История/ Новое время/ Страницы истории/ Российское государство/ Культура и наука России в Новое время/ Русский театр/
Древний мир
Страницы истории
Карты
Даты и события
Средние века
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новое время
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новейшая история
Парадоксы истории
Страницы истории
Карты
Даты и события
Общие разделы
День в истории
Загадки истории
История истории
Исторические личности
Историки
Археология
Организации
Занимательные
исторические факты

История религий
Рефераты по истории
Новые статьи :
Отар Иоселиани (1934), грузинский кинорежиссер ("Охота на бабочек") - ИОСЕЛИАНИ Отар Давидович (р. 02. 02. 1934), режиссер, сценарист, монтажер. Настоящее имя - Отаре. Родился в Тбилиси, Грузинской ССР. Учился на математическом ф-те МГУ. Окончил режиссерский факультет ВГИКа (1965, мастерская А. Довженко). подробнее..

Вера Хитилова (1929), чешский кинорежиссер ("Жемчужинки на дне", "Маргаритки") - ХИТИЛОВА (Chytilova) Вера (р. 02. 02. 1929), чешский режиссер и сценарист. Училась на архитектурном факультете, работала дизайнером, ассистентом режиссера. Закончила ФАМУ в Праге, где получила режиссерское образование. Ее дипломные работы привлекли внимание и получили призы на киносмотрах в подробнее..

Сервис:
Новости
Служба рассылки
Открытки
Исторические личности
Социологические опросы
Лучшие тесты
  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


Русский театр





Русский театрПроцесс становления русского профессионального театра и появление драматургии во второй половине XVII века непосредственно связаны с эпохой формирования русской нации и национальной культуры.

Самодержавный абсолютизм формировал новую многостороннюю придворную культуру и придворную эстетику, отражавшие его идеологию. Одним из проявлений этого процесса было развитие литературной драмы и профессионального театра. Активное участие в их создании принимали многие выходцы из народа - служащие Посольского и Печатного дворов, этих своеобразных культурных центров Москвы.

До XVII века в России потребности в театре как самостоятельной области искусства не было. Исконный интерес народа к зрелищам (и низов, и верхов) удовлетворялся той 'театральностью', которая органично входила в народные обряды, календарные празднества, разыгрывание хороводных песен. Элементы театральности пронизывали собой лирические песни и, обрядовые, сказки и былины: театральность была представлена и искусством скоморохов.

Элементы театральности входили в церковную службу. Наиболее сложные русские литургические действа 'приближались к типу зрелищных театральных представлений'. Театрализацию литургий духовенство использовало не только для усиления воздействия церковной службы. В таких действах, как 'Хождение на осляти' и 'Пещное действо', прославлялось единство государственной и церковной власти, причем подчеркивалось превосходство последней.

Среди театрализованных богослужений выделяется своей красочностью и сложностью 'Пещное действо' - инсценировка одной из библейских легенд: трое 'отроков', стойких в истинной вере, вопреки воле жестокого вавилонского царя Навходоносора отказывались поклоняться языческому золотому идолу - 'образу злату', за что были ввергнуты нечестивым царем в 'пещь огненную'.

На рубеже XVI-XVII веков, во времена правлений Бориса Годунова (1595-1605) и Василия Шуйского (1606-1610) при дворе существовала 'Потешная палата'. В царствование Михаила Романова, взошедшего на престол в 1613 году, было построено первое театральное здание в России - 'Потешные хоромы', куда входила 'Потешная палата', представляющая собой как бы особое ведомство, 'к которому принадлежали все потешники и все лица, имевшие во дворце потешное значение'. Ее многочисленный штат, состоящий из русских 'веселых' людей-скоморохов и иноземных потешников, занимался организацией различных развлечений при дворе. В середине XVII века, после царского указа о запрещении по всей стране народных увеселений - хороводов, игрищ, песен и т. д. и гонений на скоморохов, 'Потешная палата' перестала существовать.

Искусство скоморохов - носителей древнейшей театральности - к середине XVII века уже не отвечает эстетическим требованиям верхних слоев феодально-дворянского общества и становится выразителем мировоззрения лишь беднейших слоев. В этот период происходит зарождение устной народной драмы в виде интермедий и фарсой - сценок, которые влились в более поздние народные драмы, созданные народным творчеством в XVIII веке.

