История/ Новейшая история/ Страницы истории/ Россия/ Военное искусство России в Новейшее время/ Боевые искусства в России/
Древний мир
Страницы истории
Карты
Даты и события
Средние века
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новое время
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новейшая история
Парадоксы истории
Страницы истории
Карты
Даты и события
Общие разделы
День в истории
Загадки истории
История истории
Исторические личности
Историки
Археология
Организации
Занимательные
исторические факты

История религий
Рефераты по истории
Новые статьи :
[1857] - в Пешаваре подписан англо-афганский договор о субсидировании англичанами афганского эмира - ПЕШАВАР, город в Пакистане, на р. Бара, административный центр Северо-Зап. Пограничной пров. 555 тыс. жителей (1981). Текстильная, пищевая, металлообрабатывающая промышленность. Ремесла. Университет. Древнее название Пурушапура. Основан, вероятно, в кон. 1-го тыс. до н. э. Крепость Бала-Хисар подробнее..

[1855] - Пьемонт послал военный отряд в Крым для боевых действий против России - ПЬЕМОНТ (Piemonte), область на северо-западе Италии. 25,4 тыс. км2. Население 4,3 млн. человек (1991). Адм. ц. Турин. Включает провинции: Алессандрия, Асти, Верчелли, Кунео, Новара, Турин. Пьемонт впервые упоминается в 13 в. В 15 в. вошел в Савойское герцогство, в 1720 стал основной частью Са подробнее..

Сервис:
Новости
Служба рассылки
Открытки
Исторические личности
Социологические опросы
Лучшие тесты
  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


Боевые искусства в России





Боевые искусства в РоссииРукопашному бою в дореволюционной армии систематически не обучали - даже в "спецподразделениях" (туда, правда, набирали бойцов, кое-что освоивших "частным образом"). В советское время массовая подготовка рукопашников тоже большей частью осталась на бумаге, но кое-что изменилось.

Помимо различных школ раннего самбо в Красной Армии существовал также прикладной рукопашный бой, иногда сочетавшийся с противостоянием вооруженному противнику. В обязательную программу тогдашних предшественников коммандос входил так называемый "вольный бой" (он же - "бой невооруженных"), схватки с применением короткого оружия (на ножах и безоружный против вооруженного ножом), штыковое фехтование и навыки противостояния без оружия штыковому бойцу. Контрприемы против оружия с длинным клинком (сабли, шашки) и револьвера не изучались Не потому, что это была редкость - приемы против архаичной в 30-х годах пики полагалось знать. Просто считалось, что "ширпотребовская" подготовка защиту от этих видов оружия все равно не обеспечит.

1920-е годы ознаменовались всплеском интереса к комплексным боевым искусствам. Но, хотя далеко не все они находились под полным контролем НКВД, для того периода уже не характерна и полная бесконтрольность: инструкторы обычно принадлежали к числу сотрудников Наркомата внутренних дел и учиться у них мог не каждый желающий. Постепенно происходило "засекречивание" наиболее эффективных систем рукопашного боя. Как раз в то время юридическая практика начала активно преследовать граждан за "превышение пределов самозащиты". Боевые приемы теперь можно было осваивать только "для служебного пользования".

Одна из фигур того времени - Нил Николаевич Ознобишин. Он родился в дворянской семье, но стал артистом цирка. С цирком он объездил много стран, это дало ему возможность изучить много иностранных языков и стать свидетелем знаменитых боксерских матчей (он был большим любителем бокса). В 1915 году он принял участие в первом чемпионате Москвы по боксу. В 1918-1926 году - тренировал солдат Красной Армии. В 1930 году издательство НКВД РСФСР опубликовало его книгу "Искусство рукопашного боя". В результате ложного обвинения в 1941 году он был арестован и сослан на 5 лет в Казахстан. О дальнейшей его судьбе сведений нет.

