 | Сервис: |
| |
Образование в США
Всеми видами обучения в США охвачены 66,3 млн.чел. Число учителей средних школ и профессорско-преподавательского состава колледжей и вузов достигло 4 млн.чел. Еще 4,4 млн.чел. - профессиональные, административные и технические работники. В систему образования прямо или косвенно вовлечены около 75 млн.чел., или каждый четвертый гражданин. Все большую поддержку в США получают призывы руководства страны к "образованию через всю жизнь" в отличие от практики "образования на всю жизнь".
Система образования отличается высокой степенью децентрализации. В соответствии с 10-й поправкой к конституции ("права, не делегированные Конституцией правительству Соединенных Штатов и не запрещенные ею для штатов, сохраняются за самими штатами") федеральное правительство не имеет права устанавливать общенациональную систему образования, определять политику и учебные программы для школ и вузов. Решения по этим вопросам принимаются на уровне властей штата или округа. Тем не менее образовательные программы в 50 штатах очень схожи. Американцы объясняют это результатом воздействия таких общих факторов, как социальные и экономические потребности страны, частыми переездами учащихся и учителей из одной части страны в другую, а также ролью общенациональных агентств, определяющих соответствие свидетельств об образовании установленным стандартам. Роль федерального правительства в области образования сводится к широкому руководству без чрезмерного контролирования. Федеральное правительство несет юридическую ответственность по защите права каждого гражданина получить равный доступ к государственным (публичным) учебным заведениям и равную возможность получить бесплатное образование. Во всех 50 штатах и 6 территориях США образование является обязательным. Обучение в американских государственных (публичных) школах, заканчивающихся 12 классом, - бесплатное. Повсеместно разрешается функционирование частных школ, в которых в 1997 г. обучалось 5,9 млн.чел., или 11% от общего количества учащихся, что на 1% меньше, чем в предыдущие годы. На частные школы распространяются принятые данным штатом правила лицензирования и оценки полученного в них образования. Образование в США организовано на трех основных уровнях: начальное (включая дошкольное и начальное школьное), среднее и высшее. Оно является обязательным, начиная с семилетнего возраста в 29 штатах, с шестилетнего - в 18 штатах и с пяти лет в 3 штатах. Полное среднее образование в США начинается с седьмого или девятого класса, в зависимости от того, была ли начальная школа шестилетней или восьмилетней. К концу десятого класса большинство школьников уже приходят к решению, продолжать ли им образование по академической программе, ведущей к дальнейшему продолжению учебы в вузе, или выбрать программу профподготовки, ведущую к получению работы. Большинство старшеклассников достигают минимального возраста, в котором позволено бросить школу (16 лет), по меньшей мере за год до окончания средней школы. 75% из них остаются в школе до получения диплома (аттестата) о полном среднем образовании по окончании 12-го класса. Несмотря на децентрализованный характер американской системы образования, существует определенная стандартизация школьных программ. Очень сильное воздействие на программы средних школ оказывают требования, предъявляемые поступающим в колледжи и университеты абитуриентам, а также общенациональные тесты по определению успехов в учебе и по выявлению способностей учащихся к учебе. Одним из таких тестов является "Общенациональная оценка образовательного развития" (NAEP), представляющая собой периодическую проверку навыков и знаний на основе представительной выборки учащихся в возрасте 9, 13 и 17 лет по таким предметам, как чтение, письмо, математика, естественные и общественные науки и др. Двумя другими тестами, имеющими большое влияние на программу школьного образования, являются тест на выявление способностей учащихся к учебе (SAT) и "Американская программа тестов для колледжей" (ACT). С помощью теста SAT проверяется словарь и логические способности учащихся. ACT аналогичен тесту SAT, однако в дополнение к математике и английскому языку охватывает также общественные и естественные науки. Существует и специальная система тестирования выпускников средней школы (APT), которая используется при приеме в американские вузы и в которую вовлечены свыше 12 тыс.