Большой театральностью отличались придворные празднества, приемы, церемониалы. Их выразительность, великолепие и пышность особенно возросли при царе Алексее Михайловиче. Даже царские 'потехи' (соколиная и псовая охота) проводились по специально разработанному руководству-своеобразному сценарию, роскошно изданному и иллюстрированному. Приверженец старины и благочестия, знаток и ценитель церковной обрядности и песнопения, любитель сказок, Алексей Михайлович искал новые развлечения и церемониалы, подчеркивающие его величие. Одним из таких развлечений мог стать театр.

4 июня 1672 года, на шестой день после рождения царевича Петра, был объявлен царский указ о строительстве в селе Преображенском (подмосковной резиденции царя) 'комедийной хоромины' и пове-левалось 'учинити комедию, а на комедии действовати из Библии 'Книгу Эсфирь'.

Выбор сюжета 'Книги Эсфирь' для открытия первого придворного театра был не случаен, жизненная, остросюжетная и конфликтная легенда из 'исторических книг' Библии была популярна в XVI-XVII веках в России и на Западе: к ней обращались писатели и актеры, стихотворцы и художники. В легенде рассказывалось о том, как прекрасная, скромная и нежная Эсфирь, став женой персидского царя Артаксеркса и следуя советам своего родственника Мардохея, победила злые козни гордого придворного Амана и честолюбивой, мстительной Астынь, первой жены Артаксеркса, и спасла тем самым свой народ от истребления.

Темы исторической легенды: героический образ женщины, выступившей на защиту своего народа, судьба народа, зависящая от произвола временщика, и победа 'смирения' над 'гордыней' - оказывались близки живой действительности, волновали людей того времени и не были лишены нравоучительности.

События, о которых рассказывается в 'Книге Эсфирь', были взяты из древней истории Персии. Но они отражали одну из важных политических ситуаций времени-опасность со стороны Турции заставляла правительство России наладить дружественные отношения с Персией. Первая пьеса русского театра писалась в самый разгар русско-персидских переговоров, к тому же авторы пьесы находились 'в ведомстве' того учреждения, которое эти переговоры вело.

Придворным драматургом назначается магистр богословия, пастор и руководитель школы при лютеранской офицерской кирхе (церкви) в Немецкой слободе Москвы Иоган Готфрид Грегори - человек широко образованный, литературно одаренный и обладающий необходимыми знаниями в области деятельности немецкого и голландского театров.

Первый русский профессиональный театр был придворным и входил в число регламентированных 'потех' царя, что и определяло устройство 'комедийной хоромины' и церемониал организации спектаклей. Зрительный зал 'комедийной хоромины', расположенный амфитеатром, уступал по размерам сцене, но был богато убран: стены и пол обиты сукном багряного, красного и зеленого цвета, красным сукном было обитой царское место, находившееся впереди деревянных скамей, на которых, в соответствии со своим 'рангом и чином', размещались зрители, часть из них стояла на сцене. Для царицы и царевен были устроены специальные ложи - 'клети', по традиции от зрительного зала отделенные решеткой. Все, кто должен был обязан был присутствовать на спектакле, оповещались гонцами.

Действующими лицами в спектакле выступали персидский царь, царицы, князья, думные бояре и другие придворные в соответствии с церемониалом и этикетом русского двора. Новые темы, конфликты и трактовки образов, добавленные в библейскую легенду, были злободневны и захватывали зрителей, которые улавливали явственные намеки на политическую жизнь и расстановку сил русского двора, утверждение древности рода Романовых и законность их владения престолом. В судьбах героев, в отдельных эпизодах, привнесенных создателями спектакля в библейский сюжет, были узнаваемы и история дворцового заговора, и недавнее событие - женитьба царя Алексея Михайловича на Наталии Нарышкиной, племяннице и воспитаннице Артамона Матвеева.

В действиях и рассуждениях героев развивались темы переменчивости судьбы и изменчивости счастья, благоденствия страны и долге царя, призванного заботиться о своих подданных. Звучала в спектакле и тема 'совести' как 'благое' нравственное качество, родящее 'радость', и тема 'любви' как прекрасного чувства, способного захватить человека и даже 'бога земного' - царя.

Связь сценической придворной жизни с реальной намеренно подчеркивалась, и в финале спектакля, когда разрушая иллюзию происходящего на сцене, все исполнители провозглашали: 'Ей, ей, ей. Ей! Великая Москва с нами веселится!'

'Артаксерксово действо' состояло, помимо пролога, из семи действий, разделенных на сцены-'сени'; действия соединяли 'интермедии' -междудействия, в которых по примеру западных спектаклей участвовали 'дурацкие персоны'.

