|
|
Новые статьи : |
|
[27] - Август Цезарь провозгласил создание Римской империи -
"СВЯЩЕННАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ" 962-1806 (с кон. 15 в. "Священная Римская империя германской нации"), основана германским королем Оттоном I, подчинившим Сев. и Ср. Италию (с Римом). Включала также Чехию, Бургундию (Арелат), Нидерланды, швейцарские земли и др. Императоры вели агрессивную политику,
подробнее..
|
|
[27] - Август Цезарь провозгласил создание Римской империи -
"СВЯЩЕННАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ" 962-1806 (с кон. 15 в. "Священная Римская империя германской нации"), основана германским королем Оттоном I, подчинившим Сев. и Ср. Италию (с Римом). Включала также Чехию, Бургундию (Арелат), Нидерланды, швейцарские земли и др. Императоры вели агрессивную политику,
подробнее..
|
|
|
| Сервис: |
| |
Наука во Франции
В своем развернутом интервью газете "Фигаро" от 29 июня 1998 года Министр национального образования, научных исследований и технологий Франции Клод Аллегр представил основные направления правительственной политики в области научных исследований. По словам Министра, французская наука в целом высоко котируется в мире. Ее относительно слабыми местами являются исследования в области биотехнологии, информационных технологий, медицинской информатики, а также недостаточный вклад в создание национального богатства и новых рабочих мест. Стратегическими направлениями заложенной генералом де Голлем научной политики Франции после второй мировой войны были обеспечение национальной независимости страны в военной и энергетической областях, а также в области транспорта и космоса. Эта стратегия опиралась прежде всего на крупные государственные предприятия и хорошо подготовленный инженерный корпус, способный решать поставленные задачи. Результатами ее реализации стали сверхзвуковой пассажирский самолет "Конкорд", самолеты семейства "Аэробус", высокоскоростной железнодорожный транспорт, мощная аэрокосмическая промышленность и атомная энергетика. При этом на разработку ракеты-носителя "Ариан" или самолета "Аэробус" Франция потратила в пять раз меньше средств, чем американцы при создании аналогичной продукции, что свидетельствует о высоком уровне французских ученых. Однако в настоящее время ситуация как внутри страны, так и в мире изменилась. Это касается прежде всего изменений в структуре промышленного аппарата и появления новых технологий. На первый план выходит лучшее использование "серого вещества", а не природных ресурсов. На это нацелена и государственная поддержка научных исследований. В целом, относительная доля бюджета, выделяемая во Франции на НИОКР, практически совпадает с аналогичными бюджетными усилиями США, Германии или Великобритании. Вопрос здесь переводится в плоскость рационального распределения этих государственных средств. Слабым местом Франции остается низкий уровень финансирования научных исследований частным сектором. Одним из способов улучшения данной ситуации французы видят в прекращении дотирования исследований на крупных фирмах (до последнего времени 86% государственной помощи на научные исследования концентрировались в руках шести промышленных групп) и в переносе акцента на малые инновационные предприятия, которые обеспечат увеличение числа рабочих мест и создание новых технологий. Главным стимулом промышленных исследований должна стать коммерция. Научные исследования должны проводиться, чтобы зарабатывать деньги, а не "показывать научную красоту проекта". Важной проблемой остается старение научных кадров. Так, например, средний возраст ученых Национального центра научных исследований Франции составляет 47 лет. Это негативно сказывается на продукции научных учреждений, так как принципиально новые технологии чаще всего создаются молодыми специалистами, которые достаточно скептически относятся к "традиционным знаниям". Со старением кадров связана и сильная бюрократизация французской системы научных исследований, что не дает молодым ученым достаточной автономии в работе. Для преодоления указанных негативных явлений планируется эволюционно преобразовать эту систему. Одним из первых элементов такого преобразования призван стать закон по инновациям, проект которого планировалось подготовить к ноябрю 1998 г. Закон будет способствовать созданию предприятий самими учеными, главным образом, путем передачи полученных разработок в промышленность. Он предусматривает, в частности, что научный работник при создании предприятия в течение восемнадцати месяцев может использовать лабораторию (например, телефон, секретариат), где он работает, для нужд своего предприятия. После создания предприятия за исследователем в течение пяти лет сохраняется право вернуться на прежнюю должность в случае, если проект закончится неудачей. Крупным научным организациям будет вменено в обязанность оказывать содействие в создании малых предприятий. Проект закона предусматривает набор фискальных льгот для компаний, инвестирующих средства в научные исследования. Физические лица, вкладывающие деньги в