| Сервис: |
| |
Разведка и шпионаж в Древней Персии
Персидский царь Кир II (558-530 до н.э.) в истории древней дипломатии известен как создатель глобальной для того времени информационной системы. Вестовые царя Кира были обязаны не только доставлять почту во все уголки обширной империи, но и составлять отчеты обо всем увиденном и услышанном во время пути. Эти сведения в определенной мере корректировали направления внутренней политики. Кроме того, в задачи курьеров входил сбор информации о вероятном противнике: начиная от базарных слухов и кончая нетрезвой болтовней купцов.
Методы дипломатии, в том числе тайной, персы во многом переняли у ассирийцев, многовековому господству которых пришел конец в начале VII в. до н.э.: объединенные силы киммеров, скифов, мидян и персов покончили с одряхлевшей империей. В 539г. до н.э. Кир II разгромил лидийскую армию и занял прибрежные греческие города Малой Азии. Далее он торжественно въехал в Вавилон, провозгласив манифест "владыки стран" против правящей там халдейской династии.
В нем, частности, говорилось: "Я - Кир, царь мира, великий царь, могучий царь, царь Вавилона, царь Шумера и Аккада, царь четырех стран света: сын вечного царства, династия и владычество которого любезны сердцу Бела и Набу (имена аккадских богов.). Когда я мирно вошел в Вавилон и при ликованиях и веселии во дворце царей занял царское жилище, Мардук (главный бог пантеона.), великий владыка, склонил ко мне благородное сердце жителей Вавилона за то, что я ежедневно помышлял о его почитании:"
Мудрый Кир знал, что делал: он как говорится, мягко стелил, чтобы с помощью богов установить тотальный контроль над новыми поддаными. Большой почитатель Кира, греческий историк Ксенофонт составил своеобразный справочник - "Киропедию", посвященный политике и личности персидского царя. Этот труд, написанный через 150 лет после смерти Кира, содержит в том числе свидетельства того, как действовала имперская секретная служба, и в каких масштабах была организована курьерская служба.
На вопрос, почему о Кире говорят, будто у него множество глаз и ушей, Ксенофонт отвечал так: "Он создает свои царские уши и глаза путем раздачи подарков и присвоения почетных званий. Он щедро вознаграждает тех, кто приносит ему интересные сведения. Он многих приучил видеть в соглядатайстве доходное дело, использовать свои глаза и уши на пользу царю: Он выслушивал каждого, кто полагал, что ему есть что сообщить царю. Так пошла молва - у царя много глаз и ушей. Люди боялись отозваться о царе нелестным образом, словно он сам мог слышать их речи, или сделать что-нибудь, что могло причинить ему хоть какой-то вред. Казалось, будто он вездесущ. Поэтому никто не только не осмеливался отозваться о царе без должного почтения, но каждый вел себя так, словно он был окружен теми, кто были глазами и ушами царя. В народе знали: царь щедро одаряет даже за мелкие услуги, и я не вижу иной причины, кроме этой, почему народ так настороженно относился к своему царю".
Ксенофонт писал об особой придворной службе, которая производила первичный отбор поступивших сообщений, а в особо важных случаях устраивала информатору аудиенцию у царя. В своей книге Ксенофонт неоднократно упоминает о мастигофорах (кнутоносцах), агентах полицейской службы и охранниках: "Они с кнутами стояли там и стегали каждого, кто хотел протиснуться сквозь толпу".
В шпионской иерархии персов верхнюю ступеньку занимали некоторые священнослужители. Этот на первый взгляд странный факт, объясняется, во-первых, грамотностью жрецов, то есть они могли составлять информацию, и, во-вторых, их влиянием на все социальные круги населения. Жрецы были лучше других осведомлены в государственных делах, в том числе не получивших огласку. Это позволяло им, интеллектуальной элите, сохранять определенную независимость при любом правителе и в своих интересах корректировать политику монарха. Более того, когда в 539 г. до н.э. царь Валтасар затеял реформу, несколько принижавшую статус духовенства, он столкнулся с оппозицией во главе с верховным жрецом бога Баала. Во время осады Киром Вавилона жрецы провели с персидским царем тайные переговоры и, заручившись гарантиями, практически сдали город.
Как уже было сказано, систему организованной разведывательной службы и технику государственного наблюдения Кир II позаимствовал у многоопытных ассирийцев и приложил немало сил для ее усовершенствования. Ксенофонт так ее описывал функцию ведомства, контролирующего деятельность администрации: "Не было года, чтобы войско не направлялось в провинции, дабы помочь губернаторам вразумлять непокорных и призывать к ответы нерадивых и должников, а также для защиты населения. Предводитель войска должен следить за тем, чтобы земля возделывалась и все занимались порученным им делом. Если же он не может навести порядок, то обязан доложить об этом царю, который воздаст ему надлежащим образом". Примечательно, что прямой и обратной связи ввиду огромных размеров империи Кир придавал особое значение.
Согласно Ксенофонту, система доставки сообщений была организована следующим образом: "Кир повелел измерить, какой путь конь одолеет за день, если будет скакать быстро, но не настолько, чтобы пасть. Затем, соразмерено этим расстояниям, он распорядился устроить почтовые станции, снабдив их лошадьми и конюхами. И на каждой станции поставил смотрителя, в обязанности которого входили прием и отправка донесений, забота об отдыхе вестовых и их коней, также и их своевременная отправка по назначению".
