| Сервис: |
| |
Архитектура и дизайн
Ретроспектива. В первые 30 лет XX столетия германская архитектура задавала тон. Мощнейшие импульсы исходили от Веймара и Дессау, где в двадцатых годах была разработана теория "Баухауза", а позднее под тем же названием сформировалось одно из направлений в архитектуре. Благодаря таким ведущим теоретикам, как Вальтер Гропиус (1883-1969) и Людвиг Мис ван дер РОЭ (1886-1969) это направление широко распространилось по всему миру. Шедевры, созданные на основе синтеза архитектуры, техники и функционализма, можно встретить сегодня во всех уголках земли.
Германская архитектура долгое время не могла оправиться после 1945 года. Необходимо было быстро восстановить разрушенные города. Миллионы людей нуждались в недорогом жилье. Собственно архитектура уходила при этом часто на второй план. На первый план выдвигался экономически обусловленный, чисто строительный функционализм, при котором оформлению жилья и рабочих помещений не уделялось достаточного внимания. Последствия этого до сих пор еще видны во многих местах.
На западе разделенной Германии еще в 60-х годах раздавались сетования по поводу монотонного облика городов-спутников, безликих промышленных районов, расположенных на окраинах городов, и бездумной застройки городских центров. Пошли разговоры о "неуютности" (Александер Мишерлих) городских центров, пока в 70-х годах политический и социальный приоритет не обрела тенденция, направленная на сохранение старинного архитектурно-градостроительного фонда.
По меньшей мере, аналогичные архитектурные и градостроительные грехи были допущены в то время и на территории бывшей ГДР. Ценный старинный архитектурный фонд, имевшийся преимущественно в городских центрах, был разрушен. Скудные средства, выделенные на жилищное строительство, использовались для создания крупных жилых массивов на городских окраинах, где применялось однообразное панельное домостроение. За некоторым исключением (например, реконструкция Земпер-оперы в Дрездене или постройка нового пятифронтонного дома в Ростоке) у архитекторов было мало возможностей для того, чтобы пробить дорогу современной архитектуре.
Ведущие архитекторы современности. Сегодня в Германии можно увидеть все больше образцов современной, новаторской и в то же время обращенной к нуждам человека архитектуры. Некоторые удачные сооружения по-прежнему обязаны своим рождением стилю и теории "Баухауза". Однако и новые направления в архитектуре привели к созданию примечательных сооружений, например, "высокотехнологичных" зданий, в которых важные функциональные элементы -лифты, эскалаторы, коммуникации, часто выкрашенные в различные цвета - вынесены наружу и потому служат одновременно архитектурной декорацией. Другие виды украшений, например, капители, карнизы, орнаменты в стиле Art deco, призванные, согласно искусству архитектуры, привлекать взор, во многих случаях разрушают постулат о своем чисто функциональном предназначении. Такая архитектура постмодерна - после многолетних дискуссий, разгоревшихся, в частности, вокруг здания. Новой Государственной галереи в Штутгарте (Джеймс Стирлинг, Майкл Уилфорд, 1984 г.) - обрела сегодня всемирное признание.
К группе ведущих германских архитекторов можно, в частности, причислить: - Готфрида Бема, который в 1986 году стал первым немецким лауреатом премии "Pntzker Architecture Prize" - Гюнтера Бениша, по проектам которого были построены не только олимпийские сооружения в Мюнхене, но и пленарный зал заседаний Германского Бундестага в Бонне в 1993 г. - Фрая Отто, проявившего себя в области гибких подвесных конструкций и экологически чистого строительства - Освальда Маттиаса Унгерса, сооружения которого отличаются строгой геометрической формой - Йозефа Пауля Кляйхюса и Хардта-Вальтхерра Хемера, которые, будучи директорами по планированию Международной строительной выставки в Берлине, оказали значительное влияние на дискуссию по поводу новой архитектуры (Кляйхюс) и по поводу того, как обращаться со старинным жилым фондом (Хемер) - Фолькера Штааба, давшего ценные импульсы мюнхенской Пинакотеке современного искусства и современному зданию Музея Георга Шефера в Швайнфурте - Акселя Шультеса, победившего в 1993 г. на берлинском международном архитектурном конкурсе "Излучина Шпре" и отвечающего (вместе с Шарлоттой Франк) за новое здание Ведомства федерального канцлера в Берлине.
Выдающиеся сооружения. В Германии имеются замечательные примеры представительных сооружений. В большинстве случаев, прежде всего, государственные застройщики организуют архитектурные конкурсы, после чего принимают решение в пользу того или иного проекта. Такие конкурсы идей и исполнительского мастерства служат важным инструментом для развития архитектуры в Германии.
