| Сервис: |
| |
Реформирование экономической системы
В апреле 1985 г. на Пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны, осуществить который планировалось за счет технического перевооружения производительных мощностей и активизации "человеческого фактора".
М. С. Горбачев призвал, не дожидаясь внедрения в производство новой техники, использовать имеющиеся мощности путем организации трех- и четырехсменного режима работы, укрепить трудовую дисциплину, ориентироваться на местных рационализаторов и изобретателей, немедленно повысить качество продукции. Для контроля за качеством продукции создавалась госприемка. Однако роста качества не произошло, зато на предприятиях увеличилось число аварий, а создание госприемки привело к росту управленческого аппарата и материальных затрат. В 1986 г. страна пережила крупнейшую катастрофу - взрыв на Чернобыльской АЭС.
Первоначальный лозунг "ускорение" сменился термином "перестройка". С лета 1987 г. предприятия получают больше прав: самостоятельно выходить на внешний рынок, развивать совместную с иностранными фирмами деятельность. Начался перевод предприятий на самоокупаемость, самостоятельность и самофинансирование (так называемые три С). Сократилось число министерств и ведомств, изменился характер отношений между ними и предприятиями (партнерство, а не командование). В аграрной сфере были уравнены совхозная, колхозная, кооперативная, фермерская формы собственности. Развитие кооперативного движения должно было положить начало возрождению частно-.го сектора в экономике.
Однако ход экономической реформы породил проблемы, которые, по существу, "похоронили" ее: в основе ценообразования лежали государственные дотации, самостоятельность предприятий была сведена на нет госзаказами, сокращенные чиновники пересели из одних кресел в другие, а разрешение частного предпринимательства легализовало "теневую экономику". "Теневики" "отмывали" нажитые преступным путем средства.
Неудача первого этапа реформ заставила М. С. Горбачева начать переход к рыночной системе. В июне 1990 г. Верховный Совет СССР принял постановление "О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике", где предусматривались перевод промышленных предприятий на аренду, демонополизация, децентрализация, разгосударствление собственности, создание акционерных обществ и развитие частного предпринимательства. Реализация этих мер откладывалась до 1991 г. Власти затягивали болезненное в социальном плане, но необходимое в экономическом реформирование кредитной и ценовой политики.
Ощутимых результатов не дало и реформирование сельского хозяйства, предполагавшее создание фермерских хозяйств, развитие арендных отношений и наделение колхозов самостоятельностью.
Таким образом, ни одна из реформ не дала ожидаемых результатов. Началось сокращение производства в промышленности и сельском хозяйстве. Нехватка продуктов питания привела к введению их нормированного распределения даже в Москве. Отмечалось стремительное падение уровня жизни. С 1989 г. стали обычным явлением забастовки коллективов промышленных предприятий.
В это время вниманию общественности была предложена альтернативная программа "500 дней", разработанная группой экономистов под руководством С. С. Шаталина и Г. А. Явлинского, предлагавшая провести за этот срок приватизацию государственных предприятий и существенно ограничить экономическую власть центра. Под давлением консерваторов М. С. Горбачев не поддержал программу. Однако было ясно, что существующая экономическая модель нуждалась в замене.
|
|
| |