История/ Средние века/ Страницы истории/ Япония/ Культура и наука Японии в Средние века/ Театр и музыка/
Древний мир
Страницы истории
Карты
Даты и события
Средние века
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новое время
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новейшая история
Парадоксы истории
Страницы истории
Карты
Даты и события
Общие разделы
День в истории
Загадки истории
История истории
Исторические личности
Историки
Археология
Организации
Занимательные
исторические факты

История религий
Рефераты по истории
Новые статьи :
Лора Квинт (1955), русская композиторша, автор песен ("Свидание в Юрмале", "Ночь любви", "Эх, мама, маменька") - Настоящее имя Доброва Лора Геннадиевна (р. 9 июля 1955, Ленинград) - композитор. Родилась в семье научных работников. С детства была одаренным ребенком: начала играть на рояле с пяти лет, а сочинять музыку - с семи лет; первые ее песни были приобретены концертными организациями в 1969, когда подробнее..

Лия Ахеджакова (1938), русская актриса ("Ирония судьбы", "Служебный роман", "Гараж", "Небеса обетованные") - АХЕДЖАКОВА Лия Меджидовна (р. 09. 07. 1938), актриса. Родилась в Днепропетровске. Окончила ГИТИС им. А. В. Луначарского (1962). С 1961 - актриса МТЮЗа, с 1977 - театра "Современник". Заслуженная артистка РСФСР (1970), народная артистка России (1994). Лия Ахеджакова - актриса трагикоми подробнее..

Сервис:
Новости
Служба рассылки
Открытки
Исторические личности
Социологические опросы
Лучшие тесты
  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


Театр и музыка





Театр


Образец бескомпромиссной условности дает японский театр Но (12-14 вв.): деревянная сцена площадью 1,7 кв. м, навес на четырех опорах, длинный мостик для выхода актеров и полное отсутствие декораций. На такой сцене давались (и до сих пор даются) крайне стилизованные драмы, в основном для искушенной публики.

Между театральными жанрами японского происхождения и пришедшими в Японию с материка существует живая связь. Как и в других областях культуры, тесное взаимодействие самых различных жанров привело, с одной стороны, к обогащению местной традиции новыми элементами, а с другой - к усвоению чужеземным театром элементов японской традиции.

Обстановка в Нара была для этого особенно благоприятна: приверженность аристократии к чужеземной культуре и, в свою очередь, стремление буддийских иммигрантов к ассимиляции облегчали процесс объединения двух культур. Степень и прочность ассимиляции зависели как от характера жанра, так и от его назначения. Нередки случаи, когда, укоренившись на другой почве, театральный жанр меняет свой характер и назначение.

Весьма показательной в этом отношении является история сравнительно недолговечного театра гигаку. Появившись в Японии в конце 7 в., гигаку стал одним из двух ведущих театральных жанров эпохи Нара. Гигаку - своеобразная танцевальная драма, возникшая в Индии. Первоначально этот древний ритуальный танец, исполняемый перед изображением божества вообще, а затем - только перед изображением Будды. В нём средствами хореографии воспроизводились отдельные эпизоды жития Будды. Из Индии эти танцы были занесены в южнокитайское царство У (по-японски - Го), а оттуда в Корею. В 6 в. вместе с распространением буддизма танцевальная драма появляется в Японии, где она и получает название сначала гогаку - "музыка Го", а затем гигаку, т. е. "искусная (виртуозная) музыка". В 7 - 8 вв. существовало более распространённое наименование гогаку - "курэ-но гаку", либо "курэ-но утамаи", т. е. "музыка страны Курэ" (так японцы называли царство У).

