеспечению доминирования ВС США на всех уровнях возможного конфликта, повышению их мобильности, огневой мощи и выживаемости.

Процесс внедрения цифровых информационных технологий в сухопутных силах США предполагает создание дивизии (First Digitized Division, FDD) к концу 2000 ф.г. и корпуса (First Digitized Corps, FDC) к концу 2004 ф.г., организованных на новых технологических принципах управления и оснащенных в соответствии с требованиями информационного века (на базе 4-й пехотной дивизии, 1-й бронетанковой дивизии, 3-го бронекавалерийского полка и вооружения, находящегося на складском хранении). Мероприятиями в этой области охвачены также некоторые подразделения национальной гвардии и резервные компоненты сухопутных сил.

В рамках этого процесса предполагается модернизировать 97 систем вооружений. В бюджете на 1999 ф.г. заложено финансирование этих программ в размере 2,6 млрд.долл. (538 пунктов бюджета). Министр обороны США выделил дополнительно 261 млн.долл. в 1999 ф.г. на цели совершенствования операционной совместимости и структуры, мер интеграции и безопасности, развитие компьютерных сетей. Основная задача - осуществить "горизонтальное и вертикальное" соединение цифровых информационных систем всех уровней на ТВД для достижения информационного доминирования в рамках проведения совместных боевых операций.

К 2003 ф.г. предполагается увеличить ежегодные ассигнования на эту сферу до 3,1 млрд.долл. Важнейшей задачей здесь рассматривается достижение информационной технологической совместимости с вооруженными силами союзников США по НАТО.

В рамках движения к меньшим по численности, технологически более оснащенным и обладающим большими боевыми возможностями сухопутным силам, по взглядам американских военных специалистов, требуется обеспечение более специализированной подготовки квалифицированного рядового состава. Военнослужащие на уровне младшего сержантского состава должны будут обладать качествами системных управляющих. Уровень старшего сержантского состава будет предполагать способности интегрирования системных компонентов. Потребуется больше капиталовложений в профессиональную подготовку каждого военнослужащего, учитывая, что новые технологические возможности будут постепенно превращать каждого отдельного солдата в полностью самостоятельную и даже автономную боевую единицу, способную индивидуально вести боевые действия в условиях постоянно меняющейся боевой обстановки (т.н. "концепция бойца XXI" - Warfighter XXI). Имеется в виду обеспечить условия для полного раскрытия индивидуальной инициативы и "человеческого потенциала" в целом. Однако, учитывая, что для достижения синергетического эффекта необходимо не механическое сложение, а определенное сочетание боевых возможностей отдельных систем вооружений, основную подготовку войск рекомендуется проводить в формате подразделений.

Параллельно проводятся мероприятия по долгосрочному прогнозированию характера боевых действий в XXI столетии в рамках проекта "Сухопутные силы после нового этапа" . Считается, что повышение в будущем темпа боевых действий в результате внедрения информационных технологий выдвинет на первый план необходимость постоянной перегруппировки войск на ТВД. Неизмеримо возрастет роль руководства боевыми операциями на всех уровнях. Новые требования мобильности предполагают в два раза более быстрое развертывание войск, чем это было в ходе операции "Буря в пустыне".

О разработках в области стрелкового вооружения и оружия "несмертельного действия".
В США продолжают уделять значительное внимание совершенствованию стрелкового оружия. Несмотря на то, что концептуальный вопрос о роли и месте пехотных подразделений в будущих гипотетических сражениях остается дискуссионным, в Пентагоне исходят из того, что новые технологии, прежде всего individual technologies, открывают большие возможности для кардинального качественного повышенния боеспособности военнослужащих. Благодаря внедрению таких технологий предполагается значительно увеличить "летальность" действий американских ВС и одновременно значительно сократить их потери. Уже в начале следующего столетия военнослужащие сухопутных подразделений ВС США, оснащенные индивидуальными миникомпьютерами и системами связи, будут способны принимать данные со спутников и самолетов-разведчиков, подключаться к навигационным спутникам, передавать друг другу, своим командирам, а также расположенным на значительном удалении от них ракетно-артиллерийским батареям и самолетам живые картинки вражеских позиций и передвижений противника независимо от времени суток.

Как здесь считают, одна из основных задач новейших систем стрелкового оружия - дать возможность военнослужащему не только определить противника как цель, но и поразить его на как можно дальнем расстоянии. При этом основной упор делается на проведении боевых операций в ночное время. В текущем году планируется начать оснащение пехотных подразделений миниатюрными прицелами ночного видения, в том числе с лазерным искателем, а также приборами, определяющими местонахождение человека по количеству выделяемой им теплоты. Данные приспособления будут монтироваться на новых винтовках М-4, которые меньше по размерам, чем М-16, но превосходят их по боевым характеристикам.

К 2006 г. сухопутные войска должны принять на вооружение новые винтовки OICW (Objective Individual Combat Wepon), способные поражать противника, находящегося за укрытиями. Из таких винтовок наряду с обычными пулями можно будет вести огонь небольшими 20-мм. снарядами, запрограммированными на взрыв в воздухе сзади или над целью и поражающими противника за стенами домов, другими укрытиями, а также в траншеях. Принцип действия такой системы состоит том,что находящийся на винтовке лазерный искатель-дальномер измеряет расстояние до скрытой цели и передает полученную информацию на маленький компьтер, который программирует разрыв боеголовки снаряда на заданных высоте и расстоянии от вражеского солдата. В марте 1998 г. минобороны заключило контракт на производство такого оружия с "Элайент Техсистемз" (г. Минниаполис), после того как она разработала полностью действующий прототип винтовки. По словам одного из менеджеров этой фирмы, не существует технологических препятствий, чтобы такие винтовки поступили в войска, причем это можно будет сделать на три года раньше запланированного срока.

Специалисты США продолжают разрабатывать новые виды и типы оружия временного поражения или "несмертельного оружия" (НСО), предназначенного главным образом для использования полицейскими и специальными подразделениями. Повышенное внимание к такому виду оружия обусловлено тем, что производители НСО, поставлявшие его непосредственно в армейские структуры, ищут выход на новый рынок из-за сокращения оборонного финансирования. К тому же местные власти беспокоит рост числа обращений граждан с судебными исками на полицейских по поводу неадекватного применения последними огнестрельного оружия.

