| Сервис: |
| |
Музеи, коллекции, выставки
Наличие множества музеев с самыми различными коллекциями отражает особенности общественного и культурного развития Германии. Здесь насчитывается свыше 3.000 музеев: это - музеи Земель, городов, союзов, краеведческие и частные музеи плюс сокровищницы, музеи епархий и соборов, городов-резиденций, замков, дворцов и музеи под открытым небом. С течением веков эти музеи вырастали из княжеских, церковных собраний.
Однако собрания князей не предназначались для просвещения и развлечения широкой публики. Они скорее должны были демонстрировать богатство сокровищ и драгоценностей, имеющихся у соответствующих правителей. Мюнхен, например, уже в XVI веке был одним из центров мирового искусства. Баварские герцоги коллекционировали не только произведения искусства, но и автоматические устройства, орудия труда ремесленников, музыкальные инструменты, минералы и экзотические предметы. В XVII веке "Зеленый свод" саксонских правителей в Дрездене представлял собой, пожалуй, самую крупную сокровищницу в Европе. Из нее вышли Картинная галерея, Физико-математический музей, а также Музей минералогии.
Коллекционированием занимались и некоторые зажиточные бюргеры. Страсть к коллекционированию привела к тому, что в Германии почти нет такой сферы искусства или деятельности, которая бы не была представлена каким-либо музеем. В первую очередь крупные музеи стремятся к тому, чтобы показать публике как можно более широкую палитру своих экспонатов. В то же время из-за нехватки выставочных площадей почти все музеи вынуждены хранить множество экспонатов в запасниках. Публика может познакомиться с ними лишь во время специализированных выставок.
Многообразие музейных коллекций кажется безграничным: от произведений Рембрандта и Пикассо до обоев (Кассель), от орудий виноделия (Кобленц) до метеоритов (Марбург), от мумий, извлеченных из болот (Шлезвиг), до оптических приборов (Оберкохен) или древнейшего плавучего средства в мире (Бремерхафен).
Поклонники искусства и меценаты. Традиционные, да и современные музеи Германии стремятся сегодня привлечь людей любого образовательного уровня. Сегодня немцы ходят в музеи так, как раньше в кино. Когда они идут на персональные выставки великих художников-классиков модерна, перед кассами музеев выстраиваются длинные очереди. Ежегодно свыше 100. млн. человек посещают музеи. В некоторых городах сложились целые музейные ландшафты, например, на набережной Майна во Франкфурте-на-Майне или в Берлине, где старинные прусские коллекции основанного в 1951 г. Фонда прусского культурного достояния заполняют несколько музеев.
Как и прежде, музейному буму содействуют зажиточные граждане-меценаты. Наиболее известен скончавшийся в 1994 г. Петер Людвиг, предприниматель из Рейнской области. Большинству новых музеев он подарил много современных произведений искусства. В Форуме им. Людвига в Ахене, где раньше была фабрика по производству зонтов, можно ознакомиться и с искусством бывшей ГДР. В бывшем здании Тевтонского ордена в Кобленце выставлена его коллекция современного французского искусства. Тысячи посетителей привлекают в Бонне Выставочно-художественный павильон Федеративной Республики Германия (1992) и Музей истории Федеративной Республики Германия (1994). А вся история Германии вплоть до сегодняшнего дня представлена в Германском историческом музее в Берлине.
Благодаря широкой палитре экспонатов особое значение имеют культурно-исторические и этнографические музеи. Германский музей в Мюнхене - на базе оригиналов и моделей - демонстрирует развитие техники и естественных наук. Вновь открытый в 2000 г. после реставрации Музей связи в Берлине демонстрирует широкую экспозицию, посвященную развитию почты и телефонной связи. Германский национальный музей в Нюрнберге хранит крупнейшую коллекцию по истории немецкого искусства и культуры - с древних времен вплоть до XX века. В Германии много также знаменитых этнографических музеев. И это в стране, которая лишь недолго была колониальной державой, но при этом дала миру много выдающихся первооткрывателей и исследователей иноземных культур. Наряду с берлинскими музеями особого внимания заслуживает Линден-музеум в Штутгарте.
Все большей популярностью пользуются и специализированные выставки. Большой интерес публики вызвали "Искусство и культура эпохи Каролингов" (Падеборн, 1999 г.), "Император Карл V /1500-1558/ - могущество и бессилие Европы" (Бонн, 2000 г.), а также выставка "Коронации. Короли и мифы в истории Ахена", которая прошла летом 2000 г. и на которой были представлены ценные экспонаты из многих европейских музеев. Вехой в презентации истории развития германской демократии стала открытая летом 1998 г. выставка "1848 г. -путь к свободе" в Выставочном зале "Ширн" во Франкфурте-на-Майне. Широкую картину искусства эпохи Просвещения дала выставка "Больше света" во Франкфурте-на-Майне. В штутгартской Государственной галерее прошла выставка, рассказывающая о творчестве Камиля Писсарро (ранний импрессионизм). Выставка "Семь холмов - картины и признаки 21-го века", прошедшая в Мартин-Гропиус-бау в Берлине в 2000 г., - это футуристическая мультимедийная картина нового тысячелетия в сочетании с непреходящими богатствами прошлого.
Крупнейшим в мире праздником современного искусства является выставка "Документа" в Касселе, которая проходит каждые пять лет и на которой в 1997 г. побывали свыше 631.000 человек.
Многообразие музеев. Географическая "разбросанность" музеев по всей стране способствует широкому доступу населения. Централизованной музейной политики в Германии нет, однако во многих областях музеи сотрудничают друг с другом, например, в области реставрации или охраны экспонатов и музеев, в централизованном ведении документации, в научных исследованиях. Для развития такого сотрудничества в 1917 г. был создан Союз германских музеев, и сегодня объединяющий музеи Федеративной Республики. Аналогичные задачи выполняет и Институт музейного дела при Государственных музеях Фонда прусского культурного достояния в Берлине. Многообразие присуще и самим музейным зданиям: палитра простирается от музейных храмов XIX века до новых, современных сооружений, являющихся жемчужинами архитектуры, как, например Новый музей в Нюрнберге, открытый 15 апреля 2000 г., мюнхенская Пинакотека современного искусства или два сооружения Даниеля Либескинда: Музей Феликса Нусбаума в Оснабрюкке и Еврейский музей в Берлине.
|
|
| |