| Сервис: |
| |
Династия Северная Сун (960-1127 н.э.)
Когда основатель сунской династии Тайцзу вновь восстановил единство империи, ему пришлось не только принять меры для ликвидации беспорядков, но и взяться за решение проблем, оставшихся нерешенными в период правления династии Тан. Границы державы в сунскую эпоху значительно сузились. Две иностранные империи, образовавшиеся к тому времени, оккупировали часть китайской территории, и у китайцев не было сил противостоять захватчикам. Первой из этих империй было государство Ляо, основанное тунгусским племенем киданей (китаев).
Империя Ляо включила в свой состав Маньчжурию, Внутреннюю Монголию и северную часть современных китайских провинций Хэбэй и Шаньси, в том числе города Пекин и Датун. Другим государством было Ся Западное (империя Си-Ся), образованное тангутами, которые заселили земли вдоль северо-западной границы. Военные экспедиции Китая против этих двух империй оказались неудачными, и в результате Китай был вынужден подписать с ними соглашения, включавшие ряд унизительных статей, в том числе выплату ежегодной дани. На протяжении всего периода правления династии Сун Китай никогда не претендовал на свои бывшие владения в Центральной Азии. Не вернул Китай и некогда принадлежавшие ему земли в пределах современных провинций Юньнань, Сычуань и Гуйчжоу, оккупированные в танскую эпоху тайским народом наньчжао, а также владения в Аннаме, находившиеся в собственности Китая на протяжении тысячи лет.
Судьба династии Тан показала опасность использования правительственной армии. Поэтому Суны держали все армейские формирования под строжайшим контролем центра и старались использовать военных как можно реже, порой даже в ущерб национальной гордости.
Тенденция к централизации прослеживается во всех политических деяниях в период Сунской империи. Деспотия была превращена в систему и оформлена организационно, хотя сунские императоры редко прибегали к использованию своих конституционно узаконенных полномочий. Параллельно принимались меры по стимулированию прогресса в области политической теории. Еще в танскую эпоху в литературных и философских кругах набирало силу движение, выступавшее против либеральных конфуцианских школ прошлого и против тех элементов буддизма, которые противоречили идее централизованной власти. Основатель этого движения Хань Юй (768-824) в свое время не получил признания со стороны конфуцианцев, но в начальный период династии Сун его школа возродилась. Чжоу Дунь-и (1017-1073), Чэн И (1033-1107) и в более поздний период сунской эпохи Чжу Си (1130-1200) были в числе основателей и хранителей неоконфуцианства. Все последующие династии восприняли неоконфуцианство в качестве основополагающего учения.
Инициатор экономических реформ Ван Аньши (1021-1086) был исключительно энергичным человеком. Предлагавшиеся им меры включали централизацию всей торговли и транспорта, государственные ссуды крестьянам, введение новой системы налогообложения и замену армии наемников народным ополчением. Эти реформы он проводил вопреки противодействию консервативной части чиновников-конфуцианцев, которые в конечном счете все-таки одержали верх.
|
|
| |