НСО применяется американскими полицейскими для обезвреживания преступников, использующих холодное оружие, а также во время борьбы с уличными беспорядками, при освобождении заложников, подавлении криминальных выступлений в тюрьмах и т.п. В дополнение к уже относительно давно применяемым типам НСО (резиновые дубинки, перцовый распылитель, слезоточивый газ и т.д.) американская полиция получает на вооружение пистолеты с удлиненными стволами большого калибра для стрельбы так называемыми пулями "бинбег" (beanbag), резиновыми и деревянными пулями, а также короткими стрелами с электрическим зарядом и мягким наконечником, преднозначенными для того, чтобы на короткое время оглушить или обездвижить человека.

Пули "бинбег" относятся к типу гибких пуль-снарядов, которые при соприкосновении с поверхностью цели принимают ее форму. Эти пули представляют собой мешочки из очень прочной материи, заполненные специальными шариками. Сама пуля 12 калибра имеет длинну 37 мм. и летит со скоростью 60-90 метров в секунду. Стрельба такими пулями ведется с расстояния от 4,5 до 9 м.

Резиновые, пластиковые и деревянные пули, считаются негибкими пулями-снарядами. Они имеют те же размеры и такую же скорость полета, что и пули "бинбег" . Стрелы (дротики) с электрическим зарядом до 50 тыс. вольт выстреливаются из короткого ружья за счет сжатого воздуха и наносят удар в кожный покров металлическим наконечником с расстояния до 3 м.

При стрельбе гибкими и негибкими пулями-снарядами в качестве места для прицеливания выбирается нижняя часть тела человека для предотвращения серьезных ранений или смертельного исхода.

Для каждого оружия определено минимальное расстояние, ближе которого оно не может применяться. Чтобы получить право обучать личный состав обращению с такими НСО, инструкторы обязаны сами до этого пройти специальные курсы подготовки.

К другим новым типам НСО относятся спецсети и липкая пена. Липкая пена парализует человека за счет входящего в ее состав тяжелого полимера. Однако она почти не применяется, так как является трудно смываемым веществом. Производителями НСО также ведутся эксперименты с использованием световых вспышек высокой интенсивности, лишающих человека ориентации; низкочастотных звуков, вызавающих тошноту, а также приборов, влияющих на движение автотранспортных средств.

О программе минобороны об использовании в военных целях коммерческих технологий.
В США с 1994 г. по инициативе минобороны успешно осуществляется программа Advanced Concept Technology Demonstration (ACTD), целью которой является совершенствование военной техники путем применения в ней продвинутых и уже законченных научно-технических разработок из исследовательского и коммерческого секторов. Возникновение программы было вызвано наметившимся опережением темпов развития отдельных коммерческих отраслей (электроника, средства телекоммуникации, новые материалы) по сравнению с военными разработками, и возникшей необходимостью абсорбции технических новинок для использования в военных системах. Программа ACTD вызвала большой интерес со стороны конгресса, который регулярно контролирует ее выполнение.

В 1998 ф.г. на реализацию 46 проектов программы было затрачено 172 млн.долл., в 1999 ф.г. сумма затрат составит 116,4 млн.долл., при этом число проектов возросло до 64. В соответствии с существующими требованиями на осуществление проекта отводится от 2 до 4 лет. За этот период разработчик, используя уже законченную или продвинутую коммерческую технологию во взаимодействии с военными представителями, обязан создать экспериментальный прототип нового вида вооружений, после чего осуществляется закупка пробной партии для проведения полевых испытаний.

В случае их успешного завершения новый вид вооружений включается в планы перспективных закупок Пентагона по обычной схеме. Практика показывает, что лишь 10-15% от общего числа проектов доходят до своего логического завершения и реализуются в военной технике, тем не менее, по оценкам специалистов, экономическая эффективность программы ACTD достаточно высока.

Процесс отбора кандидатов на участие в программе ACTD является многоступенчатым. На первом этапе, как правило, объявляется конкурс на выдвижение проектов, в котором участвуют представители различных родов войск, подразделений минобороны, исследовательских центров. Первичный отбор проводится аппаратом замминистра обороны по новой технике, после чего оставшиеся проекты подвергаются оценке группой независимых экспертов. Наиболее перспективные из них после обсуждения в Совете по соблюдению общих требований к военной технике и определения приоритетности утверждаются замминистра обороны США по закупкам и технологиям.

После двухлетнего цикла разработки и проведения демонстрации изделий в полевых условиях возможно дополнительное финансирование проектов еще в течение двух лет на их доводку. В этот период министерством обороны могут осуществляться закупки некоторого числа изделий для проведения испытаний. По итогам принимается решение о принятии системы на вооружение и она включается в общий план закупок министерства обороны.

Программы ПРО в проекте военного бюджета на 2000 ф.г.
Согласно заявлениям администрации США представленный запрос по бюджетным расходам на цели ПРО на 2000 ф.г. демонстрировал в начале 1999 г. твердость ее намерений ускоренными темпами продвигаться по пути создания противоракетного потенциала "по защите страны, союзников и американских войск за рубежом от ракетных угроз" . Бюджетные ассигнования на противоракетные программы планируется увеличить с 4 до 4,3 млрд.долл. Источником заложенного в бюджет прироста в 300 млн.долл. должны стать деньги из т.н. чрезвычайного фонда на цели ПРО в размере 1 млрд.долл., одобренного конгрессом в конце 1998 г.

Централизированное руководство реализацией большинства противоракетных проектов продолжает осуществлять пентагоновская организация по обороне от баллистических ракет (ОПОБР), в руках которой будут сосредоточены основные бюджетные источники - около 4 млрд.долл. Остальные финансовые ресурсы выделяются по линии ВВС (программы создания лазеров воздушного и космического базирования) и сухопутных войск (программа "Аэростар").

Наибольший прирост бюджетных ассигнований планируется на разработку национальной системы ПРО (НПРО) (с 1 млрд. до 1,2 млрд.). Основная часть бюджета на НПРО предназначалась для проведения намеченных на ближайшее время двух испытаний по перехвату реальных целей (первое - в июне 1999 г.).

