| Сервис: |
| |
Религии Китая
Христианство в Китае Христианство проникло в Китай еще в VII веке, его активно пытались распространять все европейцы - начиная от португальцев и заканчивая англичанами - но тем не менее подлинного распространение оно в Поднебесной не получило, во многом из-за сопротивления китайских властей. Христиан в Китае около 4 млн.
Католицизм в КитаеВ 635 г. во время правления танского императора Тайцзуна в провинции Шэньси появились члены христианской секты, известные как несторианцы. Созданная ими церковь процветала более 200 лет, но затем была предана забвению. В 1245 г. в Китай прибыли итальянские и французские миссионеры. Религию, которую они исповедовали, китайцы назвали еливень. Как и ее предшественница, она через некоторое время исчезла. В 1582 г. в Китай приехал итальянский иезуит Маттео Риччи. В 1601 г. он попал в Пекин. Среди подарков, преподнесенных им минскому императору Шэньцзуну, было несколько часов с боем. Вскоре он стал другом Сюй Гуанци, министра церемоний при минском дворе. Распространяя католическое учение, Риччи одновременно знакомил китайцев с западной астрономией, математикой, методами составления календарей. Император Шэньцзун разрешил ему построить в Пекине католическую церковь, и с этого момента начался наплыв в Китай западных миссионеров.
Считается, что к концу правления династии Мин в Китае было уже около 40 тыс. католиков. В первые годы правления династии Цин их число возросло почти до 300 тыс. Цинский двор был недоволен все возрастающим влиянием иностранной церкви и объявил католичество вне закона. В результате число католиков в стране к концу 18 в. уменьшилось до 200 тыс. В 1840 г. после первой "опиумной" войны цинское правительство было вынуждено снять запрет на католичество. Иностранным миссионерам разрешалось распространять в Китае свою религию и строить церкви. Но поскольку эти миссионеры иногда силой отнимали у китайцев земли, вмешивались в дела властей, запугивали народ, они стали мишенями вспышек общественного гнева. Лишь после революции 1911 г. развитие католичества в стране получило новый импульс.
В старом Китае католическая церковь находилась в зависимости от миссионерского отдела Ватикана, ведающего церковью в колониях. Китайские священнослужители находились в бесправном положении. Епископов и архиепископов среди китайцев было совсем немного.
Ислам в Китае Ислам проник в Китай через арабских и персидских купцов, приезжавших торговать. Ныне число мусульман в Китае насчитывает 14 млн. Ислам проник в Китай в 651 г. во время правления танского императора Гаоцзуна через арабских и персидских купцов, приезжавших торговать в Китай. Сухопутные тракты, используемые торговцами и дипломатами, проходили через Персию и Афганистан на северо-запад Китая. Морские пути начинались в Арабском море, проходили через Бенгальский залив и пролив Малакка, прежде чем достигнуть китайских портов - Гуанчжоу, Цюаньчжоу, Ханчжоу и Янчжоу. Большинство арабских и персидских торговцев осели в Китае, женившись на китаянках. Их потомки и стали первыми китайскими мусульманами.
Во время западных военных походов Чингисхана в начале 13 в. в Китае появилось большое количество мусульман, рекрутированных из Центральной и Западной Азии. Эти мусульманские солдаты (некоторые из них были ремесленниками и мелкими чиновниками) также распространяли ислам. В эпоху Юань (1271 - 1368) по всей стране были построены мечети; мусульмане занимали правительственные должности на разных уровнях. В декретах эпох Мин и Цин ислам получил государственное признание и стал процветать в Китае. Наибольшее распространение он получил среди 10 национальных меньшинств Китая: хуэй, уйгуров, казахов, татар, киргизов, таджиков, узбеков, дунсянов, саларов, баоань. Число верующих ныне составляет около 14 млн. человек. Большинство из них проживает на северо-западе Китая, только народность хуэй разбросана по стране.
Знаменитые мечетиБольшинство китайских мечетей построено в виде храмов. Но в Синьцзяне и в некоторых других местах имеется немало мечетей, выдержанных в традиционном исламском стиле. Многие из них представляют историческую ценность, напр. мечеть Гуантасы в Гуанчжоу и мечеть Цинцзинсы в Цюаньчжоу, сооруженные в эпохи Тан и Сун персидскими купцами.
Мечеть Гуантасы, которую еще называют мечетью Хуайшен, воздвигнута в эпоху правления Тан (627) и является одной из самых старейших мечетей в приморских районах Китая. Мечеть Цинцзинсы, построенная по типу мечетей в Дамаске, создана в эпоху Северной Сун. Ее площадь - б тыс. кв. м - была в 4 раза увеличена в эпохи Юань, Мин и Цин, прежде чем она предстала перед нами в настоящем виде. Зал мечети построен в китайском дворцово м стиле, но ее интерьер типично арабский. Площадь зала - 600 кв. м; она вмещает около 1000 верующих. Остальные мечети, в т.ч. и мечети Феникса в Ханчжоу, Либай в Янчжоу и Хуацзюэ в Сиани, были построены в периоды Тан и Сун. В позднюю эпоху правления династий Юань и Мин возникли мечети Дунсы в Пекине и Айтагар в Каши (провинция Синьцзян). Эти мечети не только Свидетельствуют о распространении ислама в Китае, но и служат прекрасным материалом для изучения истории китайской архитектуры. Мечети не раз реконструировались и находятся под государственной охраной как культурные ценности.
|
|
| |