|
|
Новые статьи : |
|
Василий Кандинский (1866), российский живописец и график -
КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич (1866-1944), российский живописец и график, один из основоположников и теоретиков абстрактного искусства, автор экспрессивных, динамичных композиций, построенных на сочетании красочных пятен и ломаных линий ("Смутное", 1917). Участвовал в организации общества "Си
подробнее..
|
|
Алексей Плещеев (1825), русский писатель, поэт, публицист ("Учитель", "Легенда", "Есть дни") -
ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич (1825-93), русский поэт некрасовской школы. За участие в кружке М. В. Петрашевского в 1849-59 отбывал ссылку. Проза в духе натуральной школы ("Повести и рассказы", 1860).
подробнее..
|
|
|
| Сервис: |
| |
Изобразительное искусство
Развитие после 1945 года. "Освоение целины" в искусстве - после периода изоляции, навязанной режимом национал-социалистов, - происходило быстрыми темпами. Молодое поколение художников и скульпторов, часть которых была призвана в армию и успела побывать на фронте, жадно вбирало в себя все, чего его лишили гитлеровская диктатура и война. Василий Кандинский, Оскар Кокошка, Макс Бекман, Эмиль Нольде, экспрессионисты Эрих Хеккель, Карл Шмидт-Рот-луф, Эрнст Людвиг Кирхнер, Макс Пехштейн стали выдающимися представителями заново формировавшейся художественной сцены. Пабло Пикассо с его многослойной живописью был для большинства молодых художников великим примером для подражания.
Важное значение имела и "встреча" с сюрреализмом (Макс Эрнст, Сальвадор Дали) и с американским "абстрактным экспрессионизмом", особенно с "all over" Джексона Поллока. Однако молодое западногерманское изобразительное искусство получало импульсы и от таких художников, как Роберто Себастиан Матта, Жан Дюбюффе, Жорж Матье, Жан Фотрье и Вольс (настоящее имя Вольфганг Шульце).
"Информель", Бойс и "Зеро". Параллельно французскому тахизму в Федеративной Республике сразу же после войны - под влиянием сюрреализма, "парижской школы", американского абстракционизма - стал складываться художественный стиль, который, находясь далеко в стороне от образной живописи и даже абстракционизма, обладал общим характерным признаком предпочтение отдавалось беспредметной, импульсивной, полуавтоматической манере живописи, которая не была полностью бесконтрольной, а следовала принципу "управляемой случайности". Многообразие "инфор-мели" доказано творчеством художников, чьи произведения давно признаны во всем мире Гетцем, Шульце, Тилером, Хеме, Даменом, Шумахером, Брюнингом, Зондерборгом.
Почти все художники этого направления в начале 50-х годов пытались освободиться от догм предметной станковой живописи. Обращение к "информели" или соответственно к абстракции означало в то время демонстрацию невиданного количества творческих возможностей. Так складывались и другие направления, обогащавшие творческий спектр послевоенной живописи в Федеративной Республике. К ним следует отнести "цветовую живопись", которая занималась самим цветом, конкретным и бесстрастным, как это видно в работах Георга Карла Пфалера (род. в 1926 году), Гюнтера Фрутрунка (1923-1982) и Лотара Квинте (род. в 1923 г.). Сюда следует отнести также акционистское искусство "человека дела" Х.А. Шульта (род. в 1939 году) с упором на охрану окружающей среды, динамику Вольфа Фостелля (1932-98), выразившуюся в "хэппенингах" и "флаксэсе ", на который он оказал значительное влияние. Для обоих видов искусства главное - это событие, в котором важную роль играет сама публика, особенно во время "хэппенингов". Что касается "флаксэса", то для него больше характерны элементы театра, представления, самопрезентации художника-актера.
В этом плане самым выдающимся художником, задававшим тон в этом виде искусства, был Йозеф Бойс (1921-1986). Уже ранние рисунки, сделанные Бойсом в 40-х годах, его объекты, скульптуры, художественные акции позволяют говорить о том, что у него было необычное понимание искусства. Это открывало перед искусством новые перспективы, новые возможности для толкования. Часто неправильно понимаемые формулы Бойса: "Искусство - это жизнь, жизнь - это искусство" и "Каждый человек - художник", его художественные "акции" с жиром и войлоком, его идеи, коренящиеся в антропософии Рудольфа Штайнера, его внешняя суровость, притягивавшая к нему постоянно растущее число студентов из дюссельдорфской Академии художеств, - все только некоторые яркие моменты в жизни Йозефа Бойса. Благодаря своему "расширенному пониманию искусства", он создал инструмент, позволявший ему пропагандировать "социальную пластику" в качестве конечного смысла его философии искусства.
Своими акциями - "хэппенингами" группа "Зеро" также электризовала общественность. Ее главные представители Хайнц Мак (род. в 1931 г. ), Отто Пине (род в 1928 г. ) и Гюнтер Уеккер (род. в 1930 г.) являли собой тип художника, который после массового истребления людей нацистами не был заинтересован в следовании какой-либо идеологии, а разрабатывал проекты конкретных картин. Пине, ныне известный художник, привлек к себе внимание картинами из огня и дыма и, в первую очередь, броскими художественными акциями типа "Sky-events". Мак добился международного признания благодаря своим световым стелам и динамо, а также "проекту Сахара" Уеккер со своими объектами из гвоздей, песочными мельницами и экспрессивными инструментами террора побудил к размышлениям жителей многих стран.
