Развитие российского миноносного флота
С появлением торпеды Уайтхеда, в России в 1876 году началась самостоятельная разработка этого нового оружия. В 1877 году на русских верфях было заложено 90 миноносок (водоизмещение - 23 т, мощность механизмов - 200-250 лс, скорость - 16 узлов), и еще 10 заказано в Германии. Вооружение миноносок состояло из одного торпедного аппарата в носу. Черноморский флот заказал 6 таких миноносок, еще 8 отправили с Балтики. В 1878 году в виде опыта был построен более крупный миноносец Взрыв - водоизмещение - 134 т, мощность механизмов - 800 лс, скорость - 15 узлов, один подводный торпедный аппарат. Первым судном получившим название миноносец можно считать русский Батум, заказанный в Англии в 1880 году. Его скорость - 22 узла, вооружение - 2 торпедных аппарата, одна пятиствольная 37 мм пушка Гочкиса. Благополучный переход Батума из Англии в Черное море вызвал во всех государствах постройку мореходных миноносцев.
До 1886 года строится ряд миноносцев водоизмещением 70-100 т, со скоростью 18-20 узлов, с подобным вооружением. В 1884 году во Франции для Черноморского флота был заказан миноносец Поти (73 т, 18,5 узла). По этому типу на Балтике было построено четыре миноносца: Лахта, Луга, Нарва, Котлин, и один миноносец для Черного моря: Измаил. В 1886 году было построено еще два миноносца: Свеаборг и Ревель (100 т, около 19 узлов), в Германии заказано 9 миноносцев типа Або (86 т, около 20 узлов), а также несколько миноносцев заказано в Англии, Франции и построено у себя. В дальнейшем до 1898 года на русских заводах и на заказ строится большое количество миноносцев водоизмещением 90-150 т, со скоростью хода 20-25 узлов. Эти миноносцы имели один носовой неподвижный Лейтенант Ильин (700 т водоизмещение, 3550 лс мощность, 20 узлов скорость, вооружение: 5-47 мм, 10-37 мм, 5 надводных торпедных аппаратов) для Балтики, а в 1889 году Капитан Сакен (600 т водоизмещение, 3400 лс мощность, 18,5 узлов скорость, вооружение: 6-47 мм, 4-37 мм, 3 надводных торпедных аппарата) для Черного моря.
Оба корабля имели 20-мм покатую броневую палубу над машинным и котельным отделениями. В 1890 году в Германии был построен для Черного моря минный крейсер Капитан-лейтенант Казарский (415 т водоизмещение, 3400 лс мощность, 21 узел скорость, вооружение: 6-47 мм, 3-37 мм, 2 надводных торпедных аппарата), а по его типу еще пять кораблей: Посадник, Воевода, Гайдамак, Всадник, Гридень. В 1896 был построен последний минный крейсер Абрек (538 т водоизмещение, 4500 лс мощность, 21 узел скорость, вооружение: 2-75 мм, 4-47 мм, 2-37 мм, 2 надводных торпедных аппарата). Ввиду стремительного развития встал вопрос о борьбе с этим новом видом оружия. Были введены противоторпедные сети, прожектора, усилена малокалиберная скорострельная артиллерия.
Сами же миноносцы стали развиваться в двух направлениях - собственно миноносцы (увеличение торпедных аппаратов) и истребители неприятельских миноносцев (увеличение артиллерии) получивщие название контрминоносцев или дестроеров. Крейсер Абрек не мог удовлетворить требования истребителя, поэтому в 1895 году в Англии был заказан истребитель Сокол, своими качествами вызвавший большой интерес во всем мире. Впервые в мире он был построен из никелевой стали. При водоизмещении 240 т (длина - 58 м, ширина - 5,64 м, осадка - 2,12 м) и мощности механизмов 4400 лс он развил скорость 29,7 узла. Вооружение: 1-75 мм, 3-47 мм, 2 торпедных аппарата.
В 1899-1901 годах было заказано 5 миноносцев водоизмещением 312 т, со скоростью хода 26 узлов и вооружением как у Сокола. По этим образцам в России строится ряд миноносцев и истребителей. К 1902 году в списках флота находилось 55 истребителей и 86 миноносцев. В 1905 году в постройке находилось еще 26 миноносцев. Удачное использование японцами миноносцев во время боя при Цусиме создало коренной переворот в развитии минного флота. Начался быстрый рост скорости, вооружения, дальности плавания и, следовательно, водоизмещения и мореходности. Появился новый тип корабля - эскадренный миноносец.
|
|