История/ Общие разделы/ Историки/ Ключевский Василий Осипович (1841 - 1911)/
Древний мир
Страницы истории
Карты
Даты и события
Средние века
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новое время
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новейшая история
Парадоксы истории
Страницы истории
Карты
Даты и события
Общие разделы
День в истории
Загадки истории
История истории
Исторические личности
Историки
Археология
Организации
Занимательные
исторические факты

История религий
Рефераты по истории
Новые статьи :
Теологическая и космогоническая система - Мы не раз имели случай указать на громадное значение египетской теологии и жреческой мудрости. Но эта самая теология, которой мы обязаны всеми нашими сведениями о религиозных воззрениях египтян, составляет, вместе с тем, величайшее препятствие для правильного понимания народного верования, лежащего подробнее..

Божества народного верования - "Довольны все боги на небе, все боги на земле и в воде; довольны все боги севера и юга, все боги запада и востока, все боги сел и все боги городов". В этом характерном пирамидном тексте отразилось все религиозное мировоззрение древнего египтянина. Куда бы ни обращал свои взоры египтянин, всюду видел подробнее..

Сервис:
Новости
Служба рассылки
Открытки
Исторические личности
Социологические опросы
Лучшие тесты
  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


Ключевский Василий Осипович (1841 - 1911)





Ключевский Василий Осипович Ключевский Василий Осипович (1841, Пенза - 1911, Москва) - историк. Родился в семье рано умершего сельского священника. Детство Ключевского прошло в жестокой нужде. Преодолев свое заикание, трудности учения, с отличием окончил в 1856 Пензенское духовное училище и поступил в духовную семинарию.

В 1861 Ключевский, не желая стать священником, оставил семинарию и поступил на историко-филологический факультет Московского университета, который окончил в 1865 со степенью кандидата и был оставлен на кафедре для подготовки к профессорскому званию.

Первая монография Ключевского "Сказания иностранцев о Московском государстве" (М., 1866) свидетельствовала о его огромной трудоспособности и интересе к истории быта. Ключевский по совету своего преподавателя С.М. Соловьева для магистерской диссертации взял тему "Древнерусские жития святых как исторический источник" (М., 1871), над которой работал 6 лет, изучив около 5 тыс. житий, что, по мнению его оппонентов, являлось научным подвигом.

Ключевский пришел к выводу, что жития - ненадежный исторический источник и часто не соответствуют реальной жизни причисленного к лику святых. Этот труд позволил ему приобрести богатый источниковедческий опыт.

В 1867 Ключевский стал читать курс всеобщей истории в Александровском военном училище. В 1871 ему предложили занять кафедру в Московской духовной академии, а на следующий год начать чтение лекций на Высших женских курсах.

Вскоре он приобрел славу изумительного лектора ("Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую") и в 1879 после смерти С.М. Соловьева занял его место в Моск. университете.

Наряду со специальным курсом "Истории сословий в России" (1887), исследованиями, посвященными социальной тематике ("Происхождение крепостного права в России", "Подушная подать и отмена холопства в России", "Состав представительства на земских соборах древней Руси"), истории культуры XVIII и XIX вв. и др. Ключевский создал главный труд жизни "Курс русской истории" (М., 1987 - 1989. T.I - 5), в котором изложил свою концепцию исторического развития России.

С 1902 и до конца жизни Ключевский готовил его к изданию и переизданию, прервавшись лишь в 1905 в связи с участием в работе комиссии по пересмотру законов о печати и учреждением Гос. думы. Помимо преподавательской и исследовательской работы, К. в 1887 - 1889 был деканом историко-филологического факультета и проректором.

В 1894 ему, председателю Общества истории и древностей росс., пришлось произнести речь "Памяти в бозе почившего государя императора Александра III", в которой либерально мыслящий историк восхвалял покойного государя, за что был освистан студентами, не одобрившими конформистское поведение любимого профессора.

В 1900 Ключевский был избран действительным членом Академии наук, но это не изменило его жизнь. В 1900 - 1910 он стал читать курс лекций в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его слушателями были многие выдающиеся художники.

Ф.И. Шаляпин в своих воспоминаниях написал, что Ключевский помог ему уяснить образ Бориса Годунова перед бенефисом в Большом театре в 1903.

Ключевский был убежден, что "человеческая личность, людское общество и природа страны... основные исторические силы". Жизнь человечества "в ее развитии и результатах" - суть исторического процесса. Познать этот процесс, - считал Ключевский, - возможно через историческую личность народа и человеческую личность. Смысл истории - в народном самосознании.

Глубокое знание исторических источников и фольклора, владение мастерством исторического портрета, афористичный стиль сделали Ключевского одним из наиболее читаемых и чтимых историков конца XIX - нач. XX в.
 Copyright RIN 2003 -
  Обратная связь