История/ Средние века/ Страницы истории/ Япония/ Культура и наука Японии в Средние века/ Культура в период становления феодальных отношений/
Древний мир
Страницы истории
Карты
Даты и события
Средние века
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новое время
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новейшая история
Парадоксы истории
Страницы истории
Карты
Даты и события
Общие разделы
День в истории
Загадки истории
История истории
Исторические личности
Историки
Археология
Организации
Занимательные
исторические факты

История религий
Рефераты по истории
Новые статьи :
Методы ведения войны ассирийцев - В многочисленных войнах ассирийцы вырабатывали приемы ведения боя. Боевой порядок ассирийской армии состоял из лучников, копейщиков, боевых колесниц и всадников. Основой боевого порядка были боевые колесницы, позади которых размещались всадники. Пехота строилась обычно в три шеренги. Лучни подробнее..

Состав армии в Ассирии - В XIX веке до н. э. в верхнем течении реки Тигр, к северу от Вавилона, сложилось еще одно крупное и сильное рабовладельческое государство - Ассирия с главным городом Ашшур. Значительная часть территории Ассирии занята горами, страна имеет более суровый климат, чем Вавилон. Ее жители занимались зе подробнее..

Сервис:
Новости
Служба рассылки
Открытки
Исторические личности
Социологические опросы
Лучшие тесты
  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


Культура в период становления феодальных отношений





Создание свода законов "Тайхорё" и "Закона из 17 статей" способствовало укреплению в сознании крестьян идеи законности, что было характерной чертой раннефеодального общества.

Укреплению императорской власти способствовали первые летописи: "Запись о деяниях древности" ("Кодзики", 712 г.) и "Анналы Японии" ("Нихон секи", сокращенно "Нихонги", 720 г.). Перед составителями летописей была поставлена политическая задача: "исторически" обосновать право императорского дома на власть. Эта задача была осуществлена путем прямого искажения исторической действительности. Императоры изображались потомками богов, в особенности богини Солнца Аматэрасу - главного божества синтоистского пантеона. Начало императорской династии было отнесено к 660 г. до н. э. Поскольку история страны в то время не давала достаточного материала для построения такой длительной генеалогии императорского дома, составители хроник прибегли к прямым заимствованиям из китайских династийных историй и к нагромождению всевозможных небылиц. Более достоверные сведения хроники содержат с V-VII вв., освещая, однако, преимущественно события придворной жизни.

В летописях зафиксированы древние мифы, сказания и легенды. Мифы были основаны на устной традиции императорского дома и тесно с ним связанных семей.

Мифическая часть летописей подтверждает наличие у японцев первоначального безрелигиозного периода и стихийно-материалистического мировоззрения. Анализ мифологии позволяет реконструировать дуальную социальную организацию, характерную для ранней стадии развития человеческого общества, элементы первобытной демократии (совет богов), установить наличие в древности относительно высокого социального положения женщины, возникновение ранней, магической формы религии.

При критическом подходе к летописям, как убедительно показали советские исследователи, и, прежде всего, академик Н. И. Конрад, из них можно извлечь рациональные зерна для реконструкции древней истории Японии и выявления общих закономерностей развития страны.

Если в VIII в. мифы использовались для обоснования политического господства императорского дома и его ближайшего окружения, то в настоящее время японская мифология изучается с целью решения проблемы происхождения японского народа. Ни один из японских мифов не имеет исключительно местного происхождения, налицо аналоги за пределами Японии. Сравнительное изучение мифов Японии, Кореи, Китая, стран Юго-Восточной Азии и бассейна Тихого океана показывает идентичность представлений древних японцев и народов сопредельных стран Дальневосточного региона о происхождении мира и Земли, о земледелии и сельскохозяйственных культурах. На этом основании делается вывод о происхождении некоторых этнических компонентов японского народа из районов распространения идентичных мифологических представлений.

В начале VIII в. были составлены "Записи обычаев и земель" ("Фудоки"), представлявшие собой географо-этнографические описания провинций. Они включали подробное административное деление провинции, перечисление и объяснения географических названий, данные о производимых в провинции продуктах, о флоре и фауне, местные старинные сказания и легенды, описания достопримечательностей.

Во второй половине VIII в. составляется первый свод японской поэзии "Собрание мириад листьев" ("Манъёсю"), в котором наряду с лирическим описанием природы и человеческих отношений имелись образцы зарождения социальной темы (Яманоэ Окура), сатиры (Отомо Табито), правдиво отражались тяготы рекрутской службы, своеобразие семейно-брачных отношений.

