| Сервис: |
| |
Реформа Тайка и Кодекс Тайхо
Основной смысл реформ Тайка (первой эры нэнго) сводился, согласно указам 645-646, к утверждению прав императора на земли и на народ Японии. Вся земля провозглашалась собственностью государства. Часть ее должна была выделяться дворянству в соответствии с социальным и служебным положением, однако бльшая часть предназначалась для тех, кто ее обрабатывал, с учетом размера крестьянских семей. В свою очередь, крестьяне должны были платить налоги, преимущественно рисом и тканями, а также выполнением определенных работ. Для контроля за положением дел на местах императорские чиновники назначались главами провинций и округов, с тем чтобы централизованная власть повсеместно заменила юрисдикцию частных лиц.
Имеющиеся данные позволяют сделать вывод, что реформы никогда не были осуществлены полностью, возможно, за исключением районов, прилегающих к столице. Многие чиновники в округах набирались из среды влиятельных местных семей, заинтересованных в плохом исполнении указов. Не было полностью уничтожено и влияние знати, даже при дворе. Позднее, в том же 7 в., процесс концентрации власти был возобновлен и принес свои плоды в виде законодательного и административного кодекса, изданного в 701-702, уже в эру Тайхо.
Кодекс Тайхо, помимо утверждения и закрепления перемен, произошедших в период Тайка, привел к созданию в стране системы централизованного управления. Эта система была заимствована из Китая, где правила тогда династия Тан, но имела ряд отличий, обусловленных специфическими поисками, проблемами и идеями. Административный контроль оказался в руках советов и групп, члены которых набирались из числа придворных в соответствии с их наследственными титулами. Высшие провинциальные чиновники, чьей основной заботой был сбор налогов, назначались из тех же слоев. Однако чиновники низшего ранга были местными жителями, а сами деревни наделялись автономией. Система Тайхо установила традицию централизованного императорского правления, которая впоследствии никогда существенно не менялась, хотя на протяжении длительных периодов японской истории ей в большей степени отдавали дань на словах, а не на деле.
|
|
| |