История/ Новое время/ Страницы истории/ Российское государство/ Военное искусство России в Новое время/ Рождение регулярного Балтийского флота/
Древний мир
Страницы истории
Карты
Даты и события
Средние века
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новое время
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новейшая история
Парадоксы истории
Страницы истории
Карты
Даты и события
Общие разделы
День в истории
Загадки истории
История истории
Исторические личности
Историки
Археология
Организации
Занимательные
исторические факты

История религий
Рефераты по истории
Новые статьи :
Кристиан Диор (1905), французский кутюрье, основатель модельного дома "Кристиан Диор" - ДИОР (Dior) Кристиан (1905-57), французский модельер-дизайнер, кутюрье. В 1947 основал собственный салон в Париже, сенсацией которого для послевоенной моды стала женская модель длинной расклешенной юбки. Его коллекции пользовались успехом и позднее, в 1950-е гг. Главным силуэтом его последней подробнее..

Питирим Сорокин (1889), русский ученый, основатель социологии ("Формы правления", "Проблемы социального равенства") - СОРОКИН Питирим Александрович (1889-1968), социолог. Родился в России. Лидер правых эсеров; с 1920 профессор Петроградского университета. С 1922 в эмиграции. С 1930 профессор Гарвардского университета. Исторический процесс рассматривал как циклическую смену основных типов культуры, в основе к подробнее..

Сервис:
Новости
Служба рассылки
Открытки
Исторические личности
Социологические опросы
Лучшие тесты
  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


Рождение регулярного Балтийского флота





Фрегат Балтийского флота19 августа 1700 года, добиваясь возвращения России к берегам Балтики, Петр 1 объявил войну Швеции. Главной целью первой кампании Северной войны являлась шведская крепость Нарва, построенная в 12 километрах от устья реки Нарова. Но не имевшая никакого боевого опыта новонабранная регулярная русская армия, 19 ноября 1700 года потерпела поражение под стенами крепости и отступила за Нарову, потеряв всю осадную артиллерию. Эта неудача отодвинула появление российских военных кораблей на Балтике.

Учитывая характер будущего театра военных действий, Петр 1 планировал использовать удобные речные пути по Волхову и Луге. Эти реки являлись удобной транспортной артерией в направлении шведских крепостей Нарва и Нотебург. На этих направлениях Петр 1 и планировал развернуть наступление. 30 января 1701 года началось строительство грузовых плавсредств на Волхове в районе Новгорода и на Луге у деревни Онежицы.

В начале 1702 года в судостроении на северо-западе России начался новый этап - началось строительство небольших боевых кораблей, предназначавшихся для развертывания активных действий против господствовавших на Ладожском, Чудском и Псковском озерах шведских флотилий. Наиболее важное значение приобрело судостроение для Ладожского озера, так как господство на нем шведской флотилии вице-адмирала Г. фон Нумерса не позволяло приступить к осаде крепости Нотебург, находившейся на острове в истоке Невы на Ладожском озере. Русские флотилии на Чудском и Псковских озерах решали оборонительные задачи. Построенные в 1701-1702 годах грузовые и малые боевые суда сыграли немалую роль в действиях русских войск, способствовали успешному исходу борьбы за возврат утраченной в начале 17 века Ижорской земли.

В феврале 1702 года в устье реки Сясь была заложена государственная верфь. 1 мая на воду были спущены два малых фрегата. Длина их составляла 19,81 м, ширина - 5,66 м, глубина интрюма - 2,55 м. В январе 1702 года для отпора ожидавшегося нападения шведского флота на Архангельск, было решено построить на Соломбальской верфи два малых фрегата. 24 марта оба фрегата были спущены на воду. Они получили названия Святой Дух и Курьер. В это время у Петра 1 родилась идея перетащить эти суда по суше из Белого моря на Онегу. 26 августа 1702 года эти фрегаты, проделав необычный путь, достигли Онежского озера. На следующий день после их прибытия, шведская флотилия Нумерса из трех бригантин, двух галиотов, шнявы и двух лодок потерпела сокрушительное поражение от опытных в управлении судами солдат полка Ивана Тыртова, посаженных на струги, карбасы и соймы. Потеряв большую часть судов и более 300 человек, шведы ушли из Ладоги в Выборг. 11 октября 1702 года штурмом была взята крепость Нотебург. Взятие крепости существенно изменило военное положение. Не случайно Петр 1 уже 14 октября переименовал крепость в Шлиссельбург (Ключ - город). Последней преградой для возвращения жизненно необходимого стране выхода на Балтику являлась крепость Ниеншанц в нижнем течении Невы. Расположение крепости было неудачным, укрепления слабые, поэтому было решено отложить захват крепости на весну следующего года.

Итак, были подготовлены все условия для начала создания регулярного Балтийского флота. В конце 1702 - начале 1703 годов на Сяси были заложены два фрегата, предназначенные для формирования корабельного состава будущего Балтийского флота. 1 декабря 1702 года был заложен фрегат Ивангород, второй фрегат Михаил - Архангел был заложен в первые месяцы 1703 года. Фрегаты имели длину 26,6 м, ширину 6,93 м, глубину интрюма 3,26 м. Значительно увеличив осадку на зтих судах, Петр 1 хотел добиться лучшей остойчивости в условиях штормовой Балтики. Фрегаты имели по три мачты и были вооружены 28 пушками. Фрегат Михаил - Архангел был спущен на воду в 1703 году, но достроен только весной 1704 года. Фрегат Ивангород был спущен на воду 27 мая 1705 года.