При храмах и дворцах во время синтоистских и буддийских праздников исполнялись священные пляски, сопровождавшиеся инструментальной музыкой и пением. Эти представления имели магическое или обрядовое назначение. В праздник "Умиротворения душ" танцовщица плясала на опрокинутом чане с веткой бамбука и копьем в руках, имитируя миф об удалении Аматэрасу в Небесный грот и ее последующее появление. Дворцовые телохранители исполняли воинские пляски с мечами. Бродячие скоморохи выступали с музыкально-песенными и танцевальными номерами, посвященными посевам или посадке рисовой рассады, новому урожаю, прославлению амбара.

Одним из важных политических мероприятий укрепления власти раннефеодального государства было дальнейшее внедрение буддизма: строились монастыри, росли ряды монахов. К 624 г. в Японии уже насчитывалось 46 буддийских храмов и 1385 монахов. Монахи в своем большинстве были наиболее образованными людьми и часто ездили в другие страны, как правило, в Китай. Монастыри имели значительные земельные угодья, к ним приписывались крестьяне. Монастырское хозяйство стало типичным частнофеодальным владением,

Первые города возникли вокруг монастырей. В городе Нара находилось семь буддийских монастырей, главным среди которых был "Храм торжества Закона" (Хорюдзи) - первый монастырь в Японии, основанный в 607 г. Это древнейший образец деревянного храмового зодчества. Монастырь стал памятником японского национального искусства. Его главное здание - храм Золотой павильон (Кондо) - имело настенную роспись работы корейского художника Тамджин из Когурё. Все сооружение было выдержано в стиле Асука с характерным ветвистым растением в орнаменте. Этот орнамент впервые появился в Египте и Ассирии, получил свое завершение в античной Греции и перешел затем во все страны Востока.

Фрески Хорюдзи, погибшие во время пожара 1949 г., подтверждали связь японского искусства VII в. с индийским искусством времен империи Гуптов IV-V вв. В храме имелся ковчег, расписанный картинами из жизни Будды, и шелковый занавес с вышитой картиной "небесного царства" и изречением Сётоку-тайси: "Наш мир - обман. Только Будда - истина". Предание приписывало вышивку жене Сётоку-тайси - Татибана Ирацумэ, которая верила, что своей работой она будет способствовать возрождению усопшего супруга в потустороннем мире.

Другим знаменитым монастырем был "Великий храм Востока" (Тодайдзи), сооружение которого было закончено в 759 г. Само название монастыря говорит о том значении, которое ему хотели придать основатели: они мечтали превратить его в оплот буддизма на всем Востоке. Поэтому главный храм монастыря был посвящен важнейшему божеству буддийского пантеона Вайрочане - будде "Всеозаряющий свет". В храме и по сей день высится отлитая из бронзы позолоченная статуя сидящего Вайрочаны. Высота фигуры около 16 м, а ширина одного глаза - 1м. Для той эпохи это было чудо литейной техники. В храме находились многочисленные предметы искусства - скульптура, изделия художественных промыслов из бронзы, золота и лака.

Монастыри вокруг города Хэйан превратили его в крупный религиозный центр. Монастырь Энрякудзи на горе Хиэй был центром секты "Опора небес" (Тэндай), а монастырь Гококудзи - секты "Истинного слова" (Сингон).

Ранний японский буддизм основывался на принципе "служения государству", и поэтому его условно можно назвать "придворным буддизмом". Однако по мере ослабления политического влияния двора идеологические установки этого буддизма перестали отвечать запросам времени. Назрела необходимость в обновлении религиозной доктрины. Новые секты отвечали этим требованиям. Своим кредо они считали "служение вере", их сторонники объединялись в буддийские общины, которые по замыслу руководителей должны были быть организационно и экономически самостоятельны.

Эти секты первоначально имели успех лишь среди фрондирующих слоев эксплуататорского сословия. Однако возникновение сект знаменовало новую тенденцию в распространении буддизма. Он стал отражать в религиозной форме назревавшие в обществе социальные противоречия, что особенно наглядно проявилось позднее, в XIII в., когда буддизм проник в среду крестьян, ремесленников и горожан, обретя черты "простонародного буддизма".
 Copyright RIN 2003 -
  Обратная связь