История/ Средние века/ Страницы истории/ Япония/ Военное искусство Японии в Средние века/ Мечи пяти традиций/
Древний мир
Страницы истории
Карты
Даты и события
Средние века
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новое время
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новейшая история
Парадоксы истории
Страницы истории
Карты
Даты и события
Общие разделы
День в истории
Загадки истории
История истории
Исторические личности
Историки
Археология
Организации
Занимательные
исторические факты

История религий
Рефераты по истории
Новые статьи :
Хронология. XVII век. - 1601 "Указ о крестьянском выходе". Образовался стрелецкий приказ. Бояре Романовы и их родственники сосланы. В Сибири основан город Мангазея. 1603 В Польше появился Лжедмитрий I. Борис Годунов издал грамоту о войне с самозванцем. 1605 Лжедмитрий I был объявлен боярск подробнее..

Хронология. XVI век. - 1500 Иван III унаследовал часть земель Рязанского княжества и получил право на управление остальной частью. 1500 Под власть Москвы перешли князья Новгород-Северский и Черниговский. 1500 Иван III предпринял второй поход на Литву под предлогом защиты права Елены, жены А подробнее..

Сервис:
Новости
Служба рассылки
Открытки
Исторические личности
Социологические опросы
Лучшие тесты
  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


Мечи пяти традиций





Ямасиро
Первый кузнец, работавший в Киото в провинции Ямасиро, чье имя нам известно, - Сандзё Мунэтика. Его тати, подписанные Сандзё (от названия улицы в Киото где он жил) или Мунэтика, датированы в основном 10-м веком. Эти мечи имеют глубокий изгиб вблизи рукояти (косидзори) и значительное превышение ширины клинка у рукояти над шириной клинка у вершины (фумбари). Сама вершина (киссаки) маленькая, структура волокон стали - мелкая итамэ, линия закалки иногда типа ко-мидарэ и состоит из ниои и ниэ, встречается двойное (нидю-ха) и даже тройное (сандзю-ха) лезвие.

Далее следует отметить очень важную школу Аватагути (от названия района в Киото). Кунитомо (конец 12 - начало 13 веков) был одним из лидеров этой школы. Его тати схожи с мечами Мунэтика, но узор закаленного лезвия (хамон) обычно прямая (сугуха) с элементами ко-мидарэ (мелкий беспорядок). Другой достойный кузнец этой школы, один из лучших мастеров вообще, Тосиро Ёсимицу, известен своими плоскими (хирадзукури) прямыми и чуть вогнутыми (утидзори) кинжалами со сталью типа ко-итамэ и узором лезвия типа сугуха, с длинными хвостовиками с овальным концом (куридзири) и умеренно наклоненной насечкой напильником (каттэ-сагари).

Третья группа из Ямасиро - школа Рай. Клинки ее основателя, кузнеца Куниюки, жившего в 13-м веке, широкие и узкие тати с закалкой ко-мидарэ или тёдзи (бутоны гвоздик) с зернами ниэ и ниои, структура стали - итамэ. Позднее. В работах Рай Кунимицу (начало 14-го века) как итог влияния традиции ковки из провинции Сагами, появился узор закаленного лезвия гономэ.

Сагами
Иначе называемая традиция Сосю появилась благодаря покровительству военных правителей (сёгунов) из Камакура вблизи современного Токио. Начало было положено в 1249 году, когда Аватагути Куницуна из Ямасиро прибыл в Камакура и выковал тати для регента Ходзё Токиёри. Сын этого кузнеца, Синтого Кунимицу был учителем будущего мастера Юкимицу и великого и непревзойденного Масамунэ, который прославил школу Сагами и считается самым лучшим кузнецом. Для традиции Сосю характерны как мечи так и прямые ил утидзори кинжалы, длина обычно 24-28 см. Структура стали очень изящная, плотная итамэ, узоры лезвия разнообразные. У Масамунэ обычно узор типа мидарэ-ха, обильно насыщенный ниэ.

Бидзэн
Расположенная на побережье Внутреннего моря эта провинция в те далекие времена была центром выработки железа. С конца периода Хэйан вплоть до губительного наводнения реки Ёсииё в конце 16 века район вокруг поселения Осафунэ был, пожалуй. Самым плодовитым на клинки во всей Японии. Внутри так называемой школы Ко-Бидзэн (Старый Бидзэн), объединяющей всех мастеров 10-12 веков есть три великих имени - Томонари, Масацунэ и Канэхира. Их тати тонкие, с резко выраженным изгибом косидзори, с маленьких размеров вершиной (ко-киссаки), структура стали итамэ или ко-итамэ, узор закаленного лезвия в основном ко-мидарэ в сочетании с тёдзи и гономэ с обилием ниэ.