Совокупные ассигнования на программы разработки систем тактической ПРО на 2000 ф.г. планируются в размере 2,9 млрд.долл., что соответствует примерно уровню текущего года. Из них 2,6 млрд. выделяются на НИОКР и 355 млн. - на закупки "низкоскоростных" систем. Новым моментом является то, что Пентагон стремится форсировать темпы разработок своих "высокоскоростных" систем ПРО ТВД (ТХААД и NTW) и намерен увеличить финансирование этих программ. Кроме того, ОПОБР в 1999 г. приняла решение кардинально изменить свой подход к реализации обоих проектов. Через год она проведет комплексную оценку состояния НИОКР по ТХААД и NTW, по итогам которой одна из программ получит приоритетный статус и соответствующий прирост финансирования за счет другой. "Проигравший" в конкурсе проект будет финансироваться по остаточному принципу, и сроки его реализации соответственно замедляются. Принятый Пентагоном план нацелен на то, чтобы сохранить на перспективу возможность создания как сухопутного, так и морского варианта ПРО ТВД "верхнего эшелона" и одновременно ускорить принятие на вооружение наиболее перспективного комплекса уже к 2007 г. По обеим программам Пентагон намерен увеличить ассигнования по сравнению с текущим годом и довести их в 2000 г. по ТХААД - до 611 млн.долл., по NTW - до 323 млн.

На ранее запланированном уровне предусмотрено финансирование разработок "низкоскоростных" систем ПРО ТВД - РАС-3 и Navy area theater ballistic missile defense (NATBMD), ранее называвшийся NAD. По наиболее продвинутой программе "Патриот" основные ресурсы (300 млн.долл.) будут направлены на закупку (первые комплексы по плану должны поступить на вооружение в войска в I кв. 2000 г.), а совокупные расходы на РАС-3 составят 410 млн.долл. Морская система NATBMD будет профинансирована в размере 323 млн.долл. (268 млн. - НИОКР и 55 млн. - закупки).

Под общим руководством ВВС будут продолжены разработки противоракетного лазерного оружия, на которые предусмотрено выделить около 450 млн.долл. Третий год подряд идет увеличение расходов (до 308 млн.долл.) на НИОКР лазера воздушного базирования ABL, который по-прежнему в Пентагоне фигурирует как программа ПРО ТВД. Конгресс сократил на 1999 ф.г. на 25 млн. ассигнования на ABL, и в будущем году Пентагон будет пытаться восполнить дефицит средств на разработку этого проекта. Около 140 млн.долл. направляются на продолжение исследований по созданию лазера космического базирования SBL.

В процессе подготовки проекта бюджета Пентагон принял решение пересмотреть свои подходы к программе разработки армейского комплекса ПРО-ПВО MEADS. Суть объявленной "реструктуризации" - США продолжают участвовать в совместных с Италией и Германией НИОКР по MEADS, однако сокращают до минимума финансирование своей доли в проекте. Формальным предлогом для этого шага американцы называют необходимость сконцентрировать ограниченные финансовые ресурсы на уже готовой к принятию на вооружение, как они говорят, почти аналогичной по назначению системы РАС-3. Фактически, как считают аналитики, за этим стоит стремление США навязать в будущем закупки ракет "Пэтриот" своим союзникам и незаинтересованность в появлении экспортного конкурента. Затраты на MEADS планируются Пентагоном пока только до 2001 г., а на будущий год они закладываются в размере 49 млн.долл.

На реализацию других совместных проектов с зарубежными странами в области тактической ПРО администрация США предполагает затратить около 53 млн.долл. Основная часть средств должна пойти на содействие Израилю в создании им собственного противоракетного потенциала, прежде всего на разработку комплекса ПРО ТВД "Эрроу", а также на реализацию проекта THEL.

Об основных рынках сбыта американского оружия в странах АТР.
Основную часть военного экспорта составляют новые или модернизированные системы оружия, что обеспечивает значительное количество иностранных заказов американскому ВПК. В 1997 г. стоимость таких заказов составила около 13,2 млрд.долл. По объему расходов на военные нужды АТР отводится третье место после Сев. Америки и Зап. Европы, а по своей емкости и перспективам данному региону определено второе место в мире после Бл. Востока. В ближайшем десятилетии потребности стран АТР в военной технике могут составлять около 3 тыс. самолетов и 350 боевых кораблей.

Основными импортерами американского оружия в АТР являются Тайвань, Ю. Корея, Япония, Сингапур, Австралия и в меньшей степени Таиланд и Малайзия. При этом Тайвань, Ю. Корея и Япония входят в число десяти стран мира - крупнейших потребителей американских вооружений. В период с 1990 по 1995 г. на закупку оружия из США Тайвань израсходовал 11 млрд.долл., Ю. Корея - 7,2 млрд., Япония - 5,2 млрд.долл.

Основными причинами такого положения являются: ускоренные темпы экономического роста стран АТР и расширение их возможностей по закупке вооружений (до недавнего времени ежегодный прирост ВНП составлял в Индонезии - 6,7%, Малайзии - 8,5%, Филиппинах - 1,6%, Сингапуре - 8,2%, Таиланде - 8,3%, Вьетнаме - 7,3%); слаборазвитая структура сухопутных сообщений и доминирующая роль морского транспорта (в последнем десятилетии торговый флот таких стран, как Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Вьетнам, увеличился почти на три тысячи судов и возрос с 4 до 6,7 тыс. единиц, а объем перевозок грузов морскими путями увеличился более чем в два раза); сохранение определенной напряженности и территориальных претензий между отдельными странами региона (Северная-Ю. Кореи, Вьетнам-Китай).

В 1996 г. минобороны уведомило конгресс о продаже Тайваню 1300 ракет "Стингер" и специального оборудования к ним на сумму около 420 млн.долл. В 1997 г. объем продаж составил более 1 млрд.долл. и включал поставки вертолетов AH-1W, OH-58D с боекомплектами, управляемые противотанковые ракеты TOW2A и автомобили высокой проходимости. В 1998 г. Тайваню было продано три модернизированных фрегата класса КНОКС, общей стоимостью 300 млн.долл., снятых с вооружения ВМС США, и предполагается продажа очередной партии ракет "Стингер" .

Наиболее крупной продажей американского вооружения в Ю.Корею за последние годы явилась поставка четырех самолетов системы раннего радиолокационного обнаружения "АВАКС Е-767", стоимостью 3 млрд.долл. (уведомление конгресса прошло 8 сент. 1997 г.). В 1996 г. Ю. Корее было продано 46 противокорабельных ракет "Гарпун" и ракет "Си-Спароу" для оснащения ими корейских эсминцев KDX-1 и дизельных подводных лодок класса SS209. Компания "Локхид Мартин" имеет контракты на поставку до 2000 г. партии комплексов РСЗО южно-корейским сухопутным войскам.

