| Сервис: |
| |
Внутриполитический кризис и экономическое развитие страны
К концу 1920 г. большевистское правительство уже не могло удержаться только обещаниями счастливого будущего. Многомиллионное крестьянство не желало дальше мириться с жесткой экономической политикой режима "военного коммунизма". Сначала большевики не собирались отступать от своих принципов, считая "военный коммунизм" быстрым и надежным путем достижения "коммунистического производства и распределения".
Однако развернувшиеся драматические события заставили большевиков проявить определенную гибкость, чтобы удержать власть.
В разных концах страны вспыхивают антиправительственные восстания крестьян. Первыми выступили крестьяне Тамбовской губернии. На Тамбовщине разразилась засуха, планы же продразверстки не учитывали это обстоятельство. Несмотря на то что в отряды А. С. Антонова (член партии эсеров, бывший начальник милиции Кирсановского уезда Тамбовской губернии) ушло почти все взрослое мужское население деревни, мятеж был объявлен кулацким и жестоко подавлен. Войска М. Н. Тухачевского, М. В. Фрунзе, С. М. Буденного, И. Э. Якира, И. П. Уборевича были брошены на подавление этого и других крестьянских выступлений в Поволжье, на Дону, Кубани, Урале, в Белоруссии, Сибири, Средней Азии.
Недовольство перебросилось и в армию, где служили те же крестьяне, переодетые в солдатские и матросские шинели. Первым 28 февраля 1921 г. выступил гарнизон крепости Кронштадт. "Мятежники" требовали перевыборов Советов, передачи власти Советам, а не партиям ("Советы без коммунистов"), отмены продразверстки, свободы торговли, слова и печати. Против "мятежников" были брошены войска. Руководили операцией С. С. Каменев и М. Н. Тухачевский. 18 марта Кронштадт прекратил сопротивление.
Волна массовых забастовок и демонстраций рабочих нарастала в городах.
Понимая, что решение вопроса о власти зависит от многомиллионного крестьянства, В. И. Ленин писал: "Только соглашение с крестьянством может спасти социалистическую революцию в России..." В то же время он предлагал ужесточить политический режим и ликвидировать оставшиеся оппозиционные силы.
В марте 1921 г. X съезд партии предложил заменить продразверстку продовольственным налогом, размер которого был в два раза меньше продразверстки и взимался дифференцированно - основная тяжесть ложилась на зажиточное крестьянство. Остатки продукции можно было реализовать на рынке по свободным ценам. Это решение послужило началом перехода к новой экономической политики (нэпу).
По новому земельному кодексу (1922) крестьяне получали право покидать общину и выбирать любые формы землепользования, разрешались аренда (очень ограниченная) земли и применение наемного труда. Развивались кооперативы различных типов: промысловые, кредитные, потребительские и т. д. Горожане также могли открывать промышленные и торговые предприятия. Уже к середине 20-х годов крестьяне-единоличники давали более 98% всей сельскохозяйственной продукции. В торговле частные предприниматели контролировали почти 53% товарооборота, почти 20% промышленных предприятий были капиталистическими.
Была ослаблена чрезмерная централизация управления народным хозяйством. Объединения государственных предприятий (тресты) могли самостоятельно решать вопросы приобретения сырья и сбыта товара.
Стала иной и оплата труда: уравниловку времен "военного коммунизма" сменила зарплата, зависящая от квалификации работника и количества выработанной им продукции. Все эти меры были выражением новой экономической политики (нэпа). Они носили противоречивый характер. С одной стороны, товарно-денежные отношения, законы рынка, с другой - сохранение в руках государства наиболее важных отраслей: крупной и средней промышленности, внешней торговли, транспорта, финансовой системы. Наряду с социалистическим укладом сосуществовали и другие (капиталистический, мелкотоварный, патриархальный). Но правительство стремилось административными методами вытеснить все уклады, кроме социалистического.
В системе народного хозяйства все больший уклон делался в пользу тяжелой промышленности. Ее развитие шло за счет сельского хозяйства: выросли налоги с сельхозпроизводителей, на сельскохозяйственную продукцию цены упали, а на промышленную непомерно поднялись. В 1923 г. в стране разразился кризис, вызванный неспособностью переживших засуху и голод 1921-1922 гг. крестьян покупать промышленные товары. В ряде районов снова вспыхнули крестьянские волнения. Подавив недовольство, правительство смягчило ценовую политику, расширило права на аренду земли и на применение наемного труда.
Политика правительства выражала интересы прежде всего бедняков. Это также заключало противоречие нэпа: поддерживая экономически немощные бедняцкие хозяйства, власть притесняла крупные кулацкие хозяйства. В результате производство сельхозпродукции сократилось, крестьяне уходили в батраки или в города, где пополняли отряды безработных.
Во внутрипартийной борьбе все больше побеждала идея приоритета тяжелой промышленности, жесткого административного контроля, централизованного распределения.
Решения XIV съезда (1925), взявшего курс на индустриализацию страны, положили начало ликвидации нэпа. Страна вступала в период "затягивания поясов".
|
|
| |