История/ Средние века/ Страницы истории/ Индия/ Культура и наука Индии в Средние века/ Мусульманская каллиграфия Индии/
Древний мир
Страницы истории
Карты
Даты и события
Средние века
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новое время
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новейшая история
Парадоксы истории
Страницы истории
Карты
Даты и события
Общие разделы
День в истории
Загадки истории
История истории
Исторические личности
Историки
Археология
Организации
Занимательные
исторические факты

История религий
Рефераты по истории
Новые статьи :
Политика привлечения иностранного капитала в КНР - Привлечение иностранного капитала стало в период реформ одной из основных форм осуществления открытой внешнеэкономической политики Китая. Приоритетное значение в 1990-х годах приобрели прямые предпринимательские инвестиции, опередившие по освоенным средствам объемы внешнего заимствования. В условиях подробнее..

Экономическая реформа в Китае: достижения и задачи - Начало экономической реформы относится к концу 1978 г., когда 3-й пленум ЦК КПК 11-го созыва объявил о проведении в жизнь политики "реформы и открытости". Суть преобразований - коренное изменение старой экономической системы, ставшей препятствием для развития производительных сил, и постепенная заме подробнее..

Сервис:
Новости
Служба рассылки
Открытки
Исторические личности
Социологические опросы
Лучшие тесты
  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


Мусульманская каллиграфия Индии





Мусульманская каллиграфия как жанр изобразительного искусства издавна почиталась высшим художественным достижением и занимала место, недоступное никаким другим искусствам. Еще с древних времен последователи ислама считали каллиграфию "благороднейшим из изящных искусств". Искусство красивого письма, или каллиграфия, заняло особо почетное место среди разнообразных видов искусства мусульманского мира. Подобное почтительное отношение к себе каллиграфия заслужила во многом благодаря тому огромному значению, какое отводится написанному слову в Коране. Переписка Корана была делом необходимым, переписка же каллиграфическая считалась делом богоугодным. В религии, которая отнюдь не одобряла и даже запрещала изображение живых существ, эстетическая потребность верующих находила себе выход в совершенствовании нефигуративного изобразительного искусства. Оно удовлетворяло как религиозные чувства, так и тягу к прекрасному. Абстрактное мышление, столь присущее исламу, нашло свое наивысшее воплощение в искусстве каллиграфии.

Арабский алфавит, очертания букв которого чрезвычайно выразительны, легко становится жанром искусства. Четкие вертикальные штрихи и легкие, ясные и завершенные округлые линии могут быть искусно расположены в ритмические узоры на бумаге, металле или камне. Эта гибкость выразительных средств в руках писца принимает различные геометрические формы - квадраты, овалы, окружности, завитки и тому подобное, -которые в свою очередь могут превратиться в бесконечное множество узоров, создавая поразительный зрительный эффект. Буквам арабского алфавита присуща структурно-геометрическая природа. Так называемые "лигатуры" - способы соединения двух букв - служат для выведения изящных орнаментальных завитушек в любой декоративной схеме. Следовательно, одаренному художнику под силу выполнить изысканные рисунки, бесконечные по своему структурному разнообразию. Поэтому естественно, что каллиграфия не была ограничена только перепиской Корана и вскоре вошла в архитектурное и фресковое искусства всего мусульманского мира в виде великолепно выполненных надписей на камне или в лепнине. Так каллиграфия, украшавшая поверхность стен памятников зодчества священными стихами или изречениями пророка, стала неотъемлемой частью архитектуры.

В Индии расцвет каллиграфического искусства начался с появлением мусульман, еще до установления их политической власти. Орудия и способы выполнения надписей были примерно теми же, что и в других мусульманских странах. Для письма применялись особые тростниковые перья, технология изготовления которых была непроста. Для резки тростника предписывалось иметь особый вид ножа, а способ затачивания кончика пера определялся задуманным каллиграфическим стилем. Существовали правила обращения с пером и его хранения, а также рецепты приготовления многочисленных сортов чернил. Для обеспечения гладкости бумага окрашивалась, крахмалилась, а затем глянцевалась. И все же в различных странах, а также в разных районах каждой страны направление развития этого искусства принимало собственные индивидуальные черты.

