История/ Средние века/ Страницы истории/ Индия/ Культура и наука Индии в Средние века/ Философия Индии/
Древний мир
Страницы истории
Карты
Даты и события
Средние века
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новое время
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новейшая история
Парадоксы истории
Страницы истории
Карты
Даты и события
Общие разделы
День в истории
Загадки истории
История истории
Исторические личности
Историки
Археология
Организации
Занимательные
исторические факты

История религий
Рефераты по истории
Новые статьи :
Станислав Понятовский (1732), польский король (1764-95 гг.) - ПОНЯТОВСКИЙ (Poniatowski) Станислав Август (1732-98), последний польский король (1764-95). Ориентировался на Россию. подробнее..

Кальдерон (1600), испанский драматург, священник ("Стойкий принц", "С любовью не шутят") - КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА (Calderon de la Barca) Педро (1600-81), испанский драматург. Комедии интриги "С любовью не шутят" (1627 ?), "Дама-неведимка" (1629). В драмах "Стойкий принц" (1628-29), "Саламейский алькальд" (1651) дана христианско-демократическая трактовка чести. Религиозно-философские подробнее..

Сервис:
Новости
Служба рассылки
Открытки
Исторические личности
Социологические опросы
Лучшие тесты
  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


Философия Индии





Философия - это анвикшики, наука наук, чья суть заключается в систематичности исследования и логической доказательности. Любопытно, что Каутилья включил в анвикшики только следующие философские школы: санкхья (атеистическая и дуалистическая эволюционная философия), вайшешика (атеистическая и атомистическая философия природы) и локаята (материалистическая философия). В "Законах Ману", наиболее авторитетном индуистском законодательном кодексе, составленном в период после правления династии Маурья (окончательный вариант относится ко II в.), принимается классификация наук по четырем категориям, однако оговаривается, что анвикшики тождественна науке о "я"; таким образом, философия трактуется так же, как в Упанишадах и Бхагавадгите, хотя и отмечается ее отличие от ведиче-ской теологии.

Более интересную позицию занимает "Ньяя-бхашья" (V в.). Согласно ей, анвикшики - это логика, наука аргументации. Предметом ее исследования являются такие категории, как сомнение и доказуемая истина, таким образом, она отличается от простой науки о "я", изложенной в Упанишадах. Это означает исследование мира посредством знания. Анвикш, говорится в труде, это умозаключение, основанное на личном восприятии и на достоверных свидетельствах других людей; наука же, изучающая результаты того, что познано благодаря данным восприятия и доказательства, называется анвикшики. И тем не менее, приходит к выводу автор, анвикшики - это наука о "я", поскольку ее главной задачей является познание таких реальных сущностей, как "я", и поскольку она ведет к освобождению, высшему благу.

"Ньяя-бхашья" относит философию к анвикшики (логике/метафизике), дающей реальное познание сущностей, подобных "я", что ведет к полной свободе, но отличающейся от интуитивного постижения "я", не поддающегося критическому осмыслению и основывающегося на вере. В более поздних трудах по политике и экономике, таких, как "Каманда-ка" (конец IV в.), также утверждается, что анвикшики тождественна атмавидье - постижению "я", поскольку, ставя вопросы счастья и несчастья, она позволяет постичь истину, заставляя тем самым стать над счастьем и несчастьем. Результатом философии должны стать самообладание и умиротворенность.

"Вайшешика-сутра" (I в.) содержит упоминание о сиддхе даршане, что можно перевести либо как совершенное видение, либо как видение всего сущего, которое дают человеку его добродетели. "Прашастапада" (VI в.) толкует даршану как совершенное видение и считает эту способность либо особым видом перцепции, достигаемой развитием органов чувств посредством определенных методов, либо методом мышления, либо вариантом интуитивного проникновения, потенциал которого заложен в каждом человеке.

Весьма спорной является мысль современного нам философа С. Н. Дас Гупты, полагающего, что слово "дарша-на" в смысле истинного философского знания употреблено здесь впервые. Более вероятно, что первыми, кто придал это значение слову "даршана" и ввел его в обиход, были философы-джайнисты. В философии джайнизма путь к освобождению лежит через правильное видение, правильное знание и правильное поведение. Правильное видение - это вера в истину, излагаемую учением джайнов, правильное знание - это реальный опыт, отраженный в джайнистских трудах, правильное поведение - это соблюдение основополагающих моральных норм.

С древнейших времен термин "дришти" означал философский взгляд, теорию, концепцию. Использовали это слово и джайнисты. Например, Сиддхасена Дивакара (V в.) говорил: "В джайнизме сливаются все дришти, как реки в океане". Харибхадра (VIII в.), автор наиболее раннего из дошедших до нас трудов, где представлены различные философские системы, употреблял термин "даршана" для обозначения философской системы. Свою работу он назвал "Собрание шести дар-шан". После этого "даршана" получила широкое распространение именно в этом смысле, а когда Мадхва (XIV в.), знаменитый индийский мыслитель, представитель философии веданты, озаглавил свой труд, излагавший суть пятнадцати философских систем, "Собрание всех Даршан", слово "даршана" стало самым распространенным термином для обозначения философской системы, хотя наряду с ним использовались и другие термины, такие, как "прастхана", "тарка" и "тантра".


 Copyright RIN 2003 -
  Обратная связь