Современная авиация
FS-X Многоцелевой истребитель Основным назначением многоцелевого истребителя F-2 является непосредственная авиационная поддержка сухопутных войск, участие в воздушных операциях класса "воздух-корабль" с использованием созданной фирмой Mitsubishi противокорабельной ракеты типа "80" (стартовый вес 610 кг, вес фугасной боевой части 200 кг, дальность стрельбы 45 км), а также перехват воздушных целей при использовании самолета в качестве истребителя-перехватчика и оснащении его ракетами класса "воздух-воздух". В качестве прототипа при создании самолета был выбран американский истребитель F-16С. Его конструкция была доработана в связи с потребностями японских военных и возможностями японской самолетостроительной промышленности. Прототип созданный фирмой Mitsubishi Heavy Industries по программе FS-X (Fighter Support Experimental) совершил полет 7 октября 1995 года.
Силовая установка состоит из турбореактивного двухконтурного двигателя F110-GE-129 американской фирмы General Electric. На форсажном режиме этот двигатель развивает тягу 13200 кгс. Бортовое радиоэлектронное оборудование самолета разработано в основном японскими фирмами. Его основу составляют РЛС с активной фразированной антенной решеткой, цифровая ЭВМ управления полетом самолета (по ее командам в том или ином сочетании отклоняются руль направления, горизонтальный стабилизатор, предкрылки, элероны и закрылки, что кроме обычного полета позволяет самолету совершать и нестандартные маневры), комплексная система радиоэлектронной борьбы, система обнаружения воздушных целей и слежения за ними. Для вооружения трех эскадр до 2000 года планируется выпустить 130 самолетов этого типа. Самолет поступил на вооружение в 1999 году.
Модификации самолета: F-2А - основная модификация самолета. F-2В - двухместная модификация.
Тактико-технические характеристики:
Год принятия на вооружение | 1999
| Размах крыла, м
| 11,13 | Длина самолета, м | 15,52
| Высота самолета,м
| 4,96
| Площадь крыла, м2 | 34,84
| Масса, кг - пустого самолета - максимальная взлетная
| - 9527 - 22100 | Топливо - внутреннее, кг - ПТБ, л
| - 3842 - 5680 (3 х 1135 или 3 х 2270)
| Двигатель
| 1 ТРД General Electric F110-GE-129
| Максимальная тяга, кН
| 1 х 131.7
| Максимальная скорость, км/ч - на высоте - у земли - боевая скорость | - М=2 - М=1 - 555
| Боевой радиус действия, км
| 830 | Максимальная эксплуатационная перегрузка
| 9 | Экипаж, чел
| 1 | Вооружение: | 1 20-мм пушка M61A1 Vulcan (боекомплект 250 патронов) Боевая нагрузка - 8050 кг на 11 узлах подвески 2 - 6 УР воздух-воздух AIM-7F/M Sparrow, 2 - 4 УР AIM-9 Sidewinder или AAM-3, 2 - 4 ПКРx ASM-1 или ASM-2 или Type "80", 12 бомб Mk.82, 12 бомб с ИК наведением GCS-1, 2 450-кг или 1 900 кг бомбы |
T-4 Учебно-боевой самолет Самолет разрабатывался фирмой Kawasaki с 1981 года. Он предназначен для замены в японских ВВС устаревших учебно-тренировочных самолетов Т-1 и Т-33. При разработке самолета с самого начала предусматривалась возможность использования его в качестве легкого штурмовика для непосредственной поддержки сухопутных войск. Испытания первых опытных образцов самолета, имевших обозначение ХТ-4, были начаты в 1985 году, до 1987 года планировалось выпустить для японских ВВС первые 49 из запланированных 200 самолетов Т-4.