Способов, применяемых в Индии для выполнения настенных надписей, насчитывалось великое множество. Одним из первых методов явилась насечка букв на камне, берущая истоки из древней индийской традиции. Другой, более распространенный способ заключался в рельефном вырезании букв на камне, подобно тому, как это делалось во всех мусульманских странах. Когда при Великих Моголах стали использовать для строительства белый мрамор, надписи инкрустировали черным мрамором, а для мозаичных каллиграфических вставок использовали глазурованную или шлифованную плитку.

Шрифтами для письма, употреблявшимися в первых арабских надписях, служили остроугольный куфи и курсивный насх. Процесс развития последующих шрифтов, таких, как тхултх, мухак-как, райхан, тауки, рика, талик, бахар и анасталик, начался в VIII веке и продолжался в более поздние века Среди тех, кто немало потрудился над классификацией различных шрифтов и их совершенствованием, можно назвать Абу Али Мухаммада Ибн-Мукла (885-935), Али бу Хилала Ибн-Бавваба (ум. 1025), Джамалудцина Якута аль-Мустасими (ум. 1298), Мира Али Тебризи (XV век) и др Тебризи придал окончательную форму новому стилю письма - насталику, развившемуся из насха и талика в Иране примерно в XIV-XV вв Отточенные гением иранских каллиграфов, длинные штрихи с заостренными концами и гибкие округлые линии букв этого высокохудожественного и изящного стиля господствовали в каллиграфии Малой Азии, Средней Азии, Ирана и Индии на протяжении столетий вплоть до сегодняшнего дня.

В более поздний период в Турции и Индии начали развиваться чрезвычайно орнаментальные каллиграфические формы, такие, как гулзар, таус, мани, зульф-и-арус, ларза, гхубар, тугхра. Строго говоря, это не новые стили: все они представляют оригинальные способы орнаментальной обработки или декоративной интерпретации общепринятых стилей. Например, стиль, при котором буквы не выписываются полностью чернилами, как это делается при письме тростниковым пером, а обводятся широким контуром, который потом заполняется сложным орнаментом из листвы (гулзар, сад), павлиньего оперения (таус, павлин) или рыб (мани, рыба). Орнаментальным был и курсивный, или округленный, шрифт, известный под различными названиями: дивани, шафиа и шикаста. Запись царских указов и документов велась величественными по форме шафиа или дивани, а в повседневной жизни очень удобным оказался шрифт шикаста

В XIII-XIV вв. в Индии появилась типичная, пусть не столь художественная, но тем не менее весьма удобная модификация шрифта тхултх Для нее характерны прямые толстые штрихи с тупыми концами, она почти исключительно использовалась при переписке Корана. В восточной Индии обнаружено несколько надписей XIII века, каллиграфия которых, видимо, представляла собой первоначальную форму такого шрифта, получившего название бихар. Видимо, его можно считать чисто индийским шрифтом, так как сведений об его использовании за пределами Индии не имеется Хотя экземпляры Корана, переписанные этим шрифтом, не так уж редки и имеется еще ряд такого рода рукописей, бихар не получил широкого применения, и, какими бы его образцами мы ни располагали, все они датируются XIV и XV вв., после чего шрифт явно вышел из употребления

В других странах, вошедших в сферу влияния ислама, искусство каллиграфии существовало и развивалось столь же широко, как в Индии времен мусульманского правления, однако, за исключением надписей на камне, от домогольского периода сохранилось мало образцов. До нас дошло всего несколько переписанных в Индии рукописей, которые могли бы занять достойное место в ряду образцов каллиграфического искусства, а рукописи на полосах пергамента, так называемые "васли", попросту неизвестны. Только при Тимуридах, или, как их часто именуют, Великих Моголах, и особенно по возвращении из иранской ссылки императора Хумаюна стало быстро развиваться искусство в виде фресковых и настенных росписей, каллиграфии и живописи. При его наследниках, вплоть до середины прошлого века, искусство каллиграфии при щедрой поддержке Акбара, Джахангира и Шах-Джахана достигло в XVI и XVII вв. очень высокого уровня, с которым не могли сравниться другие страны.

