|
|
Новые статьи : |
|
Джордж Ола (1927), американский химик, Нобелевский лауреат -
ОЛА Джордж (р. 1927), американский химик-органик. Выходец из Венгрии. С 1957 в Канаде, с 1965 в США. Основные труды по химии промежуточных соединений карбкатионов, их получению и изучению свойств. Исследовал механизмы реакций алкилирования и нитрирования. Нобелевская премия (1994).
подробнее..
|
|
Генри Киссинджер (1923), американский политик, госсекретарь (1973-77 гг.), Нобелевский лауреат -
КИССИНДЖЕР Генри Алфред (р. 1923), государственный секретарь США в 1973-77, советник президента по вопросам национальной безопасности в 1969-75. Профессор Гарвардского и Джорджтаунского университетов. Труды по истории и современным проблемам международных отношений. Нобелевская премия мира (1
подробнее..
|
|
|
| Сервис: |
| |
Внешний вид китайца
Внешний вид китайца определялся конфуцианской традицией, приравнивавшей костюм к "храму в миниатюре". Поэтому, как и везде, костюм каждой общественной прослойки был строго определен и нередко регламентировался законом, а еще чаще - обычаем. (У нас, как и в Европе, эта традиция исчезла лишь в последние 20-30 лет, но сохранилась в пословицах: "По одежке протягивай ножки", "По одежде встречают" и т.п.) Поскольку храм должен быть завершен сверху донизу, считалось совершенно неприличным появиться на людях без головного убора. Все эти уборы были рассчитаны на традиционную мужскую прическу: отпущенные на всю длину волосы завязывались узлом на макушке (стриглись китайцы только по случаю траура, а распустить волосы при всех могли лишь колдуны во время обряда).
В древности головные уборы были довольно вычурны и держались на шпильке, продетой через узел волос, или на завязках под подбородком. Династия Тан упразднила все эти уборы, сохранив лишь один - простонародный головной платок, завязываемый двумя шнурками спереди, перед узлом, и двумя длинными концами ("ножками") сзади. От этого платка произошли все средневековые китайские головные уборы, но чиновничьи шапки при этом пропитывались лаком и поэтому были твердыми, а их "ножки" при Сунах превратились в длинный декоративный горизонтальный прут, а при Минах, наоборот, - в подобие короткой толстой подушечки. Нередко власти предписывали, что именно должны носить на головах их подданные. Так, династия Мин обязала простонародье носить круглые шапочки из 6 клиньев, похожие на тюбетейки, но высокие (у хуацяо они кое-где сохранились до сих пор).
Маньчжуры, завоевав Китай в XVII в., заставили своих новых подданных под страхом смерти носить маньчжурскую прическу: выбривать голову спереди, а сзади заплетать волосы в длинную тощую косу. Такая коса была очень удобна - но не для ее носителя, а лишь для посторонних: схватив за нее, легче было ударить человека лбом о стену, придерживать голову при ее отсечении, преступников связывали попарно за косы и т.п. Сами китайцы ненавидели навязанную им прическу, и все антиманьчжурские восстания начитались с того, что их участники в знак разрыва с властью захватчиков отрезали себе косы.
Главной частью костюма был халат, схваченный широким поясом и застегнутый непременно направо (левозапашная одежда считалась признаком варваров) на 1-2 пуговицы возле шеи; под него надевался второй, более тонкий халат в качестве рубахи. При Минах и Цинах на грудь и спину чиновничьего халата нашивали большие квадраты с изображением определенной птицы (у штатских) или зверя (у военных) - знаки различия чиновничьих рангов. Нижней одеждой в древности служили широкие подобия юбок; в эпоху Шести Династий под влиянием кочевников на смену юбкам пришли широкие штаны, которые, однако, представители верхов прятали под длинными, достигающими земли полами верхней одежды. Карманы появились довольно поздно: в древности их заменяла сетка, привешенная сзади к поясу, или широкие рукава халатов, а при Танах - мешочки, привешенные к бляхам на поясе.
Предметом особой заботы знатных людей были длинные, тщательно отполированные ногти, показывавшие, что их обладатель ничего не делает своими руками, - длина их могла достигать полуметра и даже больше. Сохранность таких ногтей обеспечивали особые футлярчики. Другим символом свободы от физического труда были рукава халатов, полностью скрывающие руки, - например, в чиновничьей форме эпохи Мин.
Обувь еще в эпоху Тан была одинаковой у мужчин и у женщин, но в эпоху Сун распространился обычай бинтования ног у девочек от 3 до 12 лет: стянутая тугими бинтами, нога, достигшая лишь 10 см в длину, переставала расти и искривлялась в форме полумесяца. Бинтование, естественно, вызывало сильнейшие боли, а идеалом были такие ножки, на которых женщина (из богатой семьи, естественно) вообще не могла ходить - ее должны были носить на закорках служанки. Тем не менее женщина с нормальными ногами была предметом насмешек, а некоторым низшим кастам, как недостойным такой чести, бинтование было даже запрещено. Характерно, что этот противоестественный обычай распространился в века реформы и возрождения конфуцианства (во главе с упомянутым Чжу Си). Конфуцианцы же полагали, что женская фигура должна "блистать гармонией прямых линий", поэтому иногда бинтовались и груди. В XVIII - XIX вв. эти обычаи стали вызывать все больший протест, но лишь Синьхайская революция с ними покончила.
|
|
| |