Отличительной особенностью американо-японского военно-экономического сотрудничества является предоставление Японии со стороны США самых современных технологий и новейшего вооружения. Так, компания "Локхид-Мартин" на госуровне оказывает помощь в разработке перспективного японского истребителя F-2 с использованием опробированных технологий создания перспективных истребителей ВВС США F-22 и JSF. Компания также выполняет японские заказы по производству современной корабельной системы боевого управления оружием "Иджис" и ее установки на корабли ВМС Японии. В 1997 г. американская компания "Грумман Эйркрафт" получила контракт стоимостью 400 млн.долл. на проведение модернизации самолетов РЭБ Е-2С японских ВВС. В 1999 г. японцам продана партия морских и авиаракет "Стандарт-2" и АМРААМ.

В 1998 г. США продали Сингапуру восемь вертолетов AH-64D "Апач" и оказывают услуги в модернизации ранее закупленного вооружения. Годовой объем продаж составил 800 млрд.долл.

В сент. 1998 г. Австралия заказала у США 12 транспортных самолетов последней модификации C-130J.

Отмечается некоторое снижение (в стоимостном исчислении) объемов продаж американского оружия странам региона. Это объясняется как возрастающей конкуренцией со стороны ведущих экспортеров военной продукции - Франции, Великобритании, России, Германии и Китая, так и отходом правительств ряда стран АТР от идеологических принципов в вопросах закупок вооружений и их ориентацией на экономическую выгоду. Например, в ходе переговоров о продаже Индонезии партии американских истребителей F-16, ранее проданных, но не поставленных Пакистану, индонезийская сторона увязала данный вопрос с предоставлением ей долгосрочных кредитов на их оплату, одновременно с этим рассматривая возможность закупки многоцелевых самолетов у России.

Об основных рынках сбыта американского оружия в странах Бл. Востока.
США являются крупнейшим экспортером военной продукции, доля которой на мировом рынке в последние годы достигает 55%. Такому положению в немалой степени способствует проводимая политика американской администрации и ряд существующих программ оказания помощи иностранным государствам. В соответствии с программой DELG (Defense Export Loan Guarantee Program), для закупки американских вооружений в 1998 г. иностранными государствами было получено в форме займов (под гарантию минобороны США) 10 млрд.долл. В 1999 г. администрация Б.Клинтона готова была выделить на эти цели еще 14 млрд.долл. Другой важной программой является выделение значительных гос. финансовых средств на военную помощь дружественным иностраным государствам FMF (Foreign Military Financing Program). По итогам 1996 г. общий объем экспорта американских вооружений как на госуровне, так и от прямых поставок оружия американскими компаниями по лицензии составил 23,5 млрд.долл. Значительная часть из этих средств должна пойти в ближневосточный регион, занимающий наиболее важное место в сфере политических и военных интересов США, в том числе как самый емкий и стабильный рынок поставок американского оружия.

Так, в бюджете США на 2000 год предусматривается выделить 3,4 млрд.долл. на программу FMF. При этом 94% этих финансовых средств предполагается выделить Израилю и Египту, 1,9 млрд. и 1,3 млрд.долл. соответственно. Иордании выделяется 75 млн.долл. При этом по расходам на импорт вооружений ближневосточные страны значительно опережают другие регионы. Например, в 1993-95 гг. на покупку систем оружия Саудовская Аравия израсходовала 22 млрд.долл., Египет - 4,5 млрд., Израиль - 2,1 млрд., Кувейт - 2,1 млрд., ОАЭ - 1,7 млрд.долл.

Основными причинами такого положения являются: многолетняя нестабильность в регионе и вооруженные конфликты на почве территориальных претензий и национально-религиозных разногласий (Израиль-Палестина, Ирак-Иран, Ирак-Кувейт); слаборазвитая индустриальная база (за исключением Израиля), что не позволяет наладить собственное производство оружия и военной техники; большая заинтересованность США нефтяными запасами региона и политика укрепления американского влияния в странах Бл. Востока путем оказания различной помощи, и в первую очередь военной, лояльным государствам.

Израиль традиционно является самым близким союзником и партнером США. Несмотря на то, что в последнее время американская администрация выступает с критикой израильского руководства за нежелание идти на компромиссное урегулирование накопившихся проблем с палестинцами и соседними арабскими государствами, на практике США расширяют сотрудничество и военную помощь Израилю. Так, в 1999 г. на программу FMF для Израиля выделено 1,8 млрд.долл., а в 2000 г. планируется уже 1,9 млрд. В 1986-96 гг. США поставили Израилю вооружений на 27,9 млрд.долл., в том числе по программам оказания военной помощи FMF (17,9 млрд.долл.) и MAP (Military Assistance Program - 45,3 млн.долл.).

Наиболее крупными продажами Израилю американского вооружения явились: апр. 1994 г. - 25 истребителей F-15 (24 млн.долл.); май 1996 г. - комплексы РСЗО MLRS (363 млн.долл.); окт. 1995 г. - 14 боевых вертолетов АН-1Е (военная помощь); июнь 1996 г. - два комплекса огневой поддержки ближнего действия "Фаланг" (755,5 млн.долл.); апр. 1997 г. - 15 вертолетов UN-60L "Блэк хок" (200 млн.долл.); сент. 1998 г. - 60 многоцелевых истребителей F-15C/D (2,5 млрд.долл.); сент. 1998 г. - 30 истребителей F-15I (2,5 млрд.долл.). Кроме того, США поставляют в ВС Израиля значительные партии боеприпасов, топлива, автомобили высокой проходимости, современные комплексы ПВО "Пэтриот" .

После подписания в 1978 г. Кэмп-дэвидского соглашения Египет стал вторым по значимости (после Израиля) американским союзником на Бл. Востоке. Ежегодно Египет в качестве военно-экономической помощи получает от США вооружение, технику и различные военные услуга на сумму 2,1 млрд.долл. При этом 1,3 млрд.долл. - за счет программы FMF и 800 млн. - по программе экономической поддержки (Economic support fund assistance). В 1987-96 гг. на оснащение египетских ВС было поставлено американских вооружений на 22,9 млрд.долл., из которых 13,6 млрд. были оплачены американской стороной по программам военной помощи.

