| Сервис: |
| |
Краткий очерк развития греческой драмы
Драма есть оригинальное создание греческого гения и представляет собой последний и самый роскошный цвет греческой поэзии, естественным путем развившийся из двух старших ее видов, - эпоса и лирики. Хоровые песни и монодии драматических произведений тесно связаны с лирикой, и именно дорической, не только по содержанию и исполнению, но и по стихосложению и языку, тогда как метрические формы диалога заимствованы из лирики ионической. Менее ясно выступает, на первый взгляд, связь диалогических частей драмы с эпосом, так как вместо важного, торжественного гекзаметра поэты пользовались для этих частей более подвижным, приближающимся к разговорному языку, ямбическим триметром или трохаическим тетраметром; но, отличаясь от эпоса по форме, диалог драмы остается тесно связанным с ним по содержанию, особенно в трагедиях: их содержание чаще всего заимствовалось из мифических преданий, излагавшихся в эпических поэмах.
Сами древние не имели прямых и достоверных сведений о первоначальном периоде развития драмы, так как в то время, когда они стали интересоваться вопросами об ее происхождении, многие подробности были уже забыты; но все-таки они располагали еще большим числом данных для более или менее вероятных предположений, и некоторые факты могут считаться установленными вполне прочно. Так, нет сомнения, что драма развилась из религиозных песен, исполнявшихся на праздниках Диониса. Самое название drama свидетельствует о религиозном происхождении этого вида поэзии: термином ta drwmena , обозначались церемонии, в которых жрецы во время праздников, особенно мистических, представляли верующим разные мифы, относящиеся к чествуемому божеству.
Культ Диониса более всякого другого мог подавать поводы к подобным представлениям. Это был бог производительной силы природы; замирание природы осенью и возрождение ее с наступлением весны уже рано были поставлены в связь с изменением существа самого бога и представлялись в мифах о странствованиях бога, борьбе, которую ему приходилось вести при распространении своего культа, о его страданиях, смерти и воскресении. Выдающуюся особенность Дионисовского культа составляли дифирамбы diquramboi), религиозные песни, которые исполнялись многолюдными хорами (в позднейшее время носившими название kuklioi coroi и состоявшими из 50 человек) под аккомпанемент флейты (реже кифары) и сопровождались танцами, мимически воспроизводившими содержание песни, в которой повествовательный элемент занимал много места; из среды хоревтов выделялся запевало (exarcwn), которому отвечал хор. В исполнении некоторых разновидностей первобытного дифирамба принимали участие сатиры (т. е. лица, изображавшие собою сатиров, обычных спутников Диониса).
Первоначально содержание дифирамбов почерпалось, вероятно, только из мифов о Дионисе; но уже рано сюжеты их стали заимствоваться и из сказаний о других богах и героях, как то случилось и с дочерью дифирамба - трагедией, так что явилась даже поговорка "ouden proV ton Dionuson", указывавшая на то, что данное поэтическое произведение не имеет никакого отношения к Дионису.
Будучи богом производительной силы природы вообще, Дионис в то же время почитался, в частности, как бог вина. Собирание винограда и разные фазы виноделия подавали повод к празднествам, на которых празднующие предавались непринужденному веселью. Родственники и соседи собирались вместе и совершали к жертвеннику или храму Диониса торжественные процессии, в которых вели обреченных на жертву богу козлов, несли корзины с жертвенными принадлежностями, символы плодородия природы и пр. Затем празднующие устраивали веселые игры, мимические представления, для которых сюжетом служили многочисленные мифы о приключениях Диониса или других богов, а также сцены из обыденной жизни, причем не было недостатка в шутках и остроумных насмешках, которые как бы поощрял сам бог, почитавшийся с эпитетами "Свободного" или "Вольного" (EleuqereuV, LuaioV, Liber).
Из указанных элементов Дионисова культа и развились постепенно три вида греческой драмы: трагедия, сатировская драма и комедия. По словам Аристотеля, трагедия возникла именно из дифирамба и именно от запевал дифирамбического хора. Действительно, весьма вероятно, что взаимодействие запевал и хора дало начало драматическому диалогу: запевало по временам выступал из хора и говорил от лица Диониса или какой-либо мифической личности. По своему характеру трагедия первоначально, как полагает Аристотель, не отличалась от сатировской драмы. Мы видели уже, что в состав первобытных дифирамбических хоров могли входить лица, представлявшие сатиров; они наряжались так, что могли называться tragoi, а хоры, в которых они участвовали, - tragikoi coroi; отсюда, по всей вероятности, произошло и название нового вида поэзии - tragwdia, т. е. tragwn wdh.
