История/ Новейшая история/ Страницы истории/ Китай/ Культура и наука Китая в Новейшее время/ Китайская семья/
Древний мир
Страницы истории
Карты
Даты и события
Средние века
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новое время
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новейшая история
Парадоксы истории
Страницы истории
Карты
Даты и события
Общие разделы
День в истории
Загадки истории
История истории
Исторические личности
Историки
Археология
Организации
Занимательные
исторические факты

История религий
Рефераты по истории
Новые статьи :
Надежда Рыкалова (1821), русская актриса, для которой А. Островский создал роль Кабанихи в драме "Гроза" - РЫКАЛОВА Надежда Васильевна (1824-1914), российская актриса. Из актерской семьи Рыкаловых. С 1846 в Малом театре. А. Н. Островский, высоко ценивший ее дарование, создал для Рыкаловой роль Кабанихи ("Гроза"). подробнее..

Александр Кокоринов (1726), русский архитектор, первый директор Российской Академии художеств - КОКОРИНОВ Александр Филиппович (1726-72), русский архитектор, первый директор Академии художеств (с 1761). Работы знаменуют переход от барокко к классицизму: здание Академии художеств в Петербурге (1764-88, совместно с Ж. Б. М. Валлен-Деламотом). подробнее..

Сервис:
Новости
Служба рассылки
Открытки
Исторические личности
Социологические опросы
Лучшие тесты
  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


Китайская семья





Китайская семьяКак и в любой аграрной цивилизации, в Китае семья является важнейшим социальным образованием, главной общественной единицей. Ее устройство проецировалось почти на все стороны общественной жизни нации. "Для императора на его престоле и для простого рабочего в его хижине - все держится на идее семейного родства. Империя представляет собой одну большую семью, семья является маленьким государством" (П. Лоуэль "Душа Дальнего Востока").

Семейное благочестие являлось центральной категорией китайской этической традиции. Конфуций считал сыновнюю почтительность (Сяо) основной добродетелью и краеугольным камнем нравственности вообще. На таких принципах должно строится и отношение между императором и подчиненными: "Император - отец и мать народа".

Семейное согласие и благополучие возводились в абсолют человеческого счастья. Существует предание, что в далекие времена жила огромная семья, которая объединяла девять поколений и насчитывала несколько тысяч человек. В семье царило полное согласие: никто ни с кем не ссорился, и все жили в мире. Молва об этом семействе дошла до императора. Он повелел пригласить его главу и спросил, как ему удается сохранить согласие в столь большой семье. Глава клана вместо ответа попросил лист бумаги и стал быстро писать на нем иероглифы. Написав иероглифы, он передал лист императору. На листе сто раз был написан один и тот же иероглиф - "Терпение".

Но, на самом деле, китайская семья чаще строилась и строится на основе своеобразной субординации. Все конфликты между членами семьи разрешались по принципу главенства старшего над младшим, родителей над детьми, мужа над женой. Единство достигалось не путем компромиссов, а только путем односторонней жертвы младших. Нераздельная семья должна была во всем подчиняться всевластному отцу-патриарху.

Низшую ступень в китайской семейной иерархии традиционно занимает женщина. В детстве она должна была во всем беспрекословно подчиняться отцу; после заключения брака - мужу и свекрови, а после смерти мужа - сыну. В китайских семьях три или четыре поколения по прямой нисходящей линии жили большей частью вместе, одним домом. Родственники же со стороны жен и матерей принадлежат к другим семьям и живут отдельно. Здесь нет никакой принятой на Западе симметрии между мужской и женской линиями, соответствующая родня со стороны матери даже величается отлично от стороны отца. Девушка, вышедшая замуж, фактически теряет все свои корни и попадает в новую семью, где, по известным причинам, отношение к ней по меньшей мере подозрительное. По-китайски "выходить замуж" буквально означает "покидать семью".

Единственным способом, которым женщина могла упростить и упрочить свое положение в семье - это родить сына. Только сын может стать наследником, позаботиться о престарелых родителях и поддерживать семейный культ предков. При этом если женщина рожала только дочерей, то считалась виноватой перед мужем: рождение дочери считалось, по меньшей мере, бессмысленным, а если семья бедная, то девочка становилась еще и обузой: нужно прокормить, обеспечить приданое, после чего дочь навсегда покинет семью. Родители-бедняки иногда умерщвляли своих малолетних дочерей.

Несмотря на тенденцию к либерализации семейной жизни, проявившуюся после революции, традиционные нормы до сих пор оказывают сильнейшее влияние на сознание китайцев. Демографическая политика, проводимая Правительством КНР под лозунгом "Одна семья - один ребенок" противоречит этим нормам. Настоящим везением является рождение мальчика. Вся семья сосредотачивает свое внимание на таких "маленьких императорах", как называют теперь мальчиков в Китае. С другой стороны, действительно несчастьем становится рождение девочки - немногие в условиях социальных ограничений, наложенных государственной программой, могут позволить себе "рискнуть" еще раз. До сих пор в деревнях сохраняется жестокая практика умерщвления "лишних" детей. Причем чаще всего это происходит с молчаливого согласия, а иногда даже и с решения местной власти.

 Copyright RIN 2003 -
  Обратная связь