|
|
Новые статьи : |
|
Вильгельм II (1859), император Германии (1888-1918 гг.) -
ВИЛЬГЕЛЬМ II Гогенцоллерн (1859-1941), германский император и прусский король в 1888-1918, внук Вильгельма I. Свергнут Ноябрьской революцией 1918.
подробнее..
|
|
Леопольд фон Захер-Мазох (1836), австрийский писатель, чья фамилия дала название "мазохизму" ("Венера в мехах") -
ЗАХЕР-МАЗОХ (Sacher-Masoch) Леопольд фон (1836-95), австрийский прозаик. Автор любовно-психологических новелл и романов ("Венера в мехах", 1869, и др.), разрабатывающих мотивы болезненной страсти героев, (особенно мужчин) к самоуничижению в любви (ср. Мазохизм).
подробнее..
|
|
|
| Сервис: |
| |
Униформа танковых частей Вермахта
17 ноября 1934 года для немецких танкистов была введена новая униформа, предназначавшаяся для работы на бронетехнике. В разработке новой униформы лично принимал участие Хайнц Гудериан - создатель немецких танковых войск и стратегии "блицкрига". Новая униформа была черного цвета и как уже говорилось предназначалась исключительно для работы на бронетехнике, а во всех остальных случаях танкистам предписывалось носить обычную униформу Вермахта, которая отличалась от униформы других родов войск только розовым войсковым цветом и шифровками на погонах, как впрочем и все другие рода войск между собою. Но ошеломляющие успехи немецких бронетанковых войск в первые годы Второй Мировой привели к тому, что черную униформу стали носить все, кто имел хоть малейшее отношение к танковым войскам, а сами танкисты, которые как черти стали гордиться своей элегантной черной формой, стали носить ее при любом случае, даже в качестве выходной и парадной!
Новая униформа специально проектировалась для людей, которым приходилось забираться, работать и воевать, а иногда и быстро покидать тесный танк с массой выступающих деталей, масляными пятнами и т.д. Именно поэтому цветом униформы был выбран черный, чтобы сделать ее максимально немаркой. Куртка была короткой, с большим отложным воротником и широкими лацканами. Левый борт широко запахивался за правый, кроме того, кромка левого борта шла наискосок, по направлению к средней линии тела, таким образом куртка хорошо защищала от сквозняков, царивших в танке. Куртка застегивалась на 3 или 4 больших пластмассовых пуговиц нашитых на правый борт. Дополнительно, на край правого борта пришивалось еще две пуговки, которые пристегивались к петлям в подкладке и удерживали борт от выползания вверх или вниз, когда куртка была застегнута.
По уставу полагалось носить еще 3 небольших черных пуговки над лацканами: над и под нагрудным орлом и под правым воротником, следовательно для этих пуговок существовали петли на левом борту куртки, полностью куртка застегивалась очень редко и только в холодную погону, тогда она уже застегивалась и на крючок на воротнике. Многие танкисты для придания куртке большей элегантности спарывали верхние пуговки и никогда не застегивали ее полностью. Аналогично поступали военнослужащие, которые шили униформу частным порядком, в таком случае они даже не нашивали верхних пуговиц и не проделывали петель на левом лацкане.
Технологически, куртка изготовлялась из четырех деталей, соединенных между собою толстыми швами по бокам и на спине. На каждой такой части делались небольшие вертикальные складки, чтобы плотнее подогнать куртку к фигуре. Шов шедший вдоль задней части рукава, в 15 см от края расщеплялся, образуя манжет, застегивающийся пуговицей на запястье. Хлопчатобумажная подкладка пришивалась только спереди, на левом и на правом бортах. Слева на подкладке делался внутренний карман, иногда такой карман делался еще и справа. Во внутренней стороне куртки имелась тесьма или матерчатый пояс, которые еще сильнее подгоняли куртку по фигуре. С курткой полагалось носить серую или цвета фельдграу рубашку с черным галстуком.
Рубашки раннего образца делались без каких либо дополнительных деталей, со временем появилась рубашка с накладными карманами и петельками для крепления погон. Часто такие рубашки с погонами, нагрудным орлом и наградами носили в жаркую погоду как верхнюю одежду. В холодную же погоду под куртку надевали популярный в Вермахте свитер с высоким горлом, цвет мог варьироваться от черного до фельдграу, но чаще у танкистов это был свитер серого цвета. В первые годы Второй Мировой единственной верхней одеждой для танкистов была обычная шинель Вермахта, которая, как вы понимаете была не очень удобна для работы в танке. А с октября 1942 года среди танкистов все чаще и чаще стал встречаться зимний выворачивающийся костюм (среди них часто встречался костюм серого цвета, а не камуфляжного, как в Вермахте).
Брюки делались из такой же ткани черного цвета, что и куртка. Они имели прямой свободный покрой и сужались только на лодыжках, где был небольшой разрез с пуговицей и тесемкой, для их затягивания. Брюки имели вшивной матерчатый ремень, хотя встречались брюки и без ремня, но с петельками для продевания обычного пояса. По бокам брюк было два косых прорезных кармана с клапанами, каждый из которых застегивался на пуговку или кнопку. Спереди справа делался небольшой кармашек для часов. Сзади было два горизонтальных кармана с клапанами, которые также застегивались на пуговку или кнопку. Брюки обычно носили поверх стандартных маршевых сапог, хотя иногда, очень редко, танкисты заправляли брюки в сапоги. В 1941 года для ношения в танковых частях взамен сапогам были введены ботинки с гетрами, но те, кто ранее получил сапоги продолжали их донашивать до последнего дня. Гетры практически не носили, так как и без них брюки отлично затягивались на лодыжках.