Об Иване Лаврентьевиче Солоневиче сведений очень мало, родился он судя по всему в 1880-х. Первая и единственная заметная публикация, раскрывающая принципы его школы, относится к 1928 году. Это - иллюстрированная методика "Самооборона и нападения без оружия". Основная техника захватов и бросков была перенята у так называемой "вольно-американской борьбы" (в то время - один из вариантов кэтча, а не современная вольная борьба). В отличие от Ознобишина, оценившего удары английского бокса, включившего их в свою методику, но недооценивавшего возможности по-настоящему сильных ударов кулаком, Солоневич рекомендует применять именно "силовые" удары, а также боксерские нырки и уклоны. Зато с французским боксом Солоневич в отличие от Ознобишина был знаком лишь понаслышке. Однако в любом случае, ему удалось создать вполне приличную школу, пригодную для прикладного использования. По некоторым косвенным данным, в 1930-х годах И.Л.Солоневичу удалось покинуть СССР (бежал из концлагеря в Архангельской области и перешел советско-финскую границу) и он стал активной фигурой эмигрантского общества. Один из основоположников "народного монархизма", автор нескольких книг (в частности, "Белая империя"). Умер в начале 40-х.

Зарождение самбо


Одним из первых, кто сумел творчески освоить новый вид единоборства - "боевую борьбу" - был офицер русской армии В.А.Спиридонов. Основные навыки боевого искусства он получил в спецучилище государственной безопасности, где готовили диверсантов. Вплоть до конца 1930-х годов он и не думал отрицать, что его система основывается в первую очередь на японском искусстве ближнего боя.

Другая яркая личность того времени - Василий Сергеевич Ощепков. Родившись на Сахалине, бывший в то время японской территорией, он смог поступить в Кодокан-дзюдо, и доучился там до второго дана. В 20-х годах он работал во Владивостоке, в Китае. Затем, после недолгого периода работы в Новосибирске, В.С.Ощепков переехал в столицу, где сумел продемонстрировать такие феноменальные результаты, что сумел даже потеснить школу Спиридонова, пустившую к тому времени глубокие корни.

Система Ощепкова была нужна в первую очередь бойцу, система Спиридонова - диверсанту. Это отчасти и определило их дальнейшую судьбу. Ощепков в отличие от своего "коллеги" отказался замалчивать восточное происхождение своей школы. В результате он был арестован как "агент японского милитаризма", и почти сразу же погиб в тюрьме. Созданная им школа официально продолжала существовать: именно она легла в основу современного самбо. Но ее новые руководители (в первую очередь - знаменитый Анатолий Харлампиев, поспешно объъявленный "основателем самбо"), памятуя судьбу своего учителя, приложили максимум усилий для того, чтобы самбо перестало походить на восточное боевое искусство. Тем не менее именно под такой маско продолжало свое официальное существование, вероятно, лучшая из боевых школ советского периода, постепенно все более и более перерождаясь в далеко не самое лучшее спортивное единоборство...

Систему Спиридонова ожидала прямо противоположная участь. Она, наоборот, перестала существовать официально, но сохранилась на практике (хотя и с грифом "для служебного пользования"). Дело не только в том, что Спиридонов согласился молчать - кто посмеет упрекнуть его за это?! - но и в том, что его школа с самого начала приобрела популярность не среди армейских офицеров, как у Ощепкова, а в НКВД. Раньше об этом бы говорили с гордостью. А теперь - предпочитают вообще не говорить.

16 ноября 1938 года вышел указ Комитета по делам физкультуры и спорта, официально дающий "права гражданства" самбо. В нем говорилось, что данный вид единоборства сложился "...из наиболее ценных элементов национальных видов борьбы нашего необъятного Советского Союза - грузинской, таджикской, казахской, узбекской, киргизской и некоторых лучших приемов из других видов борьбы". Понятно, отчего в 1938-м грузинская борьбы стоит на первом месте, а европейские и японские системы вообще не упомянуты. Но, даже зная, что именно они сыграли в становлении самбо решающую роль, все-таки постараемся оценить вклад национальных видов борьбы советских народов.

Азиатские виды национальной борьбы


Большинство азиатских (и отчасти кавказских) видов борьбы в целом соответствует "поясной" борьбе в ее мусульманском варианте. Стационарный захват обеими руками или только одной (вторая в этом случае проводит свободные захваты выше пояса), подъем и сваливание, броски оземь... В падении борьба обычно не продолжается, то есть она чуть более условна, чем некоторые ирано-турецкие виды. Обычно соревнования проводились на специально оборудованной площадке - майданчике.

