| Сервис: |
| |
Архитектура Месопотамии
Обратимся к слову "допотопный". Оно звучит для нас как единое целое: допотопный - значит очень древний.
До-потоп-ный - это тот, который был до потопа, то есть до наводнения. О каком же потопе идёт речь? Жители Месопотамии жили между двух полноводных рек. Эти реки орошали их поля, но при очень бурном и внезапном разливе могли снести хижины, разрушить каналы и плотины. В отдалённые времена сложилась легенда, что некогда боги наслали на людей страшный потоп, от которого спасся только один человек по имени Ут-Напиштим. По совету бога Эа, он построил корабль, взял с собой семью и различных животных, а когда воды схлынули, вышел из корабля, выпустил животных и, тем самым, продолжил на земле жизнь. Впоследствии эту легенду заимствовали евреи и включили её в свое Писание. В их изложении она стала известна всему миру.
Из того же источника попало в нашу речь и слово "столпотворение". Если приглядеться к нему внимательней, можно увидеть, что означало оно не тесноту и не толкучку, а строительство какого-то столба. Столп - о - творение. Так какие же столбы или столпы строили в древнем Вавилоне?
Строили там не столбы, а так называемые зиккураты, то есть храмы-обсерватории в виде ступенчатых пирамид. Каждый такой храм состоял из трёх или семи этажей. На кочевников, живших в шатрах, такие постройки производили неизгладимое впечатление. Им казалось, что надменные горожане в своей гордыне бросили вызов богам, решив построить башню до неба. К тому же в Вавилоне, который был культурным центром всей Передней Азии, можно было встретить представителей различных народов, говорящих на языках, которые часто не имели ничего общего с языком Вавилона. Так родилась легенда о вавилонской башне или столпе. Вавилоняне, возгордились, и решили добраться до неба, а Бог их за это наказал - "смешал их языки".
Что же ещё оставили нам в наследство древние культуры Египта и Месопотамии? Очень много. Ну хотя бы обычай мумифицировать трупы. Как тут не вспомнить мощи христианских святых или бальзамирование тела вождя в недавней советской истории! Так что внешним видом Мавзолея мы обязаны вавилонским зиккуратам, а искусству бальзамирования - древнему Египту.
Само название "мавзолей" происходит от имени царя Мавзола, которому была воздвигнута великолепная гробница. И в Египте, и в Месопотамии каждый год люди отмечали праздник воскресения своих богов, а вместе с ним и возрождения растительности после зимней смерти. В самом деле, зерно хоронят, зарывают в землю, как покойника, но оно возрождается в виде зелёного ростка, который тянется к свету, крепнет, образует колос и даёт новое зерно. Жизнь бессмертна, несмотря на её временную кажущуюся смерть.
Много веков спустя эту идею воспел замечательный шотландский поэт Роберт Бернс в стихотворении "Джон Ячменное Зерно".
Трёх королей разгневал он, И было решено, Что навсегда погибнет Джон Ячменное Зерно! Велели выкопать сохой Могилу короли, Чтоб славный Джон, Боец лихой, Не вышел из земли. Травой покрылся горный склон, В ручьях воды полно, А из земли выходит Джон Ячменное Зерно!
Древние же люди олицетворяли это явление в образах умирающих и воскресающих богов: уже известного нам египетского Осириса и вавилонского Таммуза. Эти праздники разошлись по всем странам Средиземноморья и, конечно, повлияли на христианство.
Христианство во многом связано, во многом совпадает с древними религиями. Есть определенные устойчивые понятия, устойчивые представления, которые могут быть общими для несоприкасавшихся друг с другом народов. Таким, например, было и остается отношение к женщине.
Поклонение женщине, поклонение матери объединяет культуры, верования и религии всех народов земли с древности до современности. Здесь вряд ли можно говорить исключительно о влияниях одной культуры на другую, здесь просто выражение самой глубинной мысли о том, что женщина продолжательница рода, без нее не могло бы быть самой человеческой истории. И не нужно думать, что на место Исиды пришла в христианстве Дева Мария. Это то же поклонение, что и в древности женскому началу. На Руси всегда особенно почитали и почитают Деву Марию.
|
|
| |