История/ Общие разделы/ День в истории/ 18 Ноября/ Родились.../ Эльдар Рязанов (1927), известный режиссер, сценарист, актер, поэт, автор текстов песен/
Древний мир
Страницы истории
Карты
Даты и события
Средние века
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новое время
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новейшая история
Парадоксы истории
Страницы истории
Карты
Даты и события
Общие разделы
День в истории
Загадки истории
История истории
Исторические личности
Историки
Археология
Организации
Занимательные
исторические факты

История религий
Рефераты по истории
Новые статьи :
[1929] - в СССР арестовано более ста троцкистов по обвинению в заговоре - СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК (СССР, Советский Союз), государство, существовавшее в 1922-91 на большей части территории бывшей Российской империи. В его состав вошли: по Договору об образовании СССР (декабрь 1922) Белоруссия (БССР), Россия (РСФСР), республики Закавказья [ЗСФСР; с подробнее..

[1929] - в СССР арестовано более ста троцкистов по обвинению в заговоре - СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК (СССР, Советский Союз), государство, существовавшее в 1922-91 на большей части территории бывшей Российской империи. В его состав вошли: по Договору об образовании СССР (декабрь 1922) Белоруссия (БССР), Россия (РСФСР), республики Закавказья [ЗСФСР; с подробнее..

Сервис:
Новости
Служба рассылки
Открытки
Исторические личности
Социологические опросы
Лучшие тесты
  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


Эльдар Рязанов (1927), известный режиссер, сценарист, актер, поэт, автор текстов песен





РЯЗАНОВ Эдьдар Александрович (р. 18. 11. 1927), режиссер, сценарист, актер, поэт, автор текстов песен.

Родился в Куйбышеве. Окончил режиссерский ф-т ВГИКа (1950, мастерская Г. Козинцева). После окончания института работал на ЦСДФ. Снимал документальные и видовые фильмы: "Твои книжки", "Дорога им. Октября", "Недалеко от Краснодара", "Нефтяники Кубани", "Остров Сахалин" (Приз МКФ в Канне-55). Автор повестей, рассказов, текстов к песням, сценарист, автор и ведущий телепрограмм. Награжден призом за вклад в развитие советской кинокомедии на ВКФ-83 (Ленинград). В 1996 по ОРТ была показана полная ретроспектива его фильмов.

Народный артист СССР (1984). Лауреат Гос. премии СССР (1977), РСФСР (1979).

Сам Эльдар Рязанов дает следующую классификацию своим картинам: "Если не говорить о трех драматических лентах ("Жестокий романс", "Дорогая Елена Сергеевна" (1988) и "Предсказание" (1993), то остальные... можно разделить на два типа: "чистые" комедии и комедии, где различные жанровые признаки переплетены, проникают друг в друга и создают зрелище, которое совмещает в себе комедийные и драматические приемы...". К "чистым" комедиям режиссер относит "Карнавальную ночь", "Гусарскую балладу", отмечая их музыкальный характер, "Девушку без адреса" (1958), "Человек ниоткуда" (1961), "Невероятные приключения итальянцев в России" (1973, совместно с Италией). "Эти комедии, - говорит Рязанов, - призваны смешить, настраивать на веселый лад; некоторые из них вызывают размышления о жизни, но ни одна не заставляет грустить". Такие же киноленты, как "Берегись автомобиля" и все последующие, кроме, конечно, вышеперечисленных, вплоть до "Небес обетованных", заключают в себе "сплав веселого и печального". "Из смешных и забавных перипетий выглядывает грустное лицо комедии, на которой не только хочется хохотать, но и плакать. Фильмы эти приближаются к трагикомедии..." Это любимый жанр кинорежиссера.

Но, уточняя жанровое содержание наработанного мастером, можно было бы сказать, что "грустное лицо" его комедии - это прежде всего лицо любимого им героя. И если искать почву, которая объединяет все картины Рязанова, составляет основу его художественной деятельности, да и его личности, пожалуй, то это мироощущение того человеческого типа, к которому принадлежат страховой агент Юрий Деточкин, старики-разбойники, врач Женя Лукашин и подобные же герои режиссера. Кто они? В основном, тихие скромные служащие. Но служащий здесь не столько, может быть, социальное, сколько нравственно-психологическое определение человека и характера его взаимоотношений в мире. В какие-то наиболее ответственные, экстремальные моменты жизни в рязановских служащих просматривается духовный стоицизм, даже надбытовое величие. Как правило, такой взлет происходит в момент схватки с массовым хамством или государственной машиной, когда они очень уж агрессивно посягают на частное, интимное бытие героя.

Впервые этот герой появился в коллективном обличии в "Карнавальной ночи", где, несмотря на свою тихую скромность, а, может быть, и благодаря ей, одержал весомую победу над государственным хамством в лице бюрократа Огурцова (артист И. Ильинский). Это была, разумеется, рождественская сказка, нашептанная режиссеру "оттепельным" временем нашей истории. Но рождественский элемент, родившейся здесь, затем то и дело будет выныривать в картинах Рязанова как дар судьбы его "маленьким" людям. Наиболее полновесный, в этом смысле, подарок получают, конечно, герои А. Мягкова ("Ирония судьбы..." и "Служебный роман"), а затем и О. Басилашвили в "Вокзале на двоих". Дар этот - Женщина. Как явствует из сюжета "Вокзала", она и спасение для героя, явление его жизненной опоры в общественной системе, напоминающей то ли вокзал, то ли зону.

Судьба одаряет героя Рязанова за малость его, за скромность и тихость существования и за духовную стойкость в безысходной борьбе с государственной системой и воспитанным этой системой повальным хамством. Никто более не угрожает, кажется, рязановскому герою, как эти двое. Собственно, здесь и рождается комедийная интрига: герой бросает вызов системе совершенно невероятным, почти анекдотическим манером. Так происходит в "Берегись автомобиля" (страховой агент становится Робин Гудом), в "Стариках-разбойниках", где пенсионеры выкрадывают из галереи полотно Рембрандта, чтобы привлечь к себе внимание. А в "Служебном романе" все те же служащие, воспряв от любви, устраивают карнавальный кавардак в очень серьезном государственном учреждении, по определению призванном блюсти порядок и регламент.

Но к середине 80-х годов герой Рязанова неожиданно терпит полный крах. Причем крах проистекает из самой его, придавленной собственной малостью натуры. Оказывается, этот служащий не такой уж и тихий, и безобидный, если пройтись по его комплексам. В экранизации Островского "Жестокий романс" именно такой герой (Карандышев), в исполнении все того же Мягкова, губит и себя, и красоту, к которой, кажется, стремится. А "Забытая мелодия для флейты" делает еще более определенной ту границу, перед которой все рождественские иллюзии исчезают и где герой Рязанова оказывается, по сути, бессильным преодолеть свою малость. Здесь герою нужно умереть, чтобы вернуться к себе, а точнее, чтобы вернуть Женщину, которая спасет...

К концу 80-х - началу 90-х годов стало ясно, что Э. Рязанов склонен попрощаться со своими любимыми героями, а точнее, с теми иллюзиями, которые последние питали. Им не осталось на грешной земле места. Вероятно, поэтому в "Небесах обетованных" рязановские "служащие" оставляют неуютную землю и вместе с бродячими собаками на пресловутом паровозе, который должен, как известно, вперед лететь, устремляются... Куда? В коммуну, в небо? Бог весть... Но, кажется, из творчества любимого зрителями кинематографиста-комедиографа они уходят.

 Copyright RIN 2003 -
  Обратная связь