История/ Новое время/ Страницы истории/ Франция/ Военное искусство Франции в Новое время/ Французский бокс/
Древний мир
Страницы истории
Карты
Даты и события
Средние века
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новое время
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новейшая история
Парадоксы истории
Страницы истории
Карты
Даты и события
Общие разделы
День в истории
Загадки истории
История истории
Исторические личности
Историки
Археология
Организации
Занимательные
исторические факты

История религий
Рефераты по истории
Новые статьи :
[1827] - Перу объявило об отделении от Колумбии - ПЕРУ, Республика Перу (Republica del Peru), государство на западе Юж. Америки. 1285,2 тыс. км2. Население 22,9 млн. человек (1993), ок. 1/2 индейцы кечуа и аймара, остальные испаноязычные перуанцы. Городское население 72% (1993). Официальный язык испанский и кечуа. Верующие главным образом ка подробнее..

[1822] - в связи с женитьбой на особе не царской фамилии (польской графине Грудзинской) наследник русского престола князь Константин в секретом письме императору России Александру I отказался от своих - АЛЕКСАНДР I (1777-1825), российский император с 1801. Старший сын Павла I. В начале правления провел умеренно либеральные реформы, разработанные Негласным комитетом и М. М. Сперанским. Во внешней политике лавировал между Великобританией и Францией. В 1805-07 участвовал в антифранцузских коали подробнее..

Сервис:
Новости
Служба рассылки
Открытки
Исторические личности
Социологические опросы
Лучшие тесты
  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


Французский бокс





Бокс

Сават (Savate)

По-французски это слово обозначает "старый стоптанный башмак", а в переносном смысле - старый французский метод боя ногами в обуви, с подключением в случае надобности ударов руками. Удары в савате производили носком, ребром или каблуком грубого башмака по голеностопному суставу, голени, колену противника. Пах, а тем более живот, считали слишком высокой мишенью, хотя нередко били и туда.

Кулаки использовали реже, чем открытую руку. Ударными поверхностями открытой руки являлись ребро и основание ладони, пальцы, тыльная сторона. Цели для поражения рукой находились в основном на голове: уши, виски, нос, горло, сонные артерии, затылок.

Само слово "сават" указывает на то, что эта разновидность боя получила наибольшее распространение в низах общества - среди бродяг, грузчиков, нищих, уголовников, мастеровых, извозчиков и тому подобной публики. Но вот относительно того, как среди них появился сават, и когда это произошло - точных сведений нет. Согласно наиболее правдоподобной версии дело обстояло следующим образом.

В некоторых районах Франции издавна (еще со времен кельтов) у крестьян существовало своеобразное грубое развлечение - обмен ударами по голеням друг друга ногами, обутыми в старую разношенную обувь. В конце-концов это развлечение проникло в Париж, где оно довольно быстро из забавы простолюдинов стало техникой боя - как дуэльного, так и бандитского.

В середине XVIII века самым знаменитым мастером дуэльного савата прослыл некий Батист, бывший танцор, который обучился этому искусству при дворе герцога Беррийского. Сам же он изобрел удар ступней по верхнему уровню, то есть в грудь и голову. Помимо Батиста, известными мэтрами савата слыли некие Карп, Миньон, Рошеро, Сабатье, Фанфан, Франсуа и Шампань. Судя по отсутствию фамилий, все они были людьми низкого общественного происхождения и положения.

Наконец, на третьем этапе распространения среди парижан, сават взяли на вооружение уголовники. Они ввели в него многочисленные удары руками, ставившие целью выведение противника из строя одним движением: разорвать барабанную перепонку, перебить дыхательное горло, выбить глаз. Они же стали широко пускать в ход кастет (кстати, по-французски это слово означает "головоломка"), дубинку и нож.

Шоссон (Chausson)

Это слово переводится как "тапочек, мягкая туфля". По определению одного из французских толковых словарей, "шоссон - обувь без каблука, с подошвой из войлока или драпа, которая служит для занятий танцами, фехтованием и другими упражнениями, требующими `высокой ноги'".

Известно что в середине XVII века в Провансе, особенно в Марселе и вокруг него, были популярны своего рода соревнования, участники которых стремились прикоснуться носком ступни, обутой в тапочек, к телу партнера выше пояса. Это состязание называлось "жё де Марсей" - "Марсельская игра". Особенно оно пришлось по душе матросам коммерческих и военных кораблей, приписанных к марсельскому порту. Плавание парусных кораблей длилось очень долго, экипажи отчаянно скучали, поэтому были рады любому активному развлечению.

Со временем марсельские моряки стали использовать удары ступнями в корпус и голову во время драк на причалах и в портовых кабаках. Правда, техника этих ударов была далека от совершенства. Часто тот, кто пытался ударить ступней в голову противника, сам падал вместе с ним. Тогда родился такой прием, когда боец упирается обеими руками в палубу, а ступней бьет выше пояса противника. Позже он вошел в арсенал французского бокса.

В Париже шоссон стал популярен значительно позже савата, только в конце 20-х годов XIX века. Связано это было с социальными факторами. Дело в том, что в залах (и особенно в подвалах) тогдашних "саватёров" основную клиентуру составляли рабочие и обеспеченные молодые бездельники. Однако эффективные приемы уличной драки интересовали не только их, но и добропорядочных буржуа, офицеров армии и полиции, людей свободных профессий. При этом "благородная" публика не желала общаться ни с "золотой молодежью", ни, тем более, с пролетариями.