Благодаря таким предпосылкам еще 30 лет тому назад были созданы выдающиеся сооружения типа трехплоскостного высотного здания ("Тиссенхаус") в Дюссельдорфе (Хельмут Хентрих и Хуберт Печниг, 1960). Образцом необычного динамичного строительства может служить здание главной администрации автомобильного концерна БМВ в Мюнхене с его броской цилиндрической формой (Карл Шванцер, 1972). То же самое можно сказать и о здании фирмы "Бальзен" в Ганновере с его кубическими конструкциями, как бы вставленными друг в друга (Дитер Бало, Йорн Кенке, Клаус Штосберг, 1974).
Всемирно известны олимпийские сооружения 1972 года в Мюнхене с их шатровой конструкцией (Гюнтер Бениш, Фриц Ауэр, Вольфганг Бюксель, Эрхард Тренкнер, Карло Вебер). Сооружения вписываются в парк, который и после Олимпийских игр сохранил свою ценность как парк культуры и отдыха.
В здании филармонии в Берлине (Ханс Шарун, 1963) зрительские ряды похожи на террасы виноградника, ниспадающие к главной сцене. В корпус Городского театра Мюнстера вписана руина здания эпохи классицизма (Харальд Дайльман, Макс фон Хаузен, Ортвин Раве, Вернер Рунау, 1955). В начале 90-х годов внимание специалистов особенно привлекло новое здание. Городской библиотеки Мюнстера (Вестфалия), выполненное в форме сдвоенного сооружения, одна часть которого напоминает корабль (Джулия Боллес-Уилсон и Петер Уилсон, 1993).
Выдающиеся музейные сооружения создали Ханс Дельгаст (реконструкция Старой пинакотеки в Мюнхене, 1957), Александер фон Бранка (Новая пинакотека в Мюнхене, 1981), Ханс Холляйн (Музей "Абтайберг" в Менхенгладбахе, 1982), Петер Бусман и Готфрид Хаберер (Музей Вальрафа-Рихарца/Музей Людвига в Кельне, 1986). В 80-х годах во Франкфурте-на-Майне возник целый "музейный ландшафт". Германский музей архитектуры (Освальд Маттиас Унгерс, 1984), Музей кино (Хельге Бофингер, 1984), Музей художественных ремесел (Рихард Майер, 1984), Музей древнейшей и древней истории (Йозеф Пауль Кляйхюс, 1989), Еврейский музей (Анте Йосип фон Костелак, 1986), Германский музей почты (Бениш и партнеры, 1990). Привлекательным сооружением в центре Франкфурта на Майне является культурный центр "Ширн" (Дитрих Бангерт, Бернд Янсен, Штефан Шольц и Аксель Шультес, 1985). Великая эпоха музейного строительства была продолжена сооружением трех зданий в Бонне - Федерального художественно-выставочного павильона (Густав Пайхль, 1993), Художественного музея (Аксель Шультес, 1993), Музея истории Федеративной Республики Германия (Ингеборг и Хартмут Рюдигер, 1994) - и строительством нового Выставочного зала искусств в Гамбурге (Освальд Матиас Унгерс, 1997). За проект Еврейского музея в Берлине. Даниель Либескинд получил в 1999 г. Германскую архитектурную премию. Близится к завершению сооружение Лейпцигского музея изобразительных искусств (Хуфнагель, Пютц, Рафаалян), Германского исторического музея в Берлине (Йео Мин Пей), Музея кельнской епархии (Петер Цумтор) и Нового музея Вальрафа-Юихарца в Кельне (Унгерс).
Удачным примером органично вписанного в ландшафт сооружения может считаться клиника "Фильдерклиник" (Бокмюллер, Веллер и партнеры, 1975) в Фильдерштадте близ Штутгарта. Клиника в Ахене (Вебер, Брандт и партнеры, 1988) и университетская клиника в Нюрнберге (Йодике и другие, 1993) являются образцовыми примерами высокотехнологичной архитектуры.
После 1945 года в Германии было построено множество церквей. Из палитры сакральных сооружений выделяется церковь Кайзер-Вильгельм-Гедехтнискирхе в Берлине, которая была разрушена во время второй мировой войны. Эгон Эйерман создал на этом месте комплекс из руин и новой стальной конструкции с крупными витражами (1963). Примечательны также величественная Вальфартскирхе в Невигесе, построенная Готфридом Бемом (1967), церкви Санкт-Бонифациус в Дортмунде (Эмиль Штеффан, 1954), Санкт-Михаэль во Франкфурте-наМайне (Рудольф Шварц, 1954), Санкт-Пиус в Кельне (Иоахим Шюрман, 1961), Кристускирхе в Бохуме (Дитер Эстерлен и Вернер Шуман, 1959) и Ферзенунгскирхе в Дахау (Хельмут Штрифлер, 1969).
