История/ Новейшая история/ Страницы истории/ Германия/ Военное искусство Германии в Новейшее время/ Бронетехника времен Второй Мировой Войны/
Древний мир
Страницы истории
Карты
Даты и события
Средние века
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новое время
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новейшая история
Парадоксы истории
Страницы истории
Карты
Даты и события
Общие разделы
День в истории
Загадки истории
История истории
Исторические личности
Историки
Археология
Организации
Занимательные
исторические факты

История религий
Рефераты по истории
Новые статьи :
Прикладное искусство - Древнейшие памятники японского искусства относятся к эпохе Дзёмон. Дзёмон - культура охотников и собирателей VII - I тысячелетий до н. э. Исследователи подразделяют Дзёмон на пять периодов: Архаичный, Ранний, Средний, Поздний и Позднейший. Но первые глиняные сосуды с ногтевым, или шнуровым, орнамент подробнее..

Обряды Древней Японии -

Обряды, предшествующие рождению.

За несколько месяцев до родов женщину, если она жила в доме мужа, перевозили в дом родителей. Там, выбрав благоприятный день, совершали обряд "надевание пояса" (тякутай), при котором на женщину торжественно над подробнее..

Сервис:
Новости
Служба рассылки
Открытки
Исторические личности
Социологические опросы
Лучшие тесты
  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


Бронетехника времен Второй Мировой Войны





Изготовление танков в Германии после первой мировой войны началось летом 1925 года с разработки машины "Grosstraktor". Массовый же выпуск бронетанковой техники, равно как и развертывание танковых войск, совпал с приходом к власти нацистов.

В октябре 1935 года были сформированы первые три танковые дивизии. К началу второй мировой их число значительно увеличилось. В наступлении на Польшу приняли участие шесть танковых и четыре легких дивизии. Исходя из опыта польской кампании, последние (изначально предназначавшиеся для боевых действий совместно с кавалерией) были переформированы в танковые.

Против Советского Союза Германия выставила уже 19 танковых дивизий, а закончила войну, имея 27 таких соединений (20 в вермахте и 7-в войсках СС).

Количество боевых машин в танковых дивизиях было неодинаковым и в среднем колебалось от 324 танков в начальном периоде войны до 120-140 на ее завершающем этапе.

Помимо дивизий, вермахт располагал отдельными тяжелыми танковыми батальонами, число боевых машин в которых колебалось от 35 до 55. Всего было сформировано 10 таких батальонов в вермахте и 3 в войсках СC. Отдельные батальоны могли находиться в оперативном подчинении у командиров танковых или моторизованных дивизий, которые, в свою очередь, сводились в танковые корпуса, число которых к концу войны достигло 14 в вермахте и 4 в войсках СС. Корпуса могли входить в состав танковых или полевых армий, а также действовать самостоятельно. В начале 1945 года вермахт насчитывал пять танковых армий. Кроме того, одной танковой армией располагали войска СС.

Самоходная артиллерия организационно могла входить в танковые и моторизованные дивизии, а также действовать самостоятельно в составе дивизионов и бригад штурмовых орудий, противотанковых дивизионов резерва главного командования и т.д. В период с 1939 по 1945 год было сформировано около 25 бригад штурмовых орудий и несколько десятков отдельных штурмовых и противотанковых дивизионов и батарей.

Что касается производства бронетанковой техники в Германии накануне и в годы второй мировой войны, следует отметить, что оно никогда в полной мере не обеспечивало потребности войск.

В соответствии со штатом немецкие танковые части и соединения были укомплектованы, пожалуй, только накануне войны - в августе 1939 года. Это положение наглядно иллюстрирует следующий пример.

22 июня 1941 года на Востоке, включая резерв верховного командования вермахта (2-я и 5-я танковые дивизии), было сосредоточено около 3680 танков, в Северной Африке - около 350.

С июня по ноябрь 1941 года безвозвратно потерян на всех фронтах 2251 танк, с июня по ноябрь 1941 года произведено было 1813 боевых машин. В результате недокомплект составил 438 единиц.

