История/ Новейшая история/ Страницы истории/ Великобритания/ История Великобритании в Новейшее время/ Экономическое планирование и национализация/
Древний мир
Страницы истории
Карты
Даты и события
Средние века
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новое время
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новейшая история
Парадоксы истории
Страницы истории
Карты
Даты и события
Общие разделы
День в истории
Загадки истории
История истории
Исторические личности
Историки
Археология
Организации
Занимательные
исторические факты

История религий
Рефераты по истории
Новые статьи :
Лаврентий Загоскин (1808), русский путешественник, исследователь Аляски - ЗАГОСКИН Лаврентий Алексеевич (1808-90), российский морской офицер, исследователь Аляски. Племянник Михаила Николаевича Загоскина. В 1842-44 руководил исследованиями в районе зал. Нортон и Коцебу, в бас. рек Юкон и Кускокуим. подробнее..

Алессандро ди Калиостро (1743), итальянский граф, астролог, авантюрист - КАЛИОСТРО Александр, граф ди (наст. имя Джузеппе Бальзамо, Balsamo) (1743-95), авантюрист итальянского происхождения. В молодости странствовал по Востоку (Греция, Египет, Персия и др.), где получил некоторые знания по алхимии, стал искусным иллюзионистом. Вернувшись в Европу, путешествовал по подробнее..

Сервис:
Новости
Служба рассылки
Открытки
Исторические личности
Социологические опросы
Лучшие тесты
  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


Экономическое планирование и национализация





Во время войны многие города и промышленные предприятия Великобритании были частично или полностью разрушены, 60% торгового флота уничтожено, ресурсы близки к истощению, а население уменьшилось более чем на 420 тыс. человек. Пострадало около 4,5 млн. домов, а 460 тыс. были или полностью уничтожены, или стали непригодными для жилья. Британская промышленность, имевшая слабую технологическую базу и неконкурентоспособная в современном индустриализованном мире, испытывала громадную потребность в капитале, но средства были нужны также на помощь тем, кто потерял имущество во время войны, для перестройки системы транспорта и городов, финансирования новых социальных программ и поддержания хотя бы на минимальном уровне привычной роли Британии как мировой державы. Дополнительное финансовое давление оказывали страны, входившие в зону действия британской валюты, которые стремились использовать замороженные на банковских счетах средства для закупки товаров, необходимых для послевоенной реконструкции и развития.

Помощь со стороны США по лендлизу была прекращена в 1945. Чтобы удовлетворить текущие финансовые потребности, Британия в 1945 договорилась с США о займе в размере 3,75 млрд. долларов и дополнительно с Канадой о займе в 1,25 млрд. долл. Деньги были быстро потрачены, но вскоре был найден новый источник временной помощи в виде плана Маршалла, введенного в действие в 1947 и предусматривавшего выделение на нужды Великобритании львиной доли от всей помощи Европе.

Частичным решением экономических проблем страны было решительное повышение налогов. Эта мера дала возможность резко увеличить текущие расходы и капиталовложения, сдержала инфляцию и, сократив спрос на товары и услуги, ограничила импорт; перераспределила доходы в пользу бедных посредством более широких социальных программ. Однако ситуация диктовала не только введение фискальных мер. Был сохранен прямой контроль над строительством, сырьем и предметами первой необходимости, такими, как одежда, топливо и продовольствие. Период "аскетизма" продолжался более пяти лет, и только в 1954 было прекращено нормирование отпуска одежды и продовольственных товаров.

Национализация всех средств производства и распределения предусматривалась программой лейбористской партии начиная с 1918. Частичная национализация была проведена как лейбористским, так и консервативным правительствами в период между мировыми войнами; особенно это коснулось радиовещания, линий электропередачи и общественного транспорта в Лондоне. Первым национализированным предприятием стал Банк Англии - главный банк страны, который вместе с министерством финансов разделял ответственность за управление экономикой. После национализации банк не был реорганизован, не изменились ни его функции, ни структура, но эта акция стала символическим первым шагом в направлении централизованного управления экономикой.

Лейбористское правительство использовало традиционные государственные учреждения - министерства и службы социального обеспечения - для приведения в действие рычагов управления экономикой. Чтобы управлять национализированными промышленными предприятиями, оно использовало государственные корпорации, руководство которыми осуществлялось правлениями, независимыми в своей ежедневной деятельности от непосредственного контроля министерств. Эти корпорации значительно отличались друг от друга по структуре и степени централизации в зависимости от принадлежности к той или иной отрасли. Национальное управление угольной промышленности, начавшее свою деятельность в 1947, было высокоцентрализованной организацией, включавшей в себя более 800 компаний. Однако, когда в 1949 сталелитейная промышленность стала государственной собственностью, входившие в нее компании продолжали функционировать в качестве самостоятельных предприятий.

В период между национализацией угольной промышленности и сталелитейного производства состоялась национализация трех отраслей, имевших значение для всего общества. В 1947 Британская транспортная комиссия вступила во владение почти всем общественным транспортом, включая железные дороги, каналы и грузовые автоперевозки. В том же году государственной собственностью стали электростанции вместе с линиями электропередачи, а в 1948 та же участь постигла газовую отрасль. В терминах занятости эти пять актов национализировали предприятия, на которых работало около четверти всего занятого в промышленности населения. К 1950 многое из того, что Британия потеряла во время войны, было восстановлено. В то же время в стране сохранялась полная занятость, которую обе партии считали приоритетом в экономической и социальной политике. Однако экономическому выздоровлению угрожал постоянный бюджетный дефицит.

Хотя аскетизм и контроль над инвестициями и импортом помогал сдерживать ввоз иностранных товаров, затраты на покупку существенно важных предметов импорта оказывали серьезное отрицательное воздействие на национальную экономику, особенно на производство товаров экспортного значения. Британские морские перевозки, страховой и банковский сектор наращивали доходы, пользуясь поступлениями из-за рубежа; но относительное уменьшение доли этого "невидимого" экспорта по сравнению с 19 в. и фактическая ликвидация зарубежных активов, с помощью которых оплачивались расходы в двух мировых войнах, переложили бремя получения доходов на экспортный сектор экономики. Когда экспорт перестал покрывать стоимость импорта, под угрозой оказался фунт стерлингов. В предчувствии девальвации игроки на бирже продали свои валютные запасы и тем самым заставили правительство, которое хотело избежать девальвации, отсрочить неизбежное с помощью дополнительных выплат из изрядно истощенных резервов. В конце концов в 1949 правительство пошло на девальвацию фунта, понизив его курс с 4,5 до 2,8 доллара за фунт. Однако к тому времени слабое финансовое положение страны не позволило извлечь дополнительные выгоды из девальвации, благодаря которой британские товары в скором времени подешевели и стали пользоваться спросом на мировом рынке.


 Copyright RIN 2003 -
  Обратная связь