Наиболее крупными американо-египетскими экспортными соглашениями явились: апр. 1994 г. - продажа 720 минометных установок М-239 (293 млн.долл.); июнь 1994 г. - модернизация двух фрегатов класса "Кнокс" и 10 вертолетов SH-2 (380 млн.долл.); нояб. 1994 г. - поставки 12 вертолетов АН-64 "Апач" (318 млн.долл.); апр. 1996 г. - поставки истребителей F-16 C/D и модернизация устаревающих египетских самолетов F-16 (670 млн.долл.); апр. 1996 г. - продажа Египту снятого с вооружения ВМС США фрегата УРО класса "Перри" (188 млн.долл.); июль 1996 г. - продажа Египту фрегата УРО класса "Перри" (106 млн.долл.); сент. 1996 г. - модернизация египетских ракетных комплексов ПВО "Хок" (303 млн.долл.); апр. 1997 г. - продажа шести списанных американских фрегатов (4 типа "Кнокс" и 2 - типа "Перри" ; сент. 1997 г. - поставки четырех вертолетов CH-47D "Чинук" (149 млн.долл.); фев. 1998 г. - продажа одного фрегата класса "Перри" и одного - класса "Кнокс", 42 корабельных ракет "Гарпун" и 20 "Стандард" (355 млн.долл.); сент. 1998 г. - строительство склада-мастерской для истребителей F-16 (200 млн.долл.); сент. 1998 г. - модернизация 6 египетских вертолетов СН-47С "Чинук" (203 млн.долл.).

Военно-техническое сотрудничество между США и Кувейтом основывается на 10-летнем двустороннем соглашении об обороне, подписанном в 1991 г. На оснащении кувейтских ВС находится 40 многоцелевых истребителей F/A-18 C/D, танки М-1А1 "Абрамс", мобильные комплексы ПВО "Пэтриот" и "Хок" . Американские фирмы активно участвуют в создании и модернизации системы гос. и военного управления Кувейта.

Кувейт уверенно входит в пятерку стран крупнейших импортеров американского оружия. В то же время США учитывают, что кувейтские ВС не в состоянии вести самостоятельные боевые действия (в 1991 г. Ирак оккупировал Кувейт в течение нескольких часов и захватил значительное количество вооружений кувейтских ВС) и в своей экспортной политике рассматривают Кувейт в первую очередь как хорошо оборудованный плацдарм для развертывания своих войск.

Наиболее крупными продажами американского вооружения в Кувейт в последнее время явились: сент. 1997 г. - 16 вертолетов AH-64D "Апач" и ракетно-артиллерийское вооружение к ним (800 млн.долл.); март 1998 г. - 48 самоходных гаубиц М 109А6, 154 пулеметных установок М-2, 18 разведывательных машин М88АГ и 24 М113АЗ и другое оборудование (496 млн.долл.); окт. 1998 г. - более тысячи комплектов радиосвязи "Сингарс" (113 млн.долл.).

Саудовская Аравия не имеет специальных соглашений с США по вопросам обороны. В то же время большие доходы от продажи нефти позволят КСА расходовать значительные суммы на оборону и импорт вооружений. В 1985-98 гг. КСА закупило у США вооружений на 42 млрддолл. и занимает бесспорное лидирующее положение среди стран импортеров американского оружия и военной техники. На оснащении ВС Саудовской Аравии в основном находятся танки "Абрамс" М-1А1, боевые машины пехоты "Бредди" М-2А1, многоцелевые истребители F-16, комплексы ПВО "Патриот" . Ведутся переговоры о продаже Саудовской Аравии нескольких эскадренных миноносцев и крейсеров УРО, оснащенных боевой системой управления "Иджис", стоимостью около 1 млрд.долл. каждый.

В 1987-96 гг. Бахрейн закупил различных вооружений у США на 842 млн.долл. Значительная часть американской военной техники, состоящей на оснащении ВС Бахрейна, передана этой стране безвозмездно по различным программам военной помощи. С 1995 г. в Бахрейне дислоцируется штаб 5 флота ВМС США. Наиболее крупными закупками оружия и военной техники для ВС Бахрейна у США явились: май 1996 г. - 151 установка РСЗО MLRS (41 млн.долл.); июль 1997 г. - покупка 20 истребителей F-16 А/В и их модернизация (303 млн.долл.). На оснащение бахрейнских ВС в последние годы были также поставлены: 50 грузовиков высокой проходимости Н813, 16 вертолетов "Кобра" АН-1Р,Е, 8 комплексов ПВО "Хок", снятые с вооружения ВМС США фрегат УРО FF6-24 и фрегат класса "Перри", значительное количество боеприпасов, корабельных ракет и торпед.

В июне 1997 г. ОАЭ закупают крупную партию корабельных ракет "СиСпарроу" RIM-7M (27 млн.долл.). С начала 1998 г. США активно ведут переговоры с Эмиратами о коммерческой продаже последним 80 современных многоцелевых тактических истребителей F-16 (стоимость сделки составит 7 млрд.долл.). В сент. 1998 г. минобороны США с целью поощрения вышеуказанной сделки объявило о готовности поставить Эмиратам крупную партию авиационного и корабельного современного ракетного вооружения на 2 млрд.долл., в том числе авиационные ракеты "Амраам", "Сайдвиндер", "Харм", "Майверик" и корабельные - "Гарпун".

О положении в военно-промышленном комплексе.
Проводимая Пентагоном корректировка политики формирования компаний ВПК, а также агрессия НАТО в Югославии стали факторами, которые могут оказать определенное влияние на динамику развития ВПК США. Образовалась "трехзвенная" промышленная структура ВПК: три ведущих транснациональных корпорации ("Локхид-Мартин", "Боинг" и "Рейтон" ), ряд крупных компаний ("Дженерал Дайнемикс", "Нортроп-Груман", "Юнайтед Технолоджис", "Текстрон", "Литтон", "Ньюпорт Ньюс Шипбилдинг", ТРВ), плюс несколько тысяч средних и мелких фирм и компаний, главным образом в качестве их субподрядчиков.

