История/ Средние века/ Страницы истории/ Япония/ Культура и наука Японии в Средние века/ Литература и каллиграфия/
Древний мир
Страницы истории
Карты
Даты и события
Средние века
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новое время
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новейшая история
Парадоксы истории
Страницы истории
Карты
Даты и события
Общие разделы
День в истории
Загадки истории
История истории
Исторические личности
Историки
Археология
Организации
Занимательные
исторические факты

История религий
Рефераты по истории
Новые статьи :
Государственное устройство - Япония - конституционная монархия. Действует конституция, принятая парламентом 24 авг. 1946 г. и вступившая в силу 3 мая 1947 г., с последующими поправками. Глава государства - император. Императорский трон наследуется членами императорской семьи по мужской линии. Согласно конституции и подробнее..

Браки во Франции - Процесс бракосочетания во Франции определяется положениями Гражданского кодекса страны (статьи 144-228). Несмотря на мощную систему социального обеспечения, в частности для семей, институт брака во Франции находится в состоянии упадка. Традиционный брак чаще уступает неформально подробнее..

Сервис:
Новости
Служба рассылки
Открытки
Исторические личности
Социологические опросы
Лучшие тесты
  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


Литература и каллиграфия





Литература


Историю японской литературы принято разделять на период классики, включающий в себя раннее средневековье (8-12 вв.), собственно средние века (13-16 вв.) и позднее средневековье (17 -1867 г.), а также современный, начавшийся со второй половины 19 века.

В эпоху первых, синкретических по характеру памятников письменности 8 века, задающих основные пространственно-временные координаты японской культуры ("Записи о деяниях древности" - Кодзики, "Исторические анналы Японии" - Нихонги, "Описания земель" - Фудоки - и style="mso-spacerun: yes"> др.), своим по преимуществу эстетическим назначением выделяются поэтические антологии на китайском ("Кайфусо") и японском ("Манъёсю") языках. последней, наряду с традиционными народными песнями, содержатся уже весьма впечатляющие образцы авторского литературного творчества придворной аристократии. Окончательно же канон поэзии вака с пятистишием в качестве основной жанровой формы сложился к началу 10 в. (антология "Кокинсю", 905г.). Приблизительно тогда же определяются и основные направления подчеркнуто документально-личностной лирической прозы аристократов в жанре поэтических эссе, дневника, мемуаров, записок путешествия, "эпистолярной прозы" и т.д. а также т.наз. "вымышленных повествований" ("Повесть о деде Такэтори", "Повесть о прекрасной Отикубо", "Повесть дерева с дуплом", "Повесть о принце Гэндзи" Мурасаки Сикибуи др.). Как и вся культура ариcтократии, литература раннего средневековья проникнута духом ностальгической эстетики "сожаления /о бренной мирской красоте/"- "моно-но аварэ", родившейся на основе буддийских представлений о нереальности мира. C расшатыванием абсолютной монархии в литературе возрастает интерес к истории ("Повесть о славе", "Великое зерцало") и религиозной этике (собрания дидактических рассказов "сэцува" и особенно "Стародавние повести"). Идеалом прекрасного становится "сокровенная красота"(югэн), лежащая в основе суггестивно-символической поэтики "недосказанного" (ёдзё), как это видно из 8-й императорской антологии "Синко -кинсю" (1205), воинских эпических повестей "Сказание о доме Тайра", "Записки о великом мире", "Сказание о Ёсицунэ" и др.; из классических драм Но драматурга Дзэами, из средневекового поэтического жанра "нанизанных строф" (рэнга) и т.д. Большую роль в средневековой литературе сыграла система воинской этики Бусидо, основанная на традициях Синто, Буддизма и Конфуцианства. К концу средних веков в литературу проникает дух раннегородской культуры: он ощущается в комической поэзии рэнга, в лубочных повестях (отоги-дзоси), в тематике некоторых театральных фарсов (кёгэн).

Своего расцвета городская культура достигает к концу 17 в. во времена прозаика Сайкаку, драматурга Тикамацу, и поэта жанра хайкай Басё. Цензурные запреты феодального правительства бакуфу приводят к тому, что последующая литература развивается либо в русле чистого развлечения (жанры "гэсаку" - приключенческий, эротический, комический, сентиментальный и др.), либо дидактики (жанры "ёмихон" - новеллы, историко-фантастические эпопеи с сильным китайским влиянием и т.д.). Драматургия нового времени начинается с бума кукольного театра Дзёрури, а затем связана преимущественно с театром Кабуки.
Открытие страны, буржуазная революция, создание парламента, борьба за утверждение единого литературного стиля и новые представления о предмете задачах литературы (теоретические работы и литературное творчество Цубоути Сёё и Фтабатэя Симэя) - все это качественно изменило характер японской литературы, сблизив ее с мировой. Первые 20 послереволюционных лет ознаменованы развитием просветительской публицистики и переводов (хотя еще довольно несовершенных) западных сочинений. В противовес порожденной всем этим политически актуальной литературе возникают традиционно-консервативные, классицистски ориентированные группы ("Общество друзей тушечницы" - "Кэнъюся" с его лидерами - Одзаки Коё и Ямадой Бимё), манифесты индивидуалистического бунта романтиков (поэзия Китамуры Тококу и Симадзаки Тосона, Ёсано Тэккана и Ёсано Акико, Исикавы Такубоку и реформатора танка и хайку Масаока Сики; проза Коды Рохана, Мори Огая и Хигути Итиё).