Потери в штурмовых орудиях были значительно меньшими, поскольку их использование в то время в качестве средства поддержки пехоты не влекло за сооой больших потерь.

С июня по ноябрь 1941 года потери в штурмовых орудиях составляли 75 единиц, а их производство за тот же период - 295 единиц.

Выпуск танков и самоходных орудий достиг своего максимума в конце 1944 года - почти 1800 машин в месяц. Поскольку производство танков в технологическом отношении требовало значительно большего времени и усилий, чем производство самоходных орудий, то в 1944 году доля производства танков снизилась. Наивысшего уровня производство танков достигло в августе 1944 года и составило 865 машин в месяц, в то время как к концу 1944 года месячный выпуск самоходных орудий всех типов превысил 1000 единиц.

Всего же за 11 лет в Германии было изготовлено чуть более 50 000 танков и самоходных орудий, в то время как в СССР только за годы второй мировой войны -109100 танков и САУ, в США -135 100, в Великобритании - 24 800. Выпустив в пять раз меньше танков и САУ, чем свои основные противники, Германия смогла создать такие танковые войска, которые на протяжении всех лет войны, вплоть до ее последних дней, были в состоянии наносить мощные удары. Здесь достаточно вспомнить контрнаступление немецких войск в Арденнах зимой и в районе озера Балатон весной 1945 года. В обоих случаях, не имея абсолютно никакого превосходства в танках ни на Западном, ни на Восточном фронте, немцы сумели добиться его на направлениях главных ударов.

Все это свидетельствует о высоком уровне боевой подготовки рядового и офицерского состава германских танковых войск, а также о надежности бронетанковой техники, что позволяло длительное время эксплуатировать танки и САУ без выхода их из строя по техническим причинам. Немецким конструкторам удалось добиться и неплохих боевых характеристик своих броневых машин.

Хорошее вооружение, отличные оптика и средства связи, надежные двигатели и ходовые части, комфортные условия работы экипажа - все это вкупе с отличной боевой подготовкой танкистов давало возможность немцам всю войну обходиться меньшим количеством танков и САУ, чем их противники, и наносить им весьма ощутимые удары. Достаточно упомянуть, что во время второй мировой войны советские танки в среднем ходили в атаку 3 раза, немецкие же - 11 раз, а за одну подбитую "пантеру" американцы "расплачивались", как правило, пятью "шерманами"!

Для немецкого танкостроения периода второй мировой войны было характерно:
- использование танков трёх типов: лёгких - весом до 9 т; средних - весом до 26 т; тяжелых - весом от 45 до 70 т;
- создание и использование большого количества САУ с широким использованием для этой цели устаревшей и трофейной бронетехники.
- использование, начиная с 1942 г., в танках и САУ мощных для того времени артсистем 75, 88, и 128 мм;
- использование при создании бронетанковой техники главным образом 4-х тактных бензиновых двигателей мощностью до 600 л.с.
- выпуск и широкое применение большого количества бронеавтомобилей, бронетранспортёров различного назначения;
- низкая маневренность тяжелых машин на местности, недостаточная надёжность ходовой части;
- расположение в ходовой части катков с индивидуальной торсионной подвеской в шахматном порядке.

Всего за войну в Германии было выпущено 53800 танков и САУ.


ТАНКИ


Танк Pz I

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Pz.IA
БОЕВАЯ МАССА 5,4 т
ЭКИПАЖ2 чел.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫдлина - 4020 мм
ширина - 2060 мм
высота - 1720 мм
клиренс - 295 мм
ВООРУЖЕНИЕ2 х 7,92 мм MG13 (MG34)
БОЕКОМПЛЕКТ1525 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯоптический прицел Zeiss T2F2 двукратного увеличения
БРОНИРОВАНИЕлоб - 18 мм
борт - 14 мм
корма - 14 мм
днище - 5 мм
крыша - 7 мм
башня - 15 мм
ДВИГАТЕЛЬKrupp М305, 4-цилиндровый, карбюраторный, воздушного охлаждения; мощность 57 л.с. (42 кВт) при 2500 об/мин, рабочий объем - 3460 см3
ТРАНСМИССИЯ:5-ступенчатая коробка передач, двухдисковое сухое сцепление
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ5 опорных катков на борт (передний - на индивидуальной подвеске со спиральной пружиной, остальные,- сблокированные попарно, на листовых рессорах); 3 поддерживающих катка; ведущее колесо переднего расположения; гусеница мелкозвейчатая, двугребневая, шириной 280 мм
СКОРОСТЬмакс.: на суше - 57 км/ч; на плаву - 6.
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ145 км.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯугол подъема, град. - 30; ширина рва, м - 1,4: высота стенки, м - 0,37, глубина брода - 0,6 м.