В 1998 г.-первой половине 1999 г. новое руководство Пентагона (министр У.Коэн, первый зам. министра Д.Хамре и зам. по закупкам и технологиям Д.Ганслер), до этого благосклонно относившегося к процессу слияния крупных компаний в оборонной отрасли, воспрепятствовало заключению нескольких крупных сделок. Сначала оно воспользовалось антимонопольным законодательством ,чтобы не допустить покупки корпорацией "Локхид-Мартин" компании "Нортроп-Груман" (сумма сделки около 11 млрд.долл.). Затем было наложено "вето" на заявки "Дженерал Дайнемикс" и "Литтон Индастриз" приобрести корпорацию "Ньюпорт Ньюс Шипбилдинг" за 1,3 и 1,8 млрд.долл. соответственно. Пентагон сейчас твердо стоит на том, что дальнейшее слияние крупных компаний приведет к ликвидации конкуренции в ряде направлений оборонного бизнеса, а в итоге к значительному удорожанию продукции и одновременному снижению ее качества.

По всей вероятности, в ближайшее время, как альтернатива ведущим компаниям США будет предложен трансатлантический, т.е. западноевропейский вариант консолидации. Официальная версия таких межконтинентальных связей уже озвучивалась местными СМИ, которые заявляли о "растущей пропасти между технологиями, применяемыми для производства вооружений в США и их союзниками в Европе".

Особенно отчетливо эта тема зазвучала после завершения войны в Югославии. Отмечалось, например, что "одни европейские страны не могут оснастить свои армии оружием точного наведения, а другие не способны вести боевые действия в ночное время". Европейским партнерам ставят в вину, что они подходят к консолидации с оборонными предприятиями США прежде всего с точки зрения экономии средств, а не рассматривают ее как возможность для повышения качества военных технологий. США прямо указывают западноевропейцам на необходимость увеличения их оборонных бюджетов.

В тоже время здесь признают, что "основные барьеры" для более тесного трансатлантического оборонного сотрудничества находятся в самих США. Имеется в виду наличие жестких лицензионных ограничений на экспорт оборонных технологий, обусловленных интересами национальной безопасности. Поэтому еще с 1998 г. в Пентагоне изучают вопрос о внесении изменений в правовые документы, регулирующие экспорт таких технологий, с тем чтобы сделать их более либеральными, прежде всего по отношению к ближайшим союзникам по НАТО. Одновременно разрабатываются новые структуры защиты конфиденциальной информации, которые будут предлагаться иностранным компаниям, связанным с американскими подрядчиками.

В Зап. Европе идет активный процесс слияний компаний сферы ВПК как внутри отдельных стран, так и в межгосударственном формате. В частности, возможно объединение двух английских корпораций "Бритиш Аэроспейс" и "Маркони Электроникс". Это означало бы не только появление в ближайшей перспективе третьего (после "Локхида" и "Боинга" ) крупнейшего в мире оборонного подрядчика, но и вело к ослаблению конкурентоспособности американских оборонных фирм на английском рынке вооружений, способствовало бы проникновению крупного соперника (за счет покупки, например, мелких или средних американских компаний) на рынок США.

Чтобы этого не произошло, Пентагон, используя значительные финансовые ресурсы и имеющиеся у крупнейших компаний американского ВПК суперновейшие разработки в области военных технологий, будет стремиться проводить "трансатлантическую консолидацию" таким образом, чтобы исключить возникновение адекватного "противовеса" в европейском ВПК, укрепить свое влияние в НАТО, постарается убедить союзников увеличить расходы на оборону и еще сильнее привязать их к своим военным доктринам. "Пробным камнем" в реализации такой политики может стать продажа одной из европейских компаний корпорации "Нортроп-Груман", занимающей пятое место в рейтинге крупнейших компаний американского ВПК.

Война в Югославии повлияла на активизацию американских законодателей, лоббирующих интересы ВПК в конгрессе. Сенат одобрил законопроект, выделяющий на нужды обороны в 2000 г. 288,8 млрд.долл. (на 8,3 млрд.долл. больше, чем запрашивало правительство), из них 54,6 млрд. на закупку вооружений.

Средства из растущего военного бюджета, который сулит значительные доходы компаниям ВПК, не в последнюю очередь пойдут на покрытие расходов, связанных с восполнением тех видов вооружениий, которые применялись во время воздушных ударов по территории СРЮ - ракеты и бомбы точного наведения, в том числе крылатые ракеты "Томагавк", беспилотные самолеты (из общего числа 24 беспилотников, сбитых над Югославией, 14 - американские). Военное министерство проявило заинтересованность в покупке модернизированных танков "Абрамс" и вертолетов "Апач", новых эсминцев, оснащенных ЗРК "Иджис", ударной атомной подлодки и авианосца, а также дополнительных истребителей "Стелс" F-22. Многие конгрессмены выступают за отсрочку финансирования программы производства этих самолетов из-за их дороговизны. Стоимость одного самолета может превысить 180 млн.долл. В 2004 г. (срок принятия на вооружение) это будет самый дорогой истребитель в мире.

"Локхид-Мартин".
Третий год подряд лидером по объему заключенных контрактов с Пентагоном (в 1998 г. - 12,3 млрд.долл.) является "Локхид-Мартин" (ЛМ). В 1998 г. в десятку ведущих компаний ВПК, кроме ЛМ, входили: "Боинг" - сумма контрактов 10,9 млрд., "Рейтон" - 5,7 млрд., "Дженерал Дайнемикс" - 3,7 млрд., "Нортроп-Груман" - 2,7 млрд., "Юнайтед Текнолоджис" - 2 млрд., "Текстрон" - 1,8 млрд., "Литтон" - 1,6 млрд., "Ньюпорт Ньюс" - 1,5 млрд. и ТРВ - 1,3 млрд.долл. ЛМ (центральный офис - в г. Бетесда, шт. Мэриленд; число занятых - около 190 тыс.чел.) - основной подрядчик минобороны по разработке и производству истребителей F-16 и F-22, транспортного самолета С-130, беспилотника со свойствами "Стелс" "Дарк стар", космических носителей "Атлас" и "Титан", МБР "Трайдент-2" (D-5), спутников раннего предупреждения о запусках ракет СБИРС (Space Based Infrared System), системы ПРО ТВД ТХААД (Theater High Altitude Area Defense).