Соответственно запросам правящих классов, в савате быстро набирали силу два направления. Одно - это классический сават, боевое искусство простолюдинов и уголовников. Его технический арсенал не отличался изощренностью, ставка делалась на силу и жестокость. Тем не менее классический сават сохранял определенную популярность вплоть до конца XIX века, особенно в сельских районах. Другое направление - сават романтический, где вместо грубой силы ценилось разнообразие техники, ее эстетическое совершенство, точность попаданий, "игра ног". Романтический сават никогда не практиковался на улицах, он появился в залах и требовал поэтому специальной мягкой обуви, не повреждающей паркетный пол.

Это было такое единоборство, которое позволяло властвующей элите быть сильной, не тренируя силу специально. Для данной категории саватёров "марсельская забава" оказалась просто находкой. В результате слияние романтического савата и "марсельской игры" появился шоссон. Считается, что этот термин вошел в употребление с 1829 года.

Помимо мягкой обуви, наставники шоссона ввели еще и пухлые кожаные перчатки. Их заботила сохранность не только паркета, но еще пальцев и лиц состоятельных клиентов. Своего рода "визитной карточкой" шоссона стал удар ногой в голову, точно так же как сегодня аналогичный удар является визитной карточкой каратэ. особенно моден шоссон был во времена правления короля Луи-Филиппа, в годы так называемой "июльской монархии": 1830-1848.

Фехтование (L'escrime)

В классическом французском боксе, существовавшем до конца второй мировой войны, отчетливо видно влияние французской фехтовальной школы. Так, боевая стойка (la garde) копировала в те годы фехтовальную. Не признавались уходы с линии атаки, вместо них использовали парирование (les parades) ударов противника. Основная ставка делалась на прямые удары руками и ногами и на прямые отводы их в сторону. Удары кулаками боксеры старались производить с выпадом вперед, подобно выпадам фехтовальщиков. Опять-таки, под влиянием фехтования для ударов ногами было характерно уравновешивание корпуса за счет отведения рук в противоположную от цели сторону. И что особенно характерно, при любом ударе точность попадания и скорость движения ценились гораздо выше его силы.

XIX век - период расцвета

Мишель Кассо родился в 1794 году в пригороде Парижа. С детства он привык к жестоким дракам. В 1824 году он опубликовал брошюру, в которой ярким и образным языком были описаны различные приемы, употреблявшиеся в уличных драках. То, что он довел до общего сведения, сам Кассо называл "сават".

Основу его системы составляли прямые, круговые и боковые удары ступней, обутой в грубый башмак, по голеностопному суставу, колену, голени. Руки требовалось держать преимущественно внизу для захвата ног противника и для блокировки его ударов, направленных в пах. Впрочем, при удобном стечении обстоятельств Кассо рекомендовал производить еще и удары открытой рукой по голове. А в особо неблагоприятных случаях он считал необходимым применять палку либо кастет.

В течении одной недели Кассо стал знаменитостью. К нему толпами повалили ученики. Их оказалось столько, что в начале 1825 года ему пришлось арендовать помещение для занятий на улице Бюффо в Париже. Среди посетителей этого зала можно было найти представителей всех слоев общества - от уголовных элементов до аристократов.

Одним из учеников был 16-летний Шарль Лекур. Через пару лет он уже помогал мэтру. А в 1830-м году открыл свой собственный зал на улице Предместье Монмартр.

Однако Лекуру не нравилась репутация савата как метода жестокой драки, популярной в первую очередь среди низов общества и аморальной "золотой молодежи". Поэтому он сменил место преподавания, перебравшись поближе к центру, одновременно он перестал принимать кого попало. Его клиентуру составляли теперь молодые буржуа и люди свободных профессий (адвокаты, врачи, журналисты, художники).

Лекур был силен в савате и фехтовании тростью В конце 1830 года он встретился на ринге в зале Монтескье с Оуэном Свифтом, одним из сильнейших английских боксеров, и потерпел поражение. Тогда Лекур решил выучиться английскому боксу, для чего на следующий год отправился в Лондон, в боксерскую школу некоего Смита. Вернувшись год спустя домой, но продолжил обучение непосредственно в Париже, у проживавшего там английского тренера по фамилии Адамс.

С 1832 года Лекур начал преподавание новой дисциплины, которой дал название "французский бокс" (la boxe francaise). Он провозгласил "кодекс чести", опубликовал правила, довел до всеобщего сведения основыне технические приемы. Кроме того, он заявлял, что всякий уважающий себя мужчина просто обязан уметь фехтовать тростью или шпагой.

Период с 1862 по 1924 годы в истории французского бокса можно назвать "эпохой Шарлемонов". Жозеф-Пьер Шарлемон начал изучать французский бокс в Алжире, где порходил военную службу. После перехода в запас он переехал в Париж и был принят в школу французского бокса Виньерона. В 1862 году месье Жозеф совершил путешествие по ряду европейских стран, бросая там вызов известным боксерам английского бокса, фехтовальщикам на палках и другим бойцам. Ни в одном из матчей он не знал поражения. Так он жил в течении 10 лет.

В 1871 году Шарлемон принял деятельное участие в Парижской комунне, и после поражения коммунаров был вынужден бежать в Бельгию. Там он и разработал собственную систему, опубликованную в знаменитом трактате 1877 года. Благодаря своей славе Жозеф Шарлемон был амнистирован французским правительством летом 1879 года - за год до официальной амнистии всех уцелевших коммунаров. Вернувшись в Париж, он открыл свою знаменитую "Академию французского бокса", которой руководил лично до 1899 года, когда передал руководство учебным процессом сыну Шарлю.

Шарль Шарлемон был первым чемпионом мира по францзскому боксу. В 1899 году он выиграл на шестом раунде ударом ноги в живот бой с чемпионом Англии в среднем весе Джерри Дрисколлом, поставивший точку в выяснении отношений между английским и французским боксом.

 Copyright RIN 2003 -
  Обратная связь