История/ Средние века/ Страницы истории/ Византия/ История Византии в Средние века/ Упадок Византии в XIII-XV веках./
Древний мир
Страницы истории
Карты
Даты и события
Средние века
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новое время
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новейшая история
Парадоксы истории
Страницы истории
Карты
Даты и события
Общие разделы
День в истории
Загадки истории
История истории
Исторические личности
Историки
Археология
Организации
Занимательные
исторические факты

История религий
Рефераты по истории
Новые статьи :
[1502] - из Кастилии изгнаны мавры, не принявшие христианства - МАВРЫ (лат. Mauri, от греч. mauros темный), в древности римское название коренного населения Мавретании, в средние века в Зап. Европе название мусульманского населения Пиренейского п-ова и западной части Сев. Африки. подробнее..

[1446] - в ходе восстания в Москве свергнут великий князь Василий II, на место которого воцарился галицкий князь Дмитрий Шемяка - ДМИТРИЙ ШЕМЯКА (1420-53), князь Галича-Костромского, сын Юрия Дмитриевича. В ходе войны в 1446 взял в плен и ослепил Василия II Темного, после ряда поражений бежал в Новгород. подробнее..

Сервис:
Новости
Служба рассылки
Открытки
Исторические личности
Социологические опросы
Лучшие тесты
  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


Упадок Византии в XIII-XV веках.





После взятия крестоносцами Константинополя в апреле 1204 г. начался распад Византийской империи, подготовленный всем ходом ее социально-экономического и политического развития. На ее развалинах возникли три греческих государства - Никейская империя, Трапезундская империя и Эпирское царство. Крестоносцы образовали Латинскую империю с центром в Константинополе. Но завоеватели мечтали о создании огромного государства, куда бы вошла не только вся Византия, но и земли балканских славян. Адрианопольская битва 14 апреля 1205 г. разрушила эти планы. Однако крестоносцы овладели значительной частью Греции, районами Македонии и Фракии, островами Эгейского моря и северо-западной частью Малой Азии.

Латинская империя являла собой непрочное объединение феодальных владений западноевропейских баронов, находящихся в вассальной зависимости от императора Романии - так империя именовалась на Западе. Крупнейшими из ее вассальных владений были Фессалоникийское королевство, Ахайское княжество на Пелопоннесе, Афино-Фиванское герцогство в Средней Греции. Значительные византийские торговые центры захватила Венеция: Адрианополь, Редесто, Галлиполи, Корон и Модон, о-в Крит и др. В таких тяжелых условиях греческие государства начали борьбу с завоевателями.

Эпирский правитель Феодор Ангел (1215-1230) в 1225 г. захватил Фессалонику и на месте королевства создал империю. В течение нескольких лет территория империи за счет завоевания Южной Македонии и Фракии, принадлежавших Болгарии и латинянам, увеличилась более чем вдвое, приблизившись к самому Константинополю. Лишь поражение в 1230 г. от войск одного из выдающихся царей Второго Болгарского царства, Ивана II Асеня (1218-1241), лишило всех надежд честолюбивого Феодора Ангела. Однако и Болгария, превратившаяся в 1230-е годы в одно из крупнейших государств на Балканском полуострове, не смогла ликвидировать Латинскую империю.

Успех в изгнании латинян из Константинополя выпал на долю Никейской империи. В течение 57 лет своего существования она сумела, как наиболее военно-экономически сильная, устойчивая и централизованная, вытеснить латинян из Малой Азии, Фракии и Македонии, победить и оттеснить своих соперников (Трапбзунд, Болгарию, Эпир) в борьбе за константинопольский трон. Своего могущества Никея достигла при императоре Иоанне III Ватаце (1222-1254), когда границы империи простирались от Меандра в Малой Азии до Адриатического побережья на Балканах. И 25 июня 1261 г., уже при основателе новой династии Михаиле VIII Палеологе (1259-1282), древняя столица Византии вновь оказалась в руках греков.

