История/ Новейшая история/ Страницы истории/ Германия/ Культура и наука Германии в Новейшее время/ Архитектура и дизайн/
Древний мир
Страницы истории
Карты
Даты и события
Средние века
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новое время
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новейшая история
Парадоксы истории
Страницы истории
Карты
Даты и события
Общие разделы
День в истории
Загадки истории
История истории
Исторические личности
Историки
Археология
Организации
Занимательные
исторические факты

История религий
Рефераты по истории
Новые статьи :
Строительство Азовского флота - В начале 90х годов семнадцатого века перед Россией встала проблема выхода к Черному и Азовскому морям, от которых Россия была отрезана Турцией, укрепившейся в устьях Дона и Днепра и татарами, владевшими Крымом. Через эти моря Петр замышлял начать торговлю с Европой. Весной 1695 года русская армия подробнее..

Военное кораблестроение при Петре I - Сознание необходимости морского флота для России нашло яркого выразителя в лице Петра I, энергия которого, влечение к морскому делу и поставленные политические задачи побудили ускоренным темпом приняться за создание флота. Еще 17-летним юношей он строит флотилию на Переясл подробнее..

Сервис:
Новости
Служба рассылки
Открытки
Исторические личности
Социологические опросы
Лучшие тесты
  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


Архитектура и дизайн





Ретроспектива. В первые 30 лет XX столетия германская архитектура задавала тон. Мощнейшие импульсы исходили от Веймара и Дессау, где в двадцатых годах была разработана теория "Баухауза", а позднее под тем же названием сформировалось одно из направлений в архитектуре. Благодаря таким ведущим теоретикам, как Вальтер Гропиус (1883-1969) и Людвиг Мис ван дер РОЭ (1886-1969) это направление широко распространилось по всему миру. Шедевры, созданные на основе синтеза архитектуры, техники и функционализма, можно встретить сегодня во всех уголках земли.

Германская архитектураГерманская архитектура долгое время не могла оправиться после 1945 года. Необходимо было быстро восстановить разрушенные города. Миллионы людей нуждались в недорогом жилье. Собственно архитектура уходила при этом часто на второй план. На первый план выдвигался экономически обусловленный, чисто строительный функционализм, при котором оформлению жилья и рабочих помещений не уделялось достаточного внимания. Последствия этого до сих пор еще видны во многих местах.

На западе разделенной Германии еще в 60-х годах раздавались сетования по поводу монотонного облика городов-спутников, безликих промышленных районов, расположенных на окраинах городов, и бездумной застройки городских центров. Пошли разговоры о "неуютности" (Александер Мишерлих) городских центров, пока в 70-х годах политический и социальный приоритет не обрела тенденция, направленная на сохранение старинного архитектурно-градостроительного фонда.

По меньшей мере, аналогичные архитектурные и градостроительные грехи были допущены в то время и на территории бывшей ГДР. Ценный старинный архитектурный фонд, имевшийся преимущественно в городских центрах, был разрушен. Скудные средства, выделенные на жилищное строительство, использовались для создания крупных жилых массивов на городских окраинах, где применялось однообразное панельное домостроение. За некоторым исключением (например, реконструкция Земпер-оперы в Дрездене или постройка нового пятифронтонного дома в Ростоке) у архитекторов было мало возможностей для того, чтобы пробить дорогу современной архитектуре.

Ведущие архитекторы современности. Сегодня в Германии можно увидеть все больше образцов современной, новаторской и в то же время обращенной к нуждам человека архитектуры. Некоторые удачные сооружения по-прежнему обязаны своим рождением стилю и теории "Баухауза". Однако и новые направления в архитектуре привели к созданию примечательных сооружений, например, "высокотехнологичных" зданий, в которых важные функциональные элементы -лифты, эскалаторы, коммуникации, часто выкрашенные в различные цвета - вынесены наружу и потому служат одновременно архитектурной декорацией. Другие виды украшений, например, капители, карнизы, орнаменты в стиле Art deco, призванные, согласно искусству архитектуры, привлекать взор, во многих случаях разрушают постулат о своем чисто функциональном предназначении. Такая архитектура постмодерна - после многолетних дискуссий, разгоревшихся, в частности, вокруг здания. Новой Государственной галереи в Штутгарте (Джеймс Стирлинг, Майкл Уилфорд, 1984 г.) - обрела сегодня всемирное признание.