Большой победой для ЛМ в 1998 г. стало получение контракта (2 млрд.долл.) на создание следующего поколения крылатых ракет воздух-поверхность ДЖАСМ (Joint Air to Surface Missile). Значение этого события заключается в том, что ЛМ не только смог выиграть очередную крупную сделку у своего основного конкурента "Боинга", но и впервые выходит на рынок крылатых ракет. ЛМ также ведет переговоры с компанией "Аэроспасиаль-Матра" (Франция) о разработке военного варианта самолета А-319 в качестве альтернативы боингскому АВАКСу.

В фев. 1999 г. ВВС выбрали команду из нескольких компаний с участием ЛМ для выполнения 15-летнего контракта (10,2 млрд.долл.) по обслуживанию авиадвигателей. Данный контракт положил конец продолжительной "баталии" между членами конгресса и администрацией по вопросу о том, что делать с не полностью используемыми военными базами. Для ЛМ этот контракт означает получение еще 2,6 млрд.долл. и выход в сферу поставок и производства запчастей для истребителей и транспортных самолетов.

ЛМ вместе с германской корпорацией "Даймлер-Крайслер Аэроспейс" и итальянской "Аления" займется разработкой технологий, необходимых для создания системы МЕАДС (Medium Extended Air Defense System), мобильной ПРО для борьбы с баллистическими и крылатыми ракетами, базирующейся на системе РАС-3 (Patriot Advanced Capability-3). На ЛМ возложена задача по разработке самой ракеты. Доля США в финансировании данного проекта составляет 55%, Германии 28% и Италии 17%. Армия США предполагает использовать МЕАДС как мобильную ПРО для развернутых войск. Германия и Италия хотят, чтобы создаваемая система не только защищала их войска, но и служила в качестве национальной ПРО. МЕАДС - одна из немногих находящихся сейчас в разработке евро-американских оборонных программ. Она дает возможность ЛМ, в то время когда Пентагон стоит перед фактом усиления трансатлантической конкуренции, наладить более широкие и глубокие отношения с европейскими компаниями.

Последние два года успехам ЛМ сопутствует полоса неудач, начало которым положил запрет на его покупку "Нортропа-Грумана" . Далее последовали неудачи с запусками военных спутников, испытанием системы ПРО ТХААД (из семи пусков ракет удачным пока был только один). ЛМ на два года опаздывает с созданием третьего поколения ракет "Патриот" (Patriot-3), превысив на 37% бюджетные суммы, выделенные на их разработку. У компании возникли сложности с производством транспортника С-130 и истребителя F-22.

Некоторые специалисты видят причины неудач ЛМ в том, что он, контролируя значительную часть оборонного бизнеса, стремится к приобретению равновесного сектора и в коммерческой сфере, а это требует больших финансовых затрат. ЛМ имеет значительные товарные запасы в других компаниях, обладает большим недвижимым имуществом и активами. Однако недавно он объявил о постепенном сужении сферы деятельности в неключевых (коммерческих) отраслях на 1 млрд. долл. Надавно ЛМобъявил о покупке компании Comsat за 2,7 млрд.долл. с целью усилить свои позиции в быстро развивающемся бизнесе коммерческих запусков спутников и их обслуживания.

"Локхид Мартин Мисайлс энд Спейс" является одной из ведущих в мире аэрокосмических компаний в области создания различных классов космических систем, ракет и других видов высокотехнологичной наукоемкой продукции как мирного, так и военного назначения.

Компания находится в числе основных поставщиков спутников, производимых по заказам правительства США и других стран, а также коммерческих телекоммуникационных организаций. Помимо систем связи, в компании производятся космические аппараты по наблюдению за земной поверхностью и погодными условиями, навигации, изучению небесных тел вселенной.

Компания является основным поставщиком баллистических ракет для ВМС США, а также участвует в разработках новых ракетных систем для армии США в рамках национальной программы создания оборонной системы театра военных действий на больших высотах.

Среди основных коммерческих проектов компании: создание глобальных телекоммуникационных систем "А 2100" и "Иридиум", а также системы для получения и использования космических снимков Земли.

В число военных программ, помимо упомянутой ранее, входят: проекты спутниковых систем связи "Милстар", ДСКС, проект модернизации глобальной навигационной системы GPS, оборонная метеорологическая космическая программа, создание системы раннего обнаружения запусков в инфракрасном диапозоне, разработка лазеров воздушного базирования, модификация баллистических ракет класса "Трайдент" и разработка новых видов оружия.

К числу проектов по изучению космического пространства в мирных целях, в которых участвует компания, относятся: создание международной космической станции, систем наблюдения за землей "АМ-1" и "Тирос", различных классов космических телескопов, приборов и установок.
"Локхид Мартин Мисайлс энд Спейс" имеет тесные устоявшиеся контакты с российскими партнерами: космическим научно-производственным центром им.Хруничева, АО ракетно-космической корпорацией "Энергия", научно-производственным объединением "Энергомаш" и рядом других.

Компания принимает участие в совместном российско-американском СП "Иитернэшнл лонч сервисис" по маркетингу и осуществлению коммерческих запусков спутников носителями "Протон" и "Атлас" . Она также выступает в качестве основного заказчика нового поколения ракетных двигателей "РД-180", создаваемых другим российско-американским СП "РД Амросс".

Компания является отделением "Локхид Мартин". Основана в 1954 г., штаб-квартира находится в Силиконовой долине (г. Саннивейл) в 40 милях к югу от Сан-Франциско. Имеет разветвленную структуру, ее отделения расположены в 9 шт. страны, в Калифорнии они рассредоточены в 4 городах. Общая численность сотрудников - 13 тысяч.

Компания "Боинг" (штаб-квартира в г.Сиэтле, на предприятиях занято около 200 тыс.чел.) - крупнейший производитель военных самолетов и вертолетов для ВС США. Он является основным подрядчиком Пентагона в изготовлении истребителей F/А-18 Хорнет, F/А-18Е/F Супер Хорнет, F-15 Игл, А/В-8Б Хариер, самолетов АВАКС, В-22 Оспрей, С-17; вертолетов PAX66 Команч,СХ-47 Чинук, АХб4Д Апач; ракет Гарпун, СЛАМ (Standoff Land Attack Missile) и ДЖДАМ (Joint Direct Attack Munition). Cумма контрактов "Боинга" в оборонной и космической отраслях составляет 40% от общего числа продаж (около 18 млрд.долл.).