Социалистический реализм. В то время как художники Федеративной Республики продолжали существующие традиции, творчески используя новые течения в западноевропейском и американском искусстве, их коллегам в ГДР был предписан "социалистический реализм" как единственно правильный способ изображения действительности. Художники должны были отображать позитивный облик социалистического общества и человека, ему присущего. Новые тенденции в живописи этого направления зарождались главным образом в Лейпцигском высшем художественном училище. К наиболее известным его представителям принадлежат Вернер Тюбке (род. в 1929 году) и Бернхард Хайзиг (род. в 1925 г.). Правда, в своих монументальных картинах и они связаны тематикой исторического или общественного характера, зато у них нет стерильного стиля 50-х и 60-х годов. А.Р. Пенк (род. в 1939 г.), покинувший ГДР в 1980 г. и снискавший себе славу на западе Германии, развил тему идолов каменного века. С помощью таких знаков, как крест и квадрат, а также архаичных фигур Пенк стремился создать универсальный язык, который доходил бы до каждого человека. С конца 60-х годов произведения Пенка и его восточногерманских коллег были желанными экспонатами и для западных галерей.
Художники сегодня. Характерной чертой произведений Ульриха Рюкрима (род. в 1938 г.) являются мощные доломитовые глыбы, с помощью которых он, например, сотворил памятник Генриху Гейне в Бонне. Йорг Иммендорф (род. в 1945 г.) - своего рода живописатель современной истории. На его картине "Кафе Германия" изображено, как буря истории сметает Берлинскую стену. В марте 1997 г. картина "Accumulation 2" принесла ему в Мексике звание лауреата премии "Марко", самой "денежной" премии в мире искусства (250.000 долларов США). Анзельм Кифер (род. в 1945 г.) в своих, схожих с заводскими цехами ателье создает огромные произведения искусства из таких различных материалов, как пыль, цветочные лепестки, пепел или корни. "Страна двух потоков" - так называется его 32-тонная конструкция из восьмиметровых полок с 200 свинцовых книг. Свои картины, часто созданные на мифологической основе, он называет "корпусами изображения", поскольку с помощью в основном необработанных материалов он расширяет традиционную двухмерную живопись до масштабов скульптуры.
Ребекка Хорн (род. в 1944 г.) представляет скульптуры в стиле "перфоманс" и использует их в своих фильмах. Герхард Рихтер (род. в 1932 г.), стоящий на границе между предметным и беспредметным искусством, - мастер многосмысловой нагрузки, уверенно лавирующий между предметностью старых мастеров и внешним абстракционизмом. Георг Базелиц (род. в 1938 г.), которого ценят во всем мире и который является лауреатом многих премий, в своих картинах, поставленных с ног на голову, демонстрирует убогость человеческой натуры. На первом месте у него стоит не изображение, а деятельность и свобода художника. Маркус Люперц (род. в 1941 г.), в настоящее время директор Академии художеств в Дюссельдорфе, своей "экзальтированной живописью" создает "пьянящее, восторженное ощущение жизни". Люперц - один из отцов новой, "дикой", предметной живописи в западной части Германии, хотя при этом он всегда отмежевывается от дикой жестикуляции и упоения красками. Зигмар Польке (род. в 1941 г.) играет, зачастую иронизируя, со сменой различных пластов картин. Часто в качестве фактуры он использует уже готовые трафареты, придавая им с помощью клишированных знаков собственную значимость.
Содействие развитию искусства и новые СМИ. В настоящее время немногие художники и скульпторы могут прожить только на средства, полученные от продажи своих произведений. Им оказывает помощь государство, разбирающиеся в искусстве предприниматели, предоставляются стипендии. Учрежденный в 1980 г. Фонд искусств помогает признанным художникам в финансировании крупных проектов. "Оазисами искусства" считаются колония художников в Ворпсведе на севере Германии, "Вилла Массимо" и "Вилла Романа" в Италии. Стипендиаты могут работать здесь спокойно, не испытывая финансовых трудностей. Большой бизнес также оказывает содействие искусству. Вот уже более 40 лет, например, Общество культуры при Федеральном союзе германской промышленности помогает художникам и скульпторам, присуждая им различные премии.
Созданный в 1988 году общефедеральный "Фонд культуры Земель" позволяет землям помогать друг другу в приобретении дорогостоящих предметов искусства. Федеральные земли передали этому учреждению, расположенному в Берлине, право на закупку и хранение ценных картин, нотных записей, рукописей, скульптур и мебели.
В творческих целях используются и новые виды СМИ: видео, компьютер и телекоммуникация. Открытый в 1992 г. в Карлсруэ "Центр искусства и технологий СМИ", "Институт новых СМИ" франкфуртской Школы Штеделя и Высшая школа искусств для СМИ в Кельне используют электронные СМИ как средство выражения, дополняющее традиционные формы живописи и скульптуры. Видеоискусство и интерактивная связь между компьютером и зрителем определяют сегодня характер этого нового направления в искусстве.
|
|
| |