К группе ведущих германских архитекторов можно, в частности, причислить:
- Готфрида Бема, который в 1986 году стал первым немецким лауреатом премии "Pntzker Architecture Prize"
- Гюнтера Бениша, по проектам которого были построены не только олимпийские сооружения в Мюнхене, но и пленарный зал заседаний Германского Бундестага в Бонне в 1993 г.
- Фрая Отто, проявившего себя в области гибких подвесных конструкций и экологически чистого строительства
- Освальда Маттиаса Унгерса, сооружения которого отличаются строгой геометрической формой
- Йозефа Пауля Кляйхюса и Хардта-Вальтхерра Хемера, которые, будучи директорами по планированию Международной строительной выставки в Берлине, оказали значительное влияние на дискуссию по поводу новой архитектуры (Кляйхюс) и по поводу того, как обращаться со старинным жилым фондом (Хемер)
- Фолькера Штааба, давшего ценные импульсы мюнхенской Пинакотеке современного искусства и современному зданию Музея Георга Шефера в Швайнфурте
- Акселя Шультеса, победившего в 1993 г. на берлинском международном архитектурном конкурсе "Излучина Шпре" и отвечающего (вместе с Шарлоттой Франк) за новое здание Ведомства федерального канцлера в Берлине.

Выдающиеся сооружения. В Германии имеются замечательные примеры представительных сооружений. В большинстве случаев, прежде всего, государственные застройщики организуют архитектурные конкурсы, после чего принимают решение в пользу того или иного проекта. Такие конкурсы идей и исполнительского мастерства служат важным инструментом для развития архитектуры в Германии.

Благодаря таким предпосылкам еще 30 лет тому назад были созданы выдающиеся сооружения типа трехплоскостного высотного здания ("Тиссенхаус") в Дюссельдорфе (Хельмут Хентрих и Хуберт Печниг, 1960). Образцом необычного динамичного строительства может служить здание главной администрации автомобильного концерна БМВ в Мюнхене с его броской цилиндрической формой (Карл Шванцер, 1972). То же самое можно сказать и о здании фирмы "Бальзен" в Ганновере с его кубическими конструкциями, как бы вставленными друг в друга (Дитер Бало, Йорн Кенке, Клаус Штосберг, 1974).

Всемирно известны олимпийские сооружения 1972 года в Мюнхене с их шатровой конструкцией (Гюнтер Бениш, Фриц Ауэр, Вольфганг Бюксель, Эрхард Тренкнер, Карло Вебер). Сооружения вписываются в парк, который и после Олимпийских игр сохранил свою ценность как парк культуры и отдыха.

В здании филармонии в Берлине (Ханс Шарун, 1963) зрительские ряды похожи на террасы виноградника, ниспадающие к главной сцене. В корпус Городского театра Мюнстера вписана руина здания эпохи классицизма (Харальд Дайльман, Макс фон Хаузен, Ортвин Раве, Вернер Рунау, 1955). В начале 90-х годов внимание специалистов особенно привлекло новое здание. Городской библиотеки Мюнстера (Вестфалия), выполненное в форме сдвоенного сооружения, одна часть которого напоминает корабль (Джулия Боллес-Уилсон и Петер Уилсон, 1993).