В мае 1999 г. компания объявила о постепенном (до середины 2001 г.) сокращении 7 тыс. рабочих мест на предприятии по производству истребителей F-15 в Сан-Луисе (20 тыс. работающих, продукция - истребители и транспортные самолеты). Причиной стал проигрыш "Боинга" в борьбе за контракт на поставку истребителей в Грецию, которая предпочла F-16 "Локхида-Мартина" боингским F-15. Партия из 36 F-15 предлагались по цене до 70 млн.долл. за самолет. Греки предпочли 50 F-16 стоимостью 40 млн.долл. за самолет.

Для того, чтобы не потерять контракт в 2,5 млрд.долл. на поставку таких же истребителей Израилю, "Боинг" предложил дополнительно 500 млн.долл. на реализацию совместных промышленных проектов с этой страной в случае, если он выиграет тендер. Однако ВВС Израиля склоняются к тому, чтобы отдать предпочтение его главному конкуренту - "Локхиду".
"Хьюз электроникс" . (Hughes Electronics. P.O.-Box 80028 Los Angeles, CA 90080) является одной из ведущих американских многопрофильных корпораций, ориентированных в основном на производство коммерческих спутников связи и выполнение госзаказов по производству авиакосмической и ракетной техники, радиолокационного и электронного оборудования, разработке интегральных компьютерных комплексов военного и гражданского назначения, а также систем наведения и управления оружием.

В последние годы отмечается тенденция расширения корпорации и устойчивого роста продаж ее продукции и услуг. Численность служащих и рабочих компании составляет 84 тыс.чел., а торговый оборот в 1998 г. составил 14,8 млрд.долл.

Образованная в конце 1985 г. как дочернее предприятие компании "Дженерал моторс", корпорация "Хьюз электроникс" включает ряд коммерческих предприятий и фирм и, в свою очередь, имеет собственную дочернюю компанию "Хьюз эйркрафт", занятую в основном выполнением военных госзаказов.

Коммерческий сектор корпорации "Хьюз" объединяет Hughes Space and Communication, Hughes Network Systems, Direct TV, PanAmSat. Количество занятых в данном секторе составляет 15 тыс.чел., объем продаж 1998 г. составил 5,9 млрд.долл. (в 1997 г. - 5,1 млрд.), а чистый доход достиг 165,9 млн.долл.

"Хьюз спейс энд коммьюникэшн" (штаб-квартира в г.Эль-Сегундо, шт. Калифорния) является крупнейшим мировым производителем геостационарных спутников связи различного назначения. Компания имеет долгосрочные контракты на производство спутников связи серии HS 376, HS 601, HS 702 от различных коммерческих и государственных структур как внутри США, так и в других странах. Важным показателем деятельности компании является тот факт, что около 40% всех действующих коммерческих спутников связи в мире построены на заводах "Хьюз электроникс".

"Хьюз нетуорк систем" (штаб-квартира в г-Джермантаун, шт. Мэриленд) является крупным производителем телекоммуникационного оборудования для наземных спутниковых станций и является мировым лидером в оказании услуг и поставок технических средств для систем цифровой спутниковой телефонной связи и цифровых мобильных систем. Отмечается некоторое уменьшение в объемах продаж услуг и продукции компании. Так, в 1998 г. оборот финансовых средств составил 800 млн.долл., в то время как в 1997 г. он достигал 1,01 млрд., в 1996 г. - 1,07 млрд.долл. Такое положение в первую очередь объясняется насыщением рынка северо-американского континента в данных услугах и технических средствах и возрастающей высокой конкурентностью в этой области на мировом рынке. В то же время положение компании остается относительно стабильным и перспективным. Чистая прибыль в 1998 г. составила более 60 млн.долл.

"Директ ТВ" (штаб-квартира в г.Лос-Анджелес, шт. Калифорния) обеспечивает обслуживание и трансляцию через спутники HS-601 185 цифровых телевизионных каналов для персональных абонентов на территории США, странах Лат. Америки и Карибского региона, с недавнего времени Японии. Число подписчиков постоянно растет и в 1999 г. достигло 3,5 млн. Хотя объем инвестиций в развитие материальной базы компании постоянно снижается, он еще значительно превышает объем прибыли. В 1997 г. объем вложений составил 254,6 млн.долл., что значительно меньше, чем 320 млн. в 1996 г.

"Панамсат" (штаб-квартира в г.Гринвич, шт. Коннектикут) является владельцем глобальной системы связи на базе 16 ИСЗ и предоставляет широкий спектр телекоммуникационных услуг. В 1999 г. планировался вывод на орбиты очередных 9 спутников, что обеспечивает значительное расширение географических регионов услуг и коммерческого влияния компании.

В целом коммерческий сектор компании "Хьюз электроникс" ориентирован на оказание услуг в области развертывания космических наземных систем и современной связи, телекоммуникаций и компьютерного обмена в базах данных практически во всех регионах мира. Представительства корпорации, кроме США, расположены в Бразилии (г.Сан-Паулу), Китае (г.г.Пекин, Шанхай), Чехии (г.Прага), Германии (г.Гришайм), Индии (г.г.Нью-Дели, Мумбай), Индонезии (г.Джакарта), Италии (г.Рим), Японии (г.Токио), Мексике (г.Мехико), Филиппинах (г.Манила), Южной Африки (г.Хафуэй Хауз), Таиланде (г.Бангкок), Великобритании (г.Милтон Кейниз) и России (г.Москва).

Предприятия военного сектора объединены в компанию "Хьюз эйркрафт компани". Хотя последняя является дочерним предприятием "Хьюз электроникс", по количеству занятых военный сектор в три раза превосходит коммерческий. Объем продаж в 1998 г. достиг 5,9 млрд.долл., а число работающих на предприятиях компании достигло 35 тыс.чел.

С целью наиболее качественного использования производственного и инженерного потенциала компании ее предприятия структурно поделены на подразделения: военных систем (The Defence Systems Business Unit), информационных систем (Hughes Information Systems Segment), органов управления и систем связи (Sensors and Communications Systems Segment) и систем оружия (Weapons System Segment).

Подразделение "военных систем" (штаб-квартира в г.Эль-Сегундо, шт. Калифорния) имеет предприятия и лаборатории в шт. Алабама, Колорадо, Калифорния, в г.Вашинггон и активно участвует в разработке и модернизации систем оружия, органов управления, разведки и связи для сухопутных войск США.
 Copyright RIN 2003 -
  Обратная связь