школ. Однако в последнее время вузы относятся к ней все более настороженно, обеспокоенные недостаточно высоким уровнем предъявляемых этими тестами требований. При общей заботе о повышении качества обучения в школах именно в этих целях поощряется конкуренция между школами, каждая из которых стремится привлечь наиболее способных учащихся. Многие штаты периодически публикуют списки лучших школ и тех, которые находятся в опасной зоне с точки зрения качества и результатов обучения. Расходы на образование в США в 1997 г. составили 7,4% ВНП. В абсолютных цифрах это 340 млрд.долл. на начальное и среднее образование и 225 млрд.долл. на высшее образование. Государственные начальные и средние школы практически все свои поступления получают из источников госфинансирования - федерального правительства, правительств штатов и местных органов власти. Финансирование госшкол за счет использования основных фондов (поднаем, сдача в аренду помещений) для получения средств на их развитие в США не практикуется. Родительские средства привлекаются в госшколах только для создания дополнительных учебных программ в таких областях, как музыка, живопись, театр, спорт. В системе высшего образования в США имеется три основных типа учебных заведений: двухлетний колледж начального уровня, четырехлетний колледж и университет. В каждой из перечисленных категорий имеются как гос., так и частные учебные заведения. Из 3501 вуза США в 1997 г. четырехлетние колледжи и университеты составляли 2119. Более половины всех вузов являются частными, однако 79% всех студентов учатся в госвузах. Колледжи и университеты получают свои доходы из различных источников, включая правительства штатов, местные органы власти, плату за учебу, взимаемую от студентов, продажу товаров и услуг, помощь федерального правительства, частные пожертвования и целевые субсидии, деньги, заработанные фондами. Основная разница между финансированием гос. и частных вузов состоит в том, что первые получают свои главные дотации от правительств штатов, а вторые в большей степени зависят от платы за обучение и другие услуги, получаемые от студентов. Основу системы высшего образования составляют четырехгодичные учебные заведения - университеты и колледжи. В США насчитывается 156 университетов (к числу ведущих принадлежат: Гарвардский, Калифорнийский, Колумбийский, Корнельский, Мичиганский, Стэнфордский, Чикагский), в которых сосредоточен основной объем научно-исследовательских работ и подготовки специалистов. Колледжи представляют собой либо самостоятельные учебные заведения, либо отделения университетов. Бакалавр - первая ученая степень в системе высшего образования США. Ее получают после первых четырех лет обучения. Степень магистра присуждается тем, кто окончил университет, имеет степень бакалавра, прошел дополнительный (обычно двухгодичный) курс и сдал специальный экзамен. Степень доктора - высшая в США академическая степень. Финансирование колледжей и университетов штатов, а также организованных местными органами власти, осуществляется из бюджетов соответствующих уровней госвласти, за счет платы за обучение (она весьма высока) и из федеральных программ содействия образованию (существуют также частные программы). По числу студентов госсектор высшего образования опережает частный, однако частный сектор представлен большим числом вузов, к числу которых относятся наиболее крупные университеты и колледжи. В частных колледжах и университетах плата за обучение выше, чем в государственных, но частные вузы обычно предоставляют большую финансовую помощь студентам. Частные вузы могут получать целевую финансовую поддержку из госисточников. Американское законодательство предусматривает предоставление федеральной помощи студентам - выходцам из малообеспеченных и средних слоев населения. Такая помощь предоставляется в виде безвозмездных стипендий или гарантированных льготных займов. В рамках "Программы позитивных действий" существует система специальных льгот, призванная обеспечить равные возможности в получении высшего образования женщинам, расовым и национальным меньшинствам. Американская администрация, ставя реформирование системы образования в качестве одного из важнейших приоритетов, настаивает на значительном расширении федеральных программ содействия учебным заведениям. В ежегодном послании конгрессу в янв. 1997 г. президент Б.Клинтон предложил ввести национальную систему тестирования в средней школе для учеников 4-х классов (чтение) и 8-х классов (математика), однако это предложение не встречает поддержки республиканцев в конгрессе, которые не хотят допустить расширения функций и роли федерального правительства за счет полномочий местных органов власти. Республиканцы, настаивая на праве родителей самим выбирать школы, в которых будут учиться их дети, внесли в конгресс ряд законопроектов, призванных в той или иной форме перенаправить часть федеральных субсидий, выделяемых госшколам, в частные. Предлагалось: введение специальных необлагаемых налогами счетов для оплаты обучения в школах, предоставление местным органам власти права использовать федеральные субсидии в виде стипендий для обучения в частных школах детей из малообеспеченных семей, выдача специальных ваучеров для оплаты обучения детей в школах по собственному выбору. Все эти предложения пока не прошли, наткнувшись на твердое противодействие демократов в конгрессе и администрации Б.