|
 |
Новые статьи : |
 |
Роберт Рождественский (1932), русский поэт ("Реквием", "Письмо в тридцатый век", "210 шагов") -
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Роберт Иванович (1932-94), русский поэт. Гражданственность, публицистическая направленность лирики: сборники "Ровеснику" (1962), "Голос города" (1977), "Это время" (1983), "Возраст" (1988); поэмы "Реквием" (1961), "Письмо в тридцатый век" (1963), "210 шагов" (1978); популярные
подробнее..
|
 |
Вячеслав Котеночкин (1927), русский мультипликатор, автор сериала "Ну, погоди!" -
КОТЕНОЧКИН Вячеслав Михайлович (р. 1927), российский кинорежиссер-мультипликатор, художник, народный артист России (1987). Поставил фильмы: "Мы такие мастера" (1963), "Лягушка-путешественница" (1965), многосерийный "Ну, погоди!" (1969-92), "Он попался" (1981) и др. Государственная премия СССР
подробнее..
|
 |
|
 | Сервис: |
| |
Флот афинян
В силу естественных условий, окруженные отовсюду морем, жители Аттики уже с древних времен должны были сделаться искусными мореплавателями и обращать большое внимание на флот.
Фемистокл справедливо видел во флоте главную силу для борьбы с персами и особенно заботился об его увеличении; по его предложению, доходы с Лаврийских серебряных рудников были обращены на увеличение флота; совет обязан был заботиться о постройке ежегодно 20 триер, оснастка и содержание которых составляли литургию богатых граждан. Эта мера так быстро подвинула вперед развитие афинского флота, что уже в битве при Саламине участвовали 200 афинских судов. Затем флот все более и более увеличивался, так что в начале Пелопоннесской войны состоял из 300 вполне годных кораблей (Фук II, 13), а общее их количество доходило до 400, так как ежегодно назначалось 400 триерархов. (Пс.-Ксен. Об аф. гос. устр. III, 4). Фукидид подробно описывает (VI, 43 cл. ) блестящее отправление в Сицилию (415 г.) афинского флота, состоявшего из 60 скороходных судов, 40 афинских и 34 союзных десантных и, кроме того, 130 провиантных и транспортных; потом на подкрепление к нему было послано еще 75 судов. Весь этот флот жалким образом погиб в Сицилии; но афиняне скоро оправились от поражения, так что при Эгоспотамах (405 г.) имели уже снова 180 судов. В IV веке особенно много заботился об увеличении флота Ликург, управлявший афинскими финансами с 338 по 326 г.; при нем в афинских гаванях и верфях стояло более 400 судов. Затем уже морская сила Афин стала склоняться к упадку, а с уничтожением их политического могущества и флот их потерял всякое значение.
Первоначально военные суда были одногребные, т. е. с одним только рядом весел числом от 20 до 100, из которых одна половина была с одной, а другая с другой стороны; по числу весел одногребные суда назывались двадцативесельными, тридцативесельными, пятидесятивесельными и т. д. После Саламинской битвы стали строить и многогребные суда, т. е. с несколькими рядами весел, один ряд над другим. В афинском военном флоте главным родом судов были трехгребные галеры, по словам Фукидида (I, 13), изобретенные коринфянами приблизительно за три века до конца Пелопоннесской войны, а со времен Ликурга стали строиться и 4-х и 5-гребные корабли. В многогребных судах отверстия для весел различных рядов помещались не одно над другим, а наискось, чтобы весла не задевали одно за другое; чем выше был ряд, тем тяжелее и длиннее были весла и тем труднее было ими действовать (однако каждый гребец мог легко нести свое весло по сухому пути. Фук. II, 93), почему гребцы верхних рядов получали и большее жалованье. Полное число гребцов на триере было обыкновенно 170: в верхнем ряду 62 и в двух других по 54; гребцы верхнего ряда назывались qranitai, среднего - zeugitai, нижнего - qalamitai; они действовали веслами в такт по команде особого начальника. Поворотами корабля управлял рулевой. Кроме гребцов, на кораблях были еще матросы, управлявшие снастями. Десантные солдаты в тяжелом вооружении, числом до 10 на каждом корабле, вместе с гребцами и матросами составляли экипаж корабля, доходивший средним числом до 200 человек. В V в. гребцы набирались преимущественно из наемных иностранцев, метеков и рабов, тогда как в IV в. бедные граждане составляли значительную часть в общем количестве гребцов. В качестве рулевых и uphretai обыкновенно служили граждане (Фук. I, 143). Жалованье и кормовые деньги, которые экипаж корабля получал от триерарха, колебались от 3 оболов до драхмы в день.
Суда частью были скороходные, употреблявшиеся для морских сражений и по своей форме обыкновенно называвшиеся nheV makrai, частью транспортные для перевозки пехотных и кавалерийских войск или провианта и других запасов. На судах для перевозки войск число матросов было по возможности меньшее, и их обязанности отчасти исполняли солдаты.
Морская тактика афинян была еще очень проста; главные маневры состояли в том, чтобы обогнуть с флангов неприятельскую линию или прорезать ее. Незначительная величина кораблей, их быстрота и поворотливость много способствовали успешному исходу сражения (например, при Саламине). При попадании старались ударом металлического клина, находившегося на носу корабля, пробить и потопить неприятельское судно или испортить весла, или брали на абордаж железными крючьями и сражались врукопашную на палубе.
Начальство над флотом. Главнокомандующими над флотом были стратеги; они набирали морские войска и имели главный надзор за снаряжением флота, в чем им помогали особые должностные лица apostoleiV. Отдельными триерами командовали граждане, на обязанности которых лежала оснастка корабля и содержание его в течение года (триерархи). Только два государственных корабля "Парал" и "Саламиния" оснащались и содержались на государственный счет. Народ избирал для каждого из них особого казначея (Арист. Аф. пол, 61). Верфями, доками и морскими арсеналами заведовали особые попечители верфей, избиравшиеся жребием по одному из филы; они смотрели за сохранностью судов и всех принадлежностей флота, вели списки и счеты, отмечали состояние судов, указывали, какие необходимы исправления и кому из граждан приходится в данный год принять на себя триерархию. По этому предмету, весьма чувствительно затрагивавшему финансовые интересы граждан, часто происходили споры, судебное ведение которых входило в круг обязанностей попечителей. При попечителях находились помощники и казначеи.
|
|
| |