Восстановленная Византийская империя значительно уступала по своим размерам государству, существовавшему до 1204 г. Теперь она включала только северо-запад Малой Азии, часть Фракии и Македонии, ряд городов на Пелопоннесе. Трапезундская империя и Эпирское царство сохраняли самостоятельность. Пришедшей к власти последней византийской династии Палеологов с первых же шагов пришлось сдерживать со всех сторон врагов: с востока - турок, с севера - болгар и сербов, с запада - латинских рыцарей, венецианцев и Сицилийское королевство. На западе сложилась антивизантийская коалиция. Чтобы ее разрушить и обезопасить государство, император Михаил VIII Палеолог пошел в 1274 г. на унию с Римом. Папа получал супрематию над всей христианской церковью, в Константинополь отправлялся кардинал-легат, руководивший от его имени византийской церковью. Принятие унии не принесло примирения между Западом и Византией. В самой империи уния большинством населения не была принята. Византийское общество было расколото. Андроник II (1282-1328), придя к власти, встал на сторону православной партии, и, по существу, уния была отвергнута.

В конце XIII в. Иконийский султанат распался на эмираты. В одном из них быстро росло могущество тюркского племени огузов за счет присоединения малоазийских территорий Византии. При Османе I (1258-1326) почти все эти территории были потеряны империей. В 1331 г. пала и Никея. С середины XIV в. турки-османы перенесли военные действия в Европу. После взятия Адрианополя (1363 г.) султан Мурад I сделал его своей столицей.

Разгром сербов на Косовом поле (1389 г.) и подчинение Болгарии (1393 г.) лишали Византию последних союзников в борьбе с турками. К концу XIV в. территория Византийской империи ограничивалась столицей с несколькими небольшими восточнофракийскими городами, Фессалоникой и Пелопоннесом. Она стала вассалом османов и платила большую дань. Гибель ее была предрешена.

Однако поражение турок под Анкарой от войск Тимура отсрочило падение империи еще на полстолетия, на протяжении которого Византия продолжала испытывать натиск османов. В 1430 г. турки овладели крупнейшим городом империи - Фессалоникой. В данной ситуации Византия, надеясь на помощь Запада, заключила в 1439 г. на Ферраро-Флорентийском церковном соборе унию с католической церковью на условии признания главенства папы. Однако, как и после Лионской унии 1274 г., никакой реальной помощи империя не получила. Более того, это событие вызвало недовольство большинства народа, обострение политической борьбы в государстве в тот момент, когда необходимо было единство.

После взятия в 1446 г. Мореи турки приступили к подготовке захвата Константинополя, который был помехой в объединении азиатских и европейских владений османской державы. В начале апреля 1453 г. Константинополь был окружен многотысячной армией султана Мехмеда II Завоевателя (1451-1481). Турки имели артиллерию, и их флот (400 кораблей) блокировал город с моря. В Константинополе было всего 7 тыс. воинов и 25 судов. На каждого защитника приходилось более 20 осаждающих. Треть защитников города составляли наемники (генуэзцы, испанцы, французы). Правительство не доверяло народу.

Генуэзская колония Галата, находившаяся на Северном берегу бухты Золотой Рог, с целью сохранения своих торговых привилегий договорилась с турками и тайно оказывала им помощь во время штурма. Несмотря на упорное сопротивление защитников, 29 мая 1453 г. Константинополь пал и был подвергнут трехдневному грабежу. Византийская империя перестала существовать. В сражении был убит последний византийский император - Константин XI Палеолог (1449-1453). Погибла или была обращена в рабство большая часть жителей. Храмы и дворцы разграблены. Вслед за Константинополем турки захватили последние византийские области на Пелопоннесе. В 1461 г. был взят и Трапезунд.

Гибель Византии была обусловлена не только внешними факторами (сокращение территории, малочисленность - в основном наемной - армии, политика Запада, оставившего Византию без помощи), но и внутренними причинами; экономический упадок государства, и прежде всего города, бедственное положение народных масс, обострение классовых противоречий, борьба внутри господствующего класса и феодальные усобицы - вот далеко не полный их перечень.

Последние века существования империи - время господства феодальных отношений. Свободное крестьянство сократилось до минимума. Оно сохранилось только в горных районах Малой Азии, Пелопоннеса и Эпира. Парикам запрещается переход от одного феодала к другому. Беглые возвращаются к прежнему хозяину. Владения, переданные в прению, превращались в наследственные вотчины, подобные западноевропейским ленам. Расширение налогового и судебного иммунитета вело к зависимости не только отдельных крестьян, но и целых общин. Поздневизантийская община, как правило, - крепостная община.