Первый немецкий танк, запущенный в крупносерийное производство, представлял собой слабовооруженную и легкобронированную боевую машину, позволившую, однако, командованию вермахта начать развертывание танковых частей и соединений. В 30-е годы он широко использовался и для подготовки кадров танковых войск. Выпускался на заводах Krupp, Henschel, MAN и Wegmann с января 1934-го по конец 1938 года.

СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ

Pz.IA - Базовая модель. Корпус и башня сварные, ходовая часть с пятью опорными катками на борт, последний из которых выполнял роль направляющего колеса. Компоновка, ставшая впоследствии классической для немецких танков,-двигатель сзади, трансмиссия спереди. Изготовлено 477 единиц.

Pz.IB-ходовая часть удлинена на один опорный каток, направляющее колесо поднято с грунта. Масса возросла до 6 т, длина- до 4430 мм. Установлены пулеметы MG 34, боекомплект-2250 патронов. Двигатель Maybach NL 38TKRM мощностью 100 л.с. В остальном конструкция танка практически не изменилась. Изготовлено 1016 единиц.

Pz.lC (VK 601 ) - скоростной разведывательный танк. Разработан фирмой "Краусс-Маффей" в 1942 году в развитие линии Pz.l, но представлял собой совершенно новую машину. Боевая масса-8 т, двигатель Maybach HL 45Р мощностью 150 л.с., скорость 65 км/ч. Вооружение: 20-мм автоматическая пушка и пулемет MG 34. Ходовая часть с шахматным расположением опорных катков. Изготовлено 40 единиц.

Pz.IF (VK 1801) - от предыдущей модификации отличался толщиной лобовой брони- 80 мм. Масса 18 т, скорость 24 км/ч. Вооружение: два пулемета MG 34. Изготовлено 30 единиц.

Боевое крещение Pz.l получили в 1936 году в Испании, куда была отправлена 41 машина варианта Pz.IA. Немецкие легкие танки понесли жестокие потери от республиканских Т-26 и БТ-5. Тем не менее к сентябрю 1939 года в вермахте имелось1445 танков Pz.l, что составляло 46,4% всех боевых машин панцерваффе.

Pz.l участвовали практически во всех кампаниях начального периода второй мировой войны. На 22 июня 1941 года фронтовые части германской армии располагали лишь 74 боевыми машинами этого типа. Остальные использовались в основном в учебных целях и для ведения противопартизанских действий на захваченных территориях. Отдельные Pz.l сохранялись в немецких танковых частях вплоть до 1943 года.

Pz.l послужил базой для создания самоходно-артиллерийских установок, тягачей для подвоза боеприпасов, командирских и мостовых танков и других машин специального назначения.

