| Сервис: |
| |
Образование во Франции
К высшим учебным заведениям Франции относятся те учебные ведения, которые предоставляют возможность продолжить учебу окончившим средние учебные заведения и для поступления, в которые необходим диплом бакалавра. В 1998 г. на нужды высшего образовании целом было выделено 95 миллиардов франков (15,8 млрд. долл.), причем последние 25 лет сумма ассигнований выросла в 2,5 раза, что вызвано резким ростом числа студентов. В 1946 г. их было 123 тыс., в 1970 г, 850 тыс., в 1980 г. - 1,2 млн., а в 1998 г. - 2,1 млн. В системе университетского образования насчитывается около 130 тыс. преподавателей и научных работников.
Частично высшее образование во Франции получают уже в лицеях, в которых на протяжении двух лет могут обучаться получившие диплом бакалавра, но административно лицеи включены в систему среднего образования по причинам исторического и технического характера. На данном этапе обучения ведется подготовка к получению свидетельства техника высшей квалификации, которое получают более 200 тыс. учащихся. Наряду с этим еще примерно 80 тыс. учащихся готовятся к конкурсу на поступление в специализированные ВУЗы. Таким образом, высшее образование представлено как специализированными ВУЗами, доступ в которые возможен только после успешного прохождения весьма строгого конкурсного отбора, так и университетами, куда доступ открыт всем обладателям диплома бакалавра.
Высшие школы (специализированные вузы) во Франции появились в XVIII в., в период кризиса университетов, по инициативе государственных властей в целях подготовки кадров для конкурсного замещения административных должностей. Учебные заведения подобного рода создавались также по инициативе предпринимателей с тем, чтобы предприятия располагали необходимыми для их развития специалистами. В настоящее время высшие школы находятся в ведении различных министерств, и в них обучаются свыше 200 тыс. студентов. Там преподаются предметы, относящиеся ко всем областям знаний - от фундаментальных наук до искусств, от гуманитарных и инженерных дисциплин до литературы, права, управленческих специальностей. Некоторые из этих учебных заведений из числа наиболее престижных были первоначально предназначены для подготовки наиболее квалифицированных кадров в ключевых государственных структурах.
Высшие педагогические школы готовили преподавательские кадры, Политехническая школа и Сен-Сирское училище - специалистов для армии, Национальная историко-архивная школа - архивистов и хранителей национального достояния, Национальная школа управления, созданная в 1945 г., - высококвалифицированные кадры для центрального аппарата государственного управления. Сохраняя свое первоначальное назначение, большинство этих учебных заведений расширили диапазон подготовки специалистов, и их выпускники не обязаны более поступать исключительно на государственную службу. Наряду с высшими школами существуют коммерческие и управленческие школы, такие как Высшая коммерческая школа, Высшая школа экономических и коммерческих наук или Высшая школа коммерции, а также высшие национальные инженерные школы, которые привлекают все большее число абитуриентов, поскольку потребности предприятий в таких высококвалифицированных кадрах становятся все более острыми.
Подавляющее большинство студентов - около 1,5 млн., из которых 10% составляют иностранцы, преимущественно уроженцы Африки, - учатся в университетах, открытых для обладателей диплома бакалавра или приравненного к нему диплома. Поступление же в университетские технологические институты (они готовят за 2 года к получению диплома о техническом образовании университетского уровня, а число студентов в них составляет почти 110 тыс.) происходит путем отбора по документам. Студенты распределяются по изучаемым дисциплинам, следующим образом: - литература и гуманитарные науки - 35%, - право и анемические науки - 24%, - естественные науки - 20%, - медицина, фармакология и стоматология - 14%.
