История/ Средние века/ Страницы истории/ Япония/ Культура и наука Японии в Средние века/ Живопись Японии/
Древний мир
Страницы истории
Карты
Даты и события
Средние века
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новое время
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новейшая история
Парадоксы истории
Страницы истории
Карты
Даты и события
Общие разделы
День в истории
Загадки истории
История истории
Исторические личности
Историки
Археология
Организации
Занимательные
исторические факты

История религий
Рефераты по истории
Новые статьи :
Роберт Холли (1922), американский биохимик, Нобелевский лауреат - ХОЛЛИ (Holley) Роберт Уильям (р. 1922), американский биохимик. Исследовал структуру нуклеиновых кислот. Впервые установил полную последовательность нуклеотидов в аланиновой транспортной РНК. Нобелевская премия (1968, совместно с М. У. Ниренбергом и Х. Г. Кораной). подробнее..

Алексей Консовский (1912), русский актер ("Член правительства", "Большая жизнь", "Обыкновенное чудо") - КОНСОВСКИЙ Алексей Анатольевич (28. 01. 1912 - 20. 07. 1991), актер. Родился в Москве. Окончил техникум при театре им. В. Э. Мейерхольда (1933), до 1935 - актер этого театра. С 1935 - актер студии под руководством Н. П. Хмелева. Работал в ленинградском и московском театрах комедии, до 1943 подробнее..

Сервис:
Новости
Служба рассылки
Открытки
Исторические личности
Социологические опросы
Лучшие тесты
  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


Живопись Японии





К начальному периоду истории изобразительного искусства Японии относятся несколько дошедших до наших дней буддийских алтарных и стенных росписей, датируемых VII - началом VIII в.
Наиболее ранняя из них - роспись алтаря Тамамуси в монастыре Хорюдзи (VII в.). На боковых стенках алтаря, покрытых черным лаком, красными, желтыми, зелеными растительными красками художник изобразил эпизоды из жизни Будды, сцены религиозных обрядов, а также фигуры бодхисаттв и других персонажей.
В главном храме монастыря Хорюдзи - Кондо (Золотой зал) росписи на стенах выполнены как в большом размере (примерно три на два с половиной метра) - изображение сцен рая, так и в меньшем размере (примерно три на полтора метра) - изображение бодхисаттв, архатов, летящих апсар.

Росписи Хорюдзи обычно сравнивают с индийской живописью в пещерах Аджанты и отмечают их близость к китайскому искусству эпохи Тан (618-907).
В сокровищнице Сёсоин монастыря Тодайдзи хранится несколько живописных изображений, сделанных в эпоху Нара (710-794). В лучших традициях танской живописи выполнена роспись на знамени, известная как "Суми-э босацу дзо" ("Бодхисаттва, сидящий на облаке"), а также на шестистворчатой ширме "Дзюка бидзин" ("Красавица под деревом").
Еще один вид живописного искусства эпохи Нара представляют свитки с текстами священных текстов буддизма, которые изготовлялись в монастырях "нарских школ". Прекрасный художественный образец этого искусства - иллюстрированная сутра "Э инга кё". Над китайским текстом сутры изображены эпизоды из жизни будды Сакьямуни (хранится в коллекции Токийского университета изящных искусств и музыки).
С начала IX в. широкое распространение получили мандала (яп. мандара) - важнейший элемент обрядовой и культовой практики буддийских сект Сингон и Тэндай. Мандалы изображают сложную структуру буддийского мироздания. Два подобных изображения находятся в храме Дзингодзи: "Мандала Мира Алмаза" ("Конгокай") и "Мандала Мира Чрева" ("Тайдзокай"), датируются 824-833 гг.

Второй тип буддийской живописи, получивший развитие в IХ-Х вв, - это изображение божеств - защитников веры. С этими божествами были связаны многие обряды, и их изображения стали самостоятельным объектом поклонения. Божества-стражи изображались обычно в фантастическом и устрашающем облике полулюдей-получудовищ на фоне языков пламени. Они выступали как олицетворение потусторонних таинственных сил, во власти которых находится человек. Большинство из них при всей грозности облика и мистичности наделялись доброй властью. Наиболее известным в живописи этого времени является изображение божества Фудо Мё.
После X в. рост популярности амидаизма стал заметен в буддийском изобразительном искусстве. Появляется новый жанр храмовой живописи - изображения Будды Амиды. В окружении бодхисаттв Будда является верующим, чтобы спасти их после смерти и пригласить в свой рай. Сохранившиеся фрагменты подобной росписи "явления Амиды" можно увидеть в зале Хоодо (Феникса) монастыря БЁдоин (1053 г.). Важным памятником, объявленным национальным сокровищем, считается триптих под названием "Амида сёдзю райгодзю" ("Сошествие Амиды и сопровождающих его бодхисаттв") - цветная роспись на шелке середины XII в., которая сейчас хранится в монастырском комплексе Коясан, префектура Вакаяма, а первоначально принадлежала монастырю Энрякудзи на г. Хиэй (Хиэйдзан).