С ростом задач, стоящих перед государством и коммунами, возросла потребность в помещениях и в их техническом оснащении у Земельных парламентов и ратуш. Здание ландтага в Дюссельдорфе (Эллер, Майер, Вальтер, 1992), ратуша в Бенсберге (Готфрид Бем, 1964), здание городской администрации в Гермеринге под Мюнхеном (Ауюр и Вебер, 1993), концертный зал и конгресс-центр в Любеке (фон Геркан, Марг и партнеры, 1994) можно назвать выдающимися примерами смелой градостроительной деятельности государственных и коммунальных органов. Это касается не только впечатляющих новостроек на Потсдамер-плац в Берлине (комплекс "Даймлера-Крайслера", созданный под руководством Ренцр Пьяно, или центр "Сони", спроектированный Хельмутом Яном), но и к функциональным сооружениям последнего времени, например, к Центру фотоники в Берлине-Адлерсхофе (Зауэрбрух, Хаттон), "Штадтор" в Дюссельдорфе (Пецинка, Пинк и партнеры), Выставочному залу искусств в Галле (Браун, Келер, Шлокерман), бассейну в Лейпциге-Грюнау (Бениш и партнеры), высотному зданию концерна РВЭ в Эссене (Ингенхофен), Федеральному суду по трудовым спорам в Эрфурте (Вайнмиллер, Гросман). Примером наиболее удачной санации старого фонда считаются "Ди Хеккешен хефе" в Берлине (Фауст, Вайс).
Дизайн. В Германии дизайн имеет давние традиции. В начале XX века оформлением товаров, плакатов и зданий занимался Петер Беренс (1868-1940). В 1907 году был создан Германский союз художественных ремесел и промышленности с целью содействия "облагораживанию труда ремесленников в условиях взаимодействия искусства, промышленности и ремесел". Мировое значение приобрел "Баухауз", созданный в 1919 году Вальтером Гропиусом (1883-1969) и просуществовавший с 1919 по 1933 г. То же самое относится и к ульмской Высшей школе художественного конструирования, основанной в 1953 году Ингой Айхер-Шолль, Отлем Айхером (1922-1991) и Максом Биллем (1908-1994). Идя поначалу по следам "Баухауза", она вскоре стала разрабатывать и собственные концепции и за 15 лет своего существования сумела заложить в области дизайна мировые критерии. Она оказала также большое влияние на многих выдающихся дизайнеров. Отль Айхер, например, разработал дизайн компании "Люфтганза", Второго германского телевидения и Олимпийских игр 1972 года в Мюнхене.
Александер Ноймайстер создал дизайн поезда "Интерсити-экспресс" и поезда на магнитной подушке "Трансрапид". Ханс Гугелот (1920-1965) спроектировал форму гамбургской городской электрички (совместно с Хербертом Линдингером), а также электроакустических приборов и электробритв фирмы "Браун". Фирменный знак "Браун" долгое время - прежде всего за границей - связывали с понятием "немецкий дизайн", сочетавший в себе функциональность, комплексность и технологичность. Дизайн продукции фирмы "Браун" в значительной мере определял Дитер Рамс. Другие германские фирмы также задавали и продолжают задавать тон в промышленном дизайне например, мебельные фирмы "Вилькхан" в Бад-Мюндере и "Витра" в Вайле (на Рейне), фирма по производству пишущих машинок "Лами" и фирма по производству осветительных приборов "Эрко". Среди немецких дизайнеров известны и имена Хартмута Эслингера, Эрика Шникермана и Курта Вайдемана.
В эпоху информационного общества приобретает все большее значение в деле оформления новых СМИ. Наряду с эстетическим измерением в расшифровке сложной информации он выполняет и важную функцию посредника между информационно-техническим прогрессом и общественно-культурным развитием.
Совет по формотворчеству консультирует и информирует промышленность, торговлю, культурные учреждения, а также общественность по вопросам дизайна. Одно из главных направлений его деятельности - презентации немецкого дизайна за рубежом. По поручению Федерального министра экономики и технологий он присуждает раз в год поочередно "Федеральную премию в области промышленного дизайна" или "Федеральную премию спонсоров дизайна". Наряду с этим в Федеральных Землях имеются и другие учреждения, занимающиеся дизайном. Наиболее значительные из них: Международный центр дизайна в Берлине, Центр дизайна в Штутгарте и Центр дизайна Земли Северный Рейн-Вестфалия в Эссене. Исторические и современные образцы дизайна выставлены также в Новом собрании в Мюнхене, Новом музее искусства и дизайна в Нюрнберге, архиве "Баухауза" в Берлине, Музее "Витра дизайн" в Вайле-на-Рейне, а также в Музее искусства и ремесел в Гамбурге. Интересы дизайнеров перед лицом политиков и общественности отстаивает Германская ассоциация дизайнеров, имеющая свою секцию в Германском совете по делам культуры.
|
|
| |