Каллиграфия


В Японии, как и в других странах китайского культурного ареала, каллиграфия (сёдо) считается одним из видов изящных искусств. В Китае, родине восточно - азиатской традиции каллиграфии, эта последняя рассматривалась вместе с поэзией и живописью непременным атрибутом каждого культурного человека, и по качеству почерка определяли характер пишущего. Благоговейное отношение к каллиграфии в Японии, по сути, является отражением ее статуса в Китае.
История японской каллиграфии начинается с внедрения в страну китайской системы письма примерно в V в. н.э. Сначала японцы писали по - китайски, но вскоре они применять китайские иероглифы, или кандзи, по - новому, с тем чтобы адаптироваться к требованиям их родного языка. Поэтическая антология "Манъёсю" (середина VIII в.), например, была написана китайскими иероглифами, которые передавали либо значения японских слов, либо японские слоги. Последний, фонетический метод письма известен теперь как манъёгана. Эта практика в конце концов привела к созданию в начале IX в. японской слоговой азбуки (кана), которая применялась либо в "чистом" виде, либо в комбинации с китайскими иероглифами. В X в. письмо с использованием слоговой азбуки приобрело широкое распространение и после XI в. стало основной формой каллиграфии. Тем не менее китайский язык в течение долгого времени сохранял статус литературного языка средневековой элиты, да и гораздо позднее не утрачивал своей популярности, пусть и не в прежних масштабах.

Практикуются несколько стилей написания китайских иероглифов (сётай), отражающих исторический процесс развития письма в Китае. Тэнсё, или архаический стиль, традиционно применялся для изготовления официальных печатей. Рэйсё, или канцелярский стиль, предназначался для официальных документов. Это очень древние китайские стили, и они не были в широком ходу вплоть до эпохи Эдо, когда изучению истории Китая стали придавать особо большое значение. Более употребительным является кайсё, или прописной стиль. Популярность его объясняется тем, что иероглифы при этом легко узнаваемы. Гёсё, или "бегущий стиль", основывается на убыстренном движении кисти и оборачивается, следовательно, некоторыми сокращениями черт иероглифа. Этот стиль часто используется для неформальной переписки. Сосё, или "травяное писание", - настоящий "курсивный" стиль, когда сокращаются или соединяются части отдельных иероглифов, что превращает написанное в плавно изгибающиеся линии. При Сосё могут возникать различия в размерах отдельных иероглифов, а кое - какие из них могут как бы сливаться друг с другом, образуя ритмические и даже художественные формы.

В отличие от стилей написания орудия каллиграфии очень мало изменились с тех дней, когда это искусство появилось на свет. Существуют два основных вида кистей : футофудэ (толстая кисть) и хософудэ (тонкая кисть). Первая обычно используется для написания самого текста, вторая - для надписей и подписей в конце текста, а также для изображения иероглифов малого размера или для изящного "курсивного" стиля. Суми, или китайская тушь, как правило, изготовляется из древесной сажи или масла, смешанного с рыбными костями или клеем из шкур животных, и высушивается, превращаясь в палочку. Для "разжижения" палочки ее трут о чернильный камень (судзури), на одном конце которого имеется углубление для воды, постепенно чернеющей по мере натирания. Суйтэки - небольшая капельница из керамики или металла - завершает набор орудий. Хранятся они в лакированной и нередко изысканно украшенной коробочке (судзурибако).

Значительный вклад в эволюцию каллиграфии эпохи Хэйан, в осознание ее как эстетической категории внес монах Кукай (774 - 835). Он и его современники - император Сага (786 - 842) и придворный Татибана - но Хаямари (ум. 842) - запомнились следующим поколениям как Сампицу ("Три кисти"). В эту же эпоху произошел переход каллиграфии от жесткого копирования китайских стилей к ее творческой ассимиляции в ткань японской культуры, чему немало способствовала еще одно "трио" - Оно - но Тофу (894 - 966), Фудзивара - но Сукэмаса (944 - 998) и Фудзивара - но Юкинари (972 - 1028). Эпохи Камакура и Муромати были отмечены появлением школ Сэсондзи с ее преувеличенной манерностью и Сорэнъин, проповедовавшей возвращение к традиционному стилю. В эпохи Адзути - Момояма и Эдо прогрессу японского стиля каллиграфии (ваё) в немалой степени способствовали Хонами Коэцу (1558 - 1637), Коноэ Нобутада (1565 - 1614) и Сёкадо Сёдзё (1584 - 1659).
В настоящее время искусство каллиграфии продолжает процветать, и ее образцы наряду с образцами живописи и скульптуры присутствуют на выставках Ниттэн, спонсируемых государством.

 Copyright RIN 2003 -
  Обратная связь