История/ Средние века/ Страницы истории/ Византия/ Культура и наука Византии в Средние века/ Иконопись в Византии/
Древний мир
Страницы истории
Карты
Даты и события
Средние века
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новое время
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новейшая история
Парадоксы истории
Страницы истории
Карты
Даты и события
Общие разделы
День в истории
Загадки истории
История истории
Исторические личности
Историки
Археология
Организации
Занимательные
исторические факты

История религий
Рефераты по истории
Новые статьи :
Развитие политической системы (1991-1996) - Важной задачей в области внутренней политики в 1991-1992 гг. являлось оформление российской государственности. В высшем эшелоне политическая структура была представлена тремя ветвями власти: законодательной (Съезд народных депутатов и избираемый им Верховный Совет), исполнительной (Президент и на подробнее..

Россия в условиях перехода к рынку - Стабилизация экономической ситуации при одновременной приватизации государственной собственности в промышленной, торговой сферах, а также в сфере услуг стали одной из приоритетных задач внутренней политики руководства России. Правительство Е. Т. Гайдара, сформированное преимущественно из молодых подробнее..

Сервис:
Новости
Служба рассылки
Открытки
Исторические личности
Социологические опросы
Лучшие тесты
  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


Иконопись в Византии





Византия - родина иконописи. Корни изобразительных приемов иконописи, с одной стороны, - в книжной миниатюре, от которой заимствовано тонкое письмо, воздушность, утонченность палитры. С другой - в фаюмском портрете, от которого иконописные образы унаследовали огромные глаза, печать скорбной отрешенности на лицах, золотой фон. Фаюмский портрет - часть погребального восточного культа. Изображаемый как бы пребывал в потустороннем мире. Такие портреты выполнялись в технике энкаустики восковыми красками, вжигаемыми в фон, что придавало портрету телесную теплоту.

Задачи иконописи - воплощение божества в телесном образе. Само слово "икона" означает по-гречески "образ", "изображение". Она должна была напоминать о том образе, который вспыхивает в сознании молящегося. Это "мост" между человеком и божественным миром, священный предмет. Христианским иконописцам удалось выполнить сложную задачу: передать живописными, материальными средствами нематериальное, духовное, бесплотное. Поэтому для иконописных изображений характерна предельная дематериализация фигур, сведенных к двумерным теням на гладкой поверхности доски, золотой фон, мистическая среда, не плоскость и не пространство, а нечто зыбкое, мерцающее в свете лампад. Золотой цвет воспринимался как божественный не только, глазом, но и разумом. Верующие называют его "фаворским", ибо, согласно библейской легенде, преображение Христа произошло на горе Фавор, где его образ предстал в ослепляющем золотом сиянии. В то же время Христос, Дева Мария, апостолы, святые были реалько жившими людьми, имевшими земные черты.

Для передачи духовности, божественности земных образов в христианском искусстве сложился особый, строго определенный тип изображения того или иного сюжета называемый иконографическим каноном. Каноничность, как и ряд других характеристик византийской культуры, была теснейшим образом связана с системой миропонимания византийцев. Лежащие в ее основе идея образа, знака сущности и принцип иерархичности требовали постоянного созерцательного углубления в одни и те же феномены (образы, знаки, тексты и т п.). что привело к организации культуры по стереотипному принципу, Канон изобразительного искусства наиболее полно отражает эстетическую сущность византийской культуры. Иконографический канон, в широком смысле включавший в себя хамов пропорций и цветовой канон, выполнял рад важнейших функций. Прежде всего он нес информацию утилитарного, историко-повествовательного плана, т.е. брал на себя всю нагрузку описательного религиозного текста. Иконографическая схема в этом плане практически была тождественна буквальному значению текста. Канон был зафиксирован и в специальных описаниях внешнего вида святого, физиогномические указания Должны были выполняться неукоснительно.

