История/ Древний мир/ Страницы истории/ Месопотамия/ Культура и наука Древней Месопотамии/ Архитектура Месопотамии/
Древний мир
Страницы истории
Карты
Даты и события
Средние века
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новое время
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новейшая история
Парадоксы истории
Страницы истории
Карты
Даты и события
Общие разделы
День в истории
Загадки истории
История истории
Исторические личности
Историки
Археология
Организации
Занимательные
исторические факты

История религий
Рефераты по истории
Новые статьи :
Сергей Платонов (1860), русский историк - ПЛАТОНОВ Сергей Федорович (1860-1933), российский историк, академик АН (1925; академик РАН с 1920). Председатель Археографической комиссии (1918-29). Труды "Очерки по истории смуты в Московском государстве XV XVII вв.", курс лекций по русской истории, издание русской публицистики кон. 16 нач. подробнее..

Поль Брока (1824), французский хирург, основоположник физической антропологии - БРОКА Поль (1824-80), французский анатом и антрополог. Основал Антропологическое общество в Париже (1859). Открыл двигательный центр речи (центр Брока) в головном мозге (1863). Труды по методике антропологии, о современном и древнем населении Франции, сравнительной анатомии приматов. подробнее..

Сервис:
Новости
Служба рассылки
Открытки
Исторические личности
Социологические опросы
Лучшие тесты
  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


Архитектура Месопотамии





Город в Месопотамии. РеконструкцияОбратимся к слову "допотопный". Оно звучит для нас как единое целое: допотопный - значит очень древний.

До-потоп-ный - это тот, который был до потопа, то есть до наводнения. О каком же потопе идёт речь? Жители Месопотамии жили между двух полноводных рек. Эти реки орошали их поля, но при очень бурном и внезапном разливе могли снести хижины, разрушить каналы и плотины. В отдалённые времена сложилась легенда, что некогда боги наслали на людей страшный потоп, от которого спасся только один человек по имени Ут-Напиштим. По совету бога Эа, он построил корабль, взял с собой семью и различных животных, а когда воды схлынули, вышел из корабля, выпустил животных и, тем самым, продолжил на земле жизнь. Впоследствии эту легенду заимствовали евреи и включили её в свое Писание. В их изложении она стала известна всему миру.

Из того же источника попало в нашу речь и слово "столпотворение". Если приглядеться к нему внимательней, можно увидеть, что означало оно не тесноту и не толкучку, а строительство какого-то столба. Столп - о - творение. Так какие же столбы или столпы строили в древнем Вавилоне?

Строили там не столбы, а так называемые зиккураты, то есть храмы-обсерватории в виде ступенчатых пирамид. Каждый такой храм состоял из трёх или семи этажей. На кочевников, живших в шатрах, такие постройки производили неизгладимое впечатление. Им казалось, что надменные горожане в своей гордыне бросили вызов богам, решив построить башню до неба. К тому же в Вавилоне, который был культурным центром всей Передней Азии, можно было встретить представителей различных народов, говорящих на языках, которые часто не имели ничего общего с языком Вавилона. Так родилась легенда о вавилонской башне или столпе. Вавилоняне, возгордились, и решили добраться до неба, а Бог их за это наказал - "смешал их языки".

Что же ещё оставили нам в наследство древние культуры Египта и Месопотамии? Очень много. Ну хотя бы обычай мумифицировать трупы. Как тут не вспомнить мощи христианских святых или бальзамирование тела вождя в недавней советской истории! Так что внешним видом Мавзолея мы обязаны вавилонским зиккуратам, а искусству бальзамирования - древнему Египту.

Само название "мавзолей" происходит от имени царя Мавзола, которому была воздвигнута великолепная гробница. И в Египте, и в Месопотамии каждый год люди отмечали праздник воскресения своих богов, а вместе с ним и возрождения растительности после зимней смерти. В самом деле, зерно хоронят, зарывают в землю, как покойника, но оно возрождается в виде зелёного ростка, который тянется к свету, крепнет, образует колос и даёт новое зерно. Жизнь бессмертна, несмотря на её временную кажущуюся смерть.

Много веков спустя эту идею воспел замечательный шотландский поэт Роберт Бернс в стихотворении "Джон Ячменное Зерно".

Трёх королей разгневал он,
И было решено,
Что навсегда погибнет Джон
Ячменное Зерно!
Велели выкопать сохой
Могилу короли,
Чтоб славный Джон,
Боец лихой,
Не вышел из земли.
Травой покрылся горный склон,
В ручьях воды полно,
А из земли выходит Джон
Ячменное Зерно!


Древние же люди олицетворяли это явление в образах умирающих и воскресающих богов: уже известного нам египетского Осириса и вавилонского Таммуза. Эти праздники разошлись по всем странам Средиземноморья и, конечно, повлияли на христианство.

Христианство во многом связано, во многом совпадает с древними религиями. Есть определенные устойчивые понятия, устойчивые представления, которые могут быть общими для несоприкасавшихся друг с другом народов. Таким, например, было и остается отношение к женщине.

Поклонение женщине, поклонение матери объединяет культуры, верования и религии всех народов земли с древности до современности. Здесь вряд ли можно говорить исключительно о влияниях одной культуры на другую, здесь просто выражение самой глубинной мысли о том, что женщина продолжательница рода, без нее не могло бы быть самой человеческой истории. И не нужно думать, что на место Исиды пришла в христианстве Дева Мария. Это то же поклонение, что и в древности женскому началу. На Руси всегда особенно почитали и почитают Деву Марию.
 Copyright RIN 2003 -
  Обратная связь