Вместе с этими представлениями в Японии появляются и маски. Вопрос о происхождении и характере японских театральных масок, в частности масок гигаку, принадлежит к числу трудных и маловыясненных. Впрочем, это касается всех вопросов, связанных с развитием японского театра в древности. Ссылаясь на самый древний и солидный источник по истории гигаку - "Кёкунсё", анонимное сочинение о музыке и театре, написанное в 1233 г., известный японский искусствовед Нома Сэйроку в специальной монографии, посвящённоой японским театральным маскам, утверждает, что уже в 6 в. маски всех главных персонажей гигаку были завезены в Японию с материка. Он считает, что иммигрировавшие в середине 6 в. в Японию члены царского рода У привезли с собой музыкальные инструменты и маски. Первое упоминание театра гигаку относится к 612 г. В 22-м разделе "Нихонги" говорится: "...Муж из Пэкче по имени Мимаси прибыл (в 612 г.) в Японию. Он сказал, что за время пребывания в Го (У - Южный Китай) постиг там их искусство музыки и танца. Мимаси был поселён в Сакураи, куда были собраны юноши, чтобы научиться у него этому искусству.
С тех пор его ученики Ману-но Обито и Сэйбун-но Аябито, перенявшие искусство у Мимаси, без труда передавали его своим ученикам". Встретив горячий приём при дворе Сётоку-Тайси, при покровительстве которого во дворце рода Сакурай в Нара была создана школа гигаку, откуда танцоров рассылали по всем буддийским храмам Японии, представления гигаку стали в 7 - 8 вв. непременной частью буддийских храмовых праздников и очень популярным придворным развлечением.

Наряду с гигаку существовала и другая форма театрального представления - бугаку (букв. "и танец и музыка"). Бугаку был занесён в Японию немного позднее гигаку и также через Китай. Бугаку, как и гигаку, находился вначале под личным покровительством Сётоку-Тайси, а затем и других правителей.

Происхождение масок бугаку довольно спорно. Нома Сэйроку полагает, что некоторые маски были заимствованы с Цейлона, из Индии, Индокитая, с Явы. Однако в своей монографии он не занимается специальным анализом этого вопроса. Другие специалисты, такие, как К. Бауэр и Т. Суда, считают, что в отдельных случаях в театре бугаку использовались некоторые маски гигаку. К сожалению, оба автора не задавались целью сопоставить два театральных жанра, почти одновременно появляющихся в Японии под эгидой буддийской церкви, и поэтому ограничились лишь вскользь сделанными замечаниями. Выяснение этой проблемы помогло бы пролить свет на развитие в условиях Японии обоих заимствованных извне жанров.

Заканчивая беглый обзор театральных форм древней Японии, необходимо упомянуть о наиболее интересном с точки зрения его дальнейшего развития театральном жанре, зародившемся в период Нара. Это - прямой предшественник японской драмы Но, так называемый саругаку. Буквально "саругаку" значит "игра обезьян", или "обезьянничанье". Такое смешанное представление, составленное из комических сценок, своеобразных скетчей, жонглёрских игр и акробатических трюков, поединков силачей, а также исполнения под аккомпанемент бива эпических песен о богах и героях, начиная с 8 в. приобретает всё бoльшую популярность.
В отличие от бугаку и даже гигаку представления саругаку с самого возникновения были сугубо светского характера. Очень скоро саругаку превратились в одно из самых любимых развлечений жителей Нара.
По традиции, принятой японскими и западными театроведами, считается, что, так же как и два предыдущих жанра, саругаку появился в подражание китайскому жанру - санъюэ (в 7 - 10 вв. "санъюэ" произносилось как "сангак").


Музыка

История музыки в Японии представляет собой длительный процесс заимствования зарубежных музыкальных стилей и приспособления их к японским вкусам. Как это происходило, можно увидеть на примере некоторых музыкальных инструментов, которые считаются теперь исконно японскими.

Среди них - кото с 13 шелковыми струнами, инструмент, напоминающий цитру, сякухати (бамбуковая флейта) и трехструнный сямисэн. Кото появился в Японии еще до начала VI в., а его современная форма - в XIII в., примитивный тип сякухати - в VIII в., сямисэн - в XVI в., все они пришли из Китая. Кото в Японии претерпел большие изменения, стал более звучным. Сякухати вообще исчез на своей исторической родине, а в Японии прекрасно сохранился. Новая техника игры на сямисэне развилась с помощью "бати", большого плектра, удерживаемого ладонью.