Остальные - это студенты университетских технологических институтов либо институтов физической культуры и спорта. Занятия организованы в три цикла: первый, двухгодичный, посвящен главным образом подготовке к получению диплома об общем университетском образовании; второй, также двухгодичный, ставит своей целью получение диплома сначала лиценциата, затем магистра; третий, доступный лишь после строгого отбора, позволяет получить диплом об углубленном высшем специальном образовании либо диплом об углубленном образовании, который позволяет продолжать обучение, чтобы добиться степеней и званий вплоть до доктора наук. Приблизительно 60% студентов, получив диплом об общем университетском образовании, доходят до второго цикла, правда, в разные сроки: 28% - в течение двух лет, 32% - в течение трех и более лет.
Организационная структура университетов оставалась на удивление стабильной с 1896 г. - момента их коренной реорганизации в период Третьей республики вплоть до принятия в 1968 г. закона Эдгара Фора, отвечавшего потребностям в реформировании, что выявилось во время студенческих волнений, и закона Савари 1984 г., согласно которому университеты получили административную, учебную и финансовую автономию. Факультеты были заменены двумя новыми структурами: с одной стороны, учебно-исследовательскими объединениями, во главе которых стоят директора, призванные обеспечивать координацию педагогической деятельности; с другой стороны, университетом, который o6ъединяет деятельность учебно-исследовательских объединений, служб общего назначения (библиотек, служб информации и ориентации, службы непрерывного обучения и т. д.), а также ведает институтами и школами, передаваемыми, при необходимости, университетам.
Последовавшие друг за другом реформы 80-х и 90-х гг. имели целью адаптировать университет к изменившимся потребностям экономики и общества, а также ко все возрастающему числу студентов и их все большей разнородности. Согласно проведенной в апреле 1997 г. реформе учебный год в университете делится на семестры, что позволяет производить переориентацию гораздо быстрее, чем прежде; расширено платное обучение; учреждено подразделение по обобщению профессионального опыта и введена практика индивидуального руководства преподавателя работой каждого студента. Теперь стоит вопрос о продолжении реформы путем дальнейшей децентрализации и профессионализации обучения. Университеты и учебные заведения, имеющие университетский статус, далеко не равноценны по значению, и их географическое распределение весьма неравномерно. В одном лишь Париже обучается почти шестая часть всех студентов страны. А если добавить университеты соседних учебных округов (академий) Версаля и Кретейя, то на Парижский округ придется уже четверть студентов. Для небольших университетов обычно характерны многообразие дисциплин и многочисленность студентов первого цикла обучения. Что касается крупных провинциальных городов, то в каждом из них обычно имеется несколько университетов, зачастую весьма специализированных, с большим числом студентов второго и третьего циклов обучения. Именно так обстоят дела в Лилле, Тулузе, Лионе, Экс-ан-Провансе, Бордо, Гренобле, Монпелье, Нанси.
Постоянный рост численности студентов и необходимость увеличивать участие территориальных коллективов в финансировании учебных заведений, в частности для того, чтобы справиться с этим наплывом, обусловили создание отделений университетов во многих средних по величине городах. По плану "Университет-2000", начатому весной 1990 г., предусматривается выделение 32 млрд. франков (5,3 млрд. долл.) на удовлетворение этих новых потребностей, причем финансирование наполовину обеспечивается государством, а другая половина приходится на территориальные коллективы. В ноябре 1997 г. премьер-министр Лионель Жоспен обнародовал план "У-3000", целью которого является удовлетворение потребностей следующего тысячелетия. Практика децентрализации стала важным рычагом регионального развития и распространения новых видов деятельности в провинциях. Реформы также содействуют демократизации высшего образования во Франции. В этом отношении они подкрепляются системой помощи в виде стипендий для материально не обеспеченных студентов и в более общем плане, организацией университетских столовых и предоставлением жилья.
Стремление придать французским университетам международное, и, прежде всего европейское, звучание ведет к расширению их административной автономии. Университеты проводят энергичную политику международных обменов и становятся престижными центрами, с которыми сотрудничают не только партнерские университеты, но и предприятия. Такая практика имеет место, например, в университетах Гренобля, Тулузы, Лилля и Ренна-Нанта, поскольку потребности предприятий в таких высококвалифицированных кадрах становятся все более острыми.
|
|
| |