Соответственно торжественному характеру художественного дифирамба и трагедия при своем постепенном развитии приняла тот суровый, величественный и очищающий душу характер, которым она отличается от других видов драмы. Когда трагические поэты, выйдя за пределы крута мифов о Дионисе, стали черпать содержание для своих произведений из других мифических преданий, то и хоры их не могли уже постоянно изображать собою сатиров, составлявших свиту Диониса: хор стал представлять то друзей, то подданных или сограждан, то рабов главного героя или героини. Тогда представления с хорами, состоявшими из сатиров, выделились в особый вид драмы, получивший название drama saturikon. Она отличается от трагедии отсутствием мрачного тона и веселым шутливым содержанием, чуждым, однако, злобной насмешки. Сюжеты ее брались из области мифических или демонических существ, именно таких, которые представлялись в мифологии с чертами характера, доступными шутке и веселой насмешке, как, например, Геракл, Киклоп и т. п.
Что касается вопроса о происхождении комедии, то уже в древности существовали об этом разные мнения. Аристотель говорит, что дорийцы приписывали себе честь изобретения комедии и трагедии, причем в числе доводов в подкрепление своих притязаний, между прочим, выставляли производство слова kwmwdoi от kwmh, объясняя дело так, что kwmwdoi, будучи изгоняемы из городов, давали свои представления kata kwmaV, употребление же слова kwmh в значении "деревня" свойственно дорийцам, а в Аттике деревни назывались dhmoi. Таким образом, по этому объяснению kwmwdia обозначала простой, незатейливый вид драматической поэзии, свойственный деревенскому быту. Но такое резкое различие между городским и сельским бытом вряд ли могло существовать в ту отдаленную пору, к которой относится происхождение драматической поэзии. Поэтому гораздо вероятнее производство слова kwmwdia от существительного kwmoV: так назывались веселые компании, в праздничное время после пирушек бродившие по городу с разгульными песнями, с которыми могли быть связаны передразнивания и шуточные представления сюжетов из окружающей жизни. Сам Аристотель, ставя слово kwmwdia в связь с глаголом kwmazein, выводит начало комедии "от запевал фаллических песен", т. е. таких, которые пелись хорами в процессиях, носивших в праздники Диониса символ производительной силы природы (falloV), и имели веселый и часто непристойный характер. Можно думать, что запевалы или предводители хора прерывали песни шутливыми замечаниями, обращенными к хору или к окружающим, или рассказывали веселые приключения и сцены из окружающей жизни, и из этих-то сцен постепенно развился, благодаря талантливым поэтам, особый вид драматической поэзии.
Вышеприведенное свидетельство Аристотеля, что честь изобретения драмы приписывали себе дорийцы (именно комедии - мегарцы и сицилийцы, а трагедии - некоторые пелопоннесцы), не может быть признано неосновательным, так как действительно трагедия, особенно в хоровых своих частях, обнаруживает тесную связь с дорической лирикой, а комедия раньше, чем в Аттике, существовала в Мегарах и в Сицилии, где поэт Эпихарм еще в начале V в. довел ее до значительной степени развития. Некоторые предполагают, что и древняя аттическая комедия произошла из сочетания дорической шуточной драмы с фаллическими песнями. Но во всяком случае высшего своего развития и процветания драматическая поэзия достигла в Аттике, где драматические представления первоначально давались, говорят, в богатой виноградниками и преданной культу Диониса деревне Икарии (близ мегарской границы), а затем были перенесены и в город. Первым представителем аттической трагедии считается икариец Феспид (QespiV), который в 534 г. впервые поставил драму в городе. Как говорят, он присоединил к дифирамбическому хору особого исполнителя - актера (Диог. Лаэрт. III, 56), изобрел составные части драмы - prologoV и rhsiV (Фемист. 26), наконец, ввел некоторые усовершенствования сценической техники, как, например, полотняные маски. Следовавшие за Феспид ом трагические поэты - Пратин, Фриних, Хирил и другие способствовали дальнейшему усовершенствованию драмы, и затем в V в. до Р. X. трагедия в лице Эсхила, Софокла и Еврипида, а комедия в лице Аристофана достигла высшего своего развития. Аристофан был знаменитейшим представителем так называемой древней комедии, процветавшей до конца V в. С IV в. до времен Александра Великого господствовала "средняя" комедия, главными представителями которой были Антифан и Алексид, а при Александре Великом и диадохах - "новая" комедия, из авторов которой особенно славились Филемон и Менандр. Средняя и новая комедия отличались от древней по форме тем, что не имели хора и представляли гораздо менее разнообразия в метрах, а по содержанию - тем, что древняя комедия носила политический характер, уделяя много места осмеянию политических и общественных событий и деятелей, тогда как средняя и новая не касались политики и выставляли общие человеческие типы и характеры.
Латышев В.В. Очерк греческих древностей
|
|
| |