| Сервис: |
| |
Автомобильная промышленность
Общий объем произведенных японскими компаниями автомобилей (легковые, грузовые, автобусы) сократился в 1998 г. на 9,2% и составил в общей сложности 10,05 млн.шт. Сокращение объемов производства произошло по всем категориям автомобилей, за исключением легковых "миникаров", производство которых в 1998 г. увеличилось на 2% и составило 948 тыс.шт. Наибольшее снижение абсолютных показателей производства произошло в категории грузовиков. Так, в 1998 г. было выпущено 1,9 млн.машин, что на 24% ниже уровня 1997 г. Производство автобусов сократилось в указанный период на 9,3% и составило 57 тыс. штук. Снижение на 5,2% объемов производства легковых автомобилей, которых в 1998 г. было произведено 8,5 млн.шт., обуславливается прежде всего сокращением производства "малолитражек" - автомашин с объемом двигателя от 660 до 2000 куб.см. Выпуск автомобилей с объемом двигателя свыше 2000 куб.см. сократился на 0,4% (3 млн.шт.). Крупнейшим японским производителем автомобилей продолжает оставаться компания "Тоёта", на заводах которой в 1998 г. было изготовлено 3,1 млн.машин. В четверку ведущих автопроизводителей входят "Ниссан" (1,5 млн.шт.), "Хонда" (1,2 млн.шт.) и "Мицубиси" (1 млн.шт.). За исключением фирмы "Дайхацу" (один из основных производителей "миникаров"), выпуск автомобилей на заводах которой возрос на 0,6%, большинство автомейкеров сократили объем производства в среднем на 5-12%). Общий объем продаж на внутреннем рынке в 1998 г. снизился по сравнению с 1997 г. на 14,4% (по сравнению с 1996 г. на 20,4%) и составил 5,8 млн.шт. Сокращение спроса произошло опять же по всем категориям автомобилей за исключением легковых "миникаров", которых в 1998 г. было продано на 3,3% больше, чем в 1997 г. (947 тыс.шт.). В целом продажи легковых автомашин снизились на 9,7% и составили в 1998 г. 4,9 млн. шт. Объем продаж автобусов упал на 11,5% и составил 14,1 тыс.шт., наибольшее же сокращение - на 25,1% (1,7 млн.шт.) - претерпел рынок грузовиков. Традиционными лидерами по абсолютному объему продаж на внутреннем рынке остаются: "Тоёта" (1,7 млн.шт.), "Ниссан" (901 тыс.шт.), "Хонда" (0,6 млн.шт.) и "Мицубиси" (0,5 млн. шт.). В 1998 г. продолжала сохраняться тенденция падения спроса на импортные автомобили. Было продано 275 тыс. автомобилей, что на 32% меньше показателей предыдущего года. Причиной такого снижения спроса является, наряду с повышением потребительского налога, падение курса японской иены, которое привело к повышению рядом иностранных производителей цен на автомобили, а также к прекращению или ограничению ввоза в Японию автомобилей японских марок, собранных за рубежом. Наиболее существенное изменение претерпел рынок импортных грузовиков, объем продаж данной категории автомобилей сократился более чем в 2,5 раза и составил всего 9,9 тыс.шт. Продажи легковых автомобилей составили 265 тыс.шт. (78% от уровня 1997 г.). Как и раньше, наибольшей популярностью у японского потребителя пользовались автомобили германского производства "Фольксваген-Ауди" (продано 50 тыс.шт., падение спроса на 16,2%) и БМВ (33 тыс.шт., падение спроса на 8,9%). Резкое падение спроса внутри страны японские автопроизводители вынуждены были компенсировать снижением цен, что принесло значительные убытки средним и мелким компаниям, и увеличением своей активности на внешнем рынке, чему в немалой степени благоприятствовало падение курса иены по отношению к доллару США. В целом объем экспорта автомобилей из Японии в 1998 г. остался на уровне показателей предшествующего периода и составил 4,5 млн.шт. Главным экспортером среди японских компаний продолжали оставаться "Тоёта" и "Ниссан", продавшие за рубеж соответственно 1,4 млн. и 706 тыс. автомобилей. В целом крупные автомейкеры сумели сохранить свои объемы экспортных поставок на уровне предыдущего года ("Тоёта " - снижение на 2,1%, "Ниссан" и "Мазда" - увеличение соответственно на 2 и 2,7%). Экспорт японских автомашин в Россию в 1998 г. значительно снизился (на 22,7%) и составил 34 тыс.шт. Общий выпуск мотоциклов японскими компаниями в 1998 г. снизился на 10,3% и составил 2,4 млн.шт. Наибольшей популярностью на внутреннем рынке Японии продолжают пользоваться модели с рабочим объемом двигателя до 50 куб. см. В целом, деятельность автомобилестроительных компаний Японии в 1998 г. была направлена, главным образом, на дальнейшее расширение и укрепление глобальной производственной системы за рубежом (прежде всего в США и Европе), как менее восприимчивой к изменению курса валют и политическим событиям, более "деловой" (с учетом себестоимости производства в Японии) и, в конечном счете, способной компенсировать убытки фирм-производителей от колебаний внутреннего рынка Японии. Нестабильность внутреннего рынка и осложнившаяся экономическая ситуация в стране усилили тенденции к консолидации среди производителей автомобилей. Так, фирма "Ниссан" начала серию переговоров о продаже своего филиала "Ниссан Дизель" объединенному концерну "Даймлер Бэнц-Крайслер", а компания "Судзуки" расширяет свое сотрудничество с американской фирмой "Дженерал Моторс" в области производства и проведения маркетинговых исследований.
|
|
| |