Начиная с 'Артарксерксова действа' интермедии становятся обязательной составной частью спектаклей придворного театра. Строились они на сюжетах, известных по школьному или народному театру, и первоначально не отражали русскую действительность. О необходимости заимствования сюжетов для интермедий первого придворного спектакля и о желании создать свое говорится в комедии истинного знатока русской истории А. Н. Островского: 'Комик XVII столетия': 'Своих смешных мы не имеем шуток. Из Киева достали. Без смешного Никак нельзя, мой господня, наскучит Материя одна без перемены. Да только жаль, что нет свое; а надо Свое писать смешное'.

В первом спектакле придворного театра сочетались религиозная тематика и нравственные проблемы времени, библейский сюжет и придворная жизнь, церемониальная структура сценического воплощения и национальная самобытность исполнительского искусства, не имеющего театральных традиций и не подготовленного к восприятию какой-либо театральной системы.

В начале февраля 1673 года состоялось представление 'Комедии из книги 'Иудифь', или Олоферново действо'. Это был первый спектакль на военно-героическую тему в репертуаре придворного театра. В 'Иудифи' воспроизводилась история библейской героини Иудифи (Юдифь), которая, спасая свой народ от порабощения, смело отправляется в стан ассирийцев, осадивших ее родной город Вефулию. Проникнув к вражескому полководцу Олоферну, Иудифь отсекает ему голову мечом, подаренным Олоферну Навходоносором. Этот меч воспринимается в пьесе как символ жестокости и неправедной силы, порабощающей свободные народы. 'Гордый' полководец-язычник Олоферн погибает от руки набожной женщины из народа, угнетенного им. Основная мысль пьесы - о победе 'смирения' над 'гордостью' - сливалась с животрепещущей идеей подвига во имя своего народа.

Первые спектакли придворного театра 'Артаксерксово действо' и 'Иудифь' были близки по своей идейно-художественной направленности так как в них воспевалась абсолютистская власть.

Сюжеты библейских легенд обрабатывались с учетом эстетических требований времени и необходимой занимательности трагические сцены чередовались с комическими, а напряжение трагической сцены снималось шутовской репликой или комедийным сценическим приемом.

В построении первых спектаклей сказалось влияние традиций западноевропейской драматургии, особенно 'английских комедий' - пьес из репертуара английских трупп, выступавших с конца XVI века в странах Европейского континента. 'Английские комедии' отличались яркой зрелищностью, натуралистическими изображениями сцен пыток казней, грубостью фарсовых эпизодов.

Положение иноземных и русских актеров в придворном театре было неодинаковым. Первые получали различные милости от царя: он принимал их у себя, одаривал наградами, чинами, дорогими подарками; вторые находились в крайне бедственном положении. Об этом свидетельствует, например, челобитная, поданная царю 'Васькой Ме-шалкиным с товарищи'; '...по твоему великому государю указу отослали нас, холопей твоих, в немецкую слободу для изучения комедийному делу к магистру Ягану Готфрету, а твоего великого государя жалованья, корму нам, холопьям твои, ничего не учинено, и ныне мы, холопи твои, по вся дня ходя к нему магистру и учася у него, платьишком ободрались и сапожишками обносились, а пить-есть нечего, и помираем мы, холопи твои, голодной смертью. Милостивый государь, царь и великий князь Алексей Михайловича всея великая и малые и белые России самодержец! Помилуй нас, холопей твоих: вели, государь, нам... жалованье на пропитанье поденный корм учинить, чтоб нам, холопям твоим, будучи у того комедийного дела, голодной смер-тию не умереть... '.

Путь первого профессионэльного театра был недолог. Он прекращает свое существование после смерти царя Алексея Михайловича в начале 1676 года. В конце этого же года молодой царь Федор Алексеевич приказал очистить палаты, где в Москве давались спектакли, а декорации, бутафорию и костюмы отвезти на двор к боярину Романову, а сложившиеся уже театральные коллективы из детей иностранцев Немецкой слободы и русских 'ребят' из Мещанской слободы вообще прекратили свое существование.

ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

Появление школьного театра на Руси в XVII веке связано с развитием школьного дела. Ученые, монахи, преподававшие в духовных школах, в частности из Киево-Могилянской Академии, где школьная драматургия и театр достигли высокого уровня развития, прекрасно понимали их воспитательное значение. Школьный театр в России XVII века формировался как театр социально - политической ориентации и поэтому несет на себе отпечатки придворной эстетики.