Указом Петра 1 от 13 января 1703 года предписывалось построить еще 6 фрегатов, 5 яхт и 5 одномачтовых каг для прибрежного плавания. Этот указ был явно направлен на создание кораблей для Балтийского флота. В феврале - марте этого же года была выработана первая кораблестроительная программа Балтийского флота. 24 марта 1703 года была создана Олонецкая верфь, где сразу же был заложен 28 пушечный фрегат Штандарт, 4 буера: Бир-драгер, Вейн-драгер, Гельд-сак, Соут-драгер. Вскоре были заложены флейт Вельком, шмаки Гут-драгер и Корн-шхерн, галиоты Соль и Курьер. На Сяси в марте - апреле 1703 года началось строительство шести шмаков, флейта Патриарх и буеров Люстих и Ик гебе гевест. Так начиналось строительство регулярного Балтийского флота России.

1 мая 1703 года после 10-часовой бомбардировки русские войска овладели крепостью Ниеншанц. Крепость была переименована в Шлотбург. Больше никаких преград на пути к Балтике у России не было. 7 мая 1703 года была одержана первая победа на Балтийском море над шведской эскадрой из девяти судов под командованием Г. фон Нумерса. Солдаты Семеновского, Преображенского и низовых полков во главе с Петром 1, на 30 небольших лодках, взяли на абордаж шняву Астрильд и вице-адмиральский бот Гедан. Остальные корабли шведской эскадры поспешили уйти в море. То значение, которое Петр 1 и его современники придавали этой победе, дают основание считать 7 (18) мая 1703 года датой рождения Балтийского флота России.

Через несколько дней после рождения Балтийского флота произошло еще более важное историческое событие: 16 мая 1703 года был основан город Санкт-Петербург - будущая столица Российской империи и база Балтийского флота.

Балтийский флот на конец 1703 года был пока невелик. Состоял он из трехмачтового фрегата Штандарт (длина 25,47 м, ширина 6,79 м, глубина интрюма 2,55 м), двухмачтовых фрегатов Сясьский 1 и Сясьский 2, шнявы Астрильд, галиотов Курьер и Соль и восьми одномачтовых судов. В октябре - ноябре 1703 года на Олонецкой верфи были заложены семь 28-пушечных фрегатов. Все они были однотипными и имели длину 28,04 м, ширину 6,71 м, глубину интрюма 2,9 м. 29 августа Петр 1 по собственному чертежу заложил первую шняву для Балтийского флота Мункер, после чего в октябре - ноябре стали строить четыре шнявы, а в 1704 году до июля месяца - еще пять шняв. Все шнявы были однотипны и имели длину 21,95 м, ширину 5,64 м, глубину интрюма 2,44 м. Эти фрегаты и шнявы должны были стать ядром флота. На Сясьской верфи в 1704 году спустили на воду шесть шмаков, а 16 августа заложили еще один шмак. Это судно оказалось последним, построенным на государственной Сясьской верфи.

Летом - осенью 1704 года корабельный Балтийский флот уже представлял собой заметную силу в военном балансе противоборствующих России и Швеции. В июле - сентябре этого же года были спущены на воду семь фрегатов: Шлиссельбург, Санкт-Петербург, Кроншлот, Триумф, Дерпт, Нарва и Флигель-де-Фам. Тогда же Олонецкая верфь дала флоту пять шняв, а в июле 1705 года - еще пять шняв. 2 октября 1704 года был заложен по чертежам Петра 32-пушечный фрегат Олифант, спущеный на воду 4 июля 1705 года.

После военных успехов 1704 года появилась возможность перенести базовую верфь Балтийского флота в Санкт-Петербург. Кораблестроение на новой верфи началось сразу же после ее основания - в период с 5 по 9 ноября 1704 года.

Шел также поиск новых типов судов, которые были бы эффективнее существовавших в особых условиях Балтики. В 1705 году была построена тартана - разведывательно-посыльное судно, распространенное в Средиземноморье. 4 марта 1707 года был заложен бомбардирский галиот. Его длина составляла 27,43 м, ширина - 7,9 м, глубина интрюма - 2,59 м. На вооружении он имел 14 орудий и 2 мортиры. На воду он был спущен 30 мая 1708 года под названием Надежда. 9 июля 1706 года был заложен последний фрегат Думкрат. К концу 1707 года программа строительства Балтийского флота была выполнена. К этому времени построили (не считая галер) 12 фрегатов, 10 шняв, 6 буеров, 1 буерс, 2 флейта, 9 шмаков и 20 шкутов. С самого начала Балтийский флот строился как регулярный. Был учтен опыт по строительству Азовского флота. Определяющими направлениями стали унификация размеров, артиллерийского и парусного вооружений. Все балтийские корабли соответствующих классов имели близкие размерения корпуса, одинаковое пушечное вооружение. Балтийский флот стал силой, с которой шведы не могли не считаться. В июле 1706 года стоявший у Котлина русский корабельный флот насчитывал 424 орудия и 2700 человек личного состава.
 Copyright RIN 2003 -
  Обратная связь