Дворцовая музыка. Японцы VII в. с энтузиазмом изучали музыку континентальной Азии. При императорском дворе в 701 г. было создано специальное Управление музыки. С одобрения властей музыка гагаку стала музыкой дворцовых ритуалов. Она до сих пор находится под покровительством императорского дома.

Позднее стала происходить японизация иностранной музыки, ее смешение с местной, народной. Дэнгаку (разновидность классического танца, берущего начало от ритуалов, связанных с севом или уборкой урожая) и саругаку (легкомысленный предшественник театра Но, также имеющий сельское происхождение) стали популярнейшим развлечением простого народа.

Музыкальное сопровождение. В ХIII столетии среди военного сословия стало очень модно слушать истории из эпоса "Хэйкэ моногатари" о взлете и падении мощного клана Тайра под музыкальный аккомпанемент бива, особого рода лютни. А в конце XIV в. появился новый жанр музыки театра Но. Примерно в это же время произошло возрождение сякухати: буддистские секты использовали флейту для исполнения религиозной музыки.

Во второй половине XVI в. произошел расцвет исполнительского искусства для простолюдинов, возросла популярность музыки сямисэна, поскольку он использовался в спектаклях Кабуки и кукольного театра Бунраку.

Гагаку - придворная музыка.
Одна из самых древних и значимых музыкальных форм Японии, пришедшая наряду с буддизмом из Китая. Пьесы Гагаку исполнялись при королевском дворе и вместе с тем были важной частью музыки церемоний буддийских и синтоитских храмов. Включали в себя музыку Бугаку, танцы других азиатских стран, чисто японские песни и инструментальные пьесы, созданные в эпоху Хейан, и музыку синтоитских церемоний. Названия Бугаку и Гагаку иногда употребляют как синонимы. Представление состояло из танцев под аккомпанимент большого оркестра струнных, духовых и ударных.
Танцы представляли собой очень сложную и отточенную конструкцию. Бугаку делились на "танцы справа" и "танцы слева"(хотя сегодня между ними нет четкой грани). Тогаку("слева") - буквально "танцы Китая эпохи Танг", - в основном, состояли из китайских танцев, но также и индийских. Основной цвет костюмов танцоров - красно-оранжевый. Комагаку("справа") - представляли танцы, присущие корейской придворной музыке и японские, созданные под ее влиянием. Основной цвет костюмов - зеленый. Помимо этого у каждого типа танцев свой набор инструментов.

Театр Кабуки.
Достигший расцвета в период Эдо театр Кабуки наиболее сильно повлиял на развитие традиционной японской музыки - больше половины стилей так или иначе связаны с ним. Само слово состоит из трех характерных слогов - ка(песня)-бу(танец)-ки(актерская игра). Изначально театр Кабуки развивался под сильным влиянием театра Но, многие пьесы были напрямую заимствованы, но в отличии от Но, бывшего исключительной собственностью класса самураев, Кабуки был общедоступным театром.

Нагаута - театр Кабуки.
Буквально значит "длинная песня" и первоначально представляла собой набор из нескольких взаимосвязанных песен в рамках представления театра Кабуки. Из-за того, что основной период развития стиля приходится на период Эдо, иногда используют название "Эдо Нагаута". По сути это лирическая форма с текстами, наполненными тонкими эмоциями и аллюзиями, говорить о чем-то напрямую недопустимо. Одна из наиболее известных и часто исполняемых сегодня тем-танцев классической Нагаута - Musume Dojoji. В XIX веке рамки стиля были расширены сказительной формой Озацума.
Полная форма танца для пьес Нагаута сегодня чаще меняется на Хэнгэмоно, серию коротких танцев-"транформаций", исполняемых одним актером. В рамках Кабуки на музыкантах лежала не только обязанность аккомпанировать танцам, но и играть вступления к сценам и акцентировать на сямисене произносимый актерами текст. Ряд музыкантов, сидящих за черной решеткой слева от аудитории, который можно видеть в исторических фильмах, и есть оркестр Нагаута.
Несмотря на то, что Нагаута до сих пор считается самой характерной формой театра Кабуки, в XIX веке часть традиционного репертуара была модифицирована для концертного исполнения. Например, такие известные пьесы как Matsu no Midori и Aki no Irokusa.