Самолет является высокопланом с крылом небольшой стреловидности. Он имеет однокилевое хвостовое оперение и трехстоечное шасси с передней стойкой, в полете все стойки убираются в фюзеляж. Двухместная кабина с катапультируемыми креслами американского производства Stence SIIIS-3 находится в передней части фюзеляжа. Кресла располагаются по схеме "тандем", заднее кресло инструктора несколько приподнято относительно кресла летчика, так что инструктор имеет обзор вперед вниз от горизонта до 15 Кабина герметизирована и имеет систему кондиционирование воздуха и наддува кабины, так как самолет предназначен для выполнения полетов на высотах более 6000 м. Это особенно важно для инструкторов, нагрузка которых составляет четыре и более вылетов в день. Воздухозаборники двух турбовентиляторных двигателей силовой установки располагаются по обеим сторонам фюзеляжа. На самолете устанавливаются двигатели XF3-IHI-30 с тягой по 1670 кгс, производимые японской фирмой Ишикавайима-Харима. Выбор двухдвигательного варианта силовой установки продиктован прежде всего стремлением обеспечить безопасность полета и при выходе из строя одного из двигателей. В конструкции самолета широко используются композиционные материалы и легкие сплавы. Радиоэлектронное оборудование позволяет выполнять полеты по приборам, в том числе выдерживать пространственное положение при полетах в облачности и в зонах с управлением воздушным движением.
Самолет не имеет встроенного вооружения, однако наличие на нем пяти узлов подвески позволяет размещать на нем различное подвесное вооружение и использовать его для обучения применению оружия и для выполнения задач по непосредственной поддержке сухопутных войск. На трех узлах могут быть подвешены дополнительные топливные баки.
Тактико-технические характеристики:
Год принятия на вооружение | 1988 | Размах крыла, м | 9.94 | Длина самолета,м | 13.00 | Высота самолета,м | 4.60 | Площадь крыла,м2 | 21.00 | Масса, кг - пустого самолета - нормальная взлетная - максимальная взлетная | - 3700 - 5500 - 7500
| Топливо, л - внутренние топливо - ПТБ
| - 2241 - 4 х 450 | Тип двигателя
| 2 Ishikawajima-Harima F3-IHI-30 | Тяга нефорсированная, кН | 16.32 | Максимальная скорость, км/ч - на высоте 11000 м - у земли | - 956 - 1038 | Практическая дальность, км
| Практическая дальность, км
| Боевой радиус действия, км
| 1297 | Максимальная скороподъемность, м/мин | 3048 | Практический потолок, м | 15240 | Максимальная эксплуатационная перегрузка | 7.33 | Экипаж, чел
| 2 | Вооружение: | Боевая нагрузка - 2000 кг на 5 узлах подвески 2 УР "воздух-воздух", УР "воздух-земля", 1 ПКР, Различные бомбы 250..50 кг, ПУ 70-мм НУР, коньейнеры с 20-мм пушкой. |
EC-1 Самолет радиотехнической разведки ЕС-1 - самолет радиотехнической разведки, разработанный японской фирмой Kawasaki на базе многоцелевого транспортного самолета С-1. На самолетах установлена система радиоэлектронного перехвата AN/ARM-163 (V)TRDI, система Mitsubishi Electrics ALQ-5, и станция индивидуальной защиты AN/ALQ-126, осуществляющая постановку ответно-импульсных помех и срыв автосопровождения цели. Первые самолеты были поставлены в ВВС Сил самообороны Японии в 1987 году.
Тактико-технические характеристики:
Год принятия на вооружение | 1987 | Размах крыла, м | 30.58 | Длина самолета,м
| 29.00 | Высота самолета,м | 9.99 | Площадь крыла,м2 | 120.50 | Масса, кг - пустого самолета - максимальная взлетная
| - 23704 - 38607 | Тип двигателя | 2 ТВД Pratt & Whitney JT80D-M-9A | Тяга, кН | 2 х 64.50
| Максимальная скорость, км/ч | 814 | Крейсерская скорость, км/ч | 678 | Практическая дальность, км | 2103 | Дальность действия, км | 830 | Практический потолок, м | 12200 | Экипаж, чел | 2 |
|
|