Вертолеты Франции
AS.565 PANTHER Многоцелевой ударный вертолет AS.565 Panther - многоцелевой ударный вертолет, разработанный консорциумом Eurocopter на базе француского многоцелевого ударного вертолета Aerospayiale-Eurocopter France SA.365M Dauphin II. Вертолет является специализированной военной версией вертолета SA.365 Dauphin. У вертолета более длинный фюзеляж построенный с большим процентом использования композитных материалов, частичным бронированием кабины, с усиленным полом и посадочным шасси. Первый полет вертолета состоялся в феврале 1984 года. Вертолет принят на вооружение в 1989 году. Вертолет поставлялся в ВС Бразилии.
Модификации вертолета: AS.565M - первая серийная модификация. AS.565AA - многоцелевой ударный вариант. AS.565СA - противотанковый вариант с ПТУР HOT. AS.565UA - вертолет для высадки десанта. AS.565 800 - перспективная модификация вертолета с 2 ГТД LHTEC T800- LHT-800 и РЭО IBM.
Тактико-технические характеристики:
Год принятия на вооружение
| 1989 | Диаметр главного винта, м | 11.94
| Диаметр хвостового винта, м
| 1.10
| Длина,м | 12.11 | Высота,м | 3.39
| Масса, кг - пустого - нормальная взлетная - максимальная взлетная
| - 2193 - 4100 - 4250
| Внутренние топливо, л
| 1135 + опционально 180
| Тип двигателя
| 2 ГТД Turbomeca Arriel IM1
| Мощность, кВт - максимальная - при взлете - при полете
| - 2 х 584 - 2 х 558 - 2 х 487
| Максимальная скорость, км/ч
| 296
| Крейсерская скорость, км/ч
| 278
| Практическая дальность, км
| 875
| Дальность действия, км
| 400
| Скороподъемность, м/мин | 420
| Практический потолок, м
| 4300
| Статический потолок, м
| 2600
| Экипаж, чел
| 2 | Полезная нагрузка:
| 10 десантников или 1700 кг груза
| Вооружение: | Боевая нагрузка на 2 узлах подвески: 2 ПУ 22х68-мм Thomson- Brandt или 19х70-мм Forges de Zeebrugge или 2 контейнера NC 20M61 с 20-мм пушкой GIAT M621 и 180 патронов или 2х2 УР "воздух-воздух" Matra Mistral или 4 ПТУР НОТ |
AS.532 HORIZON Многоцелевой разведывательный вертолет AS.532 Horizon - многоцелевой разведывательный вертолет, созданный французской фирмой Eurocopter France на базе многоцелевого транспортного вертолета AS.532 Cougar (SA-332 Super Puma). Вертолет носит обозначение AS.532 UL, его назначение обозначается в НАТО как С3I (Command, Control, Communications and Intelligence). Первый полет вертолета состоялся в 1992 году. Вертолет принят на вооружение в 1996 году. На вертолете установлена доплеровская РЛС с радиусом действия в 200 км и захватывает площадь в 20000 км в течении 10 секунд. Вертолет состоит на вооружении в армии Франции и Швейцарии.
Разработанный на базе вертолета AS.532 Cougar, вертолетный комплекс ДРЛО предназначен для наблюдения за районом боевых действий в зоне армейского корпуса, при этом обеспечивается решение задач дальнего обнаружения движущихся наземных транспортных и боевых средств на удалении 100-150км от линии соприкосновения войск в полосе шириной 60-80км. Предусматривается использование этого комплекса ДРЛО во взаимодействии с разведывательным комплексом многократного применения на базе беспилотного летательного аппарата CI-189, состоящего на вооружении французской армии. Для размещения на вертолете РЛС LCTAR "Орхидея" фирмы Tomson соответствующим образом была модернизирована задняя часть фюзеляжа, благодаря чему приемно-пере-даточная антенна может в полете перемещаться в рабочее положение под фюзеляжем вертолета. Вся аппаратура РЛС, а также средства обработки и передачи разведывательной информации размещены в грузовой кабине вертолета.
