| Сервис: |
| |
[1900] - "Боксерское восстание" в Китае
В Китае давно существует Православие, есть православная литература и китайские православные священники. Мало того, более 200 канонизированных православных святых были от рождения китайцами. Как и везде в мире, китайские христиане подвергались гонениям и страдали за свою веру. В частности, они пережили свою Варфоломеевскую ночь. Это избиение пекинских христиан вошло в историю как "боксерское восстание".
Российская Духовная Миссия была официально учреждена императором Петром Первым в 1712 году. Она осуществляла в основном дипломатические функции (проповедование христианства запрещалось китайской властью). Но православие распространялось, и к началу XX века на территории Китая насчитывалось около 1.500 верующих. Во время восстания ихэтуаней огромное число христиан было истреблено, церкви и школы по всей стране подверглись поруганию. Миссия была полностью разрушена. В число погибших зданий входили две православные церкви, подворье Духовной Миссии с библиотекой, богадельней и школами.
В ночь на 11 июня (в этот день Церковь чтит память апостолов Варфоломея и Варнавы) 1900 года на улицах Пекина стали появляться люди с красными повязками на руках, так называемые "боксеры" - члены тайных обществ Ихэтуань ("Кулак во имя справедливости и согласия") и Датуань ("Большой кулак"). Эти люди были окружены легендами, в их огромную силу верили все - от государя и великих князей и заканчивая простолюдинами. Считалось, что благодаря своей экзальтированности ихэтуани приобретали сверхъестественные способности: например, становились неуязвимыми для меча и пуль. Ходили слухи, что им не нужно разжигать огонь, чтобы устраивать поджоги: достаточно было только указать на здание, и оно тут же воспламенялось.
Сын первого китайца-священномученика Митрофания Цзичуня, убитого "боксерами", протоиерей Сергий Чан, чудом спасся и позднее так писал об ихэтуанях: "Это было сообщество, имевшее общинное устройство (общинный стол) и прельщавшее народ своим учением о сверхъестественных силах в целях возвышения Китая и уничтожения иностранцев иностранцы именовались бесами, крещеные китайцы - исчадиями их, а некрещеные, но имевшие с ними сношение вторыми исчадиями; на "боксеров" же смотрели как на воинство небесное".
До весны 1900 г. официальные власти Китая покровительствовали иностранным Миссиям, но к лету императрица Цыси, славившаяся своей жестокостью, приказала войскам поддержать восставших в столице. Чиновники, подозреваемые в связях с иностранцами, были казнены. В Пекин бежали все иностранцы из провинций, они искали спасения в Посольском квартале в южной части города. Сотни "боксеров" с красными повязками на руках и ногах в сопровождении деревенской толпы и нищих окружили посольский квартал. Начиная с южного города, по всему Пекину и за городом мятежники предали сожжению не только жилища европейцев, но и кварталы, где жили китайцы-христиане. Вся местность в долине, где расположен Пекин, осветилась заревом пожаров. Всюду царил ужас, слышались крики и стоны.
Вот свидетельство Начальника Миссии: "Еще накануне по всем улицам расклеены были прокламации, призывавшие язычников к избиению христиан и угрожавшие смертью каждому, кто осмелится их укрывать. В ночь с 11 на 12 июня "боксеры" с горящими факелами, появившись во всех частях Пекина, нападали на христианские жилища, хватали несчастных христиан и истязали их, заставляя отречься от Христа. Многие, в ужасе перед истязаниями и смертью, отрекались от Православия, чтобы спасти свою жизнь, и воскуряли фимиам перед идолами. Но другие, не страшась мучений, мужественно исповедовали Христа. Страшна была их участь. Им распарывали животы, отрубали головы, сжигали в жилищах. Розыски и истребление христиан продолжались и все последующие дни восстания. По истреблении жилищ христиан их самих выводили за городские ворота в языческие кумирни "боксеров", где производили им допрос и сжигали на кострах... Учительница школы Миссии Ия Вэнь была мучима дважды. В первый раз "боксеры" изрубили ее и полуживую забросали землей. Когда она очнулась, ее стоны услышал сторож (язычник) и перенес ее в свою будку. Но спустя некоторое время "боксеры" вновь схватили ее и на этот раз замучили до смерти. В обоих случаях Ия Вэнь радостно исповедовала Христа перед своими мучителями...
10 июня вечером, часу в десятом, солдаты и "боксеры" окружили жилище о. Митрофана. В это время там было человек до 70 христиан; более сильные из них убежали, а о. Митрофан и многие другие, преимущественно женщины и дети, остались и были замучены. О. Митрофан сидел во дворе перед домом; "боксеры" искололи ему грудь, и он упал перед финиковым деревом... В семействе о. Митрофана были жена Татиана из фамилии Ли и три сына: старший Исайя, второй Сергей - теперь он протоиерей, и третий Иван. 10 июня вечером Татиана спаслась от "боксеров" при помощи невесты своего сына Исайи, но на другой день, 11 числа утром, вместе с другими, всего 19 человек... казнена была через отсечение головы. Исайя, 23 лет, служил в артиллерии. 7 июня "боксеры" казнили его через отсечение головы на большой улице около ворот Пин-цзэмэнь... Мария, 19 лет, невеста Исайи, за два дня до "боксерского" погрома пришла в дом о. Митрофана, желая умереть в семье своего жениха... Вскоре пришли туда солдаты и "боксеры", и она мученически скончалась... Ивану было тогда 8 лет. 10 июня вечером, когда убили его отца, "боксеры" разрубили ему плечи и отрубили пальцы на ногах; нос и уши были отрезаны. Невесте брата его Исайи удалось спасти его от смерти, и она спрятала его в отхожем месте. На вопрос людей, больно ли ему, он отвечал, что страдать за Христа не больно... Будучи опять взят "боксерами", он не обнаруживал страха и спокойно шел. Один старик выражал о нем сожаление, говоря: "Чем виноват мальчик? Вина родителей, что он стал последователем дьявола". Другие поднимали его на смех и поносили, или просто бросали ему презрительные усмешки. Так он веден был, как агнец, на заклание".
Всего в ту ночь погибло очень много людей, и только тела 222 православных китайцев нашли и смогли опознать. Они стали первыми православными китайскими мучениками и были причислены к лику святых. На месте их погребения был сооружен храм Всех Святых Мучеников, со склепом под алтарем, в котором погребли кости погибших.
|
|
| |