| Сервис: |
| |
Внешняя политика России (1991-1996)
Распад Советского Союза и провозглашение Содружества Независимых Государств (СНГ) определили две сферы внешнеполитических интересов России: дальнее к ближнее зарубежье, т. е. бывшие республики СССР.
Сложность заключалась в том, что Россия потеряла своих традиционных союзников в Восточной и Центральной Европе и приобрела в лице некоторых из бывших 15 республик государства, настроенные не совсем дружелюбно. Кроме этого, России пришлось столкнуться с рядом проблем, порожденных распадом супердержавы: вывод войск сопровождался национализацией бывшими республиками наиболее мощных военных единиц, флот потерял часть своих баз на Балтийском море, возникла проблема Севастополя, нарушались в ряде государств права русскоязычного населения, военные конфликты обострили проблему беженцев. Поэтому отношения со странами ближнего зарубежья становятся приоритетными, правда, осознание этого пришло не сразу.
Сначала администрация Б. Н. Ельцина, как и предшествовавшая ей, отдавала предпочтение дальнему зарубежью, прежде всего укреплению отношений с США. В конце 1991 - начале 1992 г. Б. Н. Ельцин выступил с первыми внешнеполитическими инициативами. Он сделал официальное заявление, что отныне ядерные ракеты России не направлены на объекты в США. Кэмп-Дэвидская декларация, подписанная президентами обоих государств в 1992 г., фиксировала окончание "холодной войны" и признавала, что отныне "Россия и Соединенные Штаты Америки не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников" и их взаимоотношения должны строиться на принципах взаимного доверия и уважения, приверженности демократии и экономической свободе. В 1993 г. Россия и США заключили договор ОСНВ-2 о взаимном сокращении к 2003 г. ядерного потенциала сторон на 2/3 по сравнению с уровнем, установленным соглашением ОСНВ-1.
Пытаясь предотвратить "движение НАТО на восток", Россия выступила с идеей предоставления странам Центральной и Восточной Европы гарантий безопасности со стороны как России, так и западноевропейских государств. Однако в 1994 г. 20 стран Центральной и Восточной Европы подписали программу "Партнерство во имя мира", разработанную в НАТО, - своеобразный вариант сотрудничества Североатлантического союза с этими странами. Но остановить расширение НАТО на восток не удалось. В мае 1997 г. в Париже был подписан "Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора".
В 1994 г. было принято решение, позволившее России участвовать в выработке политических решений "семерки" ведущих западноевропейских стран.
Проблема ближнего зарубежья - наиболее трудная и болезненная для руководства России. Более 250 документов подписала Россия в рамках СНГ: договор о коллективной безопасности (1992), Устав СНГ (1993), создание единого рублевого пространства, отлаживание режима границ, совместное изучение космоса и т. д. Однако Содружество не стало серьезной и действенной организацией из-за большого числа нерешенных вопросов. Среди них: невыгодные условия экономического сотрудничества, территориальные проблемы, ущемление прав русскоязычного населения, контроль России над ядерным потенциалом бывшего СССР, разделение Черноморского флота.
Но к 1995 г. наметилось стремление некоторых государств к интеграции как экономической, так и политической. В 1996 г. соглашение о более тесном сотрудничестве подписали Россия и Белоруссия. Оба эти государства, а также Казахстан и Киргизия объявили о намерении создать Содружество Суверенных Республик.
|
|
| |