инновационные предприятия, смогут вычитать эти суммы из налогов до 400 тыс. фр. Одновременно будет осуществлен ряд структурных преобразований, направленных на обеспечение лучшей координации действий различных научных организаций и министерств. В частности, проект закона по инновациям готовится совместно Министерством национального образования, научных исследований и технологий и Министерством экономики, финансов и промышленности. Это же касается и выбора перспективных областей исследования. Предполагается, что Правительство Франции определится в этом вопросе с учетом мнения всех министерств. С точки зрения Клода Аллегра, одним из главных приоритетов страны должны стать медицинские исследования, где разработка новых технологий позволит существенно уменьшить бюджетные расходы на социальные нужды. Так, например, при развитии телемедицины люди преклонного возраста смогут проходит медицинское обследование с помощью специального браслета не выходя из своего дома, а не в течение трех дней в больничных условиях. Одним из органов, координирующих действия министерств в сфере науки, является Межминистерский совет. На нем рассматриваются принципиальные вопросы научно-технической политики, включая организационную структуру проведения научных исследований. В частности, решено создать Национальный совет по науке, который будет выступать в роли научного консультанта Правительства и представлять ему свое мнение по всем аспектам науки и техники, начиная от "бешенства коров" до ядерных отходов и озоновых дыр. Большое внимание уделяется проблеме эффективного использования бюджетных средств, идущих на научные исследования. В настоящее время эти средства распределяются между лабораториями. На Межминистерском совете принято принципиальное решение, что отныне они будут выделяться непосредственно ученым в зависимости от их квалификации и предлагаемых ими исследовательских проектов. За государством останется выбор приоритетов и формулирование национальных программ, в рамках которых конкретные проекты будут предлагаться самими учеными. Предполагается создать более прозрачную и более объективную систему отбора проектов. Это возможно только в том случае, если французская наука еще в большей мере будет интегрирована в европейскую. Уже сегодня все действия по преобразованию научно-технической сферы на национальном уровне координируются в рамках Европы. Наметился переход к новой фазе интеграции. Планируется создать научно-исследовательские франко-германские лаборатории на территории Франции, Германии и США. Параллельно в рамках Европейского Союза ведется работа по реформированию системы управления Комиссией в целях сделать процедуру принятия ее решений более открытой, чтобы ученые были в большей мере вовлечены в этот процесс, и выносимые в виде тендера проекты отражали реальные потребности. Это является важным моментом, так как научно-исследовательские программы по своему значению занимают второе место в Брюсселе после программ в области сельского хозяйства. Касаясь отдельных направлений исследований, Клод Аллегр отметил, что последние опыты в области генетики в целом не являются более опасными, чем работа с рядом химических продуктов на заводе. Если бы не шли на сознательный риск в исследованиях, то, например, пластик не был бы изобретен. Это не означает, что работа в области генетики должна вестись без предосторожностей. Это также относится и к ядерным исследованиям. Необходимо определить проблему, а не отбрасывать ее. Наука должна служить обществу, решать его сложные проблемы. "Общество, которое будет придерживаться принципа нулевого риска в научных исследованиях, обречено на гибель". В области космических исследований ставится задача сохранить завоеванные Францией позиции (по мнению французского министра, сейчас она является второй державой в мире). В этих целях она должна лучше использовать свои сильные стороны и не растрачивать деньги на проекты, не имеющие научной ценности. Космические методы должны дать возможность лучше изучить Землю, формирование погоды, причины природных катастроф, оценить продуктивность Мирового океана, обеспечить передачу информации не попадая в зависимость от американцев, построить европейскую систему спутниковой навигации. Другими словами, космос должен служить на благо Земли. Необходимо сотрудничать с США. Это касается таких крупных проектов, как исследование планет, возвращение образцов их почв на Землю. В частности, с использованием ракеты-носителя "Ариан-V" планируется в 2005 году получить пробу грунта Марса. Совместно с Европейским космическим агентством изучается возможность взятия проб на Венере и Меркурии. Все это явилось основанием полной переориентации космической политики Франции. В заключении французский министр подчеркнул, что фундаментальная наука остается главным приоритетом страны. "Нельзя изобрести электричество улучшая свечу". Научные исследования не должны быть подчинены только меркантильным целям. Однако необходимо, чтобы они вносили более весомый вклад в общее социально-экономическое развитие страны.
|
|
| |