Существует христианская символика цвета, основы которой разработал византийский писатель Дионисий Ареопагит в IV в. Согласно ей, вишневый цвет, объединяющий красный и фиолетовый, начало и конец спектра" означает самого Христа, который есть начало и конец всего сущего. Голубой - цвет неба, чистоты. Красный - божественный огонь, цвет крови Христа, в Византии это - цвет царственности. Зеленый - цвет юности, свежести, обновления. Желтый тождественен золотому двету. Белый - обозначение Бога, подобен Свету и сочетает все цвета радуги. Черный - это сокровенные тайны Бога. Христос неизненно изображается в вишневом хитоне и голубом плаще - гиматии, а Богоматерь - в темно-синем хитоне и вишневом покрывале - мафории. К канонам изображемия относится и обратная перспектива, имеющая точки схода не позади, внутри изображения, а в глазу человека, т. е. перед изображением. Каждый предмет, таким образом, при удалении расширяется, как бы "разворачивается" на зрителя. Изображение "движется" к человеку, а не от него. Иконопись максимально информативна, она воспроизводит целостный мир.

Архитектурная структуре иконы и технология иконописи складывалась в русле представлений о ее назначении: нести священный образ. Иконы писали и пишут на досках, чаще всего кипарисовых. Несколько досок скрепляют шпонками. Сверху доски покрывают левкасом - грунтом, изготовленным на рыбьем клею. Левкас полируют до гладкости, а затем наносят изображение: сначала рисунок, а потом живописный слой. В иконе различают поля, средник - центральное изображение и ковчег - узкую полоску по периметру иконы. Иконографические образы, разработанные в Византии, тоже строго соответствуют канону.

В первые три века христианства были распространены символические и аллегорические изображения. Христа изображали в виде агнца, якоря, корабля, рыбы, виноградной лозы, доброго пастыря. Только в IV-VI вв. стала складываться иллюстративно-символическая иконография, ставшая структурной основой всего восточнохристнанского искусства,

Иконография Христа

В иконографии Христос называется Спасом. Первым по времени и значимости изображением является "Спас Нерукотворный" - икона-убрус, имеющая квадратную или прямоугольную форму, на белом или золотом фоне. По преданию, это отпечаток лица Христа на полотенце. Йа втором месте по значимости и выразительности находится изображение "Спас в силах", представляющее Сидящего на едва намеченном престоле Христа в ярких красных или охряных с золотом одеждах. Фигура Христа вписана в алый ромб, который вписан в синий овал. Овал вписан в алый квадрат с расходящимися от него золотыми лучами. От Спаса тоже идут золотые лучи. Сюжет "Спас на престоле" представляет собой упрощенный предыдущий, но без геометрических фигур. Такая икона висела когда-то на Спасской башне Московского Кремля. Существуют еще сюжеты "Спас огрудный", "Спас оплечный", "Спас оглавный", "Спас поясной", "Спас Еммануил" (изображение Христа в юном возрасте, без бороды и усов). Помимо этого известно много иконописных изображений Христа в различных обстоятельствах своего бытия.

Иконография Богоматери

Изображение Богоматери почитаемо во всем христианском мире. Существует несколько основных типов композиции:

Богоматерь Оранта (молящаяся). Это изображение в рост, с разведенными в стороны и воздетыми в молитве руками.

Богоматерь "Великая Панагия" - "Всесвятая" - изображение Марии, на груди у которой в складках мафория изображен Спас Еммануил.

Богоматерь "Умиление" ("Елеуса"), милующая Богоматерь - поясное изображение Марии, держащий на руках младенца Иисуса, припавшего к ее щеке.

Богоматерь "Одигитрия" - поясное изображение Богоматери с младенцем, прямо смотрящий перед собой.

"Покров Божьей Матери" - изображение Богородицы с покровом (покрывалом), который она распростирает надо всеми.

Существуют еще много сложных иконографических сюжетов Богоматери, наиболее известные из которых - "Всех скорбящих радости", "Нечаянные радости", "Неупиваемая чаша" и др.

Иконография святых, ангелов, евангелистов, пророков, апостолов, "праздничные" сюжеты (главных христианских праздников) складывалась после V в. При этом художественная практика была тесно связана с философско-религиозной атмосферой. В целом в иконографическом каноне византийского искусства на протяжении его исторического развития закреплялись основные элементы, структурные закономерности и своеобразные приемы византийского художественного мышления, на многие века ставшие основой творческого метода в странах православного круга.



 Copyright RIN 2003 -
  Обратная связь