Выдающиеся музейные сооружения создали Ханс Дельгаст (реконструкция Старой пинакотеки в Мюнхене, 1957), Александер фон Бранка (Новая пинакотека в Мюнхене, 1981), Ханс Холляйн (Музей "Абтайберг" в Менхенгладбахе, 1982), Петер Бусман и Готфрид Хаберер (Музей Вальрафа-Рихарца/Музей Людвига в Кельне, 1986). В 80-х годах во Франкфурте-на-Майне возник целый "музейный ландшафт". Германский музей архитектуры (Освальд Маттиас Унгерс, 1984), Музей кино (Хельге Бофингер, 1984), Музей художественных ремесел (Рихард Майер, 1984), Музей древнейшей и древней истории (Йозеф Пауль Кляйхюс, 1989), Еврейский музей (Анте Йосип фон Костелак, 1986), Германский музей почты (Бениш и партнеры, 1990). Привлекательным сооружением в центре Франкфурта на Майне является культурный центр "Ширн" (Дитрих Бангерт, Бернд Янсен, Штефан Шольц и Аксель Шультес, 1985). Великая эпоха музейного строительства была продолжена сооружением трех зданий в Бонне - Федерального художественно-выставочного павильона (Густав Пайхль, 1993), Художественного музея (Аксель Шультес, 1993), Музея истории Федеративной Республики Германия (Ингеборг и Хартмут Рюдигер, 1994) - и строительством нового Выставочного зала искусств в Гамбурге (Освальд Матиас Унгерс, 1997). За проект Еврейского музея в Берлине. Даниель Либескинд получил в 1999 г. Германскую архитектурную премию. Близится к завершению сооружение Лейпцигского музея изобразительных искусств (Хуфнагель, Пютц, Рафаалян), Германского исторического музея в Берлине (Йео Мин Пей), Музея кельнской епархии (Петер Цумтор) и Нового музея Вальрафа-Юихарца в Кельне (Унгерс).

Удачным примером органично вписанного в ландшафт сооружения может считаться клиника "Фильдерклиник" (Бокмюллер, Веллер и партнеры, 1975) в Фильдерштадте близ Штутгарта. Клиника в Ахене (Вебер, Брандт и партнеры, 1988) и университетская клиника в Нюрнберге (Йодике и другие, 1993) являются образцовыми примерами высокотехнологичной архитектуры.

После 1945 года в Германии было построено множество церквей. Из палитры сакральных сооружений выделяется церковь Кайзер-Вильгельм-Гедехтнискирхе в Берлине, которая была разрушена во время второй мировой войны. Эгон Эйерман создал на этом месте комплекс из руин и новой стальной конструкции с крупными витражами (1963). Примечательны также величественная Вальфартскирхе в Невигесе, построенная Готфридом Бемом (1967), церкви Санкт-Бонифациус в Дортмунде (Эмиль Штеффан, 1954), Санкт-Михаэль во Франкфурте-наМайне (Рудольф Шварц, 1954), Санкт-Пиус в Кельне (Иоахим Шюрман, 1961), Кристускирхе в Бохуме (Дитер Эстерлен и Вернер Шуман, 1959) и Ферзенунгскирхе в Дахау (Хельмут Штрифлер, 1969).

С ростом задач, стоящих перед государством и коммунами, возросла потребность в помещениях и в их техническом оснащении у Земельных парламентов и ратуш. Здание ландтага в Дюссельдорфе (Эллер, Майер, Вальтер, 1992), ратуша в Бенсберге (Готфрид Бем, 1964), здание городской администрации в Гермеринге под Мюнхеном (Ауюр и Вебер, 1993), концертный зал и конгресс-центр в Любеке (фон Геркан, Марг и партнеры, 1994) можно назвать выдающимися примерами смелой градостроительной деятельности государственных и коммунальных органов. Это касается не только впечатляющих новостроек на Потсдамер-плац в Берлине (комплекс "Даймлера-Крайслера", созданный под руководством Ренцр Пьяно, или центр "Сони", спроектированный Хельмутом Яном), но и к функциональным сооружениям последнего времени, например, к Центру фотоники в Берлине-Адлерсхофе (Зауэрбрух, Хаттон), "Штадтор" в Дюссельдорфе (Пецинка, Пинк и партнеры), Выставочному залу искусств в Галле (Браун, Келер, Шлокерман), бассейну в Лейпциге-Грюнау (Бениш и партнеры), высотному зданию концерна РВЭ в Эссене (Ингенхофен), Федеральному суду по трудовым спорам в Эрфурте (Вайнмиллер, Гросман). Примером наиболее удачной санации старого фонда считаются "Ди Хеккешен хефе" в Берлине (Фауст, Вайс).