Ксенофонт упоминает о том, что скоростная эстафета, сделанная Киром, двигалась быстрее журавлей, Как бы то ни было, благодаря курьерской службе секретные материалы в кратчайший срок поступали в царскую канцелярию, где сразу же начиналась их обработка. Ксенофонт неоднократно подчеркивал преимущества круглосуточного функционирования почтовых эстафет. Суточный пробег мог составлять не менее 250 км. Таким образом, путь из Суз в Сарды (приблизительно 2300 км) сменявшие друг друга курьеры преодолевали за 8-10 суток. Постоянная угроза заговоров и мнительность правящей верхушки делали государственную почту недоступной для частных лиц. Персидские цари прилагали огромные усилия, чтобы максимально ограничить переписку своих подданных с зарубежными адресатами. Во всех провинциях безупречно функционировала система перлюстрации частной почты. Геродот описывает попытку мидийца по имени Гарпагос избежать этой процедуры. Свое послание к своим влиятельным землякам с просьбой склонить Кира II к походу на Мидийское царство Гарпагос зашил внутрь убитого зайца просить царя, чтобы тот разделал тушку самолично, без свидетелей. Хитроумный план удался. Кир получил зайца, разделал его и прочел сообщение.
Геродот, автор исторического труда о греко-персидских войнах, дает, в частности, подробное описание царской дороги из Сард (Малая Азия) в Сузы, персидскую столицу. Для обычного путешественника, писал Геродот, поездка из греческого города Эфеса на берегу Эгейского моря в Сарды, а оттуда дальше, в Сузы, длилась примерно 100 дней. Геротод восхищается состоянием дорог и скоростью почтовой службы персов. На огромную, растянутую на многие сотни километров империю была наброшена единая информационная сеть, все нити которой были сосредоточены в руках Кира. Его смерть в 530 г. до н.э. вовремя похода против кочевников не сказалась на работе созданной им системы тотального контроля. Сын Кира Камбис I покорил Египет и обложил киприотов и малоазиатских греков данью. Сменивший его Дарий I (522-486 до н.э.) развил и упрочил достижения Кира II. Он покровительствовал искусствам, способствовал развитию мореплавания и торговли, упорядочил налоговую и финансовую системы, проложил много дорог и каналов. Связь с отдаленными провинциями осуществлялась целой армией обученных шпионажу курьеров.
Дарий I, в отличие от египтян или ассирийцев, старался лишний раз не ущемлять национальные чувства порабощенных народов. Их представители имели право занимать высшие административные должности, однако исполнительная власть всегда оставалась в руках персов. Территория персидских владений во времена Дария делилась на 20 областей (сатрапий), во главе которых стояли губернаторы - сатрапы. Высшему военачальнику персидской империи, помимо армии, подчинялись царский двор и его администрация. Царское элитное войско насчитывало 10 тыс. Так называемых "бессмертных", которые приносили присягу на верность только самому царю. Персидская империя достигла невероятных для того времени: размеров: с востока на запад она простиралась от Индии до Средиземного моря, а с севера на юг - от Кавказа до Индийского океана. Справиться с центробежными тенденциями в таком государстве было исключительно трудно. Восстания вспыхивали одно за другим. О подавлении одного из них, вавилонского - в 520 г. до н.э., история сохранила память как о победе шпионской системы персов. Осада Вавилона длилась около двух лет. Персидскому царю не удавалось ни взять двухмиллионный город штурмом, ни проникнуть в него по отведенным из Евфрата каналам.
Тогда один из приближенных Дария по имени Зопирос предложил и реализовал смелый план. Расцарапав в кровь себе лицо и изодрав одежду, он инсценировал бегство к вавилонянам под видом спасающегося от персов. Вавилоняне поверили его хуле в адрес Дария и желанию отомстить за обиды и даже доверили командование небольшим отрядом. В условленный день при очередном штурме Вавилона Зопирос открыл порученные его охране городские ворота. Персы ворвались в город - Вавилон пал. По сути, это был вариант троянского коня.
В исторических хрониках осталось описание весьма необычного способа передачи секретного сообщения, а именно призыва к восстанию против персов, со стороны некого Гистайоса своему зятю, милетскому тирану Аристагору (ок. 494 г. до н.э.). Опасаясь, что курьер-раб будет перехвачен агентами персидской полиции, его наголо обрили и на коже головы написали нужную фразу. Когда волосы снова отросли, раба послали в Милет, куда он благополучно добрался, не вызвав ничьих подозрений. По прибытии к Аристагору раб произнес всего одну фразу: "Прикажи обрить мне голову и взгляни на нее!"
Все произошло в соответствии с планом. Аристогор поднял восстание, но оно было быстро подавлено персами, узнавшими о его подготовке благодаря своим агентам. Давнишней целью Дария была европейская Греция. Поделенная на независимые города-государства и раздираемая междоусобицами, она казалась легкой добычей. Однако планам Дария не удалось осуществиться. Помимо военного сопротивления со стороны греков, персы испытали на себе искусство греческой дипломатии.
|
|
| |