Формы зависимости крестьян в этот период были разные. Основную массу зависимых крестьян составляли парики - наследственные держатели земли феодала. Они платили феодальную ренту, состоявшую из поземельной подати, размеры которой зависели от количества и качества земли, подати с упряжки и дома. Большая часть ренты уплачивалась деньгами, меньшая - натурой (хлеб, вино). Парик среднего уровня зажиточности владел наделом около 24 модиев (1 модий равнялся приблизительно 0,09 га) и платил налог в 1 номисму. Парики отбывали барщину, но она была невелика: 12 дней в году. Впрочем, иногда она достигала одного дня в неделю. Рост феодальной ренты в этот период происходил в основном за счет введения дополнительных платежей: десятины со скота, платы за пользование пастбищами, мельницей, судебных и рыночных пошлин и т.д.

Вторую группу поземельно-зависимых крестьян составляли ксены ("неизвестные казне") и димосиарш, т.е. свободные крестьяне, покинувшие свои земли. Они наряду с беглыми париками селились во владениях крупных собственников (феодалы часто нарушали законодательство), получали пахотный надел или пустующую, заброшенную землю в аренду и со временем превращались в париков. В особую группу входили мистии - наемные работники, живущие в усадьбе феодала или в монастыре. Они не имели собственных наделов и выполняли сельскохозяйственные работы на домениальной земле поместья либо работали в самой усадьбе и ее мастерских.

Во владениях земельных собственников сложилась вотчинная организация, состоящая из управляющих, старост, вотчинного суда. В XIV-XV вв. значительная часть домениальной земли сдавалась в аренду. Барщина, труд дворовых и мистиев играл уже незначительную роль в домениальном хозяйстве. Эволюция в сторону свободной аренды меняла сущность парикии и вела к изменению структуры налога, в котором возрастает доля капникона. В XV в. появилась и предпринимательская аренда.

Поздневизантийская зависимая деревня переживала рост имущественной дифференциации крестьянства. Прежде всего значительно увеличилось число малоимущих и неимущих (актимонов), держателей доли надела или виноградника. Одна часть их превращалась в мистиев, а другая - в париков-ремесленников. В деревне XIV в. развились многие из ремесел, которые конкурировали с ремеслами близлежащих городов. Многие города теряли свое значение ремесленного центра, превращались в укрепленные пункты с аграрным населением. А последнее оказывалось со временем в зависимости от феодала. Так город становился укрепленным феодальным поместьем. Упадок ремесленного производства в городе и развитие его в деревне, превращение городов в укрепленные феодальные поместья были одной из характерных особенностей истории поздней Византии.

Ремесленное производство в городах подрывал и ввоз итальянскими купцами товаров массового спроса, с которыми ни по качеству, ни по стоимости не выдерживали конкуренции изделия византийских ремесленников. Подъем переживали лишь города, ставшие центрами торговли зерном: Фессалоника, Редесто, Монемвасия. Производство зерна и других продуктов на рынок свидетельствовало о росте товарно-денежных и торговых отношений в феодальной экономике государства. Но монопольное положение в торговле, как внешней, так и внутренней, к середине XIV в. приобрели итальянские купцы. Снабжение Константинополя зависело от генуэзцев. Торговые фактории Венеции (в Фессалонике, на Пелопоннесе, Крите, Кипре) и Генуи (на берегах Босфора и Черного моря), как щупальца, проникли во все сферы византийской экономики: торговлю, добычу минерального сырья, производство товаров. Византийский купцы не выдерживали конкуренции с освобожденными от торговых пошлин итальянскими купцами и разорялись либо становились посредниками. Доходы государства от торговли были незначительны, в обращении находилась неполноценная монета. В целом экономика империи переживала кризис, хотя отдельные ее отрасли (например, домениальное хозяйство) находились на подъеме.

Феодальная эксплуатация в деревне, порождающая обездоливание и имущественное расслоение, упадок ремесленного производства вызывали в поздней Византии народные движения. В этот период они приобретают новые черты: крестьяне и горожане часто объединяются против феодалов и правительства. Таким народным движением было восстание в 40-х годах XIV в. во Фракии и Македонии. Оно началось в момент ожесточенной борьбы за власть двух феодальных групп, во главе которых соответственно стояли император Иоанн V Палеолог и Иоанн Кантакузин. Против последнего, как ставленника провинциальной знати, и выступили восставшие в Адрианополе в 1341 г. Ремесленники и окрестные крестьяне совместно расправлялись с феодалами.