Maus

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА "МЫШЬ"
БОЕВАЯ МАССА188 т
ЭКИПАЖ5 чел.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫдлина - 10085 мм
ширина - 3710 мм
высота - 3630 мм
клиренс - 500 мм
ВООРУЖЕНИЕ1 пушка KwK 44 калибра 128 мм, 1 пушка калибра 75мм L/36, 1 пулемет MG42 калибра 7,92 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ32 выстрела калибра 128 мм, 200 выстрелов калибра 75 мм, 1000 патронов калибра 7,92 мм.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯперископический прицел спаренной установки.
БРОНИРОВАНИЕлоб - 200 мм
борт - 105-185 мм
корма - 160 мм
днище - 105,5 мм
крыша - 105,5 мм
башня - 65-240 мм
ДВИГАТЕЛЬDaimler-Benz DB-603А2, 12-цилиндровый, бензиновый с непосредственным впрыском и электрическим зажиганием, V-образный (перевернутый), четырехтактный, жидкостного охлаждения; мощность - 1750 л.с. (1288 кВт) при 2700 об. в мин.; рабочий объем - 44500 куб.см.
ТРАНСМИССИЯ:электромеханическая - два главных генератора, два тяговых электродвигателя, два механических агрегата-гитары с борто - выми тормозами, две бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ24 опорных катка с внутренней амортизацией, сблокированных попарно в 12 тележек, объединенных в 6 блоков, 12 поддерживающих катков, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска балансирная с вертикальными цилиндрическими спиральными пружинами и резиновыми подушками; в каждой гусенице 112 траков шириной 1100 мм, шаг трака - 160 мм.
СКОРОСТЬмакс.: 20 км/ч;
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ186 км.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯугол подъема, град. - 45, глубина брода - 1,7 м.
СРЕДСТВА СВЯЗИрадиостанция FuG5


Единственный в мире реализованный в металле сверхтяжелый танк. Разработан под руководством профессора Фердинанда Порше. В 1943-1945 годах заводом Alkett собраны 2 машины, еще 9 находились в различных стадиях изготовления.
Проектирование сверхтяжелого танка началось после конференции, посвященной вооружению танковых войск и проходившей 8 июня 1942 года в Берлине при участии А.Гитлера, А.Шпеера и Ф.Порше. Кто-то из троих высказал пожелание спроектировать огромный танк, вооруженный.

12,8-см или даже 15-см пушкой. Как бы там ни было, но сейчас этот факт рассматривается как личная инициатива фюрера. Против отвлечения сил на реализацию подобных замыслов категорически выступили руководители панцерваффе и немецкого танкостроения Г.Гудериан, С. фон Гайдекампф (председатель комиссии по усовершенствованию танков) и Г.Книпкамп. В результате официальный заказ на соответствующие проектные работы оформлен не был. Вскоре об этой истории забыли. Только не сам Порше. Являясь председателем танков комиссии (Panzer-kommission), а также пользуясь расположением Гитлера, ему удалось все-таки договориться с заинтересованными лицами о строительстве своей машины. Фирма "Крупп" бралась изготовить корпус, "Даймлер-Бенц" - двигатель, а "Алькетт" - провести общую сборку. Порше планировал установить на танк дизель воздушного охлаждения собственной конструкции, который к тому времени еще не успели изготовить. Ситуацию разрядил А.Шпеер, уговоривший конструктора остановиться на дизель-ном двигателе МВ509 (на самом деле на первом образце был установлен бензиновый двигатель DB-603А2, а на втором - дизель МВ517). 1 августа 1943 года приступили к сборке прототипа (код "Порше 205").

Предприятиями смежниками по основным узлам машины были определены: Krupp - корпус и башня, Daimler-Benz - двигатель, Siemens - агрегаты электротрансмиссии, Skoda - ходовая часть. Поставка башни и вооружения откладывалась из-за интенсивных англо-американских бомбардировок заводов Круппа. Тем не менее испытание шасси с равно-ценным грузом-балластом вместо башни все же было проведено 24 декабря 1943 года во дворе завода. С 10 января 1944 года испытания про-должились уже на полигоне при штаб-квартире фирмы Porsche в Штутгарте. С 9 июля, после установки башни с вооружением, начался новый этап испытаний, с 3 октября - на Куммерсдорфском полигоне. Сборку второго прототипа закончили 10 марта 1944 года и доставили его на полигон сразу, без заводских испытаний.