Диаграмма направленности антенны РЛС имеет незначительный уровень боковых лепестков, в станции предусмотрена перестройка частоты излучаемого сигнала, что увеличивает ее помехоустойчивость в условиях применения противником средств РЭБ. Дальность действия РЛС состовляет 200км. Полученные сведения о наземной обстановке передаются на передвижные наземные пункты сбора ии формации с помощью цифровой линии связи, дальность действия которой около 100км. Мощность связного передатчика незначительна благодаря применению остронаправ-ленной наземной приемной антенны. В аппаратуре связи используется быстрая перестройка несущей частоты, информация кодируется с помощью корректирующих кодов, позволяющих обнаруживать и исправлять ошибки, возникающие в процессе передачи.
При разработке вертолетного комплекса ДРЛО особое внимание было уделено его живучести в условиях противодействия противника. С этой целью предусматриваются различные меры по снижению демаскирующих признаков вертолета-носителя в инфракрасном и радиолокационном диапазонах волн и повышению скрытности работы радиоэлектронных средств. Так, сектор наблюдения РЛС сканируется однократно в случайные моменты времени, полученная информация обрабатывается и запоминается. Частота излучения изменяется в зависимости от тактической обстановки. Защищенность вертолета от ракет с инфракрасными системами наведения обеспечивается за счет применения средств индивидуальной защиты - ложных тепловых целей. По мнению зарубежных военных специалистов, вертолетный комплекс ДРЛО имеет по сравнению с самолетным комплексом ДРЛО ряд существенных преимуществ: большую автономность применения, возможность базирования на переднем крас, оперативность использования, а также мобильность, соответствующую скоростям перемещения наземных средств сухопутных войск.
Тактико-технические характеристики:
Год принятия на вооружение | 1996 | Диаметр главного винта, м
| 15.60 | Диаметр хвостового винта, м | 3.05
| Длина,м
| 18.70 | Высота,м
| 4.92
| Масса, кг - пустого - максимальная взлетная
| - 4330 - 9550 | Внутренние топливо, кг
| 1596
| Тип двигателя
| 2 ГТД Turbomeca Makila IA1 | Мощность, кВт
| 2 х 1400 | Максимальная скорость, км/ч
| 278
| Крейсерская скорость, км/ч
| 262
| Практическая дальность, км
| 1176
| Дальность действия, км
| 842
| Продолжительность полета, ч.мин
| 4.20
| Скороподъемность, м/мин
| 420
| Практический потолок, м | 4100
| Статический потолок, м
| 2700
| Экипаж, чел
| 3 | Полезная нагрузка: | до 5 человек операторов и опционально 10 солдат |
АS.565MA PANTHER Поисково-спасательный вертолет SA.365F Dauphin II - многоцелевой морской вертолет, разработанный французской фирмой Aerospatiale (теперь Eurocopter France) на базе многоцелевого вертолета SA.365 Dauphin 2. Первый прототип носивший обозначение SA.365N совершил полет в январе 1975 года. Основные задачи вертолета - противокорабельные и противолодочные действия. Для этих целей на вертолете установлены РЛС Omera-Segid ORB 32 Hеraclеs II или Thomson-CSF Agrion-15, система обнаружения магнитных аномалий Sextant Avionique (Crouzet) или Thomson-Sintra ASM HS 31 и навигационная система Sextant Avionique ONS 200A с навигационным компьютером Avionique Nadir Mk II. Вертолет принят на вооружение в 1982 году. После образования в 1992 году концерна Eurocopter вертолет получил обозначение AS.565 Panther. Вертолет поставлялся на вооружение ВМС Франции, Чили, Ирландии и Саудовской Аравии.