Йокеку - театр Но.
Йокеку стала полноценным стилем в период Муромати благодаря усилиям Канъами и его сына Дзэами. Они собрали воедино старую форму Саругаку Но с песнями и танцами Дэнгаку и искусную песенную и танцевальную форму Кусе Маи, популярную в то время. Поскольку сама театральная форма была лаконична, основное полотно представления составляли пение и музыка.
Хотя были пьесы Но построенные на реальной жизни, наиболее популярны были Югэн Но, показывающие неожиданные встречи с духами/призраками известных людей. Как актеры, так и музыканты театра Но не меняли однажды выбранной роли на протяжении всей своей жизни.
Полноценная программа театра Но состоит церемонии Окина, пяти пьес Но и комических пьес Кегэн в перерывах между ними. Ритуал Окина - это танец старого человека, символизирующий богатство и вечную юность. Затем актер-комик исполняет живой танец Самбасо(существующий во многих вариациях в театре Кабуки).
Каждая из пьес Но раскрывает определенный образ в следующем порядке - Бог, мужчина, женщина, безумие, Демон и прочие существа.
Ваки Моно/Сторона,часть(Окина) - камерная история о богах(именно отсюда берется большая часть играемых отдельно музыкальных пьес);
Сюра Моно - истории о воинской доблести(как правило, из Хейке Моногатари);
Кацура Моно/Пьесы в парике - тонкие и поэтичные истории с женскими образами;
Куруи Моно(или Дзо Моно)/Пьесы безумия - истории о том, как люди сходят с ума, теряя любимого человека. Эта единственная часть, в которой все пьесы показывают жизнь реальных людей;
Кири Но - истории о демонах и прочих сверхестественных существах. В качестве сверхестественного существа может выступать и человек с очень сильным характером. Эта часть может быть также представлена в форме яркого заключительного танца.
В наши дни редко играется больше двух-трех пьес Но в одном представлении, но и в этом случае всегда исполняются в перерыве между ними пьесы Кегэн. К сожалению, большая часть издаваемых записей музыки театра Но представляет собой усеченные варианты популярных пьес, сыгранные студентами-любителями Школ Но. Исключительно редко встречаются записи, сделанные на настоящих представлениях.

Тайко.
Тайко - это название двух барабанов с более, чем 1400-летней историей. Первый - небольшой круглый барабан на подставке, используемый в театрах Но и Кабуки, второй - большой барабан для создания звуковых эффектов в Кабуки. Однако в наши дни термин тайко(дословно, 'толстый барабан') используется при описании относительно современного искусства фестивальных ударных ансамблей куми-дайко.

Сэмио/Тендай Сэмио.
Музыка, строящая мелодические узоры вокруг голоса сенгона, поющего на санскрите священные буддистские молитвы или другие буддистские тексты. Происходит из Индии, в Японию стиль попал в V-VI веках через Китай, где часть текстов был переведена на китайский, а исполнительская манера претерпела изменения.
Попав в Японию Сэмио пребывал без изменений до IX, когда монахи Сайтю и Эннин, изучавшие буддизм в Китае, основали новую школу Тендай Сэмио в храме Энрякудзи на горе Хиэй. Оригинальный Сэмио стал частью нового стиля.
 Copyright RIN 2003 -
  Обратная связь