Отдельные узлы, например, заготовки башни и ходовой части, были изготовлены еще для девяти машин. Оба первых прототипа были взорваны в Куммерсдорфе (Kummersdorf) при подходе частей Красной Армии в апреле 1945 года. По указанию командующего бронетанковыми и механизированными войсками Красной Армии Я.Н.Федоренко из двух разрушенных образцов танка собрали один (но без соответствующей "начинки") и отправили в СССР на НИБТПолигон, куда он был доставлен 4 мая 1946 года. Сейчас этот танк экспонируется в Музее бронетанковой техники в Кубинке (под Москвой). В этом сверхтяжелом танке поражает невиданная в то время толщина брони: 200-240 мм в лобовых частях корпуса и башни. Вооружение включало две пушки: 2,8-см и 7,5-см. Ф.Порше и здесь не отказался от полюбившейся ему электромеханической трансмиссии. Динамо-машина работала на два тяговых электромотора - по одному на каждую гусеницу. Прорабатывался даже вопрос преодоления танком водных преград по дну. В этом случае электроэнергия по кабелю должна была передаваться от стоящей на берегу машины. Конструктору очень хотелось применить свою оригинальную подвеску с продольными торсионами высокой динамической эффективности. Но изготовить ее оказалось не по силам даже ведущим фирмам, и пришлось довольствоваться пружинной подвеской завода "Шкода". Ходовая часть включала по 12 (на борт) сблокированных попарно двойных катков и ведущее колесо заднего расположения. Впрочем, когда стали отчетливо проявляться реальные черты будущего гиганта, появилось официальное задание на разработку конкурентоспособного варианта. Его получила фирма "Хеншель" под обозначением Е100. 140-тонного монстра должен был передвигать двигатель мощностью 800 л.с. со скоростью 40 км в час.

САМОХОДНЫЕ ШТУРМОВЫЕ ОРУДИЯ


sIG 33

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ
БОЕВАЯ МАССА8,5 т
ЭКИПАЖ4 чел.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫДлина - 4420 мм
Ширина - 2680 мм
Высота - 3350 мм
Клиренс - 295 мм
ВООРУЖЕНИЕ1 гаубица slG 33 калибра 150 мм
БОЕКОМПЛЕКТ86 выстрелов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯоптический прицел Sfl.ZF5
БРОНИРОВАНИЕлоб - 10-14 мм,
борт - 10-14 мм
корма - 10-14 мм
рубка - 10-14 мм
ДВИГАТЕЛЬKrupp М305, 4-цилиндровый, карбюраторный, воздушного охлаждения, мощность 57 л.с. (42 кВт) при 2500 об/мин, V=3460 см
ТРАНСМИССИЯ:5-скоростная КПП, двухдисковое сухое сцепление
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ5 опорных катков на борт (передний - на индивидуальной подвеске со спиральной пружиной, остальные,- сблокированные попарно, на листовых рессорах); 3 поддерживающих катка; ведущее колесо переднего расположения; гусеница мелкозвейчатая, двугребневая, шириной 280 мм
СКОРОСТЬмакс.: 35 км/ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ100 км.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯугол подъема - 20 град., ширина рва - 1,4 м, высота стенки - 0,37 м, глубина брода - 0,6 м


Второй тип САУ, сконструированный на базе танка Pz.IB. Завод-изготовитель- Alkett. В 1939 году изготовлено 38 единиц..

СЕРИЙНАЯ МОДИФИКАЦИЯ
Двигатель, ходовая часть и большая часть корпуса остались без изменений. На месте башни была смонтирована 150-мм тяжелая пехотная гаубица вместе с полевым лафетом. Броневое прикрытие с трех сторон.

Эти САУ использовали во время боевых действий во Франции, на Балканах и на Восточном фронте. Осенью 1943 года одна машина еще сохранилась в составе 704-го дивизиона тяжелых пехотных орудий.

БРОНЕТРАНСПОРТЕРЫ


Sd.Kfz. 250

ТТХ бронетранспортера Sd.Kfz.250/1 (alt)

БОЕВАЯ МАССА5,8 т
ЭКИПАЖ2+4 чел.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫДлина - 4560 мм
Ширина - 1945 мм
Высота - 1660 мм
Дорожный просвет - 285 мм
Колея - 1450/1950
ВООРУЖЕНИЕ2 х 7,92 мм (MG34, MG42)
БОЕКОМПЛЕКТ2010 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
БРОНИРОВАНИЕлоб - 14,5 мм, борт и корма - 8 мм
ДВИГАТЕЛЬMaybach HL 42TKRM, 6-цилиндровый, карбюраторный, четыпехтактный, рядный, жидкостного охлаждения, 100 л.с. (73,6 кВт) при 2800 об/мин, V=4171 см3
ТРАНСМИССИЯ:КПП планетарная (7+3) демультипликатор, двухдисковое сухое сцепление, двойной дифференциал
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