Как уже упоминалось, от домогольского периода до нас дошли лишь немногие образцы каллиграфического искусства на бумаге. Но это не означает, что каллиграфия не была известна или не существовала в Индии в те времена В Индии, как и в других странах, декоративные надписи наряду с цветочным и геометрическим орнаментом украшали собой многие архитектурные сооружения. В домогольских культовых сооружениях- мавзолеях и мечетях, а также в светских зданиях крепостях и дворцах - прекрасно выполненные надписи образуют неотъемлемую и существенно важную часть архитектурных украшений Надписи на таких сооружениях, как мечеть Кутаб в Дели (1191-1198) с примыкающим к ней минаретом Кутаб Минар (1206-1236), находящийся поблизости мавзолей Илтутмыша (ок. 1233), мавзолей султана Гхари (1231-1232), Алаи Дарваза (1311) в Дели, а также мечеть мамлюков, прозванная в народе Архаи-Дин-Ка-Джхонпра, в Аджмере, являют собой примеры высокоразвитого искусства каллиграфии. Их можно сравнить с лучшими образцами мусульманской каллиграфии.

В результате расширения мусульманских завоеваний число подобных надписей возросло, что также дало толчок возникновению еще большего разнообразия каллиграфических стилей в различных частях Индии. Так, например, в Хайдарабаде находятся некоторые из выдающихся образцов каллиграфического искусства на камне, например эпитафии в стиле тхултх, а каллиграфические надписи в стилях рика и тхултх, тауки и насх встречаются в восточной Индии и в Гуджарате. В Бенгалии можно увидеть исключительно красивые и изящные эпитафии в стиле тугхра: надписи складываются в узоры, напоминающие лук и стрелы, загородку, глиняный светильник, летящую птицу, утку, величаво скользящую по воде с вытянутой вверх головкой, кобру с раздутым клобуком и т. д.

Даже в период правления Моголов, когда мастерство письма на бумаге достигло зенита, каллиграфическое искусство надписей на памятниках продолжало развиваться. Существуют превосходные надписи, выполненными в безупречных стилях насх, тхултх и насталик на различных сооружениях этого исторического периода в Агре, Аллахабаде, Дели и других местах. Позднее, в годы упадка могущества Моголов, в отдаленных центрах, таких, как Кхамбха (Камбай) в Гуджарате и Веллор на юге Индии, были выполнены изящные надписи на камне в стиле насталик. Эти эпиграфы сохранили имена тех художников и каллиграфов, которые обогатили искусство надписей, без чего мы никогда бы о них не узнали. Интересно отметить, что там упомянуты имена королей и аристократов наряду с профессиональными художниками, есть имена индийские, есть и иранские.

Могольские императоры покровительствовали многим каллиграфам: как тем, кто выполнял рукописи, так и мастерам по настенной росписи. У каждого мастера был свой индивидуальный стиль, выработанный долгими годами обучения и труда. Вся творческая энергия художника находила выход в искусстве письма, которое могло быть твердым и смелым, или утонченно изысканным, или очень сдержанным, или элегантным. Именно эти великие искусники стояли у истоков разных школ каллиграфии, получивших в дальнейшем широкое развитие.

К наиболее выдающимся каллиграфам при дворе Акбара можно причислить Абдус-самада Ширин-Ракама, Мира Абдуллу Тирмиди и Баязида Даури. Но, вероятно, более всех известен был Мухаммад Хусейн Кашмири, чья тонкая работа заслужила ему титул Заррин Калам, "золотого пера". Его называют величайшим в Индии мастером стиля насталик, при котором кажущиеся выведенными без малейших усилий штрихи и изгибы букв грациозно плывут друг за другом.