Почти на все школы Средней Азии распространялось, с некоторыми отличиями произношения, тюркское слово "кураш". Узбекский кураш, татарский курэш, казахский курес... Даже азербайджанское гурассу - из этой же серии. Слабо различаются также техника и правила. Обычно бой заканчивается сбиванием "на три точки". Известны броски через ноги, но, как правило, не с помощью ног. Захваты за ноги тоже применяются редко (например, в гурассу - до уровня колена). Отталкивание - не удары! - ногами имеют место в ряде конных видов борьбы (кокпари, улак, чопанах), причем толчок обычно наносится в бок лошади противника: в сочетании с захватом это позволяет "выдернуть" его из седла. Иногда виды борьбы на территории одной республики различались больше, чем межреспубликански. Так, ферганский кураш фиксировал на поясе обе руки и запрещал даже подъемы, а бухарский допускал свободные захваты выше пояса. Ударов, по существу, нет. Вплоть до 1940-х годов узбеки (как и некоторые народы Кавказа) кулачную схватку называли "русским боем".

Системы борьбы Кавказа и Закавказья несколько отличаются от среднеазиатских. Абсолютно жесткая фиксация рук - редкость. В Азербайджане "пояс" распространяется вниз от талии (прочные короткие штаны), в Грузии и Армении - вверх (кожанная куртка - чоха, за которую производится захват руками).

Чтобы не выдать свое дзюдоистское происхождение, самбо на самом деле не столько "подпитывалось" национальными видами борьбы, сколько "подпитывало" их. Крайне поучительно сравнивать учебники по локальным видаам борьбы 30-х и 50-х годов. Более поздние издания содержат обычно значительно большее число приемов. Причем все заимствования - самбистского типа.

Локальные виды борьбы оказали влияние на комплексную российскую систему. Но ценность поясной борьбы заключалась именно в ее примитивизме. Столь мало эффективных приемов, так часто победа достигается простым выведением противника из равновесия, что именно искусство сохранения равновесия при "сваливающих" бросках достигло уровня, который представлял ценность даже для такого большого мастера восточных единоборств каким в наших условиях был В.С.Ощепков.

У бурят существовал специфический вид национальной борьбы бухэ барилдаан ("борьба силачей"), были широко распространены конные состязания, большой популярностью пользовались стрельба из лука и фехтование. Среди некоторых бурятских родо-племенных групп (хондогоров, булагатов) существовало и такое боевое искусство, как хара моритон ("черные всадники"), в котором совмещались элементы искусства верховой езды и единоборства с применением различных видов оружия и предметов обихода кочевых народов (кнут, аркан, ремень и т.п.), борьбы и кулачного боя, метания в цель различных предметов. Согласно преданиям и легендам бурят, боевое искусство "черных всажников" восходит к обожествленным героическим личностям - Ажирай Бухэ и его помощнику Харамцагай-мэргэну, которые во главе военной дружины степных удальцов прибыли из Монголии в Прибайкалье на лошадях черной масти и прославились тем, что защищали местное население от набегов враждебных племен. Сходные виды единоборств бытовали и у других народов Сибири, например, у тувинцев - кюреш, каракюреш, ламакюреш и т.п.

Последние года


Система Спиридонова также нашла свое продолжение в наше время. Сегодня наилучшим ее последователем является А.А.Кадочников, преподаватель теоретической механики из Краснодарского училища ракетных войск и артиллерии. В отличие от подавляющего большинства пропагандируемых ныне "древнерусских" систем, разработки Кадочникова - не фикция, направленная лишь на то, чтобы тешить национальные чувства. Они вполне применимы как в уличной, так и в окопной схватке.

Согласно информации Игоря Скобеева - одного из старых учеников А.А.Кадочникова - вплоть до середины 80-х годов по отношению к этой системе термин "русский стиль" не использовался. Сам Кадочников называл свою систему "боевым самбо", и она является целиком и полностью его собственной разработкой на основе подготовки, полученной в спецподразделениях флота в качестве боевого пловца.

Один из учеников Кадочникова - Ретюнских - на основе свего опыта, а также самбо и дзюдо, разработал "Российскую Отечественную Систему Самозащиты" (сокращенно - РОСС).

В годы распада Советского Союза на волне национализма некоторые предприимчивые люди объявили себя "наследниками" якобы существовавших древних русских (украинских, белорусских и т.п.) боевых систем. В качестве примера можно привести славяно-горицкую борьбу, "возрождаемую" москвичом А.Беловым, популяризуемый на Украине "казачий стиль", тверскую "бузу" с ее основным "мастером" Г.Базловым из Твери, санкт-петербуржца А.Грунтовского с его "скобарем", а также всяческие виды "велесовой борьбы", "сибирского вьюна", "коло" и т.п.

 Copyright RIN 2003 -
  Обратная связь