передний моставтомобильный управляемый
гусеничный движитель4 сдвоенных обрезиненных катка на борт; ведущее колесо - переднее, ленивец.
подвескапоперечная полуэллиптическая листовая рессора
тормозапоперечная полуэллиптическая листовая рессора
размер шин6.00 - 20
СКОРОСТЬмакс.: 70 км/ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ450 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯширина рва - 1,9 м, глубина брода - 0,7 м
СРЕДСТВА СВЯЗИрадиостанция FuG Spr Ger "f"


Легкий полугусеничный бронетранспортер, предназначавшийся для транспортировки половины пехотного отделения, главным образом в разведывательных подразделениях. Создан на базе полугусеничного артиллерийского тягача Sd.Kfz.10 фирмами Bussing-NAG (бронекорпус) и Demag (шасси). Серийное производство осуществлялось на заводах Bussing-NAG, Weserhutte, Wumag, Wegmann, Ritscher и Deutsche Werke с июня 1941 по 1945 год в двух вариантах, так называемом старом (alt) и новом (neu). Изготовлено 7326 единиц.

СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ
Sd.Kfz.250/1 - базовая модификация. Корпус сварен из прямых катаных броневых листов, расположенных под большими углами наклона. У варианта neu корпус имел упрощенную конструкцию (9 частей вместо 19) и по внешнему виду был близок к корпусу бронетранспортера Sd.Kfz.251. Вооружение: два пулемета МО 34, один за щитом в передней части кузова, другой - в корме, на вертлюжной установке, допускавшей стрельбу по воздушным целям.

Sd.Kfz.250/2 - leichter Fernsprechpanzerwagen - бронированный кабелеукладчик. Предназначался для прокладки полевых линий связи. Катушка с телефонным кабелем располагалась внутри кузова. Боевая масса 5,44 т, экипаж 4 человека, вооружение 1 пулемет МG 34.

Sd.Kfz.250/3 - leichter Funkpanzerwagen - машина связи. В зависимости от назначения (существовало четыре варианта) оснащалась радиостанциями FuG 7, FuG 8 или FuG 12 со штыревыми или рамочными антеннами.

Sd.Kfz.250/4 - leichter Beobachtungspanzerwagen - машина наблюдения и управления огнем в частях самоходной артиллерии. Радиостанции FuG 15 и FuG 16. Экипаж 4 - 5 человек, вооружение 1 пулемет MG 34.

Sd.Kfz.250/5 - аналог предыдущей модели. Одна радиостанция FuG 12. Боевая масса 5,36 т, экипаж 4 человека, вооружение- 1 пулемет MG 34. B 1944 году название изменено на leichter Aufklarungspanzerwagen - легкая разведывательная бронемашина.

Sd. Kfz. 250/6 - leichter Munitionspanzerwagen - машина для перевозки боеприпасов к штурмовым орудиям. Вмещала 70 выстрелов к 75-мм пушке StuK 37 (Ausf.A) или 60 выстрелов к 75-мм пушке StuK 40 (Ausf.B). Боевая масса 5,96 т (А) или 6,1 т (В), экипаж 2 человека, радиостанция FuG 16, вооружение 1 пулемет MG 34.

Sd.Kfz.250/7 - leichter Schutzenpanzerwagen schwerer Granatwerfer-самоходный миномет. 80-мм миномет sGrWr (возимый боекомплект 12 выстрелов) устанавливался в середине кузова. Дополнительное вооружение: пулемет MG 34. Боевая масса 5,61 т, экипаж 5 человек. Под тем же индексом существовал бронетранспортер для перевозки боеприпасов к 80-мм миномету, вмещавший 66 выстрелов.