В середине эпохи Хэйан китайский стиль живописи (кара-э) начинает уступать место совершенно другому, самобытному стилю, известному как ямато-э. Подлинных образцов японской светской живописи IХ-Х вв. не сохранилось, но имеются многочисленные свидетельства ее существования.
Самые ранние изображения в этом стиле - росписи на ширмах и раздвижных перегородках. На них, как правило, изображались картины четырех времен года, события по месяцам года и прославленные своей красотой места.
В это же время появляется новая форма изображения - раскрашенные горизонтальные свитки живописи (эмакимоно), длина которых иногда превышала десять метров. Они иллюстрировали литературные произведения, объединяя рисунки и текст.
Самый ранний образец свитка эмакимоно - "Гэндзи-моногатари эмаки " (раскрашенный свиток "Повести о Гэндзи") начала XII в., фрагменты которого дошли до наших дней. Свитки "Гэндзи-моногатари эмаки" приписывают художнику Фудзивара Такаёси, работавшему в первой половине ХII в. Изящный и уравновешенный стиль изображения получил название "онна-э", т.е. "живопись в женской манере". "Живопись в мужской манере " ("отоко-э") процветала в конце XII в., отражая более популярный вид иллюстрированных ручных свитков. "Сигисан энги эмаки" ("Легенды горы Сиги") - очень ценный образец подобного свитка. Стоит упомянуть еще "Бан дайнагон эмаки" ("История придворного дайнагона Бан"), "Нэнтю гёдзи эмаки" ("Ежегодные ритуалы и церемонии"), который приписывают Токива Мицунага (выполнен около 1173 г.). Появляются ручные свитки с религиозными сюжетами - "Дзигоку-дзоси" ("Мир голодных духов") и др.

В конце XII в. возникла мода на портреты. Превосходные портреты вышли из-под кисти Фудзивара Таканобу. Наиболее известны портрет военного деятеля и чиновника Тайра Сигэмори (ХII в.) и портрет сёгуна Минамото-НО Ёритомо (ХII в.). Наряду с портретной живописью самое яркое явление - повествовательные свитки эмакимоно, сюжеты которых связаны с героическими эпопеями - гунки. Самый выдающийся памятник - "Хэйдзи-моногатари эмаки" (иллюстрации к "Повести о войне годов Хэйдзи"). Известны также свитки "Сказания о монгольском вторжении", "Жизнеописание святого Иппэна", "Чудеса святилища Касуга" и другие.
В течение XIV в. живопись на свитках, так популярная в предыдущие столетия, постепенно угасает и уступает место новому виду изобразительного искусства - живописи тушью (суми-э, или суйбокуга). Суми-э (или монохромная живопись), культивируемая в крупных дзэнских монастырях Камакура и Киото, была завезена из сунского (960-1279) и юаньского (1279-1368) Китая и очень ценилась дзэнскими художниками и их покровителями. Более всего почиталась живопись китайских мастеров Му-ци (яп. Моккэй, работал ок. 1250 г.) и Лянь Кая (1140-1210). Дзэнские монахи-художники рисовали также портреты т.н. тиндзо, например, портрет прославленного наставника Мусо Сосэки (1275-1351) выполнил его ученик Муто Сюи. Однако живопись тушью оставалась главнейшим занятием. В традиции суми-э важнейшими фигурами ранней дзэнской живописи были Као Нинга (начало XIV в.) и Мокуан Рэйэн (середина XIV в.).

К концу XIV в. монохромная пейзажная живопись стала основным и наиболее почитаемым в дзэнских монастырях (и в кругу их покровителей из клана Асикага в Киото) жанром изобразительного искусства. Минтё (1352-1431) и Дзёсэцу (начало XV в.) выработали основные формы пейзажного жанра. В XV в. Тэнсё Сюбун (?-ок. 1460) и Сэссю Тоё (1420-1506) довели китайский монохромный пейзаж до адекватного "японского формата". В этом отношении особо примечателен пейзаж Сэссю, изображающий прославленную своей природной красотой местность в Японии - Аманохасидатэ (написан ок. 1501 г., хранится в Национальном музее Киото).

 Copyright RIN 2003 -
  Обратная связь