В следующем (1342) году движение охватило Фессалонику. Возглавившие восстание зилоты ("ревнители") захватили власть. Первоначально к восставшим присоединились торгово-ремесленная верхушка и мелкие феодалы. Однако радикализм движения испугал их, и они пошли на сговор с феодальной знатью. Но заговор в 1345 г. был раскрыт и подавлен. Вся полнота власти перешла к зилотам, опиравшимся на плебейские массы города и крестьян окрестных деревень. Феодалы были перебиты либо бежали из города. Зилоты провели ряд радикальных реформ: в городе и округе были конфискованы земли монастырей, церкви и светских феодалов и розданы крестьянству и городскому плебсу; отменены все долги ростовщикам; крестьяне освобождены от крепостной зависимости; церковь была лишена судебных функций; все городское население могло участвовать в народных собраниях и избирать должностных лиц. Радикализм реформ испугал феодалов империи и заставил их объединиться. Несмотря на героическое сопротивление восставших, в 1349 г. Фессалоника пала. В стране восторжествовала феодальная реакция.

Восстание в Адрианополе и Фессалонике было первым в истории Византии союзом города и деревни против правительства и феодальной аристократии. На Западе такой союз уже сложился в XI в. Этот союз свидетельствовал о господстве феодалов в городе и усилившейся связи города и деревни.

Гибели Византии способствовала и политико-идеологическая борьба между различными группами феодалов в условиях смертельной турецкой опасности. В империи существовало три основных течения: латинофильское, ортодоксально-православное и туркофильское. Первое отражало интересы той части феодалов, которая была связана экономически и политически с Западом. Возможность спасти империю оно видело в союзе с католичеством и уступках ему. Но это было нереально, так как Запад не стремился спасать гибнущую Византию. Православное течение, опорой которого было монашество, не имело четкой программы и тоже не могло сплотить народ. Возглавлявшие это течение церковные иерархи и часть придворной знати сосредоточили все внимание на исихатских спорах и защите своих материальных интересов. Туркофильское течение не имело опоры в народе и поддерживалось группой феодалов и частью купечества. Все три течения так и не смогли подняться над своими материальными, вероисповедными и политическими интересами и объединиться против турок.

До самого падения Византийская империя была крупнейшим центром культуры и образованности в средневековой Европе. Сюда приезжали люди из многих стран Европы, чтобы приобщиться к сохраненному античному наследию и созданной на его основе своеобразной византийской культуре. Трагедия 1204 г. дала толчок к возрождению уже в Никейской империи греческого патриотизма, центров культуры и образованности, углубленного изучения античной философии. В Никее были заложены основы "энциклопедизма", столь характерного для последующей поздневизантийской культурной элиты. Познания, идеи и работы византийских философов, богословов, риторов (Георгий Гемист Плифон, Дмитрий Кидонис, Виссарион

Никейский) вызывали восхищение итальянских гуманистов, с которыми в XV в. установилось тесное идейное общение. Многие итальянские гуманисты - ученики византийских ученых, познакомивших своих западных единомышленников с античной философией и литературой. В самой поздне-византийской литературе, как отмечает советский исследователь И.П.Медведев, заметны гуманистические черты - интерес к человеческой личности, природе, окружающему миру. Возникают новые историко-философские теории, вершиной которых была философско-религиозная система государственного устройства Плифона. Несмотря на утопичность, она оказала влияние на развитие западноевропейской политической мысли.

Одновременно с зарождением гуманистических идей в Византии широкий размах приобрел мистицизм, выразившийся в исихазме (Григорий Палама). Согласно учению исихастов, человек мог достигнуть душевного спасения путем полного отрешения от мира, дарующего мистическое слияние с божеством и озарение фаворским (божественным) светом. Социальной основой учения было монашество. Благодаря поддержке церкви исихазм одержал победу, во многом роковую для византийской культуры и государства: он душил ростки гуманизма и ослаблял волю народа к сопротивлению. Таким образом, в общественной и культурной жизни поздней Византии четко прослеживались два основных течения: прогрессивное, гуманистическое, и реакционное, мистическое.

Несмотря на ряд достижений в области культуры, история поздней Византии в целом характеризовалась тенденцией к упадку. Это проявилось и в военно-политической эволюции государства, и в его экономике: в снижении хозяйственной активности городов как центров ремесла и торговли. Социальная эволюция общества шла вспять. В феодальном строе империи уже появились элементы разложения и застоя. Развитие товарно-денежных связей и углубление имущественной дифференциации могли в будущем привести к появлению ростков предкапиталистических отношений, но этому не суждено было сбыться. Гибель Византии явилась закономерным историческим актом.

 Copyright RIN 2003 -
  Обратная связь