Sd. Kfz. 250/8 - leichter Schutzenpanzerwagen 7,5 cm - легкий бронетранспортер, вооруженный короткоствольной пушкой KwK 37 или К 51 калибра 75 мм. Боекомплект 20 выстрелов. Боевая масса 6,3 т.

Sd. Kfz. 250/9 - leichter Schutzenpanzerwagen 2 cm - разведывательная бронемашина. Установлена башня от бронеавтомобиля Sd.Kfz.222 (позднее заменена на башню Hangelafette 38) с 20-мм автоматической пушкой KwK 38 и пулеметом MG 34. Боекомплект 100 выстрелов и 500 патронов. Углы вертикального наведения от-10до +85. Телескопический прицел TZF За. Радиостанция FuG 12. Боевая масса 6,09 т, экипаж 3 человека, габариты 4560х1945х2174 мм.

Sd.Kfz.250/10 - leichter Schutzenpanzerwagen 3,7 cm Pak - бронетранспортер, вооруженный 37-мм пушкой Pak 35/36, установленной за штатным щитом (на части машин - без него) в передней части кузова, и пулеметом MG 34. Боекомплект 216 выстрелов и 2110 патронов. Угол горизонтального наведения пушки 0, прицел ZF2. Боевая масса 5,68 т, экипаж 4 человека. Высота машины 1976 мм.

Sd.Kfz.250/11 - leichterschutzenpanzerwagen (schwere Panzerbuchse 41) - бронетранспортер, вооруженный тяжелым противотанковым ружьем sPzB 41 калибра 20-28 мм с коническим стволом и пулеметом MG 34 (боекомплект 168 выстрелов и 1100 патронов).

Sd.Kfz.250/12 - leichter Messtruppanzerwagen - машина артиллерийской инструментальной разведки. Радиостанция FuG 8, позднее FuG 12, пулемет MG 34.

Sd.Kfz.252 - leichter Munitionspanzerwagen - бронетранспортер для перевозки боеприпасов для штурмовых орудий. Полностью закрытый бронекорпус с сильно скошенным кормовым листом. Боевая масса 5,73 т, экипаж 2 человека, габариты 4560х1945х1660 мм. Изготовлено 413 единиц.

Sd.Kfz.253 - leichter gepanzerter Beobachtungskraftwagen - машина командиров взводов и батарей штурмовых орудий. Полностью закрытый корпус. Радиостанции F.Sp.H и FuG 7. Боевая масса 5,73 т, экипаж 3 человека, габариты 4700х1950х1800 мм. Изготовлено 285 единиц.

Первыми в войска поступили не линейные бронетранспортеры, а перевозчики боеприпасов Sd.Kfz.252 и командирские машины Sd.Kfz.253. На 1 сентября 1939 года в штат батареи штурмовых орудий входили четыре Sd.Kfz.253 и три Sd.Kfz.252. Их боевое применение ограничилось балканской кампанией и началом войны с СССР. Выпуск этих модификаций был прекращен в 1941 году, и они быстро сошли со сцены.

Первые серийные бронетранспортеры Sd.Kfz.250 начали поступать в войска в июле-августе 1941 года. Они состояли на вооружении моторизованных частей, в подразделениях войск связи и штурмовой артиллерии. В 1944 году в штате танковой дивизии, например, имелось 55 легких бронетранспортеров. Машины Sd.Kfz.250/8 использовались в мотопехотных частях для огневой поддержки, a Sd.Kfz.250/10 и Sd.Kfz.250/11 в качестве командирских.

Помимо модификаций заводского изготовления существовали варианты, построенные непосредственно в войсковых частях. Наиболее известные из них - это машины, вооруженные французской противотанковой пушкой Hotehkiss калибра 25 мм, противотанковой пушкой Pak 38 калибра 50 мм, зенитными 20-мм-пушками Flak 30 и Flak 38. Некоторое количество Sd.Kfz.250 было переоборудовано в санитарные.

Легкие бронетранспортеры Sd.Kfz.250 всех модификаций участвовали в боевых действиях в ходе всей второй мировой войны. 1 марта 1945 года в вооруженных силах Германии имелось 2765 этих бронетранспортеров.

 Copyright RIN 2003 -
  Обратная связь