Вначале, единственным головным убором, для ношения с черной униформой, был берет черного цвета. Делался он довольно свободным и надевался поверх внутренней шапочки из фетра и клеенки. Но этот головной убор популярностью среди танкистов не пользовался, во-первых просто потому, что с беретом нельзя было одеть стандартные танковые наушники. Большинство танкистов предпочитало носить в качестве головного убора обычные пилотки цвета фельдграу с розовым уголком (войск. цвет танкистов). Еще во время польской компании появились пилотки черного цвета, которые делались танкистами частным порядком и по покрою были аналогичны стандартным пилоткам Вермахта. Приказом от 27 марта 1940 года отменялось ношение берета и в качестве единственного головного убора для униформы черного цвета официально вводилась пилотка черного цвета. Как уже говорилось, такая пилотка по покрою была аналогична общевойсковой, но изготовлялась из ткани черного цвета, имперский орел и трехцветная кокарда вышивались на подкладках черного цвета, на пилотке, над трехцветной кокардой носился цветной уголок войскового цвета. На офицерских пилотках по обводу донца и вырезу отворота нашивался серебристый жгутик. Новая пилотка получила широкое распространение среди танкистов и к 1941 году практически вытеснила непопулярный берет.
В 1943 году во всем Вермахте в качестве единого головного убора было введено полевое кепи, не обошел этот приказ и танкистов. Кепи танкистов по покрою не отличалось от общевойскового, но делалось из ткани черного цвета, орел и кокарда вышивались на трапециевидном клапане черного цвета, на офицерском кепи вдоль шва тульи пришивался серебристый жгутик. Хоть кепи и пользовалось большой популярностью среди танкистов, но пилотку, которую продолжали носить до последнего дня войны, вытеснить так и не смогла. Среди офицеров довольно часто практиковалось ношение с черной униформой стандартной фуражки Вермахта (с розовыми кантами) и фуражки "старого образца". Хочу обратить ваше внимание, что за все время существования немецких танковых войск не было введено специального головного убора для ношения в танке, танкисты обходились пилотками, кепи, фуражками, которые, как вы понимаете, мало защищали голову. Использовали и обычные каски, но и они не пользовались популярностью, так как под них нельзя было надеть стандартных танковых наушников (в 1944 году ввели новые, компактные наушники, которые можно было надеть под каску, но и они положения дел не спасли).
Знаки различия для черной униформы были довольно уникальным явлением и ничего подомного, да этого в немецкой армии не было. На правой стороне груди все военнослужащие, вне зависимости от звания носили имперского орла вышитого на подкладке черного цвета. Для рядовых и унтер-офицеров орел вышивался белой нитью (после 1942 года светло-серой), офицерский же орел в большинстве случаев вышивался толстой алюминиевой нитью. Край воротника черной куртки всех военнослужащих от рядового до генерала, обшивался кантом войскового цвета (у танкистов - розовый). На углах воротника носили черные прямоугольные петлицы, которые окантовывались войсковым цветом, посреди петлиц крепилась посеребренная (оксидированное серебрение) металлическая эмблема танковых войск - "мертвая голова". Нарукавные знаки различия рядовых и ефрейторов были аналогичны общевойсковым, но вышивались на матерчатых клапанах черного цвета. Погоны рядовых и унтер-офицеров, в отличие от общевойсковых, имели поле черного цвета, в остальном же от них ничем не отличались. Погоны офицеров же были полностью аналогичны общевойсковым.
Кроме, собственно танкистов, черную униформу получили экипажи бронеавтомобилей, бронетранспортеров и бронепоездов. Их униформа отличалась от униформы танкистов тем, что вместо розового цвета края воротника, петлиц, погон, цветной уголок на пилотке, канты на фуражке отделывались войсковым цветом соответствующего подразделения. Бронеразведывательные части, сформированные до сентября 1939 года на базе кавалерийских частей получили в качестве войскового золотисто-желтый цвет, в то время, как все вновь формирующиеся разведывательные части получали медно-желтый войсковой цвет, военнослужащие всех разведывательных частей носили на погонах шифровку - букву "А". Экипажи бронеавтомобилей связи имели традиционный, лимонно-желтый войсковой цвет. В марте 1943 года для некоторых частей были введены новые войсковые цвета. Разведывательные части, вместо медно-желтого, получили розовый, как у танкистов войсковой цвет, но продолжали носить букву "А" на погонах. Части, которые вели свою историю от кавалерийских частей, оставили за собою традиционный золотисто-желтый цвет. Личный состав бронепоездов также получил розовый войсковой цвет с буквой "Е" на погонах.
По уставу, черная униформа генералов танковых частей отличалась от униформы рядовых и офицеров металлическим золотистым нагрудным орлом, генеральскими золотисто-белыми погонами и золотыми кантами и орлом на черной пилотке. Но часто, генералы немного украшали свою униформу, чтобы подчеркнуть свое генеральское достоинство. Например, часто, да даже почти всегда, генералы носили вместо положенных петлиц с "мертвой головой" общевойсковые генеральские петлицы. Известен мундир, где воротник окантован не розовым, а золотистым кантом. С черной униформой не носили черных брюк с лампасами, брюки были без лампас.
После всего вышесказанного следует только добавить, что в 1942 году было отменено ношение розового канта вдоль края воротника, но те кто ранее получил куртку с кантом и те, кто изготовлял униформу частным порядком продолжали носить кант по краю воротника до конца войны. В том же году было отменено ношение цветного уголка войскового цвета на пилотке. И еще, где-то со средины 1944 года танкистам перестали выдавать общевойсковую униформу цвета фельдграу и после этого, танкисты уже официально, стали носить черную униформу даже в качестве выходной и парадной, хотя уже тогда было не до парадов.
|
|
| |