Клинтона. Система образования штата Пенсильвания. Административно штат разделен на 501 школьный округ, каждый из которых управляется своим выборным Школьным советом. В его состав избираются 9 членов, как правило из числа директоров школ, расположенных в этом районе, сроком на 4 года и на общественных началах. Возглавляет совет президент, имеются также вице-президент, казначей и секретарь. В отдельных случаях может быть нанят на постоянную работу адвокат за определенную плату. Согласно закону, все Школьные советы должны быть организационно оформлены в течение первой недели декабря. В это время избираются президент и вице-президент сроком на один год. Казначей также избирается сроком на один год, но в мае месяце. Срок его службы считается с 1 июля. Каждые четыре года совет избирает секретаря. Основной задачей советов является формирование и проведение политики системы образования в местных школах с учетом непосредственных нужд района, а именно: по согласованию с вышестоящим руководящим органом составлять программы обучения; устанавливать сроки школьного года; утверждать учебники; нанимать на работу необходимый персонал; принимать ежегодный бюджет; принимать и изменять общие правила работы школ. Школьные советы подчиняются 29 Советам по образованию, в состав которых входят директора школ из школьных округов. В отличие от членов школьных советов, они избираются на три года и не имеют ограничений по количеству переизбраний. На территории штата расположены 5651 школа начального и среднего образования, включая 2472 частные школы. В 1998 г. школы начального и среднего уровня закончили 2,1 млн.чел., включая 332 тыс.чел. - частные школы. Количество частных и негосударственных школ за последнее десятилетие увеличилось на 10,6%. Затраты на начальное и среднее образование в 1997 г. составили около 1,3 млрд.долл. ( в 1994 - около 1,1 млрд.долл.). Высшим руководящим органом системы образования является Совет штата по образованию. Ему непосредственно подчинен Департамент по образованию, который регулирует всю систему образования. Система высшего образования штата включает в себя 14 университетов, 4 отделения, Учебный центр охраны окружающей среды и Университетский центр Диксона. Высшим органом управления является Совет губернаторов, состоящий из 20 членов и отвечающий за планирование и координирование развития и управления госсистемы высшего образования. Совет определяет основные направления в области обучения, финансирования и подбора кадров, осуществляет надзор за эффективным управлением системой образования. В его компетенцию входит также назначение ректора университета, утверждение программ на новый учебный год, координация и утверждение бюджета системы образования на текущий год. Члены Совета назначаются губернатором Пенсильвании на четырехлетний срок, с последующим утверждением Сенатом штата. В состав избираются также три студента-члена государственной студенческой ассоциации, которые участвуют в его работе до окончания учебы в университете. Четыре представителя направляются от Сената штата и Палаты Представителей. Губернатор штата также является членом Совета. Заседания Совета проводятся четыре раза в год, в остальное время работают комитеты (исполнительный, по науке и студенческим делам, развитию, финансам и администрации). Советом губернаторов назначается Секретарь, отвечающий за административное руководство всей системы образования. Он непосредственно координирует деятельность ректоров университетов. В состав офиса Секретаря, расположенного в университетском центре Диксона в Харисбурге, входят вице-секретари и советник по юридическим вопросам. Ректора университетов и вице-секретари образуют Исполнительный комитет секретариата. Секретарь или его представитель входит в состав Совета попечителей каждого университета. В 1997 г. высшее образование в колледжах и университетах получило 572 тыс.чел. По данному показателю Пенсильвания опережает другие штаты и выходит на одно из лидирующих мест в системе образования США. В систему образования штата входят также публичные библиотеки (668 библиотек на конец 1997 г., пятое место в США).
|
|
| |