Модификации вертолета: SA.365F Dauphin 2 - первая серийная модификация c ПКР AS.15TT. SA.365F-1 Dauphin 2 - модификация с ГТД Arriel IM1. AS.565MA Panther - невооруженная поисково-спасательная версия. AS.565SA Panther - противолодочная модификация с РЛС Dassault Varan, тактической РЛС Thomson-CSF, ПКР AM.39 Exocet и торпедами Murena.
Тактико-технические характеристики:
Год принятия на вооружение | 1982 | Диаметр главного винта, м
| 11.94
| Диаметр хвостового винта, м | 1.10
| Длина,м
| 12.11 | Высота,м | 3.98 | Масса, кг - пустого - нормальная взлетная - максимальная взлетная
| - 2240 - 4100 - 4250
| Внутренние топливо, л
| 1135 + опционально 180
| Тип двигателя
| 2 ГТД Turbomeca Ariel IM1
| Мощность, кВт - при взлете - при полете
| - 2 х 558 - 2 х 487
| Максимальная скорость, км/ч
| 296
| Крейсерская скорость, км/ч
| 274
| Практическая дальность, км
| 875
| Дальность действия, км
| 240-420
| Скороподъемность, м/мин
| 420
| Практический потолок, м
| 4575 | Статический потолок, м | 2600 | Экипаж, чел | 2 | Полезная нагрузка:
| 10 пассажиров или 1700 кг груза в кабине или 1600 кг груза на подвеске
| Вооружение: | Боевая нагрузка - 600 кг на 4 узлах подвески: 4 ПКР AS.15TT или AM.39 Exocet, или 4 торпеды Mk.46. Возможна подвеска УР "воздух-воздух" Matra R550 Magic. |
SA.330 PUMA Транспортно-десантный вертолет Разработка вертолета была начата фирмой Sud Aviacion (Aerospatiale) в начале 60-х годов по заказу французского правительства. 15 апреля 1965г. совершил первый полет первый из двух прототипов, а 30 июля 1968г. поднялся в воздух последний из шести предсерийных образцов вертолета SA.330 Puma. Вертолеты Puma используются в вооруженных силах Франции, Великобритании и ряда других стран мира в основном для переброски войск на поле боя и тылового обеспечения соединений и частей, а при оснащении соответствующим вооружением и оборудованием - для огневой поддержки сухопутных войск, противолодочной обороны и воздушной разведки. Поставка серийных вертолетов этого типа в вооруженные силы Франции началась в 1969 году, а в ВВС Великобритании - в 1970 году (решение о принятии их на вооружение ВВС Великобритании была принято в 1967 году, в связи с чем английская фирма Westland приняла участие в разработке и производстве вертолета). Всего было построено около 700 вертолетов Puma для 46 стран мира.
SA.330 Puma относится к вертолетам одновинтовой схемы с рулевым винтом. Несущий винт имеет четыре лопасти, крепление которых осуществляется посредством шарниров. Рулевой винт пятилопастный. Цельнометаллический фюзеляж полумонококовой конструкции разделен на двухместную кабину экипажа и грузовую кабину длиной 6.05м. В грузовой кабине могут разместиться до 18 десантников с оружием (в модификациях с удлиненным фюзеляжем число десантников увеличено до 25). На внешней подвеске могут перевозиться крупногабаритные грузы массой до 2500кг. Кабина экипажа и грузовая кабина имеют по одной двери с каждой стороны фюзеляжа. Кроме того, в задней части фюзеляжа имеется аварийный люк. В верхней части фюзеляжа размещена силовая установка в составе двух газотурбинных двигателей с воздухозаборниками, снабженными пылезащитными устройствами.
