 | Сервис: |
| |
Федерико Феллини (1920), знаменитый кинорежиссёр
ФЕЛЛИНИ (Fellini) Федерико (20. 01. 1920 - 31. 10. 1993), итальянский режиссер.
Родился в Римини, где провел детские и отроческие годы. Этому городку детства Феллини посвятит проникновенные кадры и строки, будет там похоронен. По окончании школы в 1937-1939 работает во Флоренции художником комиксов, излагая сюжеты и приключения Флэша Гордона. Переехав весной 1939 в Рим (место действия доброй половины его фильмов) становится, в частности, сотрудником журнала "Марк Аврелий", где ведет постоянные рубрики, публикуя иллюстрированные юмористические рассказы. В редакции знакомится со Стефано Ванциной (Стено), благодаря которому при посредничестве Альдо Фабрици в 1939 пробует свои силы в кино. Как гэгмен участвует в написании сценариев ряда комедийных фильмов того времени, чуть позднее выступает в кино уже как соавтор-драматург. Осенью 1943 женится на Джульетте Мазине, исполнительнице роли Паллины на радио в написанных им скетчах, брак с которой знаменовал их полувековое творческое сотрудничество.
Знакомство в 1945 с Роберто Росселини, "отцом неореализма" значительно повлияло на мировоззрение и будущее творчество Феллини, который на протяжении первых послевоенных лет выступает соавтором сценариев его неореалистических фильмов, а также сотрудничает как драматург с другими режиссерами неореалистической ориентации. Совместно с Альберто Латтуадой ставит свой первый фильм (ту самую половину, что позднее будет отыграна в названии прославленного его фильма "Восемь с половиной") - "Огни варьете" (Luci Del Varietа, 1950), а следом по сценарию Микеланджело Антониони (синхронно с которым самостоятельно дебютирует в игровом кино) - комедию "Белый шейх" (Lo Sceicco Bianco, 1952). Одновременно с новеллой "Брачное агентство" (Un Agenzia Matrimoniale) для альманаха "Любовь в городе" (Amore In Cittа, 1953) снимает оригинальный, навеянный автобиографичными мотивами фильм "Маменькины сынки" (I Vitelloni, 1953), групповой портрет нового поколения молодых провинциалов, для которых война и антифашистское Сопротивление (как, впрочем, и героический пафос неореализма) не имели мировоззренческого значения. Фильм "Дорога" (La Strada, 1954) универсальная философская притча с углубленными психологическими характеристиками героев, принесший международную славу автору и сыгравшей в нем главную роль Джульетте Мазине, впрямую определил идейно-художественный отход от неореализма Феллини и новое национальное кино. Последующие фильмы "Мошенничество" (Il Bidone, 1955) и "Ночи Кабирии" (Le Notti Di Cabiria, 1957) уже своим выбором героев-маргиналов этот отход упрочили. Несвойственный Феллини социологизм, с которым он отреагировал на "эпоху экономического чуда", уравновешивался в "Сладкой жизни" (La Dolce Vita, 1960) введением в фильм лирического альтер эго автора в лице героя Марчелло Мастроянни, благодаря чему картина оказалась в равной степени кинематографическим произведением, вехой в развитии национального кино и явлением общественного характера. Авторский шедевр - "Восемь с половиной" (Otto E Mezzo, 1963) с явными автобиографическими аллюзиями в образе режиссера в исполнении того же Мастроянни - перевел внешнюю сюжетику предыдущего фильма в глубинную, интровертированную, столь излюбленную автором, решительно обновив киноязык и повлияв на несколько поколений кинематографистов мира. После затяжного кризиса 60-х годов - "Джульетта и духи" (Giulietta Degli Spiriti, 1964) - в конце десятилетия снимает для американского телевидения фильм "Феллини-блокнот режиссера" (1969, США), а следом - автобиографическую трилогию "Клоуны" (I Clowns, 1970, телефильм), "Рим" (Roma, 1972) и "Амаркорд" (Amarcord, 1973), первый и последний фильмы которой - бесспорные шедевры. Личностную мифологизированную трактовку античности и истории 18 века представляли его ленты "Сатирикон-Феллини" (Satyricon, 1969) и "Казанова Федерико Феллини" (Il Casanova Di Federico Fellini, 1976). Емкая философская притча "Репетиция оркестра" (Prova D'orchestra, 1978) возродила былую универсальную, в основе своей новаторскую потенцию маэстро. Последнее десятилетие творчества при всем разнообразии снятых в нем фильмов - саркастический антифеминистский памфлет "Город женщин" (La Cittа Delle Donne, 1980), ностальгические вариации на темы модерна как "большого стиля" в ленте "И корабль плывет" (E La Nave Va, 1983), антителевизионный шарж "Джинджер и Фред" (Ginger E Fred, 1985), попурри на собственные кинематографические темы в "Интервью" (Intervista, 1986) и поэтическая аллегория "Голос луны" (Le Voce Della Luna, 1990) - развивалось под знаком академизма, впрочем, общепризнанного во всем мире.
|
|
| |