При постановке школьных пьес драматурги следовали специальным руководствам, из которых они черпали знания о сценической игре, режиссуре и оформлении спектаклей. Согласно законам школьного театра мизансцены строились таким образом, чтобы актеры всегда находились лицом к зрителям, а главное действующее лицо обязательно должно было стоять посредине сцены, а второстепенные - по бокам от него.

Поведение актера на сцене определялось правилами 'изящной игры', следуя которым левую руку следовало держать на боку, а двигать только правой; в редком случае, если надо было показать отчаяние, поднимать ее выше плеча. Особое внимание уделялось выразительности кисти руки: жест и мимика актера предваряли слова, изображали то, о чем он собирался говорить. Ходить и стоять актеры обязаны были, сохраняя так называемый 'сценический крест' (стопы ног развернуты в стороны). Главное требование сценической игры заключалось в естественности изображения подлинных лиц и пробуждении 'душевных ощущений' у зрителей.

Возможности духовного воздействия школьного театра в XVI веке использовались в религиозно-политических целях: Лютером в борьбе с католиками, иезуитами - с лютеранством и православием.

Украинские ученые-монахи, сопротивляясь римско-католическому влиянию, использовали средства своих противников-иезуитов, в том числе и школьный театр, который пришел на Украину из Польши. Однако, в отличие от пышных спектаклей иезуитов, тяготевших к произведениям эпохи Возрождения, украинский школьный театр в значительной степени сохранял приверженность к условным приемам средневековой драмы, ее жанрам - 'мистерии' и 'моралите'. В схоластической, оторванной от жизни, основанной на церковных догмах драме действовала в основном не люди, а аллегорические персонажи: Добро, Зло, Надежда, Зависть и т. д. По форме это были 'декламации' - монологи персонажей в сопровождении хора, исполнявшиеся в праздничные дни.

Зарождение русской школьной драмы связано с именем одного из воспитанников Киево-Могилянской академии-образованного человека, политического деятеля, просветителя и поэта Симеона Полоцкого (1629-1680). В 1664 году Полоцкий переезжает в Москву, где выполняет различные обязанности: переводчика, учителя латинского языка, воспитателя царских детей. Много времени он отдавал чтению и литературной работе. С Полоцкого 'начинается, хотя еще в самом глубоком зародыше, поворот литературной жизни, искание нового содержания и новой формы'. В сборнике его произведений 'Рифмологион' (1679) были напечатаны две пьесы: 'О Навходоносоре царе, о теле злате и триех отроцех, в пещи не сожженных' и 'Комидия притчи о блудном сыне'.

Пьеса 'О Навходоносоре...' была написана Полоцким на основе того же библейского сюжета, что и 'Пещное действо', которое к этому времени было запрещено. В 'Предисловие' (прологе) к пьесе 'О Навходоносоре...', обращенном к царю Алексею Михайловичу, прославлялись его добродетели: благочестие и 'смирение', соблюдение приличий царского сана, и доброты, которые противопоставлялись нечестию и 'гордости' царя Навходоносора, возомнившего себя превыше 'всех богов'. После изложения содержания пьесы, указывалась цель: дать 'утеху сердцам' царя и верным ему князьям и боярам.

Вторая пьеса Симеона Полоцкого 'Комидия притчи о блудном сыне' (предположительно 1673 -1678 годы) написана на основе евангельской притчи и имеет нравоучительное содержание, о котором автор говорит в прологе: 'Велико пользу может притча дати, только изволите прилежно внимати'. В 'Комидии притчи о блудном сыне' Полоцкий осуждает юношеские порывы к освобождению из-под воли отцов, стремление жить, 'как ей любо', и говорит о снисходительно-мудром отношении к заблуждениям молодости.

Симеон Полоцкий создавал свои пьесы о Навходоносоре и блудном сыне в соответствии с художественными законами школьной драмы. Они написаны на библейский и евангельский сюжеты в стихах; их отличает четкость композиции, компактность и сценичность; их язык, в сравнении с пьесами придворного театра, прост и ясен. В пьесах отсутствуют схоластика и аллегорические персонажи, характерные для школьной драмы. У Полоцкого действуют вполне реальные лица, жизненные и убедительные. В направленности пьес явно ощутима их связь с русской действительностью, стремление откликнуться на значительные проблемы времени: 'сопоставление царя Алексея Михайловича с другими царями и монархами' и определение его места в мировой истории.
 Copyright RIN 2003 -
  Обратная связь