На вертолетах Puma устанавливались двигатели Turbomeca Turmo различных модификаций. В частности, использовались двигатели Turmo III с4 с взлетной мощностью 955кВт и Turmo IV А мощностью 1030кВт. Запас топлива во внутри фюзеляжных баках составляет 1560л. Все модификации вертолетов Puma снабжены трсхстоечным убирающимся в полете колесным шасси, конструкция которого выдерживает жесткую посадку с вертикальной скоростью до 3м/с. Вертолет выпускался по лицензии в Румынии под обозначением IAR-330 и собирался в Индонезии из деталей, поставленных из Франции. В ЮАР государственная корпорация АРМСКОР производила свой вариант Пумы, получивший обозначение ХТР-1. В отличие от французского прототипа, этот вертолет имеет крыло малого удлинения, на каждой из консолей которого установлены два пилона с пусковыми установками неуправляемых ракет калибром 68мм. Конструкция пилонов обеспечивает отклонение пусковых установок в вертикальной плоскости. Вертолет вооружен также 20-мм пушкой GA-1, установленной под фюзеляжем. Прицеливание осуществляется с помощью нашлемного прицела. Для придания большей устойчивости машине при сопровождении цели и ведении огня конструкция стабилизатора усовершенствована, а под хвостовой балкой установлен дополнительный нижний киль.
Модификации вертолета: SA.330А - прототип вертолета. SA.330В - первая серийная модификация для французских вооруженных сил. SA.330С - экспортная версия с ГТД Turmo IVC. SA.330Е - модификация английской фирмы Westland. Puma HC.Mk.1 - обозначение SA.330Е после принятие в 1971 году на вооружение английских ВВС. SA.330F - гражданская версия. SA.330G - модификация транспортного вертолета SA.330F с ГТД Turmo IVC. SA.330Н - модификация SA.330С с ГТД Turmo IVC. SA.330J - гражданская версия на базе SA.330F с ГТД Turmo IVC. SA.330L - экспортная многоцелевая версия. Существует ударно-транспорная версия вертолета с системой наведения и оружием с вертолета CSH-2 Rooivalk (AH-2), на 2 узлах подвески на концах крыльев и 4 подкрылевых узлах. Вооружение включает УР "воздух-воздух" Armscor Darter, 4 ПТУР Atlas Swift. IAR-330H - румынский транспортный вариант фирмы IAR на базе SA.330H. IAR-330L - румынский ударно-транспортный вариант с 2 20-мм пушками, 4 ПТУР Малютка, или 4 ПУ 16х55-мм или 8 ПУ 122-мм НУР, или 4 100 кг бомб, или 2-4 контейнера ГМП-2 с 2 7.62-мм пулеметами и 550 патронами. Oryx - гибридная версия разработанная фирмой Atlas(ЮАР) на базе SA.330L, но с двигательной системой вертолета SA.332.
Тактико-технические характеристики:
Год принятия на вооружение | 1969 | Диаметр главного винта, м
| 15.00
| Диаметр хвостового винта, м
| 3.04
| Длина,м
| 14.06 | Высота,м
| 5.14 | Масса, кг - пустого - нормальная взлетная - максимальная взлетная
| - 3615 - 7400 - 7500
| Внутренние топливо, л
| 1544 + опционально 1900
| ПТБ, л
| 2 х 350
| Тип двигателя | 2 ГТД Turbomeca Turmo IVC | Мощность, кВт
| 2 х 1175 | Максимальная скорость, км/ч | 271
| Крейсерская скорость, км/ч | 258
| Дальность действия, км | 572 | Скороподъемность, м/мин
| 552 | Практический потолок, м
| 6000
| Статический потолок, м
| 4400
| Экипаж, чел | 2-3 | Полезная нагрузка:
| 20 солдат или 6 носилок и 6 сидячих раненых или 3000 кг груза в кабине или 3200 кг на подвеске
| Вооружение(опционально): | 1 20-мм пушка GIAT M621 или 2 7.62-мм пулемета 2 ПУ Matra 155, Thomson-Brandt 68-22 или Thomson-Brandt 68-36 c 18, 32 или 36 68-мм НУР, или 2 контейнера с 30-мм пушкой DEFA или 12.7-мм или 7.62-мм пулеметом |
|
|