Дизайн. В Германии дизайн имеет давние традиции. В начале XX века оформлением товаров, плакатов и зданий занимался Петер Беренс (1868-1940). В 1907 году был создан Германский союз художественных ремесел и промышленности с целью содействия "облагораживанию труда ремесленников в условиях взаимодействия искусства, промышленности и ремесел". Мировое значение приобрел "Баухауз", созданный в 1919 году Вальтером Гропиусом (1883-1969) и просуществовавший с 1919 по 1933 г. То же самое относится и к ульмской Высшей школе художественного конструирования, основанной в 1953 году Ингой Айхер-Шолль, Отлем Айхером (1922-1991) и Максом Биллем (1908-1994). Идя поначалу по следам "Баухауза", она вскоре стала разрабатывать и собственные концепции и за 15 лет своего существования сумела заложить в области дизайна мировые критерии. Она оказала также большое влияние на многих выдающихся дизайнеров. Отль Айхер, например, разработал дизайн компании "Люфтганза", Второго германского телевидения и Олимпийских игр 1972 года в Мюнхене.

Александер Ноймайстер создал дизайн поезда "Интерсити-экспресс" и поезда на магнитной подушке "Трансрапид". Ханс Гугелот (1920-1965) спроектировал форму гамбургской городской электрички (совместно с Хербертом Линдингером), а также электроакустических приборов и электробритв фирмы "Браун". Фирменный знак "Браун" долгое время - прежде всего за границей - связывали с понятием "немецкий дизайн", сочетавший в себе функциональность, комплексность и технологичность. Дизайн продукции фирмы "Браун" в значительной мере определял Дитер Рамс. Другие германские фирмы также задавали и продолжают задавать тон в промышленном дизайне например, мебельные фирмы "Вилькхан" в Бад-Мюндере и "Витра" в Вайле (на Рейне), фирма по производству пишущих машинок "Лами" и фирма по производству осветительных приборов "Эрко". Среди немецких дизайнеров известны и имена Хартмута Эслингера, Эрика Шникермана и Курта Вайдемана.

В эпоху информационного общества приобретает все большее значение в деле оформления новых СМИ. Наряду с эстетическим измерением в расшифровке сложной информации он выполняет и важную функцию посредника между информационно-техническим прогрессом и общественно-культурным развитием.

Совет по формотворчеству консультирует и информирует промышленность, торговлю, культурные учреждения, а также общественность по вопросам дизайна. Одно из главных направлений его деятельности - презентации немецкого дизайна за рубежом. По поручению Федерального министра экономики и технологий он присуждает раз в год поочередно "Федеральную премию в области промышленного дизайна" или "Федеральную премию спонсоров дизайна". Наряду с этим в Федеральных Землях имеются и другие учреждения, занимающиеся дизайном. Наиболее значительные из них: Международный центр дизайна в Берлине, Центр дизайна в Штутгарте и Центр дизайна Земли Северный Рейн-Вестфалия в Эссене. Исторические и современные образцы дизайна выставлены также в Новом собрании в Мюнхене, Новом музее искусства и дизайна в Нюрнберге, архиве "Баухауза" в Берлине, Музее "Витра дизайн" в Вайле-на-Рейне, а также в Музее искусства и ремесел в Гамбурге. Интересы дизайнеров перед лицом политиков и общественности отстаивает Германская ассоциация дизайнеров, имеющая свою секцию в Германском совете по делам культуры.


 Copyright RIN 2003 -
  Обратная связь