При дворе Джахангира славились своим искусством Абдуррахим, Мухаммад Шариф и Султан Сархинди. При дворе Шах-Джахана немалых успехов достигли такие видные каллиграфы, как Абдулхак Ширази, один из наиболее известных мастеров настенной росписи. Как главному каллиграфу Тадж-Махала ему была поручена работа по выполнению надписей из Корана. Его работа так же величественна и изящна, как сама архитектура этого всемирно известного мавзолея. Последней дошедшей до нас работой Абдулхака Ширази в каллиграфии стала роспись по фаянсовой мозаике на двух великолепных входах во дворец, построенный им самим около Амритсара в Пенджабе и известный как Аманат Хан Серай.

Заслуженной славой пользовался и Абдуррашид Дайлами, племянник знаменитого иранского мастера Мира Имада Казвани, который бьет назначен учителем каллиграфии принца Дара Шикоха и принцессы Зебуниссы. Его имя стало легендарным для многих поколений индийских каллиграфов, многие из которых испытали на себе его влияние. К видным мастерам письма можно причислить Мухаммада Амина Машхади, Мира Мухаммада Салиха Кашфи, Мира Мухаммада Мумина Арши и Сайда Али, обучавшего каллиграфии принца Аурангзеба. Абдуллатиф Аббаси, знаменитый издатель старинных рукописей, сам был также отличным каллиграфом.

Эпоха Аурангзеба связана с именами целой плеяды блестящих каллиграфов, наиболее знаменитым из которых считался Абдул-Баки Хаддад. Его пригласил в Индию, будучи еще принцем, Аурангзеб, по восшествии на престол возведший каллиграфа в ханское достоинство с титулом Якут-Ракам Хана Пользовались славой и Мухам-мад Ариф Хиреви, который получил титул Якут-Ракам Хана от наследника Аурангзеба Алама Бахадур Шаха I, Хидаятулла Заррин-Ракам, Хаджи Исмаил Ротан-Калам, Абдулла, получивший позднее имя Мул Радж, и другие.

И в начале мусульманского проникновения в Индию, и во времена Великих Моголов в стране существовало большое количество центров, где развивалось искусство каллиграфии. В Декане в правление династии Бахмани, в Бидаре, Биджа-пуре, Голконде-Хайдарабаде и Ахмаднагаре процветало каллиграфическое искусство и на бумаге, и в форме надписей на камне. Среди лучших образцов каллиграфии на камне и в настенной росписи имеются чрезвычайно изящные надписи, выполненные в блестящих цветовых решениях иранским художником Шукруллой Казвини, отделавшим мавзолей Ахмада Шаха I Бахмани (1422-1436). На таком же высоком уровне выполнена роспись по фаянсовой мозаике на медресе Махмуда Гавана (1472) и по ярким цветным плиткам на мавзолее Али I Барида (1542-1580) - все они находятся в Бидаре.

Обильную роспись на полированном черном камне можно увидеть на мавзолее Ибрагима Рауза в Биджапуре. Надписи на разнообразных памятниках, подобных Маккаи Дар в крепостной стене Голконды, мечети в близлежащем Шайкхпете, мечети Джами в Хайдарабаде и на фаянсовой облицовке памятников Бадшахи Ашур-Хана, представляют собой следы склонности султанов династии Кутб-Шахи к каллиграфическому искусству. Их сооружения щедро украшены каллиграфическими орнаментами огромной художественной ценности. Надписи на надгробиях в некрополе Дайра Мира Мумина знакомят нас с каллиграфией стиля тхултх самого высокого качества.

Красота и величие каллиграфии не могут не затронуть зрителя. Богатая по смыслу, абстрактная по композиции, каллиграфия не знает языковых или национальных барьеров. Как отмечал персидский литератор XVI века Кади Ахмад: "Если кто-то, независимо от того, умеет он читать или нет, видит красиво выведенные строки, он получает наслаждение от одного их только вида".

 Copyright RIN 2003 -
  Обратная связь