В 13-м веке стиль Хэйан был развит школой Итимондзи, основанной мастером Норимунэ, и школой Осафунэ, но впоследствии клинки стали шире, вершины крупнее, что могло быть связано со спецификой плотных кожаных доспехов монголов. В работах Осафунэ изгиб клинка типа косидзори сменился равномерным изгибом по всей длине (ториидзори), в 14 веке тати несколько удлинились и стали более широкими, влияние традиции Сагами стало заметно, особенно в узоре закаленного лезвия (хамон) - это узоры нотарэ и о-мидарэ. В период Муромати вначале делались изящные тати с хамон гономэ-тёдзи, но ажиотажный спрос на мечи в начале15 века вплоть до конца 16 века сделал провинцию Бидзэн (вместе с провинцией Мино) крупнейшим центром массового изготовления оружия не только для внутреннего применения, но и для экспорта в Китай. Изготавливались многочисленные клинки на любой вкус согласно запросам многочисленных заказчиков.

Ямато
Это самая древняя традиция из всех, когда эта провинция стала политическим центром Японии, что произошло аж в 4 веке нашей эры. Тогда еще использовались китайские технологии обработки железа. Полулегендарный кузнец Амакуни, называемый Отцом японского меча, был родом, по-видимому, из Ямато и жил в 8 веке, хотя сегодня все это не считается совершенно достоверным. О чертах мечей Ямато до 12 века можно лишь догадываться, но в период Камакура картина прояснилась. Это мечи с выраженным продольным ребром (синоги), со структурой стали масамэ или итамэ, узор лезвия чаще всего сугуха с использованием ниэ, встречается сочетание сугуха с мидарэ. В отличие от традиций Бидзэн и Ямасиро почти не встречается закалка тёдзи. Как правило, исключительно яркие и насыщенные зернами ниэ закалки традиции Сагами здесь не встречаются. В основном мы имеем дело со сдержанным консервативным и спокойным стилем.

История производства оружия в Ямато подразумевает тесную связь оружейников со старыми храмами Нара и другими, чьи монахи участвовали в военных действиях, что распространилось и на монахов в других провинциях. Мечи Нара в период Камакура стали известны по всей Японии. Среди значительных школ ковки в Ямато школа Тэгаи замечательна тем, все ее члены, включая мастера Канэудзи, в самом конце периода Камакура переселились в селение Сидзу в провинции Мино, и там возникла традиция Мино.

Мино
Канэудзи делал тати умеренной толщины с вершинами умеренных размеров, на хвостовиках нанесены насечки напильником с небольшим наклоном (каттэ-сагари), сами хвостовики резко обрезаны чуть наискось (кири). Это похоже на работы традиции Сагами, ведь Канэудзи учился у Масамунэ.

Черты клинков Канэудзи впоследствии стали чертами стиля Мино - структура стали сочетает итамэ и масамэ, состоящие из ниэ, наличие дзи-ниэ и тикэй в дзи, узор лезвия типа ко-мидарэ с небольшим количеством гономэ (взято из Ямато) или нотарэ (взято от Масамунэ). В области закаленного лезвия видны структуры сунагаси и хакикакэ.

Внутри традиции Мино было семь школ, из которых выделяются ясными отличительными особенностями, особенно использованием узора лезвия типа сугуха, школы Ёсисада и Канэёси (конец 14 - начало 15 веков).

В период Муромати самыми мощными центрами по изготовлению мечей были Осафунэ в Бидзэн и Сэки в Мино. Массово изготавливаемым в Сэки мечам недоставало индивидуальности, но не в той степени как мечам Осафунэ. Несколько кузнецов, вернее групп кузнецов, стоящих за подписями типа Канэсада и Канэмото, использовали выразительные узоры лезвия, например санбонсуги. Выразительность хамон со временем стала яркой чертой, что выделяло многих кузнецов в начале периода Эдо.

На практике, большинство новых школ, появившихся в период Момояма и начале периода Эдо, происходили из Мино.

 Copyright RIN 2003 -
  Обратная связь